Сибкрай.ru

Зеленые зоны департамента культуры: «стратегия» театра абсурда

Зеленые зоны департамента культуры: «стратегия» театра абсурда

Комитет по вопросам озеленения мэрия Новосибирска учредила в начале сентября. Удивлены были все: депутаты Горсовета из-за того, что услышали о нововведении впервые из СМИ, остальная общественность – из-за того, что новое подразделение  должно войти в департамент культуры, спорта и молодежной политики, который возглавляет Анна Терешкова. В последнее время именно ее департамент занимается благоустройством городских пространств, хотя в администрации города есть профильные структуры. Спустя две недели с оглашения решения, идею комитета представили депутатам городского совета. Они в своем большинстве встретили инициативу крайне критически.

Круглый стол о дальнейшем развитии озеленения общественных пространств и разграничении полномочий прошел накануне, 20 сентября, в большом зале мэрии Новосибирска. Здесь обычно идут сессии Горсовета и иные мероприятия с большим числом участников, и планировка зала предполагает рассадку по принципу круглого стола. Однако на этой дискуссии зал фактически разделился на две половины. В центральной части расположились чиновники – начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики Анна Терешкова, заместители мэра, представители главного управления благоустройства и озеленения города, департаментов транспорта, ЖКХ и энергетики. В противоположной части стола, рядом друг с другом, сели депутаты, которые выступают против появления в мэрии Новосибирска еще одной структуры – комитета по вопросам озеленения

Документ о создании комитета по вопросам озеленения был подписан мэром города Анатолием Локтем в начале сентября. По замыслу, комитет должен объединить специалистов из уже существующих подразделений мэрии, которые занимаются вопросами озеленения. Мэр города отмечал, что в полномочия комитета по озеленению будут входить «практическая работа», управление и развитие зеленых зон, обеспечение участия города в федеральных проектах, а также реализация муниципальных программ.

В настоящий момент в структуре мэрии Новосибирска есть главное управление благоустройства и озеленения, которое входит в структуру департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Помимо этого, существует множество МУПов, которые также отвечают за подобную работу.

Впрочем, в последнее время работы по благоустройству зеленых зон и мест отдыха горожан ведет департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии под руководством Анны Терешковой. Например, департамент Терешковой ответственен за строительство и благоустройство Михайловской набережной, курировал сбор предложений от жителей по благоустройству территорий в рамках программы комфортной городской среды, а также отвечал за запуск в выходные дни прошлым летом проекта пешеходной улицы Ленина. 

Заседание началось с доклада преподавателя НГПУ Светланы Гижицкой. Гижицкая зашла издалека – рассказала о природно-экологическом каркасе и искусственных зеленых насаждениях Новосибирска. По ее словам, почти все городские насаждения – это природное наследие, в которое человек внес вклад лишь на 25%. Все крупные зеленые массивы – это природные экосистемы.

«Главными проблемами с 1962 года остаются: неравномерное размещение зеленых зон, отсутствие генерального плана озеленения, системы проектирования зеленых объектов, преобладание посадок рядовых деревьев, отсутствие вертикального озеленения, недостаточное благоустройство зеленых объектов и перегруженность сооружениями в составе городских парков», – подытожила Светлана Гижицкая и заявила, что все эти проблемы можно решить только с помощью создания новой структуры в мэрии.
 
Эту мысль подхватила Анна Терешкова. Она вспомнила, что вопрос обсуждался давно, еще с 2013 года. Сейчас его просто решили задокументировать. 

«Предложения по систематизации работы с зелеными зонами высказывались еще с 2013 года, – несколько раз повторила она. – В 2017 году мы с вами (прим. ред. – с депутатами) представили концепцию по развитию озелененных общественных территорий «Зеленый Новосибирск». Там был главный вывод: необходимо совершенствовать систему управления зелеными пространствами и сформировать орган управления. В данный момент общественные пространства, городские и зеленые территории разобщены и находятся в ведении разных структурных подразделений мэрии. Скверы, бульвары находятся в подчинении департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса. Парки культуры и отдыха находятся под руководством департамента культуры. А есть и иные общественные территории, которые не закреплены ни за кем, но воспринимаются как рекреационные зоны». 

