Сибкрай.ru

«Золото Локтя»: как обнищал Новосибирск за пять лет

«Золото Локтя»: как обнищал Новосибирск за пять лет

Публичные слушания об исполнении бюджета Новосибирска в 2018 году прошли 19 апреля. Ранее мэр Анатолий Локоть оценивал результаты прошлого года положительно, отмечая, что планы по доходной части были исполнены на 98%. Об этом он говорил в выступлении перед депутатами Горсовета. Сибкрай.ru изучил исполнение бюджета за все пять лет мэрства Локтя и пришел к выводу, что глава города не выполнил предвыборные обещания, в том числе одно из основных – увеличить городской бюджет в два раза.

Содержание глянцевых плакатов, которыми обклеен весь Новосибирск, должно убедить горожан в том, что Анатолий Локоть выполнил все предвыборные обещания 2014 года, а развитие города заложено в его «Приоритетах», которые мэр огласил во время своего выдвижения на второй срок. Утверждается даже, что он исполнил все свои предвыборные обещания на 85%

Но для того, чтобы по-настоящему оценить эффективность его пребывания на посту мэра, следует отвлечься от глянцевых плакатов и выдумок его пиарщиков и погрузиться в изучение реальных показателей, собрать и проанализировать объективные данные. После того как это было сделано, стало очевидно, что Анатолий Локоть не только не выполнил ни одного своего предвыборного обещания, но и во время его руководства город был отброшен на годы назад. Цифры показывают: такого падения, обнищания и разорения не было даже в годы войны, когда Новосибирск, пусть и за счет размещения эвакуированных заводов, мобилизации ресурсов, нечеловеческого напряжения сил, эффективного руководства, развивался и расширялся. 

Бюджет: неконтролируемое падение

В 2014 году Анатолий Локоть опубликовал свою предвыборную программу, состоящую из «семи шагов». Одним из первых шагов было обещание увеличить бюджет на половину и довести его до 50 миллиардов рублей. Выполнил ли он это свое главное обещание? Что же произошло за эти пять лет на самом деле? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно взглянуть на график:

график1.png

Таким образом, хорошо видно, что доходы бюджета во время пятилетки Анатолия Локтя не только не приблизились к обещанным 50 миллиардам рублей, они не только не росли – они падали. Падение началось уже на первом году пребывания Локтя на посту мэра. Исключением является, пожалуй, лишь прошлый, 2018 год, когда доходы приросли на 4,7 миллиарда рублей по отношению к 2017 году. Откуда взялись эти миллиарды, какие управленческие решения мэрии позволили так сильно «разбогатеть»? А никакого управленческого волшебства и не было, как нет в приросте бюджета заслуги команды Локтя – эти деньги свалились с неба. Это так называемые безвозмездные поступления, которые Новосибирску перечисляются из областного и федерального бюджетов на исполнение городом государственных полномочий – на образование, строительство школ и дошкольных учреждений, социальную защиту населения, на увеличение заработной платы работникам бюджетных учреждений, организацию строительства ледовой арены к чемпионату по хоккею. В следующем графике это хорошо видно.

график2.png

Область и Москва ежегодно наращивали финансовую помощь Новосибирску, а в прошлом году расщедрились даже на 18,6 миллиарда рублей. В то время как команда Локтя не смогла не только прирастить собственные доходы города, но и остановить их падение. Иными словами, если бы не новый ЛДС и другие проекты, то собственные доходы городского бюджета продолжали бы падать по отношению к первому году службы Локтя на посту мэра. В следующем графике – о том, как падали собственные доходы Новосибирска:

график3.png

Из графика видно, что собственные доходы в 2018 году к уровню 2014 года составили всего лишь 86,3%. То есть Локтю не только не удалось «утереть нос» Городецкому, как управленец Локоть оказался гораздо хуже. 

Сторонники Анатолия Локтя приводят разные аргументы в защиту тезиса о том, что  «кухарка управлять умеет». Главный тезис – Городецкий лишил Новосибирск трех миллиардов, за счет перераспределения части налога от дохода физических лиц в пользу областного бюджета. Но это лукавство, поскольку деньги были перераспределены обратно в бюджет города на исполнение им государственных полномочий – это хорошо видно из предыдущего графика. Эти средства были направлены на реализацию программ по содействию создания новых мест в школах и детских садах, ликвидации аварийного жилья, благоустройство общественных пространств и дворовых территорий, на содержание и ремонт дорог. В общей сложности дотации и субвенции составили за пять лет 743,5 миллиарда рублей, что в несколько раз превышает сумму изъятия.
 
Кроме того, защитники «кухарки» упускают из виду тот факт, что стремительными темпами в стране росла инфляция. Следовательно, должна была увеличиваться налогооблагаемая база и, как итог, налоговые отчисления в бюджет города. Инфляционный фактор сыграл значительную роль в оздоровлении областного бюджета, но на бюджет Новосибирска это не повлияло. Вернее, так – не случись инфляции, бюджет города потерял бы гораздо больше. 

