Сибкрай.ru

Сибирское метро: следующая станция – Москва
Фото: Сибкрай.ru, omskzdes.ru, Вадим Махоров | dedmaxopka.livejournal.com

Сибирское метро: следующая станция – Москва

В прошлом году в трех сибирских городах заговорили о метро. Новосибирск рассуждал, что пора продолжить строительство Дзержинской ветки и достроить станцию «Спортивная», а Омск и Красноярск – о том, что пора уже решать, как быть с проектами, которые замерли в тяжелые времена. Понятно, что жители сибирских городов-миллионников двумя руками за и с одобрением встречают любые позитивные вести про метро. Но на чем основан оптимизм? Реально ли развернуть строительство метро сразу и в Новосибирске, и в Омске и в Красноярске? Насколько соотносятся надежды сибиряков с представлениями федерального центра, без мощной финансовой поддержки которого рассуждать о строительстве просто не стоит? Вопросов есть много, а вот ответов пока куда меньше.

Омичи не знают, как быть

Омску не повезло: решение о создании здесь метрополитена было принято в конце 80-х годов, работы начались, но потом уже стало не до этого. С тех пор омское метро является головной болью для всех сменяющих друг друга губернаторов и мэров. За четверть века построили лишь двухуровневый метромост через Иртыш и станцию «Библиотека Пушкина» (ее готовность эксперты оценивают в 80%) плюс 7,5 километра путей. Еще считаются частично построенными станции «Заречная» и «Кристалл». Потратили на все про все 14 миллиардов рублей, а сейчас денег нет не то что на строительство, но даже на консервацию объектов.

Был ли шанс как-то изменить ситуацию? Похоже, что был. В 2012 году премьер Дмитрий Медведев распорядился выделить средства на строительство метро к 300-летнему юбилею города, но ничего путного из этого не вышло.  Деньги нужны по-прежнему: как минимум 22 миллиарда.

Нельзя сказать, что в Омске ждали у моря погоды. В апреле прошлого года правительство региона предложило китайской строительной корпорации «SEPCO1» подумать насчет участия в строительстве  метрополитена. Китайцы думают до сих пор. А осенью американский архитектор Альфредо Бриллембург сам сделал предложение омичам. Он заявил, что вместо метро, в котором лучше открыть ночной клуб, городу требуется «система поездов» и развитая трамвайная сеть.

Но власти в Омске, похоже, просто обречены на то, чтобы повторять мантру о том, что они обязательно вернутся к проекту, когда позволят финансы. Надо сказать, что еще в 2017 году новый глава региона Александр Бурков в метрополитене побывал и потом высказался  в принципиальном плане. Дал понять, что денег сегодня из столицы ждать не приходится: «Пока не видим каких-либо возможностей выделения средств из федерального центра – потому что нет федеральных программ, которые позволяли бы напрямую направлять средства на метро».

Консервация метро в Омске – это не только размышления вслух: ей реально нужно заниматься. Поскольку объекты и не строятся и не законсервированы, то за нарушения закона Ростехнадзор уже неоднократно штрафовал. Мало того, нужно укрепить котлованы на станции «Заречная», поскольку там речь идет о сохранности дороги и жилых домов по соседству.

метро омск.jpg

Но не все так просто. И рады бы омские власти метро законсервировать, но Минтранс взял и порекомендовал правительству Омской области метро достроить. Причина проста: не допустить неэффективного использования бюджетных средств. 

Вскоре стало ясно, что у омичей возник новый вариант. И поведал о нем не кто иной, как сам губернатор Александр Бурков. В сентябре прошлого года он вначале сообщил: «Сегодня нет средств ни у города, ни у области, чтобы закончить даже первую линию метрополитена. Но в любом случае мы должны использовать ту инфраструктуру, которая была построена за огромные средства». А потом рассказал, что власти придумали: «Было мое поручение рабочей группе рассмотреть техническую возможность использования метро для городского трамвая, чтобы связать левый и правый берег и, возможно, для развития транспортной сети».

Но возможно ли переделать уже построенные тоннели и станции омского метро для использования их другим видом транспорта? Эксперты осторожно замечают: «Перестройка существующих тоннелей и станций под скоростной трамвай, в принципе, возможна». И тут же добавляют, что «уже имеющиеся результаты гигантской работы по строительству метро нельзя бросать и его надо закончить».

И опять случились непонятки. В Омске побывал заместитель председателя правительства России Виталий Мутко, посмотрел на затопленную и недостроенную станцию «Заречная», послушал про трамвай: сначала консервация – потом новый проект. Очень это вице-премьеру не понравилось, и он заявил: «Если у вас нет решения, что с этим делать, в чем смысл консервации? Надо в главном определиться, нужно метро или не нужно. Сядьте, разберитесь, как изменились пассажиропотоки, сделайте транспортный план города. Потом уже принимайте решение. Даже если сейчас мы найдем ресурсы на три эти станции, на что они повлияют?»

Сейчас в Омске снова думают…

В Красноярске надеются

Строительство самого восточного метрополитена в стране  было начато в 1995 году. Однако за 15 лет  прошли только четыре километра подземных выработок и начали строительство станций и тоннелей. В 2010 году из-за нехватки финансирования объекты метро были законсервированы, в год на это уходит более 75 миллионов рублей.

Возможно ли снова вернуться к сооружению метро? Губернатор Красноярского края Александр Усс считает, что на реализацию проекта потребуется точно не менее пяти лет при условии помощи из федерального бюджета. Однако надежды, что всемирная Универсиада как-то сдвинет дело с мертвой точки, не оправдались.

