Сибкрай.ru

Максим Марков

Мэр оставил город

Мэр оставил город без будущего. В те 14 лет, что Владимир Городецкий занимал пост мэра крупнейшего муниципального образования России и третьего по величине города в стране, случилось много позитивного для развития Новосибирска. Именно случилось, поскольку никто не может с уверенностью сказать каков вклад мэрии в тот или иной успех. Велась ли вообще целенаправленная работа? А может все случилось совершенно вопреки, а позже просто перекочевало в муниципальные отчеты о проделанной работе. У города не существует внятной стратегии развития, на уровне каскада управляющих документов. Никому не понятно, что должно быть создано, как выглядеть и как функционировать в определенный перспективный период. Отцы города не определились даже с экономической и инвестиционной стратегиями. Таким образом, создается полное ощущение, что в городе просто поддерживается то, что развивается само и вынужденно реализуются неотложные дела, за провал которых не похвалят . Такая ситуация с неопределенностью планов не позволяет давать однозначные оценки тем или иным действиям муниципальных чиновников. В свою очередь, отсутствие представления о результатах их деятельности допускает интерпретацию ими любого своего решения как положительного. Вот например, бывший мер в своем отчете перед горсоветом, о проделанной в 2013 году работе, в качестве позитивных свершений приводит в том числе «восемь светофорных объектов» . Много это или мало? В соответствии с планами или с необходимостью? Нет ответа. Меня могут упрекнуть, мол в городе есть «Стратегический план устойчивого развития Новосибирска до 2020 года». Соглашусь с фактом. Но если вдумчивый читатель познакомится с текстом документа, то выяснит, что там указаны проблемы для решения которых необходимо подготовить программы. Но не все программы подготовлены. Более того, даже подготовленные различные целевые программы являются по формату документами бюджетного планирования. А вот документы проектного управления развитием абсолютно отсутствуют. Факт. Стоит так же отметить, что Стратегический план был принят в 2005 году, то есть учитывал докризисные показатели и динамику, но с тех пор не актуализировался. Таким образом, принимавшийся с апломбом документ утратил значимость замыслов, да и смысл оказался выхолощен. Нынче он существует как памятный сувенир былых устремлений . Я ни в коей мере не умаляю плюсы и заслуги Владимира Филипповича как крепкого хозяйственника. Но хочу заметить, что именно благодаря им, а не политической самостоятельности, он и занял пост мэра 14 лет назад. Но именно политика предполагает борьбу идей, позиций, взглядов. А управление хозяйством требует совершенно других компетенций. Исходя из постулата, что любая система – проекция представлений создателя, город и получил «управляющую компанию», а не «дирекцию по перспективному развитию». Как минимум на уровне собственных представлений чиновников мэрии об основных функциях муниципалитета. И даже депутат горсовета Вячеслав Илюхин, комментируя ситуацию с предельно сжатой избирательной кампанией, завил: «Мэру надо заниматься не политикой, а хозяйством». В Новосибирске политическая конкуренция давно не существует, в связи с чем отсутствует и конкуренция смыслов, различных точек зрения и мнений о путях и форматах развития города. Сам Владимир Филиппович уходя сказал: «Новые задачи, стоящие перед городом, требуют свежего взгляда на их решение». К сожалению и тут он говорил не о стратегии, и даже не о новых целях. А о новых задачах, видимо не решенных для достижения целей подзабытого всеми «Стратегического плана устойчивого развития Новосибирска до 2020 года», так и не превратившегося в каскад управленческих документов и конкретных программ развития конкретных проектов. А между тем, Владимир Филиппович назначен заместителем губернатора Новосибирской области по развитию агломерации. Желание Василия Юрченко использовать многолетний опыт руководителя, управляющего муниципальным образованием при отсутствии внятной долгосрочной стратегии развития, выглядит, мягко говоря, забавно. Не говоря уже о том, что Городецкий будет заниматься развитием территориального образования не существующего с точки зрения российского законодательства. И если планы по формированию Большого Новосибирска не предвыборная фикция политтехнологов губернатора, то городу тем более нужен действительно новый мэр. Человек, который будет хотя бы способен на понимание перспективного многовекторного развития крупнейшего регионального центра в российской Азии и имеющий способности облечь это в непротиворечивую и сфокусированную стратегию. Городу нужен лидер. Лидер, способный сконцентрировать усилия сообществ, даже противостоящих друг другу. Но губернатору нужен Городецкий-2. Нужен крепкий хозяйственник, а не стратег. Не нужны смыслы. Необходимо бесперебойное функционирование городского хозяйства. А это означает, что поистине нового мэра городу иметь не позволят. Городу не позволят иметь понятное будущее. Так что, вроде бы, ничего не изменилось, но может быть потеряно очень много.