Сибкрай.ru

Город-пыль: «Старый дом» ставит спектакль о Новосибирске
Фото: Эржена Мансорунова, Ирина Долженко

Город-пыль: «Старый дом» ставит спектакль о Новосибирске

26 и 27 сентября новосибирский театр «Старый дом» планирует показать документальный спектакль о Новосибирске под многозначным названием – «Пыль». О чем будет постановка, кто в ней будет участвовать, и как проходит процесс подготовки к премьере, рассказала Сибкрай.ru драматург Алина Шклярская. 

В основе сюжета постановки «Пыль» лежат  исследования исторического и мифологического контекста города, а также интервью с его жителями. Документальный спектакль (по-другому – вербатим) – это вид театрального представления, в основе которого лежат реальные диалоги или монологи обычных людей, которые на сцене произносятся актерами. То есть принять участие в создании спектакля и поделиться своей историей может каждый новосибирец. Главная задача проекта – привлечь к созданию спектакля горожан, а также определить главные волнующие жителей «городские» темы, узнать прошлое Новосибирска и задуматься о его будущем. 

Со сценарием спектакля работает санкт-петербургский драматург и искусствовед Алина Шклярская. Алина училась на искусствоведении в Уорикском университете в Лондоне, а затем в Институте высшего образования в области искусств (IESA) в Париже. Когда ей было 28 лет, Алина поступила в магистратуру при новой сцене Александринского театра на драматургию. 

− До этого я уже с детства любила писать что-нибудь: поэтические публикации, рассказы, − вспоминает Алина. −  Форма пьесы ко мне, может, только до сих пор не пришла, может быть, никогда не придет. А театр максимально отвечает форме словомышления, которую я могу воспроизводить. Для кого-то театр – это зона борьбы, зона решения личных проблем, а я воспринимаю театр как зону максимального комфорта. 

нск драматург.jpg

− Не могли бы рассказать особенности создания произведения для игры на сцене?

− Мне кажется, многое зависит от задачи. Вот, например, спектакль «Пыль» предполагает активное включение зрителей. В данный момент мне интересны спектакли, где прописываются роли и действия не только для артистов, но и те, которые включают драматургию пространства, может быть, работу зрителей или вообще внешних источников. Я бы не сказала, что сейчас необходимо заранее прописывать роли очень четко для того, чтобы люди их исполняли. Всегда есть момент вариативности текстов! На сцене может присутствовать что угодно. Даже, например, компьютер может быть главным героем и ему может быть отдана такая роль, что он сам создает какие-либо тексты. В таком случае я как автор отстраняюсь. И сцена мне нравится именно этой вариативностью интерпретации любой формы текста. 

− А как происходит взаимодействие со зрителями?

− Иногда это нужно, а иногда – нет. Вот, допустим, для спектакля, который мы готовим для Новосибирска,  я думаю, этот прием станет одной из особенностей. Концепция следующая: важно, чтобы зрители были подключены к спектаклю еще на моменте его создания. Недавно мы выложили в паблике театра опрос по темам, которые интересны жителям Новосибирска. Мы приезжали в город. Понятно, что нам не удалось охватить абсолютно все слои населения, и мы решили постфактум сделать опрос, чтобы понять насущные темы города. В этом смысле мы очень открыты для предложений. 

Основа пьесы будет состоять из того, что именно попадет в эту воронку от самого Новосибирска: кто откликнется, какие темы будут выбраны. Это такой квест: пойдешь туда – будет одно, пойдешь по-другому – будет второе.  Мы сейчас в самом начале пути. Важно, чтобы зритель уже сейчас начинал реагировать, присылать свои истории. 

− А в процессе спектакля не будет взаимодействия?

− На данный момент предполагается взаимодействие. Мы заявляем о нем как о медиа-спектакле, то есть, будем использовать различные современные технологии, которые позволяют подключать людей, находящихся не только в пространстве театра, но и людей, находящихся в любой точке города. Они тоже могут быть включены в процесс. И, конечно, мы будем идти к тому, чтобы зрители в зале были включены в процесс. В первую очередь этот спектакль должен говорить о том, что интересно конкретно этому городу.

− Как так получилось, что вообще занялись спектаклем про Новосибирск?

− Предложение делать такой спектакль поступило режиссеру Михаилу Патласову от новосибирского театра. Изначально, когда мы приехали на знакомство с городом, мы искали интересных людей, чтобы нам кого-нибудь посоветовали для беседы. Но вышло так, что самые неожиданные и важные стороны города не сразу были нам заметны. Поэтому мы сделали такой клич в социальных сетях.