В результате такого разобщения, заявила Терешкова, появляются проблемы с функционированием этих территорий и отсутствием единой идеологии принципов озеленения. Она отметила, что в данный момент департамент культуры, спорта и молодежной политики работает по программе комфортной  городской среды. Однако штата департамента недостаточно для того, чтобы быть администратором этой программы. По словам Терешковой, фактически всей работой по зеленым зонам занимаются три человека. Для комитета по озеленению эта программа станет приоритетной. 

Мэрия планирует передать полномочия по благоустройству парков, скверов и бульваров новой структуре департамента культуры вместе с ГУБО и «Горзеленхозом». У департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса в ведении останется содержание территорий, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог. Благоустройством дворовых территорий, как и раньше, будет заниматься департамент энергетики и ЖКХ. 

«И, знаете, не могу устоять от лирической ноты, – добавила в конце своего выступления Анна Терешкова. – В 2013 году почетный житель нашего города Ростислав Шило сказал, что хозяин зеленой зоны Новосибирска должен быть только один. И, скорее всего, это департамент мэрии по культуре. Эфир программы состоялся 22 августа 2013 года. В день моего рождения». 

Депутаты городского совета разделились: одни встретили последние слова начальника департамента аплодисментами, другие же – многообещающе улыбнулись или вовсе пропустили высказывание мимо ушей. 

«Анна Васильевна, ваша историческая справка, мягко говоря, не очень точна, – парировал ей депутат Горсовета Игорь Салов. – Эта неточность определяется тем, что вы на этой должности совсем недавно. Обсуждение проблемы началось еще при прошлой администрации. И жив был еще Ростислав Шило, и слышал я своими ушами это выступление. Тогда наши мнения по поводу создания единой организации разошлись. Тем более нам неожиданно слышать от вас предложения, которые вы сформулировали. Единый центр управления зелеными зонами обсуждался, да. Но новый функциональный орган! Он нам зачем? Ведь мы говорили, что необходимо объединить все в единое, например, унитарное предприятие. Вот в чем был смысл».

Депутаты поддержали Салова и сформулировали свои вопросы. Главные из них: какова структура комитета, каким будет штатное расписание, сколько дополнительных рабочих мест понадобится и как это скажется на городском бюджете? 

Анна Терешкова в ответ повторила, что комитет будет вбирать в себя функции, которыми сейчас не очень успешно занимается департамент транспорта. После передачи «зеленки» комитету департамент транспорта, в первую очередь, будет ремонтировать дороги и все силы отдавать на это, указала Терешкова.

«Ремонт дорог происходит комплексно вместе с зелеными зонами, – возразил депутат Вячеслав Илюхин. – И что же – для того, чтобы отремонтировать дороги, придется обращаться в департамент культуры, спорта и молодежной политики? Тот ряд проблем, который вы вывели, не существует на самом деле. Парки и скверы не закреплены за одной структурой – и это мешает их развивать? Что мешает организовать общую систему озеленения города сейчас? Мешает то, что руководитель неэффективный? А при вас он будет эффективный? Тогда какая разница – просто замените его там. Нет необходимости дергать на себя какие-то структуры. Все проблемы решаемы в нормальном режиме». 

Терешкова парировала, что видит чисто управленческую проблему и нестыковку в административной сфере. Каждый, по ее словам, должен иметь свою специализацию. 

– А сколько это будет стоить городскому бюджету? – поинтересовался Игорь Салов. 


– Это немного другой вопрос, – уклончиво ответила Терешкова. – Мы просим выделить только две ставки – председатель и заместитель председателя комитета.
 – Вы перечислили огромное количество проблем, с которыми мы сталкиваемся по озеленению города, по содержанию и развитию, – продолжил Салов. – Вы хотите сказать, что вот этой переориентацией, переподчинением и этими двумя ставками решите все проблемы? 
– Мы понимаем, что требуется большее количество ставок. Но мы должны с чего-то начинать, – ответила Анна Терешкова, вызвав смех со стороны представителей депутатского корпуса. – Мы должны стратегировать и показать направление, которое потом будет двигаться. 