график4.png

Теперь нужно попытаться ответить на вопрос, куда «кухарка» подевала заначку? Иными словами, где и как команда Локтя умудрилась потерять то, что потерять было немыслимо при нормальной организации управленческого процесса? Это хорошо видно из следующей таблицы: 

график5.png

По сравнению с 2014 годом доходы от аренды земельных участков уменьшились на 0,9 миллиарда рублей  (28%), при этом дебиторская задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, увеличилась на 1,6 миллиарда рублей (на 67%, с 2,4 до 4,1 миллиарда рублей) и превысила доходы от поступившей арендной платы за землю (на 76,7%). Нереальная к взысканию задолженность, например, в результате неактивных действий мэрии составила 1,9 миллиарда рублей (47,3% всей задолженности).

Рост доходов в 2017 году от аренды земельных участков (+3,3 миллиона рублей), второго по значению экономического ресурса города, произошел только в результате проводимой мэрией претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате за землю. 

Увеличение доходов от продажи земельных участков в 2017 году произошло из-за увеличения доходов от выкупа земельных участков собственниками нежилых зданий, на которых они расположены.

Из таблицы видно, что «кухарки», взяв в мэрии власть, при полной поддержке городского совета депутатов, с управлением не справились. И совсем вопиющий факт: задолженность перед бюджетом города по доходам от продажи муниципальной собственности и аренды земли увеличилась с 222 миллиона рублей по состоянию на начало 2014 года до 4 миллиардов (!) 178 миллионов рублей на первое января 2018 года, в том числе просроченная, соответственно, с 5,2 до 3 976 миллиона рублей, нереальная к взысканию составила 1 900 миллиона рублей (47,5%). При этом мэрия засекретила эти данные и даже городскому депутату Наталье Пинус не удается получить ответ в суде

Что нам стоит дом построить!

Анатолий Локоть, претендуя в 2014 году на должность мэра, бравурно обещал увеличить долю «капитальных вложений, направляемых на развитие города, которая должна составлять не менее трети от расходной части бюджета». И действительно, если не наращивать капитальные вложения, то не будет ни новых дорог, ни школ, ни новых развязок… Все придет в упадок! Именно этот процесс – движение к упадку и необратимому разрушению всей городской инфраструктуры – мы и наблюдаем все пять лет руководства Анатолием Локтем городом, когда каждый год все меньше и меньше вкладывалось средств в развитие Новосибирска, что можно наглядно увидеть в следующем графике:

Размер капитальных вложений в развитие Новосибирска 
график6.png

Падение капвложений катастрофическое. Если команда Городецкого заложила в бюджет 2014 года семь миллиардов рублей на развитие Новосибирска, то команда Локтя смогла наскрести лишь 2,2 миллиарда в 2018 году. Надо учесть, что и в предшествующие годы эта сумма едва превышала два миллиарда, вместо, например, семи при Городецком. Более того, мэрия и депутаты Горсовета, ежегодно признающие работу команды Локтя «удовлетворительной», формируя бюджет, намеренно закладывают разруху:

график7.png

Итак, Анатолий Локоть обещал до трети бюджета направлять на развитие города. Однако мы видим, что по сравнению с 2014 годом инвестиции рухнули не только в натуральном выражении, но и в структуре расходов бюджета составляют не желаемые 30%, о чем мечтал Локоть, а несчастные 5%! То есть Локоть не только не выполнил  своего предвыборного обещания, но и, не сумев сохранить то, что было сделано при Городецком, обрек город на нищету и деградацию.

Снижается и доля города в расходах на инвестиции:

график8.png

Теперь интересно посмотреть на то, какие конкретно сферы городского хозяйства пострадали от сокращения инвестиций больше всего. Это можно увидеть из другого графика: 
  

график9.png

                                                                                                                                    
Как легко заметить, падение произошло по всем направлениям. За время «пятилетки Локтя» Новосибирск проедал накопленные ресурсы, не только не вкладывая средства в развитие города: не удавалось даже поддерживать на приемлемом уровне то, что случайно свалилось в руки «кухарок» в апреле 2014 года.

Понимая, что хвастаться нечем, а за ложь избиратель может строго спросить, мэрия придумала веселые картинки, которыми залеплен весь город. Вся нелепица их содержания обнаруживается, в сравнении с теми цифрами, которые приведены в этом материале, и о которых читатели Сибкрай.ru узнают первыми. 

приоритеты.jpg

В период 2014-2017 годы Новосибирская область по оценке Национального рейтингового агентства не смогла повысить рейтинг инвестиционной привлекательности и не вошла в топ-20 регионов. В том числе не продемонстрировала ощутимое уменьшение сроков получения разрешений на строительство и количества процедур, необходимых для получения разрешения на строительство.

По данным Росстата 

Рейтинг регионов по инвестициям в основной капитал на душу населения (рублей), Новосибирская область: 2013 год – 42 место (56 960), 2014 год – 41 место (61 812), 2015 год – 54 место (50 255), 2016 год – 60 место (47 019), 7 месяцев 2017 года – 64 место (30 417).

А теперь сравните эти цифры с содержанием глянцевых плакатов: при Локте отремонтировали 18 трамваев, была организована горка в Центральном парке… Все это кажется смешным и в то же время трагичным на фоне реального падения и обнищания города. С 2016 года заемные средства стали привлекаться не только в целях развития города, но и решения вопросов по содержанию городского хозяйства. Проедать и ничего не вкладывать – вот итог деятельности любого популиста, ничего не смыслящего в экономике и в управлении, и неспособного научиться этому. Город за пять лет накопил огромную сумму долгов и находится в предбанкротном состоянии. Но об этом мы поговорим в следующих публикациях.