Сибкрай.ru

Филармония прикрыла уставом отказ спецшколе в зале Каца

Филармония прикрыла уставом отказ спецшколе в зале Каца

Новосибирская филармония ответила на обвинения в отказе предоставить концертный зал имени Арнольда Каца музыкальной спецшколе. В редакцию Сибкрай.ru за публикацию об этом была направлена претензия, в документе за подписью директора филармонии Бейбита Мухамедина говорится, что изложенная в тексте информация «порочит честь и достоинство известного учреждения». Мухамедин уверяет, что каких-либо официальных запросов филармония от музыкальной спецшколы не получала. 

Директор новосибирской филармонии запросил право на ответ, отметив, что в адрес филармонии не поступало официальных обращений о выделении для мероприятия Новосибирской специальной музыкальной школы зала имени Арнольда Каца. При этом Бейбит Мухамедин сослался на устав организации, который позволяет предоставлять помещения либо на основе госзадания, либо на возмездной основе, если они не заняты плановыми концертами. Но как раз количество отмененных и перенесенных мероприятий у областной филармонии под руководством Бейбита Мухамедина в последнее время зашкаливает. Причем, известны факты, когда причиной переноса стала именно коммерческая аренда.

Служба по уставу

Сам документ, поступивший в редакцию из филармонии, называется «Обращение в СМИ в связи с распространением сведений, не соответствующих действительности». Он касается статьи «У Каца вам не место: музыкальную спецшколу оставили без зала», которая была опубликована 6 марта. В ней рассказывается об отказе директора главной областной концертной организации Бейбита Мухамедина предоставить зал имени Каца для празднования полувекового юбилея Новосибирской специальной музыкальной школы, из стен которой вышла целая плеяда известных российских музыкантов – Вадим Репин, Антон Бараховский, Максим Венгеров, Дмитрий Мамлеев и много других. В публикации подчеркивалось, что руководитель филармонии был готов выделить помещение крупнейшего концертного зала Новосибирска только на условиях коммерческой аренды, хотя существуют много разных схем решения таких проблем.

Со всеми этими прозвучавшими в статье тезисами директор концертной организации не согласился. «Данные сведения не соответствуют действительности и ущемляют права и законные интересы заявителя», – говорится в подписанном Бейбитом Мухамединым документе, где довольно пространно рассказывается о том, что позволяет делать устав учреждению культуры. Так, оказывается, устав разрешает проводить благотворительные концерты, но только за «счет средств субсидий на выполнение государственного задания». Впрочем, возмездные услуги концертная организация также может оказывать. «Но в том случае, если помещения филармонии не заняты концертами и репетициями, – уверяет директор в письме, где подчеркивается, что учреждение действует довольно строго. – Стоимость рассчитывается в зависимости от объема заказываемых услуг и условий технического и бытового райдера».

Блуждать в законах

Если апелляции концертной организации к уставу понятны, то не так просто разобраться в том, чего, собственно, руководство филармонии добивается. «Несколько непонятна позиция лиц, которые готовили письмо в редакцию, а само оно носит больше эмоционально-беллетристический характер, – считает известный новосибирский юрист-аналитик Ярослав Малянов. – Такое ощущение, что готовившие письмо должностные лица не очень хорошо знакомы с принципами действующего законодательства».

Прежде всего, эксперт обратил внимание, что юристы филармонии оперируют частью 1 статьи 46 закона РФ о СМИ. «Однако любой желающий может убедиться, что данная статья закона в его действующей редакции является целостной правовой конструкцией,– отметил Ярослав Малянов. – И не подразделяется на части и пункты». Кроме того, по мнению юриста, в письме филармония просит предоставить ей право на ответ, но сделать это просит в форме опровержения. «На самом деле статья 46, которая действительно есть в законе о СМИ, регулирует только право на ответ, – заметил Ярослав Малянов. – В то же время порядок опровержения регулируются другими статьями закона».

Какие ваши доказательства?

Директор Новосибирской филармонии также требует от редакции доказательств самого факта обращения специальной музыкальной школы, говоря, что никаких официальных писем по поводу проведения юбилейных мероприятий его учреждение не получало. «Но в публикации ни слова не говорится об официальной переписке, – отметил Ярослав Малянов. – В статье рассказывается только о драматичном результате разговора директора специальной музыкальной школы Александра Марченко, который за год до юбилея пытался договориться с директором филармонии Бейбитом Мухамединым, но не встретил понимания».

филармония2.jpg

филармония.jpg

Стоит отметить, что статья «У Каца вам не место» была выстроена на свидетельствах двух уважаемых людей. Сам факт такого разговора подтверждал министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников, не только заявивший корреспонденту Сибкрай.ru, что знает об инциденте, но и высказал свое отношение к поступку Бейбита Мухамедина. Сведениями о беседе также располагал художественный руководитель филармонии Владимир Калужский, который также подтверждал этот факт редакции. «Владимир Михайлович не случайно подчеркивал, что не располагает подробностями разговора, – отметил Ярослав Малянов. – Хотя очень странно, что художественного руководителя учреждения директор даже не пригласили для участия в разговоре».

Расчет на рентную экономику

В последнее время в публикациях прессы и в социальных сетях говорят о том, что областная филармония все реже занимается организацией концертов и все чаще сдает свои помещения в аренду. Статистика свидетельствует, что если в прошлом сезоне не состоялись шесть концертов, то в нынешнем учреждение культуры уже отменило десять мероприятий, а еще 11 были перенесены. В этом смысле в письме Бейбита Мухамедина несколько цинично выглядит ссылка на устав, который позволяет филармонии «оказывать возмездные услуги, если ее помещения не заняты концертами и репетициями». 

Довольно заметный резонанс вызвал прошлогодний случай, когда Камерный зал был арендован под мероприятие врачей гастроэнтерологов, что стало причиной переноса с 8 на 9 декабря планового концерта абонемента №5. В результате выступление скрипача и виолончелиста из Петербурга Сергея Малова совпало с концертом фестиваля «Классика», где солировал воспитанник новосибирской скрипичной школы Александр Прушинский. 

Впрочем, проводить одновременно два разных мероприятия, рассчитанных на одну аудиторию, становится традицией областной филармонии. Например, концерт проходящего Транссибирского арт-фестиваля «Брамс – премьера» неожиданно совпал с тем же абонементом №5, продажи которого проходили более года назад. Так что публике приходилось серьезно выбирать: сходить на трио Вадима Репина, Александра Князева и Константина Лифшица, или послушать последнее выступление пианиста Льва Терскова, собирающегося в следующем месяце отбыть на постоянную работу в Китай. 

Со стороны у общественности складывается ощущение, что концертная организация становится все менее концертной, а смыслом ее существования стала рентная экономика.