Хотя руководитель управления по строительству Красноярского метрополитена Игорь Иванов оптимистически помечтал: « Рассматривают и обещают выделить миллиард. В 2019 году мы сможем начать проектные работы». Он подтвердил, что все площадки строительства и станции сохранились, а расчеты полностью подтвердились. В начале 90-х годов исходили из того, что в год необходимо будет перевозить 55 миллионов пассажиров. Оптимизма добавило поручение президента заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Козаку, – относительно метро было заявлено следующее: «Нужно когда-то заканчивать начатые строительством объекты. Город растет. Доложить предложения».

Позже состоялся разговор губернатора Усса и президента Путина. Понимая масштаб задачи, Усс не стал занимать однозначную позицию: «Учитывая, что тема финансовоемкая, – естественно, она просто уходит. Я опасаюсь, что она может уйти в никуда. Я отдаю себе отчет, что на самом деле 65 миллиардов – это серьезная сумма». Потому и заговорил о том, что может быть некое комплексное решение по скоростным видам городского транспорта (электричка и скоростной трамвай)…

метро красноярск.jpg

Но пока Москва молчит, в Красноярске все-таки обозначили движение. Было подписано распоряжение о резервировании земли под строительство первой линии метрополитена от станции «Высотная» до станции «Проспект Мира». Участок площадью 12,7 тысячи квадратных метров резервируется на три года.

Власти Красноярского края произвели оценку участков и домовладений в Октябрьском районе краевого центра, которые необходимо выкупить для строительства метро. По подсчетам чиновников, на эти цели потребуется порядка 100 миллионов рублей. Затем объявили поиск подрядчика на обследование тоннелей метро, причем работы будут оплачены из краевой казны.

В ноябре местные СМИ сообщили, что федеральный бюджет выделит деньги Красноярску на возобновление строительства метро, а уже упомянутый руководитель управления по строительству Красноярского метрополитена Игорь Иванов заявил, что в таком случае красноярцы увидят метро в родном городе к 2023 году.

В Новосибирске уже работают

План развития новосибирского метро понятен, похоже, уже всем горожанам – так часто об этом говорили в последний год. Директор МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» Александр Мысик не раз излагал дальнюю перспективу. Оказывается, в Новосибирске может быть в будущем целых пять веток метро: Ленинская (15 станций), Кировская (восемь станций), Дзержинская (семь станций), Октябрьская (десять станций) и Первомайская (11 станций). Понятно, что это все только теория, а на практике ближайшее будущее вырисовывается иначе, но вроде бы вполне ясно. 

Помог чемпионат мира по хоккею среди молодежных команд, который состоится в 2023 году. За год до этого события должна быть открыта новая станция Новосибирского метрополитена – «Спортивная». Руководитель профильного комитета мэрии Роман Дронов на подведении итогов рассказал, что необходимо получить положительное заключение Главгосэкспертизы  на уже сданный проект, провести конкурсные процедуры и начать практические работы по его реализации. Сложность состоит в том, что строительство станции не должно помешать движению метропоездов по Ленинской линии. Начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Аркадий Чмыхайло уже говорил, что задача собственно метрополитена состоит в том, чтобы пассажиры не претерпели никаких неудобств. Дальше дело за строителями – им нужно так организовать процесс работы, чтобы не возникло никаких вопросов. В Новосибирске опыта строительства станции на действующей линии нет, но в Москве и Санкт-Петербурге таковой имеется.

метро2.JPG

К чемпионату мира городские власти также хотели бы видеть завершенной и Дзержинскую линию, включая строительство второго тоннеля на перегоне «Березовая роща» – «Золотая нива» и метродепо «Волочаевское». Суммы, необходимые для реализации этого проекта, уже озвучивались: общий объем финансирования для проектирования и строительства объектов Дзержинской линии оценивается в 17 миллиардов 556 миллионов рублей. 

Существует представление, что проект развития метро давно готов – еще в советское время, а теперь дело только за его практической реализацией. Это далеко не так: изменилась технология и условия. Роман Дронов сообщил, что УЗС ПТС должно в первом полугодии подготовить новый проект строительства второго перегонного тоннеля от «Березовой рощи» до «Золотой нивы».

Проговаривался и третий этап — строительство станции «Площадь Станиславского», которая должна разгрузить переполненную «Площадь Маркса» (в 2017 году на нее приходилось 18,9% всего пассажиропотока метрополитена).

Мэр считает, что наступивший год должен стать переломным в деле возобновления строительства метро в Новосибирске. Но все новосибирские планы опять же зависят исключительно от того, выделит ли федеральный центр средства. Дело облегчило бы появление федеральной целевой программы по развитию метрополитенов в России, но пока такой нет.

А в Барнауле веселятся!

Барнаул городом-миллионником не является, а потому о метрополитене может и не мечтать, но есть люди, которые полагают, что метрополитен в главном городе Алтайского края все-таки есть. Сами они в метро не ездили, но видели не только схему станций Барнаульского метрополитена, но даже и его сайт и группу в соцсети

Пять линий и 21 станция – о таком можно только помечтать – вот барнаульцы и грезят. А мечты их воплотил журналист и редактор нескольких сайтов Данил Чурилов, который и создал сайт несуществующего метрополитена. Там можно познакомиться со славной историей МУП «Барнаульский метрополитен», узнать о судьбоносном постановлении ЦК КПСС от 24 ноября 1972 года и возгордиться, что метро начали на Алтае строить раньше, чем у соседей-новосибирцев. Фотографии, образцы билетов и жетонов – история виртуального алтайского метро получилась богатой. Настолько, что некоторые граждане в нее поверили.