Сибкрай.ru

Школа оказалась на большой дистанции от «дистанционки»
Фото: ведомостинсо.рф, ГУ МЧС России по Новосибирской области

Школа оказалась на большой дистанции от «дистанционки»

Не страшно, что система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение. Страшно, что ситуация сейчас пущена на самотек. Это мнение изданию Сибкрай.ru высказал Сергей Чернышов, кандидат исторических наук, директор Новосибирского городского открытого колледжа. Вместе с тем он предлагает конкретные решения, которые, на наш взгляд, необходимо обсудить в профессиональном и родительском сообществе.


Необходимо признать две простых истины, которые почему-то публично большинство представителей системы образования признавать отказывается.

Первая: система образования к переходу на дистанционное обучение в основном оказалась критически не готова. Нет необходимых методик, технологий, организационных условий, технического оснащения, навыков большинства педагогов и прочее. Организации, которые ответственны за перспективное обучение педагогических кадров и информатизацию образования, оказались беспомощными в тех условиях, когда они действительно были нужны.

И вторая: все это надолго. Главным тормозом во внедрении дистанционного обучения, в освоении методик и технологий этого процесса является стойкое убеждение учителей, что вот еще совсем немного – и ситуация рассосется сама собой. Не рассосется. Но до сих пор нет ни одного внятного заявления на этот счет.

Неготовность перехода на дистанционное обучение сейчас проявляется повсеместно, и не признавать ее – означает заниматься самообманом. Как необходимо было поступить Новосибирскому институту повышения квалификации и переподготовки работников образования? Мгновенно, максимум в течение недели запустить онлайн-курсы обучения учителей по критически важным сейчас навыкам: ведение вебинаров, взаимодействие в социальных сетях и мессенджерах, методика перевода обычных курсов в онлайн и прочее. Но нет, пока мы видим только массовую отмену текущих курсов формата «современные формы обучения чему-то там в условиях внедрения очередного ФГОС» и полную беспомощность в условиях надвигающейся неопределенности. Как необходимо было поступить областному Центру информационных технологий? Быстро и централизованно развернуть готовые унифицированные решения для дистанционного образования, платные или бесплатные. А вместо этого они начали с рассылки циркуляров с требованиями собрать с родителей и школьников электронные адреса для регистрации в системе Moodle.


школа Бердска2.jpg

Да, формально решение предложено и в области и в городе – это переход на бесплатную платформу Moodle или Российскую электронную школу. Этим можно отчитаться и забыть. Потому что эти платформы не решают бытовых, самых простых вещей: организация эффективных коммуникаций с родителями и детьми, ведение синхронного взаимодействия (вебинары), эффективный обмен заданиями и ответами на них. Кроме того, платформы еще необходимо заполнять – пока же это просто полупустые шкафы, к которым вас отправляют и предлагают быстро собраться на бал.

Не готовы оказались и подавляющее большинство школ. В результате мы видим, как учителя, которые действительно заинтересованы в эффективном обучении (а я уверен, что злодеев сейчас нет, все хотят, чтобы дети эффективно осваивали знания), самостоятельно находят бесплатные решения, осваивают вебинарные площадки, организуют среды взаимодействия и прочее. В результате на одного ребенка падают десятки разных систем: по математике задания нужно переслать на Яндекс.диск, по географии – скинуть фото в WhatsApp, по литературе – подключиться в Zoom, а еще и в Российской электронной школе что-то там заполнить.


Но вот что важно также признать: неготовность системы образования к переходу на дистанционное обучение – не самое страшное. Возможно даже, что это вообще нестрашно. Если мы берем систему понятий Насима Талеба и его «черных лебедей», то к нынешней ситуации принципиально невозможно было подготовиться, поскольку она была принципиально непредсказуема. Признаем это и перестанем посыпать себе голову пеплом. Куда страшнее, что в системе сегодня – полноценный и неконтролируемый хаос, а конкретные решения отданы на откуп конечным исполнителям, а потому ситуативны, непоследовательны, в конечном счете – неэффективны.