− А почему «Пыль»?

− Мы общались с молодым человеком, который занимается историей Новосибирска. Он рассказал удивительную историю про главного архитектора города Крячков. Когда к Крячкову поступил заказ о строительстве города, он увидел, что весь город будет покрыт пылью с реки. Он предложил сделать все дома максимально в сером цвете. Поэтому город стал, можно сказать, серым. Также некоторые из героев, с которыми мы общались, использовали такие фразы как «человек здесь − пыль», «все растворяется как пыль», «пыль, которую нельзя смыть». Такое многозначное слово, которое будет по-разному интерпретироваться. 

нск4.jpg

Когда начала изучать Новосибирск, я никогда не думала, что проблема «пыли» может решаться на государственном уровне – читала в интернете, как люди предлагают решить проблему удаления пыли, это мне показалось очень необычным!

−  Как происходил подбор  героев для спектакля?


− Как раз на данный момент мы занимаемся поиском и подбором героев. Условно, любой житель нам интересен. Даже если человек считает, что ему нечего сказать − этого не может быть! Значит, уже этот текст – это его некое высказывание про город. Мы определили список тем, но он пока очень общий. Даже, скорее, мы выбираем темы и пытаемся вместе с героем в них немножко разобраться или наоборот полностью запутаться и не найти никакого ответа. Когда мы стали разговаривать с артистами, с героями, стала прослеживаться тема изменения отношения поколения к традиционным ценностям. Поэтому одной из тем исследования стали традиции и соотношение современного поколения к ним. В плане рождения, свадьбы и смерти. 

Будет перфоманс «Свадьба». И одна из тем исследования – обрядовость традиций. Герои нашего спектакля решили пройти этот обряд на себе. У них запланирована официальная свадебная церемония и неизвестно, как они в конце на это отреагируют. Люди просто ради спектакля решились на перфоманс. Ставится вопрос, насколько этот обряд в настоящее время истинный? Но когда на человека накладываются эти традиции и все мысли об этом, то относиться просто как к перфомансу уже становится сложно. Мы попросили и ее и его, фиксировать свои ощущения во время подготовки к церемонии: как стали вдруг развиваться отношения внутри этой внезапно сложившейся пары, развиваются ли они вообще. Этот процесс они фиксируют самостоятельно. И в итоге мы не знаем, что они скажут в ЗАГСе. Это будет их выбор. 

− Одной из тем в спектакле «Пыль» тоже будет изучение связи современности с прошлым?

− Да, на этом хотелось бы даже сделать больший акцент, потому что очень интересно, как такие вещи вмонтированы в нашу современность. К сожалению, пока не успели со всеми поговорить, хотелось бы больше пообщаться – особенно с историками Новосибирска, которые изучают такие обряды, узнать их мнение.

нск3.jpg

− А сколько всего аспектов будет рассмотрено?

− Конкретно не могу сказать, например, точно будет некий технологический аспект. Когда мы побывали в Академгородке и пообщались там с учеными, честно скажу, столько ученых, сколько встретила в Новосибирске, не встречала за год в Санкт-Петербурге! Я была поражена их открытости, заинтересованности в синтезе науки и искусства. И так получается, что люди действительно готовы не только формально поделиться с нами знаниями,  но и подключиться к спектаклю. Они готовы попробовать себя и свои технологии в художественной сфере. Это, по-моему, поразительно! 

Также для нас одним из векторов исследования стал Новосибирск как город будущего, потому что его долгое время люди воспринимали как некий транзитный пункт в духе «я сюда приехал, а потом куда-нибудь еще поеду». И вдруг сложилось поколение людей, которые говорят: «Я понимаю, что я хочу здесь остаться и не хочу никуда уезжать». И такие люди будут создавать условное будущее. Также к теме будущего относится тема искусственного интеллекта, которую мы обсуждали с учеными. 

− Жанр спектакля определили как «археология будущего». Люди – это и есть будущее?

− Да, люди, которые создают будущее. Также мы можем рассматривать современные технологии, отдавая им дальнейшую перспективу. А средства театра позволяют осмыслить какую-либо новую технологию или исследование через несколько аспектов: в философском смысле, в морально-этическом или с точки зрения вообще жизнеспособности неких открытий. 

