Сибкрай.ru

Общественность предъявила требования к будущему мэру

Общественность предъявила требования к будущему мэру

Городская ассамблея прошла в Новосибирске 21 февраля, на этот раз целью общественников было сформулировать требования к будущему мэру. Выборы мэра Новосибирска пройдут в сентябре 2019 года. Общественники предложат кандидатам оставить свои подписи под перечнем конкретных пожеланий горожан. 

За председательским столом очередной Городской ассамблеи были бывший вице-губернатор Виктор Козодой и лидер новосибирских сторонников оппозиционера Алексея Навального Андрей Гладченко. По словам последнего, цель мероприятия – объединение вокруг идей, а не вокруг личностей. Причем объединение максимально широкое, безотносительно к разногласиям по прочим вопросам.

По словам одного из организаторов Сергея Дьячкова, в мероприятии приняли участие около 70 человек.

«Городская ассамблея имеет достаточно громкое название, потому что действительно таковой является, – заметил Гладченко. – Вы можете посмотреть друг на друга и понять, что это правда. Созвана она инициативной группой, которая собралась просто по принципу «Кто, если не мы». Их можно считать самозванцами, людьми, узурпировавшими повестку, но если кто-то хочет узурпировать повестку тоже – он может это сделать. Мы хотели бы, чтобы таких групп в городе было больше одной, и будем рады появлению других дискуссионных площадок».

IMG_3871.JPG

На сей раз тема форума была сформулирована как «Требования горожан к будущему мэру». Гладченко обратил внимание, что ассамблея при этом нисколько не нацелена на критику мэра нынешнего:

«Я надеюсь, все здесь согласны с тем, что нынешний мэр не справился со своей задачей – и говорить мы о нем сегодня не будем, чтобы не тратить на это время. Мы будем говорить о будущем мэре и о наших требованиях к нему».

Виктор Козодой согласился, что нужно не просто менять мэра «плохого» на «хорошего» – в замене нуждается вся система, поскольку какой бы человек ни попал в нее, он будет вынужден под нее подстраиваться. Далее Козодой повторил свои давние тезисы о том, что мэрию необходимо избавить от избыточных подразделений, районные администрации – по крайней мере, сократить или объединить по примеру Центрального округа, а значительную часть МУПов – ликвидировать, отдав их функции на аутсорсинг. Также он поделился своим опытом руководства в Институте истории СО РАН.

IMG_3904.JPG

«Абсолютно маленькое учреждение, институт – но там три машины. На всю науку у меня уходило по смете 1 100 тысяч, а на содержание транспорта – 886 тысяч. Сократили водителей, передали на аутсорсинг – экономия 500 тысяч. Это позволило 21 человека отправить в командировки», – рассказал Козодой. 

«Виктор Иванович, ваши три минуты текут очень релятивистски», – прервал Козодоя сомодератор Гладченко, передавая слово следующему оратору Алексею Мазуру.


Предложения известного новосибирского журналиста-общественника по транспортной реформе также были знакомы его читателям много лет и сводились к идеям Вукана Вучика из книги «Транспорт в городах, удобных для жизни», которую Мазур подарил нынешнему мэру Анатолию Локтю пять лет назад – но, судя по результатам работы, тот не прочитал даже предисловие. Одна из идей заключается в том, что общественный транспорт не должен стоять в пробках, но это не обязательно может быть метро, существуют более дешевые аналоги – скоростной трамвай и автобусные маршруты, полностью проходящие по выделенным полосам. Маршруты не должны дублировать друг друга, но для удобства следует ввести единый билет, не зависящий от количества пересадок в определенный отрезок времени. Вместо этого, нынешний мэр построил два километра дороги на улице Колонды, которая не решает никаких транспортных проблем. Равным образом бесполезен Бугринский мост (открытие которого Локоть также ставит себе в заслугу) – а между тем, уже этих денег хватило бы на многое. Таким образом, первым требованием к мэру Мазура было «прочитать книжку».