3.jpg


Что необходимо сделать прямо сейчас, чтобы процесс перехода на дистанционное обучение не был болезненным и бессистемным?

Во-первых, публично признать, что дистанционное обучение – это надолго (это необходимо проговорить четко), и система оказалась в основном не готова к такого рода форс-мажорам (это можно сделать мягко, а организационные выводы отложить на лето и осень). Это необходимо учителям, администрациям школ, родителям и учащимся. Возможно, необходимо организовать систематическое информирование общественности о том, что происходит – честно и открыто объяснять ситуацию и принимаемые решения. Отсутствие адекватной информации – одна из главных причин складывающегося хаоса в системе.

На уровне региона и муниципалитета нужно предложить простые и унифицированные решения для перехода школ и колледжей на дистанционное обучение. Конкретные платформы с логинами и паролями, правилами пользования и принципами работы. Сейчас не время для рекомендаций, нужны четкие инструкции, адекватные ситуации.

Я бы предложил и организовать вместе с лучшими школами вебинары по основным предметам школьной программы с правом доступа к ним любого образовательного учреждения. Не нужно ждать, когда каждая школа организует свои вебинары и подготовит к этому всех учителей – нужно сделать это с теми школами, которые готовы (а таких десятки!), а остальным раздать ключи доступа в качестве пользователей. Пусть подключают школьников и используют это в основном образовательном процессе. Это уже сделано в Москве (Яндекс.Школа), это можно максимум за неделю сделать в Новосибирске.

Пора отказаться от принципа: пользуемся только своими ресурсами и не признаем, что наши подведомственные организации неэффективны. Они неэффективны, они предлагают устаревшие решения, они привыкли действовать иерархично, они и сами не понимают большинство современных контекстов. Необходимо признать это и пригласить к процессу организации дистанционного обучения новосибирские ИТ-компании, школы и колледжи, которые перешли на дистант и готовы делиться опытом, обратиться к ведущим университетам. Прямо сейчас необходимо сформировать из таких компаний координационный совет и выработать совместные решения по поддержке школ. Сейчас не время для того, чтобы прикрываться отчетами подведомственных организаций о том, что все в основном прекрасно, время обращаться ко всем, кто готов предложить свою помощь.

Нужно разработать общие подходы к дистанционной внеучебной жизни школьников и студентов колледжей. Договориться с музеями и театрами, библиотеками и некоммерческими организациями о дистанционных экскурсиях, конкурсах и других активностях. Школа – не только организация, «оказывающая образовательные услуги», но и важный социальный институт, который в нынешней ситуации может стать центром уверенности в том, что жизнь продолжается. Опять же, школам необходимо предложить унифицированные решения – сетку спектаклей, выставок, онлайн-чемпионатов и челленджей. Стимулировать и технологически обеспечивать горизонтальное взаимодействие, общение учащихся разных школ, совместные культурные и иные мероприятия в онлайне.

дети в противогазах.png

Кризис, вызванный коронавирусной инфекцией, не вечен, поэтому, сразу после стабилизации ситуации и формирования понятной всем системы обучения необходимо изменить подходы к обучению педагогов и информатизации системы образования. Чем дольше будет продолжаться нынешняя ситуация, тем больше будет вопросов к этим обеспечивающим организациям. Необходимо уже весной или летом организовать обучение педагогов критическим компетенциям в сфере дистанционного обучения, активизировать работу по методическому обеспечению дистанционного обучения, совместной разработке новой дидактики. Эту работу лучше поручить бизнесу, ведущим университетам (в том числе, столичным), передовым школам – они справятся лучше. Необходимо использовать ситуацию, чтобы быстро преодолеть разрыв между школой и реальной жизнью – в нынешней ситуации все в той или иной степени готовы к решительным действиям.

Ключевые принципы действий в нынешнем моменте: горизонтальное взаимодействие и привлечение к процессу всех заинтересованных сторон, открытость и честность в информировании о ситуации, унификация систем и платформ, предложение понятных и готовых решений для образовательных учреждений. Никакой фантастики.