Глава департамента культуры попыталась объяснить, почему нельзя объединить парки и скверы ни в одно существующее муниципальное подразделение без создания новой структуры. Она сообщила, что, например, у Центрального парка задолженность составляет несколько миллионов. Поэтому, указала Терешкова, единственный выход из ситуации – это создать единое зеленое обеспечение парков и скверов. 

«Сейчас у нас есть «Горзеленхоз», который полностью своими функциями перейдет в комитет по озеленению, – выступил депутат Дмитрий Прибаловец. – А ведь эта структура в мэрии – работающая. Почему мы должны то, что хорошо работает, как-то разобщать. Ему просто нужно добавить бюджет, чтобы работа была эффективнее. Если вы можете предложить какую-то успешную концепцию для него – то предлагайте. Зачем ломать хорошо работающую структуру, сложившееся положение вещей? Может же стать еще хуже, мы пока не знаем. Я работал с этой структурой и знаю, что они не просто убирают мусор и обрезают деревья, как вы говорите. Они активно высаживают новые растения и достаточно успешно занимаются этим самым озеленением». 

Атмосфера в зале накалилась, кто-то на эмоциях выкрикнул, что «можно и десять бесполезных комитетов создать» или «отдать всю мэрию Терешковой». Другие попросили «не устраивать базар», третьи напомнили, что это дискуссия и депутаты должны высказаться. Вячеслав Илюхин пытался привлечь внимание модератора дискуссии, но последний будто его не увидел и толкнул в бок соседа, который «давно хотел выступить». Сосед, депутат Евгений Яковенко, «проснулся» и спросил, разработан ли конкретный план по видам деревьев на каждой отдельной территории. 
 
Разговор о деревьях затянулся, но завершился ничем: на данный момент какого-либо перечня предпочтительных для каждой зеленой зоны растений нет. Это, по словам Терешковой, снова связано с отсутствием единого уполномоченного органа. 
 
С другой стороны стола от депутатов «прилетел» еще один вопрос – когда Горсовет сможет вмешаться в дела мэрии и рассмотреть необходимость создания комитета по озеленению совместно с чиновниками. Им в ответ указали, что создание комитета не повлияет на штатную структуру мэрии, которая утверждается советом. 

– Как это не меняется структура мэрии? – удивился Игорь Салов. – А комитет добавляется – это не дополнительная ли структура? 
– Хороший вопрос, – прокомментировал спикер Горсовета Дмитрий Асанцев, который сидел рядом с Анной Терешковой. – Но внутри ничего не меняется. Положение по перераспределению функций будет утверждать совет. 
– Мы бы попросили поручить управлению по правовым вопросам мэрии проработать эту сторону. У нас ощущение, что вам предоставили некорректную информацию. Все-таки это конкретное изменение штатной структуры мэрии, в нашем понимании, – настоял Салов.
 
Специалист по юридическим вопросам нашелся сразу. Юрист объяснила, что структура мэрии утверждается городским советом. В нее входят департаменты, комитеты, если они отдельны, и управления. В данной ситуации структура не меняется, так как комитет будет вписан и подчинен департаменту культуры. Структуру же самих департаментов утверждает мэр города. Каким-то образом повлиять на эти решения мэра депутаты Горсовета могут только на сессии. 

Депутат Наталья Пинус деликатно попыталась перевести разговор с эмоций на действия. Она предложила рассмотреть альтернативные способы решения проблемы. Пинус отметила, что согласна с необходимостью  совершенствовать систему управления, однако сделать это она предлагает иначе – применив практику проектного управления для упрощения межведомственного взаимодействия. Такая практика существует на нормативном уровне, ее механизм отработан. Причем приоритетно ее использование в системе здравоохранения, образования или в сфере городской среды, подчеркнула Пинус. Но ее предложение осталось без комментариев, по всему было видно, что Терешкову устроит только комитет по озеленению и только в ее департаменте.
 