IMG_3924.JPG

Подготовивший предложения по градостроительной сфере Михаил Рязанцев присутствовать не смог, доклад представлял его соавтор Дмитрий Холявченко. Данные проблемы также известны. В частности, девелоперы ориентируются на генплан, по которому предусмотрена вся инфраструктура и 50 станций метро – однако по факту строятся лишь новые и новые дома. Зонирование, как правило, проводится в интересах застройщика, а многие фактические зеленые зоны не регистрируются. Застройщики используют мошеннические схемы для того, чтобы получить участок в собственность по символической цене. При этом, публичные слушания фактически отменены – вместо этого предложения собираются в режиме онлайн, что никто не контролирует. У многих застройщиков существуют большие долги по аренде, которые мэрия отказывается публиковать.

IMG_3893.JPG

Руководитель штаба Навального в Новосибирске Сергей Бойко заметил, что, в свете всего сказанного, основной проблемой мэрии является отсутствие прозрачности: «Если мы все-таки получим человека, который соберется реформировать мэрию, то ему открытость будет нужна самому. Потому что как только он начнет как Виктор Иванович [Козодой] предлагать по живому резать отделы или как предлагал Алексей [Мазур], отбирать деньги у перевозчиков, то открытость – это единственное, что его спасет либо от митингов, либо от уголовных дел».

Вопрос с коммерческой тайной, на взгляд Бойко, решается просто.

«Давайте просто добавим пункты, что мы этот договор будем «публичить». Если каких-то поставщиков это не устраивает – то мы просто не имеем с ними дела», – предложил он.

IMG_3966.JPG

Депутат Дарья Украинцева обратила внимание на вопросы экологии – предложив выносить за пределы города вредные производства и мусорные полигоны – на что Андрей Гладченко заметил, что у города не может быть экологии, отдельной от области. Кроме того, Украинцева сказала, что «со всеми согласна».

«А я со всеми не согласна», – парировала председатель «Яблока» Светлана Каверзина. На взгляд «яблочницы», районным администрациям необходимо, наоборот, добавить денег и полномочий, поскольку «из центра окраин не увидеть».

Журналист Ирина Левит считает, что, прежде всего, для мэра необходимо провести «аудит задач». После этого следует распределить их по приоритетности: «И мы тогда поймем, что чистить дороги – это гораздо важнее, чем вешать приятные вазончики».

Реализовывать задачи нужно в порядке приоритетности, исходя из имеющегося бюджета. Под набор задач следует выстраивать и структуру мэрии.

«Можно ради экономии алюминия обрезать на полметра самолету крылья – только он не полетит, – заметила Левит. – Можно отобрать автомобиль у бухгалтера, но не у человека, который занимается дорожными делами».

IMG_3992.JPG

Также выступающая заметила, что мэрия в свое время очень громко возмущалась изъятой частью НДФЛ, умолчав при этом, что вместе с деньгами у города забрали ряд полномочий – оставив даже в более прибыльной ситуации.

Депутат Горсовета Наталья Пинус посетовала на крайне низкую политическую культуру отношения к предвыборным обещаниям. «У нас нормально в предвыборной программе наобещать всего чего ты хочешь, еще с горкой, а потом ничего этого не выполнить. У нас программа мэра не выполнена катастрофически, но мы на это не обращаем внимания – и мэр идет на следующий срок. Потом мои коллеги, депутаты-коммунисты, говорят: понимаешь, когда парень девушку охмуряет, он много чего обещает – но это же не значит, что это все надо выполнять!» – возмутилась Пинус.
 

IMG_4029.JPG


«Обещать – не значит жениться», – резюмировал Козодой.

Так или иначе, строгие критерии оценки эффективности деятельности мэра на данный момент отсутствуют, согласились участники ассамблеи. Кроме того, Пинус обратила внимание на то, что Новосибирск не участвует в значительной части федеральных программ. Например, по транспортным программам в Новосибирске приходится 647 рублей на человека, а в соседнем Кемерово – 2047. При этом Новосибирск участвует в софинансировании на 26%, тогда как Екатеринбург на 5,8%, а Красноярск вообще не софинансирует федеральные программы.

Самым важным же, по мнению Натальи Пинус, является вопрос контроля – поскольку все правильные пожелания были высказаны мэру общественностью еще в 2014 году – однако, контролировать это не смогли. Для этого было предложено создать специальный орган наподобие общественной палаты, «только по-человечески».

Все предложения, которые будут высказаны, предполагается аккумулировать в некий единый список, который предложат подписать всем кандидатам в мэры. Далее ассамблея намерена поддерживать лишь тех кандидатов, которые подпишут их документ.