− Сколько новосибирцев разных профессий и возрастов примут участие в создании постановки?

− Мы пока не делали статистику, потому что все еще на этапе сбора материала. Но чем больше интервью – тем лучше. Вот до этого мы делали проект о Санкт-Петербурге, он назывался «неприкасаемые». Мы брали срез бездомных людей, и у нас было более 100 интервью, люди также присылали истории. Здесь все зависит от реакции жителей в том числе.

− Вы делали проект о Санкт-Петербурге, теперь о Новосибирске. Сколько за ваши плечами уже спектаклей?

− Я хоть и достаточно поздно пришла в театр, я сразу начала во все включаться. Поэтому по количеству я не знаю, но в театре я уже четыре года, и у меня не было момента, чтобы я сидела и не делала какой-либо спектакль. 

− А что именно вы видите главной задачей спектакля?

− Не знаю как для других,  но я этот спектакль воспринимаю как открытое поле для эксперимента – в хорошем смысле. А также как возможность исследования тем, которые невозможно исследовать на какой-либо другой территории. Подбор героев весьма специфический, предполагающий абсолютно разные слои. Я ожидаю какого-то открытия, в том числе и с точки зрения драматургии. Здесь есть возможность поэкспериментировать с современными технологиями, которые, возможно, будут самостоятельно работать с текстом: интерпретировать его, собирать, может, расшифровывать. Интересен синтез работы человека и машины в плане текста.

Я считаю, что спектакль для меня внутренне состоялся, если я испытала какой-то инсайт. Часто бывает, что тема подобного не предполагает, что в этой области уже нельзя увидеть что-то новое. Но мое любопытство не позволяет мне отказываться от чего-то. Я никогда не жду, что, например, «тема для меня интересна, поэтому я буду этим заниматься». Я понимаю, что могу уже постфактум сгенерировать этот интерес. И, уже находясь в процессе, могу для себя перевернуть эту историю и начать размышлять об этом с другой стороны. Я всегда жду какого-то чуда, что откроются новые познания или ощущения. 

нск.jpg

Как отмечают в театре «Старый дом», для спектакля важна обратная связь уже на этапе подготовки материала. Каждый новосибирец может попробовать себя в роли документального героя. Свои материалы (фотографии, интервью, истории, пожелания и прочее) можно отправлять на электронный адрес постановочной команды: [email protected].


26 и 27 сентября новосибирский театр «Старый дом» планирует показать документальный спектакль о Новосибирске под многозначным названием – «Пыль». О чем будет постановка, кто в ней будет участвовать, и как проходит процесс подготовки к премьере, рассказала Сибкрай.ru драматург Алина Шклярская. 

В основе сюжета постановки «Пыль» лежат  исследования исторического и мифологического контекста города, а также интервью с его жителями. Документальный спектакль (по-другому – вербатим) – это вид театрального представления, в основе которого лежат реальные диалоги или монологи обычных людей, которые на сцене произносятся актерами. То есть принять участие в создании спектакля и поделиться своей историей может каждый новосибирец. Главная задача проекта – привлечь к созданию спектакля горожан, а также определить главные волнующие жителей «городские» темы, узнать прошлое Новосибирска и задуматься о его будущем. 

Со сценарием спектакля работает санкт-петербургский драматург и искусствовед Алина Шклярская. Алина училась на искусствоведении в Уорикском университете в Лондоне, а затем в Институте высшего образования в области искусств (IESA) в Париже. Когда ей было 28 лет, Алина поступила в магистратуру при новой сцене Александринского театра на драматургию. 

− До этого я уже с детства любила писать что-нибудь: поэтические публикации, рассказы, − вспоминает Алина. −  Форма пьесы ко мне, может, только до сих пор не пришла, может быть, никогда не придет. А театр максимально отвечает форме словомышления, которую я могу воспроизводить. Для кого-то театр – это зона борьбы, зона решения личных проблем, а я воспринимаю театр как зону максимального комфорта. 

нск драматург.jpg

− Не могли бы рассказать особенности создания произведения для игры на сцене?

− Мне кажется, многое зависит от задачи. Вот, например, спектакль «Пыль» предполагает активное включение зрителей. В данный момент мне интересны спектакли, где прописываются роли и действия не только для артистов, но и те, которые включают драматургию пространства, может быть, работу зрителей или вообще внешних источников. Я бы не сказала, что сейчас необходимо заранее прописывать роли очень четко для того, чтобы люди их исполняли. Всегда есть момент вариативности текстов! На сцене может присутствовать что угодно. Даже, например, компьютер может быть главным героем и ему может быть отдана такая роль, что он сам создает какие-либо тексты. В таком случае я как автор отстраняюсь. И сцена мне нравится именно этой вариативностью интерпретации любой формы текста. 