«Извините, но для нас это обсуждение как театр абсурда, – наконец получил слово Илюхин и подытожил мнение большинства выступавших депутатов. – Логика здесь простая. Если в школу приходит сантехник и начинает ремонтировать унитаз, то значит, что комитет ЖКХ нужно подчинить управлению образования. Если внимательно послушать Анну Васильевну, то сложится впечатление, что все подразделения мэрии должны подчиняться департаменту культуры. А чем мэр будет заниматься? В его задачу как раз входит создание условий для того, чтобы все подразделения нормально контачили между собой. Как можно структуру, которая занимается хозяйственными вопросами, передавать в департамент культуры? Я даже не могу назвать это решение разумным».

«Тогда и вы меня извините, – обиженно ответила Анна Терешкова. – Но дальше комфортной городской средой в количестве трех человек я заниматься не буду. У меня есть много других функций. А у нас только половина департамента отвлечена на эту программу. Это же ежедневные работы и очень сложные проекты всероссийского уровня, которые мы реализовываем в Новосибирске впервые. И я не могу показать хороший результат тремя человеками. Если не будет создано комитета, который бы занимался этими делами стратегически, то мы не сможем дальше на качественном уровне продолжать этот проект. Иначе будут страдать другие мои подразделения». При этом никто не задал простой вопрос: А почему багоустройством занимается департамент культуры и спорта? И, если Терешкова не "хочет" больше заниматься комфортной средой, то пусть этим занимаются департаменты, которые по своему функционалу просто обязаны этим заниматься. 

После дискуссия свернулась к формальным вопросам, и ряды ее участников поредели. Большой зал покинули до конца круглого стола и самые активные противники создания нового подразделения – Илюхин, Прибаловец и Салов. Они решили сделать ставку на сессию Горсовета, где их мнения должны быть услышаны и учтены. 

О перспективе создания в Новосибирске еще одной структуры, которая отвечала бы за парки и скверы мэр Локоть, к слову, говорил еще в начале года. Тогда он отмечал, что появление нового управления в мэрии необходимо, так как муниципалитету предстоит реализовать несколько «амбициозных проектов» – реконструкция Михайловской набережной, создание прогулочных зон и дисперсных парков. Глава департамента культуры Анна Терешкова также предлагала ввести в Новосибирске должность «главного садовника». Эта инициатива вызвала дискуссию в социальных сетях, в ходе которой новосибирцы не только высмеяли «главного садовника», но и задались вопросом, почему все же парками и скверами при существующем ГУБО занимается департамент культуры, спорта и молодежной политики. 

Напомним, что осуществить эти «амбициозные» проекты городские власти хотят в рамках федеральной программы проекта создания комфортной городской среды. У ряда общественников и депутатов Горсовета есть вопросы к подходам муниципалитета к реализации проекта. В частности, в Новосибирске в программу комфортной городской среды включили несколько крупных объектов, которые требуют больших трат, – это реконструкция Михайловской набережной, превращение улицы Ленина в пешеходную, обустройство Красного проспекта и дисперсного парка в Кировском районе. При этом территории в районах, которые также нуждаются в благоустройстве, остались по большей части «за бортом». 

К тому же эти проекты были приготовлены скрытно от горожан, депутатов Горсовета и даже ряда представителей мэрии. Так, о том, что некоторые из них уже оплачены и готовы к реализации, главный архитектор города узнал в ходе публичного мероприятия, где мэрия была вынуждена их представить. Но даже в ходе обсуждения выяснилось, что проекты настолько непроработаны и сомнительны, что их реализация приведет к тяжелейшим последствиям для инфраструктуры города. 

Отметим, что последний крупный скандал с благоустройством зеленых зон и мест отдыха в Новосибирске разгорелся этим летом. На Михайловской набережной не прижились высаженные осенью прошлого года немецкие яблони сорта «Рудольф». В мэрии случившееся объяснили грибком, поразившим деревья. Поначалу яблони хотели заменить на липы, но в итоге подрядчик заменил все 80 деревьев новыми яблонями. Переживут ли они зиму, специалисты сказать не могут. 

Как выяснилось позднее, к тому, что яблони не зацвели, привело еще и упущение со стороны чиновников. По данным прокуратуры Новосибирской области, в штате МУП «Михайловская набережная», которое было специально создано для курирования этой зеленой зоны, не было агронома. Поэтому за деревьями просто никто не ухаживал.


