Сибкрай.ru

Павел Березин

"Два мира -- два шапиро" или О привлечении молодых кадров в АПК

Крошечный городишко Фремонт, что в штате Мичиган. 4 тысячи жителей, дыра дырой. Народ, в целом, небогатый, живут как умеют -- американская глубинка как она есть.        И каждый год в один из апрельских дней двор местной школы заполняется... тракторами. На этих тракторах в школу приезжают старшеклассники, дети окрестных фермеров. 16-летние парни и девчонки сами садятся за руль -- и сами, в гордом одиночестве, едут на отцовском тракторе в школу, иногда за десятки километров. Машут рукой из кабины улыбающимся дорожным полицейским, лихо паркуются на школьном дворе, болтают, сидя на капоте, и рассказывают первоклашкам об устройстве техники, о фермерском труде, о том, что такое стрельчатая лапа, химпрополка, травосмеси. Никаких казённых митингов и "линеек", никаких речей "главы района" и "председателя совета депутатов", вздрюченные училки не бегают по рядам, не шикают и не орут на детей -- просто тусовка, весёлая и живая.        Этот праздник у них так и называется -- "Tractor School Day", этой традиции уже лет двадцать. Приезжает телевидение, газеты, малышня лазает по технике -- веселуха.     Какой бюджет у этого мероприятия? Правильно, ноль долларов ноль центов. Какой позитивный эффект от этого мероприятия? Посмотрите на этих фермерских детей, как они лопаются от гордости и важности, раздавая интервью корреспондентам, на блеск в их глазах -- и вы всё поймёте.        Вот оно, фундаментальное, убийственное отличие тамошних "низовых" сообществ от наших: они из ничего умеют сделать СОБЫТИЕ. И не ради "мероприятия" и галочки, а ради того, чтобы показать себе и людям, что сельское хозяйство -- это ИНТЕРЕСНО. И заниматься им -- достойно современного человека. И что сельская глубинка -- живёт, надеется и радуется жизни, а не героически выживает в осенней грязи, со стоном размазывая слёзы и сопли.        Ивент-менеджмент и прочие технологии общественных коммуникаций -- неотъемлемая часть инфраструктуры современного АПК, равная по значению геостационарным спутникам и генетическим центрам. Западное сельское хозяйство живёт в совершенно другом информационном поле, концентрированном как серная кислота. Потому что в условиях гиперинформационного общества потребителей и будущих работников отрасли нужно постоянно удивлять и заинтересовывать. Чтобы глаза на лоб лезли.        Посмотрите рядовую выводку племенных животных в Далласе или Висконсине -- это шоу покруче Дю Солей и Пинк Флойд вместе взятых. Посмотрите список школьных праздников во Франции, посвящённых фермерству -- их проводится десятки тысяч. Загляните на День открытой фермы в Великобритании -- это уже общенациональный семейный праздник.        А у нас.... Наше сельское хозяйство задыхается не только от кредитов и разваленных элеваторов, но и от лютой казёнщины, от чудовищной серьёзности всех этих "конференций" в духе 50-х годов прошлого века, на которых от скуки дохнут даже ко всему привычные районные мухи. От этих женщин в пыльных кокошниках, от полного отсутствия живого современного контакта с городом, с простыми горожанами, а главное -- с молодёжью, которая уткнулась в свои телефоны и понятия не имеет, насколько изменился современный АПК, насколько он сейчас интересен, перспективен и технологичен.        "День поля" и "День урожая" в регионах -- этого мало, ничтожно мало. Тем более, что и эти события то и дело впадают в унылый официоз, не имеющий никакого отношения к двум главным объектам -- потребителям сельхозпродукции и будущим работникам АПК.        Конечно, ростки нового имиджа, нового событийного ряда отечественного сельского хозяйства начинают пробиваться сквозь вековой асфальт. Есть знаменитые ростовские гонки на тракторах "Бизон-Трек-Шоу", есть потрясающее шоу племенных животных "Звёзды Подмосковья" в Раменском -- единственная в России выводка международного класса. Многочисленные фермеры-энтузиасты своими силами устраивают в регионах современные городские кулинарные события, формируя устойчивые сообщества "потребитель -- производитель": в Иркутске это замечательный сыродел Сергей Перевозников, в Кузбассе семья Волковых с их "Калиной-Малиной", у нас в Новосибирске отличные "Дни пеляди-кролика-гуся" проводит Константин Терещенко, создатель проекта "Нью Колхоз". Но этого мало, мало, мало. У этого должен быть совсем иной МАСШТАБ.        И многое, поверьте, очень многое изменится, когда чиновник, расписывая годовой план мероприятий, вдруг напишет не привычное "провести ряд совещаний, посвящённых кадровой проблеме и развитию профессионального образования на селе", а -- "провести Праздник огурца, помидора и весёлого комбайнёра". Вот это будет действительно "пропаганда сельского хозяйства и сельского образа жизни". Реальная.        Мне могут возразить, что, дескать, у русских с приличными праздниками вообще дела обстоят плохо , а главное -- не та история, не тот бэкграунд у российского сельского хозяйства, чтобы устраивать "День кабачка графства Глостершир". А вот это, простите, никого не интересует. Этому придётся учиться, чтобы не оказаться однажды на свалке на заднем дворе сельского ДК, вместе с облезлыми кокошниками.         А старшеклассник из райцентра сфотает это на телефон, разместит фотки в контакте, и вдоволь посмеётся над этим с друзьями.