Сибкрай.ru

«Пообещал, больше не будет»: как ловили поджигателя в Элитном
Фото: предоставлено Татьяной Здоровенко

«Пообещал, больше не будет»: как ловили поджигателя в Элитном

Со 2 мая по 12 июня жители поселка Элитный ловили по ночам таинственного поджигателя. За это время были сожжены несколько жилых домов, вагончик бездомных, нежилые здания и мусор. В этом деле было два подозреваемых. Одного поймала полиция в начале июня, но и после поимки поджоги не прекратились. Настоящего виновника установили сами жители, но вместо мести решили оказать помощь. 

15 июня жители Элитного провели в пожарной части праздник в честь окончания «огненной эпопеи». Они испекли для сотрудников ПСЧ-37 Краснообска торт и даже устроили небольшой концерт. «Этот май и июнь навсегда останется в нашей памяти – и жители поселка, и мы (пожарные) все поперезнакомились, узнали много нового и хорошего друг о друге, об особенностях профессий, а также о том, что действительно – «Пока мы едины – мы непобедимы»!» – написали пожарные в своей группе в соцсети «ВКонтакте».

Татьяна Здоровенко из Союза активистов Мичуринского сельсовета рассказала корреспонденту Сибкрай.ru, что первый за два года пожар в поселке произошел 2 мая. «У нас два года не было пожаров. Мы работали на опережение, проводили профилактику. Ходили по домам с пожарными, показывали, что правильно, что неправильно. У нас вообще обстановка с пожарами была прекрасная. Пока вот это не появилось», – рассказывает Татьяна Здоровенко. 

На самые первые поджоги население не обратило особого внимания, потому что пожарная обстановка в области была на тот момент напряженная. Записывать стали после того, как заметили тенденцию. Горела одна и та же часть Элитного, так называемый новый поселок, где расположены дома, построенные уже после перестройки. 

поджигатель4.jpg

Вести учет стали с середины мая, активисты подготовили небольшую хронологию. Так, 18 мая в 00.13 кто-то поджег сухостой за домом по адресу Янтарная, 16, огонь перебросился и на деревья. В 03.15 чуть дальше по Янтарной произошел повторный поджог. 24 мая в 01.51 по адресу Звездная, 100 сгорел вагончик, в котором жили бездомные, люди чудом спаслись. Тогда-то общественность и поднялась. 26 мая в 00.32 на улице Казарина неизвестный поджег мусорку, той же ночью, но уже в 04.40 сгорело пустующее здание площадью 25 квадратных метров. 1 июня в 03.30 пожар произошел уже в жилом в доме. 5 июня в 00.20 подожгли мусорные контейнеры на улице Казарина. 7 июня ровно в полночь были подпалены пиломатериалы возле жилого дома: если бы вовремя не начали тушить, были бы человеческие жертвы. 8 июня в 00.30 загорелся торец фермы, все побежали туда, за это время в самом доме неизвестный сложил костерок. 12 июня в 01.30 произошел последний поджог дома – и снова на улице Казарина.

Местные жители поначалу строили различные версии: шалят дети, кто-то пытается спалить пустующие участки, чтобы по дешевке скупить, в поселке завелся маньяк... Чтобы ловить поджигателя, создали чат в WhatsApp и организовали отряд из 32 человек, которые посменно дежурили днями и ночами. 

поджигатель8.jpg

«Мы когда первое время сидели в засадах, никого еще не знали. Сначала пару дней друг друга ловили. «Кто идет?» «Свой». А как мы узнаем – свой, не свой? Потом уже из простыней нарезали белых повязок, вот так с повязками и ходили, – смеется Здоровенко. – У нас же тут кромешная темнота. На последней неделе мы обратились во ФГУП «Энергетик», чтобы они нам оставили свет. Мы-то уже привыкли в темноте, но по телефону почитаешь оперативное сообщение, он ослепит, а потом уже ничего не видно». 

Активисты спали по очереди, в одежде, весь месяц. «У нас четко было – у нас группа в WhatsApp, писали: «Пожар!» Кто-то дежурил, кто-то спал. Дежурные бежали на определенную точку, думали – вдруг поджигатель приходит оттуда, откуда мы не думали. Мы никого не видели. Он выходил со своей территории, поджигал – и быстро обратно. Мы понимали, что это какой-то маньяк, что это поджоги. Мы ходили просто с какими-то битами, со степлером: что дома находили, с тем и шли. Потом парни присоединились, уже не было так страшно. Потому что паника была страшная. Месяц в таком аду жить – это, конечно, ужас», – вспоминает Татьяна Здоровенко. Бывало, мерзли, ночью в засадах сидели на голой земле.

