Сибкрай.ru

Пиар-газета мэра обходится бюджету в миллионы

Пиар-газета мэра обходится бюджету в миллионы

Газета «Красный проспект», восхваляющая деятельность мэра Новосибирска Анатолия Локтя, обошлась бюджету более чем в два миллиона рублей. Газета распространяется по районам города, ее содержимое для них при этом отличается. 

В феврале новосибирцы получили газету «Красный проспект», которая является спецвыпуском «Ва-Банка». С заглавной страницы на читателей смотрело благостное лицо мэра Анатолия Локтя, рядом размещалась надпись: «Пятилетка Локтя. Как изменился Новосибирск за пять лет». Весь остальной текст гласил, что изменился Новосибирск, дескать, исключительно в лучшую сторону.

На страницах спецвыпуска Локтя панибратски хлопает по плечу человек, некогда имевший славу «последнего европейского диктатора», а муниципальная аптечная сеть в качестве ближайших планов на 2019 год называет расширение отдела гомеопатии и рассказывает о  лечении пиявками... Здесь же мэр честно признается, что пять лет назад определил основные приоритеты развития города: социальные объекты, транспорт и дороги, зеленые зоны и благоустроенные дворы – и вот, по всем фронтам наблюдается исключительный прогресс – например, скоро начнется строительство станции метро «Спортивная». Про завершение Дзержинской ветки, документацию по которой в Главгосэкспертизу сдали в виде отсканированных старых документов, он уже не вспоминает. Не вспоминает и про захват зеленых зон под видом строительства спортивных объектов и про то, как лично санкционировал подобные сделки.

Материалы газеты очень напоминают формат предвыборной агитации – которая должна оплачиваться исключительно с избирательного фонда кандидата, все поступления на который должны быть открытыми. Между тем, избирательная компания даже еще официально не объявлена, дата выборов не утверждена, а Анатолий Локоть даже пока не говорил, пойдет ли он вообще на выборы. Эти заявления за него пока делают другие люди.

Сибкрай.ru обратился к мэру с запросом: каков тираж данной газеты, сколько стоит изготовление, печать и распространение этих материалов, а также из каких средств все это было оплачено. Вместо того чтобы дать конкретный ответ на запрос СМИ, мэрские чиновники предложили спросить о тираже у официальных представителей газеты «Ва-Банкъ», готовившей этот спецвыпуск – заметив, что по закону о СМИ в выходных данных газеты должен указываться адрес издателя и редакции. Почему-то в ответе не упомянули, что, согласно той же самой статье, в выходных данных должен указываться и тираж.

Обычно выходные данные располагаются на последней странице газеты – однако, там их обнаружить не удалось. Неожиданным образом они оказались на шестой странице. Оттуда выяснилось, что заказчиком материалов является мэрия города Новосибирска, а выпуск подготовлен редакцией газеты «Ва-Банкъ». Информация о тираже в этом блоке, впрочем, отсутствовала. Она внезапно обнаружилась на центральном развороте, который печатался в разных вариантах для разных районов. Оттуда удалось выяснить, что тираж газеты в Заельцовском районе составляет 60 тысяч экземпляров, а в Железнодорожном – 25 тысяч.

По поводу стоимости издания, в мэрии заявили, что эта информация является общедоступной и отослали к сайту госзакупок, назвав, наконец, точное название брошюры – «Спецвыпуск газеты Ва-Банкъ в Новосибирске. Красный проспект». Редакции удалось обнаружить целых три отыгранных контракта по данной теме.

Первый лот с таким названием был размещен 19 октября 2018 года, стоимость контракта – миллион рублей. Закупка осуществлялась у единственного поставщика, договор с которым был заключен днем ранее – 18 октября. Согласно договору, исполнитель обязуется разместить материалы заказчика в бесплатных районных выпусках упомянутой газеты. Кстати, исполнитель вправе в случае наличия в материалах признаков рекламы сделать специальную пометку – правда, нигде таковой почему-то обнаружено не было. Из приложения к договору мы узнаем, что общий тираж газеты 300 тысяч экземпляров, а дата выхода – 24 октября 2018 года. Стоимость одной газеты, соответственно, где-то 3,33-3,34 рубля.

