Сибкрай.ru

Виктор Трофимов

Крещенские купания и цифровизация

Сформулировать, что есть человек, природа человека – эта задача все чаще всплывает в общественном сознании и связано это по-видимому с тем, что разговоры о цифровизации всего и вся затронули фундамент «человеческого, слишком человеческого ». Действительно, и цифра, и культура – это область нематериального и, стало быть, культура дождалась своего часа: мир перевернулся, и она оказалась в базовой части мира человека, да простит нам такое вольнодумство великий Маркс. В последние годы в профессиональной среде ученых и трансляторов знаний возникло такое понятие «третья культура» - это такие интуитивные знания-убеждения, которые нельзя пока доказать, но верить в них, оказывается, тоже рациональный путь в отличие от мифов, сказок, фантазий. Эти «верования ученых» проставляют некие иногда очень полезные вектора в поле науки и более широко – в поле смыслов современной цивилизации. Дальнейшие мысли, пожалуй, ближе к таким «полям». В день, когда христиане, положив смартфоны в сухое место, миллионами отмечают праздник Крещения Господня купанием в прорубях, хочется попытаться вновь собрать, прости господи, в целое ускользающую сущность человеческого в очень простой модели на одной странице. Итак, мы видим теперь, особенно хорошо на снимках с Луны, такой совершенный голубоватый шар, на котором располагается весь наш материальный мир, который динамично взаимодействует и устойчиво сводит в целое все физические атрибуты целого мира суши, океанов, гор, рек, атмосферы. Наш дом с садом стоит на части суши и пролетает вместе с голубым шаром ежесекундно десятки километров в безжизненном практически пустом пространстве. Человек, решается быть человеком, потому что знает, что его путь заканчивается бесконечным пространством смерти. Значит человеческое в нематериальной своей сущности – а она и есть главное – летит по бескрайнему океану смерти, сохраняя свою природу в устойчивом процессе рождения и смерти своих элементов – людей. Вполне естественно представить эту нематериальную сущность в виде шара, на поверхности которого идёт конструктивный процесс получения новых знаний и воплощения их в материальные сущности. Этот шар для защиты от окружающего океана неживой природы окружен устойчивой оболочкой веры: христианской, мусульманской, буддисткой и другой. Эта оболочка – граница знания с океаном непознанного.   Человеческое в нематериальной своей сущности – это творческий дух способный рождать любые фантазии в целях моделирования опасных ситуаций и предупреждения о грозящих человеку опасностях. Эти фантазии, мифы, сказки не совсем произвольны, так как порождаются главным образом фактором страха и его преодоления. Поэтому они такие схожие у разных народов.  Однако, мифы, поверия, суеверия – ненадёжная оболочка и они уступают место единому богу и канонической вере. Каноническая вера – это вполне точное знание. Почему так преследуются ереси ? Потому что только точное знание контуров веры способно стать надёжным инструментом конструирования и сохранения защитной самоподдерживающейся оболочки для человеческого в веках в условиях непрерывной смены поколений. В то же время критического масштаба достижения науки инкорпорируются в каноническую веру в контролируемых условиях транспарентно, хотя иногда с огромными коллизиями.       Вывод неожиданный: вера в единого бога помогает человеческому достичь прогресса в науке. Тем, что позволяет избежать деморализации перед окружающим хаосом смерти, подозрений в угрозах мифических врагов, сосредоточиться на научных исследованиях и эффективно распоряжаться своей познавательной энергией, не тратя её на монстров, демонов, колдунов, предсказателей, чудовищ сна точного разума. Непознанное всегда будет располагаться за пределами оболочки веры, и не представлять угрозы для человеческого, пока имеется эта спасительная оболочка. Но это в целом для человеческого. А как же человеческое сохраняется и развивается в отдельном человеке? Для отдельного разума, отдельного индивида одна из самых наверно главных проблем прорыва сквозь тьму хаоса разума, его сна – это самоидентификация человека в человеческом. Эта проблема осложняется ещё и тем, что в процессе самоидентификации необходимо соединить в единое целое материальное тело человека, его идеальное тело и человеческое.  Однако эта необходимость включения материального тела есть в то же самое время и помощь в виде ключа, инструмента для самоидентификации. Пример? А вот крещенские купания в проруби это и есть пример той самой поддержки самоидентификации в гигантском процессе движения оболочки веры и в целом «шара» человеческого в океане хаоса. Простой и надёжный способ почувствовать себя до мозга костей в лоне защитной оболочки веры. Через индивидуальную фантазию.