поджигатель5.jpg

Вызывали полицию, но успеха это не приносило. Зато пожарные отработали этот месяц самоотверженно: время прибытия пожарных расчетов было минимальным, так как они уже ждали вызовов и были наготове:



«Мы знали личный телефон начальника ПСЧ-37, звонили все время ему, потому что забывали номер пожарных. И он сразу отвечал: «Все, я еду». Быстро машины шли, он всегда сам подъезжал. Он месяц не спал, говорил: «Я устал, мне 27 лет, но я вас не брошу, не уволюсь, не бойтесь, не переживайте». Каждый день приезжал, переодевался и лез туда. Мы кричали: «Артем Николаевич, вы-то хоть туда не лезьте». Он отвечал: «Девочки, надо же что-то делать». Пожарные тоже говорили: «Девочки, мы к вам придем в засаду». Мы отвечали: «Вы и так сутки работаете. По городу обстановка неспокойная. Куда вы с нами будете еще сидеть, мы же понимаем, что у вас тоже семьи». Начальник нам тоже звонил: «Девчонки, я к вам приду в засаду». Мы ему: «Вы-то сидите, вообще там не спите – куда вы пойдете!» 

поджигатель9.jpg

Ловили поджигателя все от мала до велика. «С нами были люди разного возраста, пенсионеры, мы за них больше переживали, чтобы они из засады живые вышли. Ничего, все выжили. Окрепли. Дети с нами ходили. Днем мы детей отправляли, потому что днем тоже поджоги были. Они просто ездили на велосипедах, шумели, чтоб спугнуть – чтобы мы хотя бы покушать сделали, постирали, убрали. У нас же хозяйство у всех. А вечером мы выходили», – вспоминает Татьяна Здоровенко.

И вот в начале июня людям сообщили, что подозреваемый задержан. Потом, правда, оказалось, что взяли не того. Наркоманы прятали по поселку закладки, после их задержания пожары продолжили полыхать. А жители взяли на заметку, что их детям угрожает новая опасность, и предложили провести в школе открытый урок, посвященный пагубному влиянию наркотиков. 

Последний пожар чуть не закончился трагедией: в подожженном доме крепко спал старик. Но у жителей уже наготове были ведра, лопаты, плотные ковры, чтобы забивать огонь. 

«Ребята в засаде сидели, у нас был даже тепловизор, среди нас были бывшие пограничники, спецназовцы. И вот видят, откуда выходит поджигатель. Мы тогда поняли, что это 100% он. Полицейские его задержали, допросили, он сразу признался. Отпустили в тот же день. Он, по крайней мере, пообещал полицейским, что поджигать больше не будет. И мы пытаемся в это верить, хотя говорят разное», – рассказала Здоровенко. 

Полиция парня отпустила, и, казалось бы, дело могло обернуться самосудом, но элитновцы оказались народом современным. Маленький поселок в Новосибирском районе либо знал о медиации (восстановительном правосудии), либо с нуля ее изобрел.

«Мы не растерзали эту семью, а предложили помощь – есть в нашем поселке такие человеческие качества, какие сейчас мало где встретишь. Все одновременно приняли такое решение и начали друг другу звонить: «Ребята, вы только Прасковью (имя изменено, – прим. ред.) не обидьте». А в ответ: «Так мы уже ей позвонили, предложили помощь, она там ревет сидит, с ума сходит, ей с сердцем плохо было». Мне кажется, важнее, когда находят преступника, не осуждать, а попытаться понять его. Может быть, можно помочь этой семье что-то исправить, а не осуждать, – отметила Здоровенко. – Мы привыкли только осуждать. А надо, наоборот, помогать. Вот когда это все вернется в общество, у нас не будет – видели вон, стреляют в детей? – этого не будет. Вот что важно. И как бы мы не переживали, но человеческие качества, они остались во всех». 

Поселковая администрация тоже поддерживала активистов чем могла, а когда все закончилось, всех сидевших в засаде местные власти наградили грамотами. «Чтобы все равно был стимул какой-то. Ведь на нас дети смотрят», – заключила Татьяна Здоровенко.

поджигатель2.jpg

В управлении МВД по Новосибирской области, впрочем, сведениями о втором подозреваемом не располагают, либо пока не обнародуют. «В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками полиции установлен подозреваемый 28-летний житель поселка Элитный. Ранее уже данный гражданин привлекался к уголовной ответственности за незаконное хранение наркотиков. В настоящее время мужчина подозревается в совершении четырех преступных эпизодов, по двум из которых возбуждены уголовные дела. Еще по двум фактам решения будут приняты после получения результатов пожарно-технических экспертиз. Показания подозреваемого проверяются. Проводятся дальнейшие оперативно-следственные мероприятия, направленные на сбор доказательной базы и установление иных эпизодов преступной деятельности фигуранта», – рассказали в полиции.