Комитет по вопросам озеленения мэрия Новосибирска учредила в начале сентября. Удивлены были все: депутаты Горсовета из-за того, что услышали о нововведении впервые из СМИ, остальная общественность – из-за того, что новое подразделение  должно войти в департамент культуры, спорта и молодежной политики, который возглавляет Анна Терешкова. В последнее время именно ее департамент занимается благоустройством городских пространств, хотя в администрации города есть профильные структуры. Спустя две недели с оглашения решения, идею комитета представили депутатам городского совета. Они в своем большинстве встретили инициативу крайне критически.

Круглый стол о дальнейшем развитии озеленения общественных пространств и разграничении полномочий прошел накануне, 20 сентября, в большом зале мэрии Новосибирска. Здесь обычно идут сессии Горсовета и иные мероприятия с большим числом участников, и планировка зала предполагает рассадку по принципу круглого стола. Однако на этой дискуссии зал фактически разделился на две половины. В центральной части расположились чиновники – начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики Анна Терешкова, заместители мэра, представители главного управления благоустройства и озеленения города, департаментов транспорта, ЖКХ и энергетики. В противоположной части стола, рядом друг с другом, сели депутаты, которые выступают против появления в мэрии Новосибирска еще одной структуры – комитета по вопросам озеленения

Документ о создании комитета по вопросам озеленения был подписан мэром города Анатолием Локтем в начале сентября. По замыслу, комитет должен объединить специалистов из уже существующих подразделений мэрии, которые занимаются вопросами озеленения. Мэр города отмечал, что в полномочия комитета по озеленению будут входить «практическая работа», управление и развитие зеленых зон, обеспечение участия города в федеральных проектах, а также реализация муниципальных программ.

В настоящий момент в структуре мэрии Новосибирска есть главное управление благоустройства и озеленения, которое входит в структуру департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Помимо этого, существует множество МУПов, которые также отвечают за подобную работу.

Впрочем, в последнее время работы по благоустройству зеленых зон и мест отдыха горожан ведет департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии под руководством Анны Терешковой. Например, департамент Терешковой ответственен за строительство и благоустройство Михайловской набережной, курировал сбор предложений от жителей по благоустройству территорий в рамках программы комфортной городской среды, а также отвечал за запуск в выходные дни прошлым летом проекта пешеходной улицы Ленина. 

Заседание началось с доклада преподавателя НГПУ Светланы Гижицкой. Гижицкая зашла издалека – рассказала о природно-экологическом каркасе и искусственных зеленых насаждениях Новосибирска. По ее словам, почти все городские насаждения – это природное наследие, в которое человек внес вклад лишь на 25%. Все крупные зеленые массивы – это природные экосистемы.

«Главными проблемами с 1962 года остаются: неравномерное размещение зеленых зон, отсутствие генерального плана озеленения, системы проектирования зеленых объектов, преобладание посадок рядовых деревьев, отсутствие вертикального озеленения, недостаточное благоустройство зеленых объектов и перегруженность сооружениями в составе городских парков», – подытожила Светлана Гижицкая и заявила, что все эти проблемы можно решить только с помощью создания новой структуры в мэрии.
 
Эту мысль подхватила Анна Терешкова. Она вспомнила, что вопрос обсуждался давно, еще с 2013 года. Сейчас его просто решили задокументировать. 

«Предложения по систематизации работы с зелеными зонами высказывались еще с 2013 года, – несколько раз повторила она. – В 2017 году мы с вами (прим. ред. – с депутатами) представили концепцию по развитию озелененных общественных территорий «Зеленый Новосибирск». Там был главный вывод: необходимо совершенствовать систему управления зелеными пространствами и сформировать орган управления. В данный момент общественные пространства, городские и зеленые территории разобщены и находятся в ведении разных структурных подразделений мэрии. Скверы, бульвары находятся в подчинении департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса. Парки культуры и отдыха находятся под руководством департамента культуры. А есть и иные общественные территории, которые не закреплены ни за кем, но воспринимаются как рекреационные зоны». 