Второй лот размещен 22 октября, хотя договор заключен гораздо раньше – 13 августа. Там говорится, что дата выхода газеты – 20 сентября (то есть, за месяц до размещения лота). Здесь указан тираж 320 тысяч экземпляров, а также приводятся конкретные тиражи по районам: например, 20 тысяч в Заельцовском и 15 тысяч в Железнодорожном, 110 тысяч – общегородской выпуск. Общая стоимость услуг – 1,1 миллиона рублей.

Третий лот размещен 14 декабря, там речь идет о выпуске 110 тысяч газет общей стоимостью 250 тысяч рублей. Датой выхода называется 31 декабря 2018 года.


На момент публикации не удалось выяснить, получали ли новосибирцы газету «Красный проспект» в прошлом году или в январе. Это дает основание предположить, что в этих трех закупках, собственно, и содержится выпуск газеты «Красный проспект» (ведь в других лотах данное название не фигурирует). 

Суммарный тираж, прописанный в трех договорах, объект которых соответствует указанному мэрией Новосибирска названию, составляет 730 тысяч экземпляров. Районные тиражи наводят на мысль, что одних районных выпусков в городе вышло более 600 тысяч – а между тем, существует еще и общегородской выпуск (его сканы находятся в распоряжении редакции). Общая стоимость этих контрактов – 2 350 000 рублей.

Между прочим, заказчиком в этих контрактах выступает не просто мэрия Новосибирска, а «Городская дирекция творческих программ» – та самая, что платит больше миллиона за несколько деревянных павильонов.  

В качестве исполнителя в договоре указана некая «Управляющая компания «ВДВ-Медиа», генеральный директор – Сергей Концедалов, адрес: город Омск, улица Фрунзе, дом 1, корпус 4, оф. 50П. Кстати, в газете фигурирует другой адрес: Омск, бульвар Победы, 3, оф. 3 – как удалось выяснить, это старый адрес учредителя. Это не единственная неточность в газете – в качестве учредителя указано ООО «Союз-Курьер», которое находится не в Омске, а в Новосибирске – по тому же адресу, что и редакция, на улице Линейная. Печатается газета тоже в Новосибирске.

Впрочем, есть еще одна закупка на услуги по «подготовке, размещению и распространению в специальных бесплатных выпусках периодического печатного СМИ <…> информационных материалов об общественно-значимых событиях, о социально-экономическом развитии». Этот контракт на сумму 2,75 миллиона рублей достался группе компаний «ВДВ-Медиа», той самой, которая занимается выпуском «Ва-Банка». Его разыграл департамент информационной политики мэрии Новосибирска. 

«Общий объем информационных материалов – не менее 40 полос, – говорится в описании объекта закупки. – Размещение информационных материалов в специальных выпусках формата Д2 (которому соответствует выпуск «Красного проспекта» – прим. ред.) или Б2, выходящих объемом не менее четырех полос, полноцвет, периодического печатного СМИ, издаваемого не реже одного раза в неделю тиражом не менее 100 тысяч экземпляров».

«Изготовление, размещение и бесплатное распространение информационных материалов не менее чем в пяти  спецвыпусках  издания в каждом районе Новосибирска и Центральном округе Новосибирска (согласно заявкам Заказчика) общим тиражом не менее 1 000 000 экземпляров, в том числе (при наличии заявки Заказчика): на фирменных стойках на станциях метрополитена Новосибирска  в количестве, указанном в заявке Заказчика, распространение по почтовым ящикам с регулярной сменой адресов, в количестве, указанном в заявке Заказчика промоутерами на входах и выходах в метрополитен города Новосибирска, а также в других местах массового нахождения жителей», – описали желаемое в мэрии.

Еще одну такую закупку департамент опубликовал буквально накануне, 6 марта. 

Должен ли мэр отчитываться перед горожанами? Безусловно – ведь именно их налогами он распоряжается и даже именно из них он получает весьма солидную зарплату. Но должны ли налогоплательщики оплачивать эти отчеты из своего кармана? Деятельность мэра ежедневно освещают десятки средств массовой информации, перед которыми он может сделать любые заявления. Зачем тратиться еще и на газету – возмущаются некоторые новосибирцы.