Не страшно, что система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение. Страшно, что ситуация сейчас пущена на самотек. Это мнение изданию Сибкрай.ru высказал Сергей Чернышов, кандидат исторических наук, директор Новосибирского городского открытого колледжа. Вместе с тем он предлагает конкретные решения, которые, на наш взгляд, необходимо обсудить в профессиональном и родительском сообществе.


Необходимо признать две простых истины, которые почему-то публично большинство представителей системы образования признавать отказывается.

Первая: система образования к переходу на дистанционное обучение в основном оказалась критически не готова. Нет необходимых методик, технологий, организационных условий, технического оснащения, навыков большинства педагогов и прочее. Организации, которые ответственны за перспективное обучение педагогических кадров и информатизацию образования, оказались беспомощными в тех условиях, когда они действительно были нужны.

И вторая: все это надолго. Главным тормозом во внедрении дистанционного обучения, в освоении методик и технологий этого процесса является стойкое убеждение учителей, что вот еще совсем немного – и ситуация рассосется сама собой. Не рассосется. Но до сих пор нет ни одного внятного заявления на этот счет.

Неготовность перехода на дистанционное обучение сейчас проявляется повсеместно, и не признавать ее – означает заниматься самообманом. Как необходимо было поступить Новосибирскому институту повышения квалификации и переподготовки работников образования? Мгновенно, максимум в течение недели запустить онлайн-курсы обучения учителей по критически важным сейчас навыкам: ведение вебинаров, взаимодействие в социальных сетях и мессенджерах, методика перевода обычных курсов в онлайн и прочее. Но нет, пока мы видим только массовую отмену текущих курсов формата «современные формы обучения чему-то там в условиях внедрения очередного ФГОС» и полную беспомощность в условиях надвигающейся неопределенности. Как необходимо было поступить областному Центру информационных технологий? Быстро и централизованно развернуть готовые унифицированные решения для дистанционного образования, платные или бесплатные. А вместо этого они начали с рассылки циркуляров с требованиями собрать с родителей и школьников электронные адреса для регистрации в системе Moodle.


школа Бердска2.jpg

Да, формально решение предложено и в области и в городе – это переход на бесплатную платформу Moodle или Российскую электронную школу. Этим можно отчитаться и забыть. Потому что эти платформы не решают бытовых, самых простых вещей: организация эффективных коммуникаций с родителями и детьми, ведение синхронного взаимодействия (вебинары), эффективный обмен заданиями и ответами на них. Кроме того, платформы еще необходимо заполнять – пока же это просто полупустые шкафы, к которым вас отправляют и предлагают быстро собраться на бал.

Не готовы оказались и подавляющее большинство школ. В результате мы видим, как учителя, которые действительно заинтересованы в эффективном обучении (а я уверен, что злодеев сейчас нет, все хотят, чтобы дети эффективно осваивали знания), самостоятельно находят бесплатные решения, осваивают вебинарные площадки, организуют среды взаимодействия и прочее. В результате на одного ребенка падают десятки разных систем: по математике задания нужно переслать на Яндекс.диск, по географии – скинуть фото в WhatsApp, по литературе – подключиться в Zoom, а еще и в Российской электронной школе что-то там заполнить.

Но вот что важно также признать: неготовность системы образования к переходу на дистанционное обучение – не самое страшное. Возможно даже, что это вообще нестрашно. Если мы берем систему понятий Насима Талеба и его «черных лебедей», то к нынешней ситуации принципиально невозможно было подготовиться, поскольку она была принципиально непредсказуема. Признаем это и перестанем посыпать себе голову пеплом. Куда страшнее, что в системе сегодня – полноценный и неконтролируемый хаос, а конкретные решения отданы на откуп конечным исполнителям, а потому ситуативны, непоследовательны, в конечном счете – неэффективны.