− А как происходит взаимодействие со зрителями?

− Иногда это нужно, а иногда – нет. Вот, допустим, для спектакля, который мы готовим для Новосибирска,  я думаю, этот прием станет одной из особенностей. Концепция следующая: важно, чтобы зрители были подключены к спектаклю еще на моменте его создания. Недавно мы выложили в паблике театра опрос по темам, которые интересны жителям Новосибирска. Мы приезжали в город. Понятно, что нам не удалось охватить абсолютно все слои населения, и мы решили постфактум сделать опрос, чтобы понять насущные темы города. В этом смысле мы очень открыты для предложений. 

Основа пьесы будет состоять из того, что именно попадет в эту воронку от самого Новосибирска: кто откликнется, какие темы будут выбраны. Это такой квест: пойдешь туда – будет одно, пойдешь по-другому – будет второе.  Мы сейчас в самом начале пути. Важно, чтобы зритель уже сейчас начинал реагировать, присылать свои истории. 

− А в процессе спектакля не будет взаимодействия?

− На данный момент предполагается взаимодействие. Мы заявляем о нем как о медиа-спектакле, то есть, будем использовать различные современные технологии, которые позволяют подключать людей, находящихся не только в пространстве театра, но и людей, находящихся в любой точке города. Они тоже могут быть включены в процесс. И, конечно, мы будем идти к тому, чтобы зрители в зале были включены в процесс. В первую очередь этот спектакль должен говорить о том, что интересно конкретно этому городу.

− Как так получилось, что вообще занялись спектаклем про Новосибирск?

− Предложение делать такой спектакль поступило режиссеру Михаилу Патласову от новосибирского театра. Изначально, когда мы приехали на знакомство с городом, мы искали интересных людей, чтобы нам кого-нибудь посоветовали для беседы. Но вышло так, что самые неожиданные и важные стороны города не сразу были нам заметны. Поэтому мы сделали такой клич в социальных сетях.

− А почему «Пыль»?

− Мы общались с молодым человеком, который занимается историей Новосибирска. Он рассказал удивительную историю про главного архитектора города Крячков. Когда к Крячкову поступил заказ о строительстве города, он увидел, что весь город будет покрыт пылью с реки. Он предложил сделать все дома максимально в сером цвете. Поэтому город стал, можно сказать, серым. Также некоторые из героев, с которыми мы общались, использовали такие фразы как «человек здесь − пыль», «все растворяется как пыль», «пыль, которую нельзя смыть». Такое многозначное слово, которое будет по-разному интерпретироваться. 

нск4.jpg

Когда начала изучать Новосибирск, я никогда не думала, что проблема «пыли» может решаться на государственном уровне – читала в интернете, как люди предлагают решить проблему удаления пыли, это мне показалось очень необычным!

−  Как происходил подбор  героев для спектакля?

− Как раз на данный момент мы занимаемся поиском и подбором героев. Условно, любой житель нам интересен. Даже если человек считает, что ему нечего сказать − этого не может быть! Значит, уже этот текст – это его некое высказывание про город. Мы определили список тем, но он пока очень общий. Даже, скорее, мы выбираем темы и пытаемся вместе с героем в них немножко разобраться или наоборот полностью запутаться и не найти никакого ответа. Когда мы стали разговаривать с артистами, с героями, стала прослеживаться тема изменения отношения поколения к традиционным ценностям. Поэтому одной из тем исследования стали традиции и соотношение современного поколения к ним. В плане рождения, свадьбы и смерти. 

Будет перфоманс «Свадьба». И одна из тем исследования – обрядовость традиций. Герои нашего спектакля решили пройти этот обряд на себе. У них запланирована официальная свадебная церемония и неизвестно, как они в конце на это отреагируют. Люди просто ради спектакля решились на перфоманс. Ставится вопрос, насколько этот обряд в настоящее время истинный? Но когда на человека накладываются эти традиции и все мысли об этом, то относиться просто как к перфомансу уже становится сложно. Мы попросили и ее и его, фиксировать свои ощущения во время подготовки к церемонии: как стали вдруг развиваться отношения внутри этой внезапно сложившейся пары, развиваются ли они вообще. Этот процесс они фиксируют самостоятельно. И в итоге мы не знаем, что они скажут в ЗАГСе. Это будет их выбор. 