В результате такого разобщения, заявила Терешкова, появляются проблемы с функционированием этих территорий и отсутствием единой идеологии принципов озеленения. Она отметила, что в данный момент департамент культуры, спорта и молодежной политики работает по программе комфортной  городской среды. Однако штата департамента недостаточно для того, чтобы быть администратором этой программы. По словам Терешковой, фактически всей работой по зеленым зонам занимаются три человека. Для комитета по озеленению эта программа станет приоритетной. 

Мэрия планирует передать полномочия по благоустройству парков, скверов и бульваров новой структуре департамента культуры вместе с ГУБО и «Горзеленхозом». У департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса в ведении останется содержание территорий, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог. Благоустройством дворовых территорий, как и раньше, будет заниматься департамент энергетики и ЖКХ. 

«И, знаете, не могу устоять от лирической ноты, – добавила в конце своего выступления Анна Терешкова. – В 2013 году почетный житель нашего города Ростислав Шило сказал, что хозяин зеленой зоны Новосибирска должен быть только один. И, скорее всего, это департамент мэрии по культуре. Эфир программы состоялся 22 августа 2013 года. В день моего рождения». 

Депутаты городского совета разделились: одни встретили последние слова начальника департамента аплодисментами, другие же – многообещающе улыбнулись или вовсе пропустили высказывание мимо ушей. 

«Анна Васильевна, ваша историческая справка, мягко говоря, не очень точна, – парировал ей депутат Горсовета Игорь Салов. – Эта неточность определяется тем, что вы на этой должности совсем недавно. Обсуждение проблемы началось еще при прошлой администрации. И жив был еще Ростислав Шило, и слышал я своими ушами это выступление. Тогда наши мнения по поводу создания единой организации разошлись. Тем более нам неожиданно слышать от вас предложения, которые вы сформулировали. Единый центр управления зелеными зонами обсуждался, да. Но новый функциональный орган! Он нам зачем? Ведь мы говорили, что необходимо объединить все в единое, например, унитарное предприятие. Вот в чем был смысл».

Депутаты поддержали Салова и сформулировали свои вопросы. Главные из них: какова структура комитета, каким будет штатное расписание, сколько дополнительных рабочих мест понадобится и как это скажется на городском бюджете? 

Анна Терешкова в ответ повторила, что комитет будет вбирать в себя функции, которыми сейчас не очень успешно занимается департамент транспорта. После передачи «зеленки» комитету департамент транспорта, в первую очередь, будет ремонтировать дороги и все силы отдавать на это, указала Терешкова.

«Ремонт дорог происходит комплексно вместе с зелеными зонами, – возразил депутат Вячеслав Илюхин. – И что же – для того, чтобы отремонтировать дороги, придется обращаться в департамент культуры, спорта и молодежной политики? Тот ряд проблем, который вы вывели, не существует на самом деле. Парки и скверы не закреплены за одной структурой – и это мешает их развивать? Что мешает организовать общую систему озеленения города сейчас? Мешает то, что руководитель неэффективный? А при вас он будет эффективный? Тогда какая разница – просто замените его там. Нет необходимости дергать на себя какие-то структуры. Все проблемы решаемы в нормальном режиме». 

Терешкова парировала, что видит чисто управленческую проблему и нестыковку в административной сфере. Каждый, по ее словам, должен иметь свою специализацию. 

– А сколько это будет стоить городскому бюджету? – поинтересовался Игорь Салов. 
– Это немного другой вопрос, – уклончиво ответила Терешкова. – Мы просим выделить только две ставки – председатель и заместитель председателя комитета.
 – Вы перечислили огромное количество проблем, с которыми мы сталкиваемся по озеленению города, по содержанию и развитию, – продолжил Салов. – Вы хотите сказать, что вот этой переориентацией, переподчинением и этими двумя ставками решите все проблемы? 
– Мы понимаем, что требуется большее количество ставок. Но мы должны с чего-то начинать, – ответила Анна Терешкова, вызвав смех со стороны представителей депутатского корпуса. – Мы должны стратегировать и показать направление, которое потом будет двигаться. 