3.jpg


Что необходимо сделать прямо сейчас, чтобы процесс перехода на дистанционное обучение не был болезненным и бессистемным?

Во-первых, публично признать, что дистанционное обучение – это надолго (это необходимо проговорить четко), и система оказалась в основном не готова к такого рода форс-мажорам (это можно сделать мягко, а организационные выводы отложить на лето и осень). Это необходимо учителям, администрациям школ, родителям и учащимся. Возможно, необходимо организовать систематическое информирование общественности о том, что происходит – честно и открыто объяснять ситуацию и принимаемые решения. Отсутствие адекватной информации – одна из главных причин складывающегося хаоса в системе.

На уровне региона и муниципалитета нужно предложить простые и унифицированные решения для перехода школ и колледжей на дистанционное обучение. Конкретные платформы с логинами и паролями, правилами пользования и принципами работы. Сейчас не время для рекомендаций, нужны четкие инструкции, адекватные ситуации.

Я бы предложил и организовать вместе с лучшими школами вебинары по основным предметам школьной программы с правом доступа к ним любого образовательного учреждения. Не нужно ждать, когда каждая школа организует свои вебинары и подготовит к этому всех учителей – нужно сделать это с теми школами, которые готовы (а таких десятки!), а остальным раздать ключи доступа в качестве пользователей. Пусть подключают школьников и используют это в основном образовательном процессе. Это уже сделано в Москве (Яндекс.Школа), это можно максимум за неделю сделать в Новосибирске.

Пора отказаться от принципа: пользуемся только своими ресурсами и не признаем, что наши подведомственные организации неэффективны. Они неэффективны, они предлагают устаревшие решения, они привыкли действовать иерархично, они и сами не понимают большинство современных контекстов. Необходимо признать это и пригласить к процессу организации дистанционного обучения новосибирские ИТ-компании, школы и колледжи, которые перешли на дистант и готовы делиться опытом, обратиться к ведущим университетам. Прямо сейчас необходимо сформировать из таких компаний координационный совет и выработать совместные решения по поддержке школ. Сейчас не время для того, чтобы прикрываться отчетами подведомственных организаций о том, что все в основном прекрасно, время обращаться ко всем, кто готов предложить свою помощь.

Нужно разработать общие подходы к дистанционной внеучебной жизни школьников и студентов колледжей. Договориться с музеями и театрами, библиотеками и некоммерческими организациями о дистанционных экскурсиях, конкурсах и других активностях. Школа – не только организация, «оказывающая образовательные услуги», но и важный социальный институт, который в нынешней ситуации может стать центром уверенности в том, что жизнь продолжается. Опять же, школам необходимо предложить унифицированные решения – сетку спектаклей, выставок, онлайн-чемпионатов и челленджей. Стимулировать и технологически обеспечивать горизонтальное взаимодействие, общение учащихся разных школ, совместные культурные и иные мероприятия в онлайне.

дети в противогазах.png

Кризис, вызванный коронавирусной инфекцией, не вечен, поэтому, сразу после стабилизации ситуации и формирования понятной всем системы обучения необходимо изменить подходы к обучению педагогов и информатизации системы образования. Чем дольше будет продолжаться нынешняя ситуация, тем больше будет вопросов к этим обеспечивающим организациям. Необходимо уже весной или летом организовать обучение педагогов критическим компетенциям в сфере дистанционного обучения, активизировать работу по методическому обеспечению дистанционного обучения, совместной разработке новой дидактики. Эту работу лучше поручить бизнесу, ведущим университетам (в том числе, столичным), передовым школам – они справятся лучше. Необходимо использовать ситуацию, чтобы быстро преодолеть разрыв между школой и реальной жизнью – в нынешней ситуации все в той или иной степени готовы к решительным действиям.

Ключевые принципы действий в нынешнем моменте: горизонтальное взаимодействие и привлечение к процессу всех заинтересованных сторон, открытость и честность в информировании о ситуации, унификация систем и платформ, предложение понятных и готовых решений для образовательных учреждений. Никакой фантастики.



Читайте также