− Одной из тем в спектакле «Пыль» тоже будет изучение связи современности с прошлым?

− Да, на этом хотелось бы даже сделать больший акцент, потому что очень интересно, как такие вещи вмонтированы в нашу современность. К сожалению, пока не успели со всеми поговорить, хотелось бы больше пообщаться – особенно с историками Новосибирска, которые изучают такие обряды, узнать их мнение.

нск3.jpg

− А сколько всего аспектов будет рассмотрено?

− Конкретно не могу сказать, например, точно будет некий технологический аспект. Когда мы побывали в Академгородке и пообщались там с учеными, честно скажу, столько ученых, сколько встретила в Новосибирске, не встречала за год в Санкт-Петербурге! Я была поражена их открытости, заинтересованности в синтезе науки и искусства. И так получается, что люди действительно готовы не только формально поделиться с нами знаниями,  но и подключиться к спектаклю. Они готовы попробовать себя и свои технологии в художественной сфере. Это, по-моему, поразительно! 

Также для нас одним из векторов исследования стал Новосибирск как город будущего, потому что его долгое время люди воспринимали как некий транзитный пункт в духе «я сюда приехал, а потом куда-нибудь еще поеду». И вдруг сложилось поколение людей, которые говорят: «Я понимаю, что я хочу здесь остаться и не хочу никуда уезжать». И такие люди будут создавать условное будущее. Также к теме будущего относится тема искусственного интеллекта, которую мы обсуждали с учеными. 

− Жанр спектакля определили как «археология будущего». Люди – это и есть будущее?

− Да, люди, которые создают будущее. Также мы можем рассматривать современные технологии, отдавая им дальнейшую перспективу. А средства театра позволяют осмыслить какую-либо новую технологию или исследование через несколько аспектов: в философском смысле, в морально-этическом или с точки зрения вообще жизнеспособности неких открытий. 

− Сколько новосибирцев разных профессий и возрастов примут участие в создании постановки?

− Мы пока не делали статистику, потому что все еще на этапе сбора материала. Но чем больше интервью – тем лучше. Вот до этого мы делали проект о Санкт-Петербурге, он назывался «неприкасаемые». Мы брали срез бездомных людей, и у нас было более 100 интервью, люди также присылали истории. Здесь все зависит от реакции жителей в том числе.

− Вы делали проект о Санкт-Петербурге, теперь о Новосибирске. Сколько за ваши плечами уже спектаклей?

− Я хоть и достаточно поздно пришла в театр, я сразу начала во все включаться. Поэтому по количеству я не знаю, но в театре я уже четыре года, и у меня не было момента, чтобы я сидела и не делала какой-либо спектакль. 

− А что именно вы видите главной задачей спектакля?

− Не знаю как для других,  но я этот спектакль воспринимаю как открытое поле для эксперимента – в хорошем смысле. А также как возможность исследования тем, которые невозможно исследовать на какой-либо другой территории. Подбор героев весьма специфический, предполагающий абсолютно разные слои. Я ожидаю какого-то открытия, в том числе и с точки зрения драматургии. Здесь есть возможность поэкспериментировать с современными технологиями, которые, возможно, будут самостоятельно работать с текстом: интерпретировать его, собирать, может, расшифровывать. Интересен синтез работы человека и машины в плане текста.

Я считаю, что спектакль для меня внутренне состоялся, если я испытала какой-то инсайт. Часто бывает, что тема подобного не предполагает, что в этой области уже нельзя увидеть что-то новое. Но мое любопытство не позволяет мне отказываться от чего-то. Я никогда не жду, что, например, «тема для меня интересна, поэтому я буду этим заниматься». Я понимаю, что могу уже постфактум сгенерировать этот интерес. И, уже находясь в процессе, могу для себя перевернуть эту историю и начать размышлять об этом с другой стороны. Я всегда жду какого-то чуда, что откроются новые познания или ощущения. 

нск.jpg

Как отмечают в театре «Старый дом», для спектакля важна обратная связь уже на этапе подготовки материала. Каждый новосибирец может попробовать себя в роли документального героя. Свои материалы (фотографии, интервью, истории, пожелания и прочее) можно отправлять на электронный адрес постановочной команды: [email protected].



Читайте также