Сибкрай.ru

Воспитанников детдома учат самостоятельно расплачиваться в кафе

- Недавно встретила такие данные. Оказывается, что только 10 % детей — социальных сирот, выпускающихся из детских домов, приспособлены к самостоятельной жизни в обществе. Вы согласны с этими цифрами?

- Если говорить о нашем учреждении, то не согласна. У нас дети выходят из детского дома с определенной установкой на учебу или работу. Проблема в том, что нет человека, который бы направил их дальше – в училищах слабое сопровождение. Домашний ребенок возвращается после учебы к родителям, они его контролируют. А воспитанник живет в общежитии, где один воспитатель на три этажа, этого явно не достаточно. Необходимо создавать сильную службу сопровождения для детей данной категории именно в училищах

- Какие программы постинтернатного сопровождения у вас действуют?

- Есть программа по сопровождению воспитанников детдома до окончания учебного заведения. Мы ведем профориентационную работу с раннего возраста. Наши дети могут закончить 9 классов и поступить в училище или колледж, либо закончить 11 классов. Наши воспитанники – выпускники училищ приезжают в детдом и рассказывают ребятам о своем учебном заведении, подростков возим на дни открытых дверей. У нас есть в детдоме группа сопровождения, куда вхожу я, замдиректора, психолог, врач-педиатр и социальный педагог. Если ребенок выбрал профессию, но по состоянию здоровья не сможет в ней реализоваться, мы стараемся ему это объяснить, чтобы потом у выпускника не возникли проблемы с трудоустройством. В этом году из нашего детдома выпускаются четыре человека – один мальчик идет в 10-й класс, другой поступает в профессиональное училище № 55, третий – в Новосибирский электромеханический техникум транспортного строительства, девочка собирается в профессиональное училище № 76 (Бердск). Они выбрали свой дальнейший жизненный путь осознанно, мы никого не заставляли.
Когда воспитанник выбирает учебное заведение, мы начинаем вплотную работать с этим техникумом или училищем. Знакомим ребенка с директором, помогаем определиться со специальностью. Но и когда наш выпускник начинает учиться, наша работа не заканчивается. Мы периодически звоним, узнаем, как у него дела. Ребята очень сложно адаптируются в другом коллективе, поэтому в выходные выпускник может приезжать к нам в детский дом. Мы общаемся, узнаем, какой настрой у него на учебу. Бывает, дети жалуются, что их плохо приняли в училище. Мы выясняем причины, почему выпускнику не понравилось в учебном заведении, и стараемся решить эти проблемы. Объясняем, уговариваем, делаем все, чтобы ребенок захотел учиться дальше. Когда дети устраиваются в общежитии, мы стараемся им помочь. Выделяем купленные на средства спонсоров обои, шторы, коврики. На выпускной всегда с помощью спонсоров дарим детям красивые покрывала, это делает обстановку в общежитии домашней, не казенной. Сельские студенты везут из дома в общежитие овощи, и мы тоже своим воспитанникам выдаем картошку, морковку, капусту с нашего огорода. Возвращаются на учебу, как из родного дома, с гостинцами. Мы также держим постоянную связь с руководством учебных заведений, нам присылают отчеты о том, как учатся наши воспитанники. Результаты профориентационной работы очевидны. Двое наших выпускников закончили НГАУ, еще один закончил НГПУ, другой поступил в НГАСУ, но ушел в армию, думаю, вернется со службы, закончит университет. У нас хорошо налажена работа с Болотнинским педагогическим колледжем, после него дети могут сразу поступить на третий курс вуза и получить высшее образование. У нас так третья девочка педуниверситет заканчивает.

- Такая активная поддержка не приводит к тому, что выпускник, полагаясь на вашу помощь, уже не может ничего самостоятельно решить?

- Но ведь точно так же происходит и в настоящей семье. Родители продолжают поддерживать и защищать своих детей и после 18 лет. Мы тоже должны сопровождать выпускников, потому что мы им заменяем родителей.

- А когда ваши воспитанники заканчивают учебу в колледже, вы продолжаете следить за их судьбой?

