Сибкрай.ru

Алексей Александров

Городская ассамблея как логичный отклик на неэффективность власти

События последних месяцев наглядно показали: злейший враг нашей исполнительной власти – сама исполнительная власть. Потому что так настроить против себя практически население целого региона не сможет ни один диверсант.

Пожалуй, никогда раньше в течение ограниченного времени администрация области не вела себя так несуразно и непоследовательно. Каждый громкий проект оборачивается не менее громким скандалом: строительство четвертого моста , повышение тарифов или концессия мусороперерабатывающего завода . И это только то, что лежит на поверхности! Не столь громкие, но значимые для отдельной части населения либо отдельных отраслей «проколы» власти видны буквально на каждом заседании комитетов Законодательного собрания. Взять хоть поддержу сельского хозяйства, строительство, заготовку дров. Словом, куда ни кинь, всюду клин. Вот и со строительством Ледового дворца к молодежному чемпионату мира по хоккею, похоже, облажались: высока вероятность того, что вместо нового спорткомплекса мы получим новый микрорайон элитных многоэтажек .

 

И так буквально на каждом шагу! Даже бывший губернатор Василий Юрченко, утративший доверие президента, начудил, кажется, не столь громко, как нынешний: «всего-то» отнял, а потом по требованию жителей вернул пенсионерам льготный проезд, да «поигрался» в Промышленно-логистический парк. Но там не фигурировали суммы в десятки миллиардов рублей, и область не закладывалась в многолетнюю кабалу, мягко говоря, сомнительным инвесторам, которые могут получать просто фантастические дивиденды: каждый вложенный рубль в любой из нашумевших проектов принесет им от 4 до 10 рублей прибыли за время действия так называемых «концессий».

В этом отношении просто показательна история с тарифами на коммунальные услуги. Дело даже не в том, что вначале их предложили повысить на 15%, а затем, после состоявшихся митингов и под нажимом населения, снизили до 4%. Если копнуть глубже, то надо вспомнить 2014 год, когда правительство области буквально «продавило» через Заксобрание новый регламент распределения сборов НДФЛ между региональным и муниципальными бюджетами. Норматив снизил отчисления по НДФЛ муниципалитетам с 25% до 15%, а Новосибирску – с 40 до 30%. Бюджет города Новосибирска потерял от этого 3,5 млрд рублей, и тут уж не до развития – хватило бы на выживание.

 

В том НДФЛовском кульбите на тот момент была разумная доля, при условии более тесного взаимодействия города и области в выравнивании межбюджетных отношении и взаимопомощи, которое было одним из условий при голосовании депутатов Заксобрания... Но на деле оказалось, что взаимные договоренности о помощи городу «повисли в воздухе»! Зато после того, как выкручены руки, можно спокойно навязывать и требовать от Горсовета любые уступки, вплоть до организованной поддержки повышения тарифов. Иначе – просто не выжить! Поэтому совершенно обоснованно на последней сессии депутаты Новосибирска поставили вопрос о возвращении муниципалитету средств от НДФЛ. Особо отмечу: законодатели также поддерживают требование депутатов Городского совета. Была сложная ситуация, пришлось залазить в карман города , но сегодня областной бюджет выглядит крепче и более сбалансированным, в отличие от городского. Значит, пришло время отдавать долги.

Это отношение – выкручивание рук, создание невыносимой экономической ситуаций для последующего получения политических и экономических дивидендов – судя по всему, стало основой областной политики. Как в таких условиях могут развиваться районы, предприятия, если заведомо знают: в любой момент у них могут все отобрать? И вместо поддержки администрация области приведет непонятного «дядю-инвестора», который будет делать все то же самое, что и раньше, только намного дороже.

После раскола экономической элиты, которая произошла при Василии Юрченко, перед новым губернатором стояла задача преодолеть раздробленность, создать объединяющее начало. Слава богу, удалось это сделать, и в области нет серьезных столкновений противоборствующих экономических группировок. Но получилось по Черномырдину: объединились против простых людей, пытаясь решить проблемы за их счет! В какие-то три года правительство сумело настроить против себя население, и наступить на те же грабли, что и предыдущий губернатор. Хотя есть простой и надежный рецепт: привлекать к принятию сложных вопросов общественность еще до того, как подписываются договора о концессии или принимается решение о повышении тарифов.

 

Общественные советы при министерствах и департаментах, депутатские слушания вполне могут оценить любое начинание – и эксперты независимые найдутся, и социологи, вообще все! По сути, этой работой должна заниматься Общественная палата, о чем в своем послании говорил и президент Владимир Путин, да что-то не хватает ей организаторских инициатив. Иначе к президентским выборам область придет с таким негативом по отношению к власти, что предсказать их результат не сможет никто. Чего, собственно, и добиваются Навальный и другие так называемые либералы. На словах наше областное правительство борется с оппозицией, а на деле дает ей столько материалов для критики и нагнетания политической истерии, что невольно возникает подозрения: на кого работают наши министры? А вот против кого – вопроса вообще не возникает.То же самое происходит в политической сфере: власть упорно проталкивает в Госдуму, в местные органы самоуправления «своих» кандидатов, не считаясь с мнением избирателей. Идет попытка просто и крайне тупо отсечь от диалога с жителями округов, районов, поселений любого человека, имеющего собственное, не всегда совпадающее с официальной позицией, мнение и способного его высказать. По сути, сегодня власть сама себе плодит оппозицию, которая легко находит себе поддержку со стороны различных Навальных и других либералов крайнего толка. Они хоть и не делают погоды, но гнут свою линию, раскачивая и без того утлую лодку, на которой администрация, напомню, старается дотянуть до 2018 года, когда пройдут президентские выборы. То, что она не станет белоснежной яхтой, ни у кого не вызывает сомнения, задача - хоть бы остаться на плаву и постараться убедить жителей, что именно так и задумано.

На этом фоне проведение первой городской ассамблеи является своевременной и как никогда нужной. Как показывают последние события с отменой повышения тарифов на 15%, с партиями, депутатами, специально назначенными общественными организациями можно «договорится», в худшем смысле этого слова! Но вот с независимыми, компетентными, имеющие вполне заслуженное уважение многих жителей Новосибирска активистами, которые составили костяк ассамблеи, договорится можно, но только в интересах здравого смысла, в интересах простых новосибирцев!