Со 2 мая по 12 июня жители поселка Элитный ловили по ночам таинственного поджигателя. За это время были сожжены несколько жилых домов, вагончик бездомных, нежилые здания и мусор. В этом деле было два подозреваемых. Одного поймала полиция в начале июня, но и после поимки поджоги не прекратились. Настоящего виновника установили сами жители, но вместо мести решили оказать помощь. 

15 июня жители Элитного провели в пожарной части праздник в честь окончания «огненной эпопеи». Они испекли для сотрудников ПСЧ-37 Краснообска торт и даже устроили небольшой концерт. «Этот май и июнь навсегда останется в нашей памяти – и жители поселка, и мы (пожарные) все поперезнакомились, узнали много нового и хорошего друг о друге, об особенностях профессий, а также о том, что действительно – «Пока мы едины – мы непобедимы»!» – написали пожарные в своей группе в соцсети «ВКонтакте».

Татьяна Здоровенко из Союза активистов Мичуринского сельсовета рассказала корреспонденту Сибкрай.ru, что первый за два года пожар в поселке произошел 2 мая. «У нас два года не было пожаров. Мы работали на опережение, проводили профилактику. Ходили по домам с пожарными, показывали, что правильно, что неправильно. У нас вообще обстановка с пожарами была прекрасная. Пока вот это не появилось», – рассказывает Татьяна Здоровенко. 

На самые первые поджоги население не обратило особого внимания, потому что пожарная обстановка в области была на тот момент напряженная. Записывать стали после того, как заметили тенденцию. Горела одна и та же часть Элитного, так называемый новый поселок, где расположены дома, построенные уже после перестройки. 

поджигатель4.jpg

Вести учет стали с середины мая, активисты подготовили небольшую хронологию. Так, 18 мая в 00.13 кто-то поджег сухостой за домом по адресу Янтарная, 16, огонь перебросился и на деревья. В 03.15 чуть дальше по Янтарной произошел повторный поджог. 24 мая в 01.51 по адресу Звездная, 100 сгорел вагончик, в котором жили бездомные, люди чудом спаслись. Тогда-то общественность и поднялась. 26 мая в 00.32 на улице Казарина неизвестный поджег мусорку, той же ночью, но уже в 04.40 сгорело пустующее здание площадью 25 квадратных метров. 1 июня в 03.30 пожар произошел уже в жилом в доме. 5 июня в 00.20 подожгли мусорные контейнеры на улице Казарина. 7 июня ровно в полночь были подпалены пиломатериалы возле жилого дома: если бы вовремя не начали тушить, были бы человеческие жертвы. 8 июня в 00.30 загорелся торец фермы, все побежали туда, за это время в самом доме неизвестный сложил костерок. 12 июня в 01.30 произошел последний поджог дома – и снова на улице Казарина.

Местные жители поначалу строили различные версии: шалят дети, кто-то пытается спалить пустующие участки, чтобы по дешевке скупить, в поселке завелся маньяк... Чтобы ловить поджигателя, создали чат в WhatsApp и организовали отряд из 32 человек, которые посменно дежурили днями и ночами. 

поджигатель8.jpg

«Мы когда первое время сидели в засадах, никого еще не знали. Сначала пару дней друг друга ловили. «Кто идет?» «Свой». А как мы узнаем – свой, не свой? Потом уже из простыней нарезали белых повязок, вот так с повязками и ходили, – смеется Здоровенко. – У нас же тут кромешная темнота. На последней неделе мы обратились во ФГУП «Энергетик», чтобы они нам оставили свет. Мы-то уже привыкли в темноте, но по телефону почитаешь оперативное сообщение, он ослепит, а потом уже ничего не видно». 

Активисты спали по очереди, в одежде, весь месяц. «У нас четко было – у нас группа в WhatsApp, писали: «Пожар!» Кто-то дежурил, кто-то спал. Дежурные бежали на определенную точку, думали – вдруг поджигатель приходит оттуда, откуда мы не думали. Мы никого не видели. Он выходил со своей территории, поджигал – и быстро обратно. Мы понимали, что это какой-то маньяк, что это поджоги. Мы ходили просто с какими-то битами, со степлером: что дома находили, с тем и шли. Потом парни присоединились, уже не было так страшно. Потому что паника была страшная. Месяц в таком аду жить – это, конечно, ужас», – вспоминает Татьяна Здоровенко. Бывало, мерзли, ночью в засадах сидели на голой земле.