Глава департамента культуры попыталась объяснить, почему нельзя объединить парки и скверы ни в одно существующее муниципальное подразделение без создания новой структуры. Она сообщила, что, например, у Центрального парка задолженность составляет несколько миллионов. Поэтому, указала Терешкова, единственный выход из ситуации – это создать единое зеленое обеспечение парков и скверов. 

«Сейчас у нас есть «Горзеленхоз», который полностью своими функциями перейдет в комитет по озеленению, – выступил депутат Дмитрий Прибаловец. – А ведь эта структура в мэрии – работающая. Почему мы должны то, что хорошо работает, как-то разобщать. Ему просто нужно добавить бюджет, чтобы работа была эффективнее. Если вы можете предложить какую-то успешную концепцию для него – то предлагайте. Зачем ломать хорошо работающую структуру, сложившееся положение вещей? Может же стать еще хуже, мы пока не знаем. Я работал с этой структурой и знаю, что они не просто убирают мусор и обрезают деревья, как вы говорите. Они активно высаживают новые растения и достаточно успешно занимаются этим самым озеленением». 

Атмосфера в зале накалилась, кто-то на эмоциях выкрикнул, что «можно и десять бесполезных комитетов создать» или «отдать всю мэрию Терешковой». Другие попросили «не устраивать базар», третьи напомнили, что это дискуссия и депутаты должны высказаться. Вячеслав Илюхин пытался привлечь внимание модератора дискуссии, но последний будто его не увидел и толкнул в бок соседа, который «давно хотел выступить». Сосед, депутат Евгений Яковенко, «проснулся» и спросил, разработан ли конкретный план по видам деревьев на каждой отдельной территории. 
 
Разговор о деревьях затянулся, но завершился ничем: на данный момент какого-либо перечня предпочтительных для каждой зеленой зоны растений нет. Это, по словам Терешковой, снова связано с отсутствием единого уполномоченного органа. 
 
С другой стороны стола от депутатов «прилетел» еще один вопрос – когда Горсовет сможет вмешаться в дела мэрии и рассмотреть необходимость создания комитета по озеленению совместно с чиновниками. Им в ответ указали, что создание комитета не повлияет на штатную структуру мэрии, которая утверждается советом. 

– Как это не меняется структура мэрии? – удивился Игорь Салов. – А комитет добавляется – это не дополнительная ли структура? 
– Хороший вопрос, – прокомментировал спикер Горсовета Дмитрий Асанцев, который сидел рядом с Анной Терешковой. – Но внутри ничего не меняется. Положение по перераспределению функций будет утверждать совет. 
– Мы бы попросили поручить управлению по правовым вопросам мэрии проработать эту сторону. У нас ощущение, что вам предоставили некорректную информацию. Все-таки это конкретное изменение штатной структуры мэрии, в нашем понимании, – настоял Салов.
 
Специалист по юридическим вопросам нашелся сразу. Юрист объяснила, что структура мэрии утверждается городским советом. В нее входят департаменты, комитеты, если они отдельны, и управления. В данной ситуации структура не меняется, так как комитет будет вписан и подчинен департаменту культуры. Структуру же самих департаментов утверждает мэр города. Каким-то образом повлиять на эти решения мэра депутаты Горсовета могут только на сессии. 

Депутат Наталья Пинус деликатно попыталась перевести разговор с эмоций на действия. Она предложила рассмотреть альтернативные способы решения проблемы. Пинус отметила, что согласна с необходимостью  совершенствовать систему управления, однако сделать это она предлагает иначе – применив практику проектного управления для упрощения межведомственного взаимодействия. Такая практика существует на нормативном уровне, ее механизм отработан. Причем приоритетно ее использование в системе здравоохранения, образования или в сфере городской среды, подчеркнула Пинус. Но ее предложение осталось без комментариев, по всему было видно, что Терешкову устроит только комитет по озеленению и только в ее департаменте.
 
«Извините, но для нас это обсуждение как театр абсурда, – наконец получил слово Илюхин и подытожил мнение большинства выступавших депутатов. – Логика здесь простая. Если в школу приходит сантехник и начинает ремонтировать унитаз, то значит, что комитет ЖКХ нужно подчинить управлению образования. Если внимательно послушать Анну Васильевну, то сложится впечатление, что все подразделения мэрии должны подчиняться департаменту культуры. А чем мэр будет заниматься? В его задачу как раз входит создание условий для того, чтобы все подразделения нормально контачили между собой. Как можно структуру, которая занимается хозяйственными вопросами, передавать в департамент культуры? Я даже не могу назвать это решение разумным».

«Тогда и вы меня извините, – обиженно ответила Анна Терешкова. – Но дальше комфортной городской средой в количестве трех человек я заниматься не буду. У меня есть много других функций. А у нас только половина департамента отвлечена на эту программу. Это же ежедневные работы и очень сложные проекты всероссийского уровня, которые мы реализовываем в Новосибирске впервые. И я не могу показать хороший результат тремя человеками. Если не будет создано комитета, который бы занимался этими делами стратегически, то мы не сможем дальше на качественном уровне продолжать этот проект. Иначе будут страдать другие мои подразделения». При этом никто не задал простой вопрос: А почему багоустройством занимается департамент культуры и спорта? И, если Терешкова не "хочет" больше заниматься комфортной средой, то пусть этим занимаются департаменты, которые по своему функционалу просто обязаны этим заниматься. 

После дискуссия свернулась к формальным вопросам, и ряды ее участников поредели. Большой зал покинули до конца круглого стола и самые активные противники создания нового подразделения – Илюхин, Прибаловец и Салов. Они решили сделать ставку на сессию Горсовета, где их мнения должны быть услышаны и учтены. 

О перспективе создания в Новосибирске еще одной структуры, которая отвечала бы за парки и скверы мэр Локоть, к слову, говорил еще в начале года. Тогда он отмечал, что появление нового управления в мэрии необходимо, так как муниципалитету предстоит реализовать несколько «амбициозных проектов» – реконструкция Михайловской набережной, создание прогулочных зон и дисперсных парков. Глава департамента культуры Анна Терешкова также предлагала ввести в Новосибирске должность «главного садовника». Эта инициатива вызвала дискуссию в социальных сетях, в ходе которой новосибирцы не только высмеяли «главного садовника», но и задались вопросом, почему все же парками и скверами при существующем ГУБО занимается департамент культуры, спорта и молодежной политики. 

Напомним, что осуществить эти «амбициозные» проекты городские власти хотят в рамках федеральной программы проекта создания комфортной городской среды. У ряда общественников и депутатов Горсовета есть вопросы к подходам муниципалитета к реализации проекта. В частности, в Новосибирске в программу комфортной городской среды включили несколько крупных объектов, которые требуют больших трат, – это реконструкция Михайловской набережной, превращение улицы Ленина в пешеходную, обустройство Красного проспекта и дисперсного парка в Кировском районе. При этом территории в районах, которые также нуждаются в благоустройстве, остались по большей части «за бортом». 

К тому же эти проекты были приготовлены скрытно от горожан, депутатов Горсовета и даже ряда представителей мэрии. Так, о том, что некоторые из них уже оплачены и готовы к реализации, главный архитектор города узнал в ходе публичного мероприятия, где мэрия была вынуждена их представить. Но даже в ходе обсуждения выяснилось, что проекты настолько непроработаны и сомнительны, что их реализация приведет к тяжелейшим последствиям для инфраструктуры города. 

Отметим, что последний крупный скандал с благоустройством зеленых зон и мест отдыха в Новосибирске разгорелся этим летом. На Михайловской набережной не прижились высаженные осенью прошлого года немецкие яблони сорта «Рудольф». В мэрии случившееся объяснили грибком, поразившим деревья. Поначалу яблони хотели заменить на липы, но в итоге подрядчик заменил все 80 деревьев новыми яблонями. Переживут ли они зиму, специалисты сказать не могут. 

Как выяснилось позднее, к тому, что яблони не зацвели, привело еще и упущение со стороны чиновников. По данным прокуратуры Новосибирской области, в штате МУП «Михайловская набережная», которое было специально создано для курирования этой зеленой зоны, не было агронома. Поэтому за деревьями просто никто не ухаживал.



Читайте также