поджигатель5.jpg

Вызывали полицию, но успеха это не приносило. Зато пожарные отработали этот месяц самоотверженно: время прибытия пожарных расчетов было минимальным, так как они уже ждали вызовов и были наготове:

«Мы знали личный телефон начальника ПСЧ-37, звонили все время ему, потому что забывали номер пожарных. И он сразу отвечал: «Все, я еду». Быстро машины шли, он всегда сам подъезжал. Он месяц не спал, говорил: «Я устал, мне 27 лет, но я вас не брошу, не уволюсь, не бойтесь, не переживайте». Каждый день приезжал, переодевался и лез туда. Мы кричали: «Артем Николаевич, вы-то хоть туда не лезьте». Он отвечал: «Девочки, надо же что-то делать». Пожарные тоже говорили: «Девочки, мы к вам придем в засаду». Мы отвечали: «Вы и так сутки работаете. По городу обстановка неспокойная. Куда вы с нами будете еще сидеть, мы же понимаем, что у вас тоже семьи». Начальник нам тоже звонил: «Девчонки, я к вам приду в засаду». Мы ему: «Вы-то сидите, вообще там не спите – куда вы пойдете!» 

поджигатель9.jpg

Ловили поджигателя все от мала до велика. «С нами были люди разного возраста, пенсионеры, мы за них больше переживали, чтобы они из засады живые вышли. Ничего, все выжили. Окрепли. Дети с нами ходили. Днем мы детей отправляли, потому что днем тоже поджоги были. Они просто ездили на велосипедах, шумели, чтоб спугнуть – чтобы мы хотя бы покушать сделали, постирали, убрали. У нас же хозяйство у всех. А вечером мы выходили», – вспоминает Татьяна Здоровенко.

И вот в начале июня людям сообщили, что подозреваемый задержан. Потом, правда, оказалось, что взяли не того. Наркоманы прятали по поселку закладки, после их задержания пожары продолжили полыхать. А жители взяли на заметку, что их детям угрожает новая опасность, и предложили провести в школе открытый урок, посвященный пагубному влиянию наркотиков. 

Последний пожар чуть не закончился трагедией: в подожженном доме крепко спал старик. Но у жителей уже наготове были ведра, лопаты, плотные ковры, чтобы забивать огонь. 

«Ребята в засаде сидели, у нас был даже тепловизор, среди нас были бывшие пограничники, спецназовцы. И вот видят, откуда выходит поджигатель. Мы тогда поняли, что это 100% он. Полицейские его задержали, допросили, он сразу признался. Отпустили в тот же день. Он, по крайней мере, пообещал полицейским, что поджигать больше не будет. И мы пытаемся в это верить, хотя говорят разное», – рассказала Здоровенко. 

Полиция парня отпустила, и, казалось бы, дело могло обернуться самосудом, но элитновцы оказались народом современным. Маленький поселок в Новосибирском районе либо знал о медиации (восстановительном правосудии), либо с нуля ее изобрел.

«Мы не растерзали эту семью, а предложили помощь – есть в нашем поселке такие человеческие качества, какие сейчас мало где встретишь. Все одновременно приняли такое решение и начали друг другу звонить: «Ребята, вы только Прасковью (имя изменено, – прим. ред.) не обидьте». А в ответ: «Так мы уже ей позвонили, предложили помощь, она там ревет сидит, с ума сходит, ей с сердцем плохо было». Мне кажется, важнее, когда находят преступника, не осуждать, а попытаться понять его. Может быть, можно помочь этой семье что-то исправить, а не осуждать, – отметила Здоровенко. – Мы привыкли только осуждать. А надо, наоборот, помогать. Вот когда это все вернется в общество, у нас не будет – видели вон, стреляют в детей? – этого не будет. Вот что важно. И как бы мы не переживали, но человеческие качества, они остались во всех». 

Поселковая администрация тоже поддерживала активистов чем могла, а когда все закончилось, всех сидевших в засаде местные власти наградили грамотами. «Чтобы все равно был стимул какой-то. Ведь на нас дети смотрят», – заключила Татьяна Здоровенко.

поджигатель2.jpg

В управлении МВД по Новосибирской области, впрочем, сведениями о втором подозреваемом не располагают, либо пока не обнародуют. «В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками полиции установлен подозреваемый 28-летний житель поселка Элитный. Ранее уже данный гражданин привлекался к уголовной ответственности за незаконное хранение наркотиков. В настоящее время мужчина подозревается в совершении четырех преступных эпизодов, по двум из которых возбуждены уголовные дела. Еще по двум фактам решения будут приняты после получения результатов пожарно-технических экспертиз. Показания подозреваемого проверяются. Проводятся дальнейшие оперативно-следственные мероприятия, направленные на сбор доказательной базы и установление иных эпизодов преступной деятельности фигуранта», – рассказали в полиции.



Читайте также