- Конечно, когда ребенок оканчивает училище, мы помогаем ему в трудоустройстве и с жильем. Часто дети не могут вернуться в квартиру, которая принадлежит им по закону. Там могут жить родители-алкоголики, или это покосивший дом в деревне. Мы даже не настраиваем ребенка на такое жилье. Стараемся помочь ему трудоустроиться в городе или в Барышево. Где-то я слышала цифру, будто бы 50 % выпускников детдомов сидят в тюрьмах, – это неправда. За 10 лет у меня только один мальчик попал за решетку. Девочки, как правило, замуж выходят в 18 лет. До достижения воспитанниками 23-летнего возраста мы четко знаем, где они, каково их семейное положение, какой образ жизни они ведут. Есть, конечно, и такие, чья судьба нас не радует. Одна наша девочка вышла замуж, но быстро развелась, живет в квартире с маленьким ребенком. У нее долг за квартплату – 139 тысяч рублей, а платить нечем, она в декрете. Съездили к ней, поговорили, думаем теперь, как помочь.

- Не секрет, что девушки-выпускницы детдома часто бросают своих детей. Почему это происходит и что с этим можно сделать?


- У нас подобного не случалось. Возможно, потому, что в нашем детском доме проходят курсы семейного воспитания. К нам приезжают медики, рассказывают подросткам, как предохраняться. Девочек в комнате социальной адаптации мы учим важным семейным навыкам: готовить, накрывать на стол, шить. Несколько лет мы сотрудничали с кафе «Корица» в Кольцово. Ребятишки группами с воспитателем ездили два раза в месяц в это кафе и заказывали себе ужин. Директор кафе им специально выделял на это деньги – по 350 рублей на каждого. Там дети учились, как себя вести за столом, какими приборами пользоваться. Они сначала даже не знали, как правильно есть десерт. Казалось бы, мелочи, но им это пригодится во взрослой жизни.

- Но быть самостоятельным означает не только умение сделать заказ в кафе. Гораздо важнее – способность себя обслужить, сварить обед, прибрать в квартире. Очень часто бывшие детдомовцы, привыкшие жить «на всем готовом», этого не умеют.

- Вы правы. Мне кажется, система воспитания детдомовских детей у нас не выстроена. Возможно, мы слишком опекаем наших ребятишек. Например, у нас запрещен детский труд. Но как мы воспитаем трудолюбивого человека, если он не будет мыть в своей комнате пол? Ведь у себя дома все дети заправляют кровать, убирают квартиру, ходят в магазин за продуктами. А как жить в сельской местности, не имея своего огорода и не умея работать на грядках? Труд - по желанию. А если ребенок не желает трудиться? Надо так проводить работу с детьми, чтобы каждый из них захотел внести в общую жизнь свой собственный вклад. У нас все дети работают, они понимают, что делают это в своем родном доме. Воспитанники не ощущают, что это чужая собственность, сами выбирают обои и клеят их в своих комнатах.

- Есть ли у ваших воспитанников возможность общаться со сверстниками из семей?

- Да, конечно. Дети у нас учатся в обычной средней школе № 9 села Барышево. В учебном заведении хорошая дисциплина, порядок. Я долго переживала, как наши дети будут вливаться в школьный коллектив. Но когда они почувствовали доброжелательное отношение учителей и директора – начали раскрываться. В этой школе нас не называют детдомовцам, мы обычные ученики. Случаются, конечно, конфликты между ребятишками, но мы их разрешаем в стенах школы. А вообще, у нас свободный выход за территорию детдома, единственное, что запрещено, - это самостоятельно ездить на автобусе. Так что наши ребятишки могут ходить в гости к своим «домашним» одноклассникам.

- Сейчас популярна «подарочная» благотворительность. Не приучает ли это детей к тому, что им все должны?

- Во-первых, я против того, чтобы спонсоры сами выбирали подарки. Иначе все нас будут заваливать игрушками, а у нас их и так очень много. Если нам хотят помочь, я сама предлагаю, что купить – качели, гардины, теплицу или пластиковые окна. Потом спонсоры могут приехать и увидеть, что их подарки востребованы, что дети ими активно пользуются. Во-вторых, мы стараемся, чтобы люди не только делали подарки, но и общались с ребятами. Недавно устраивали праздник, к нам приезжали сотрудники федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, и мы вместе жарили шашлыки. Они привезли мясо, мы приготовили мангалы, вечером играли, запускали шарики. Только в таком общении ребенок раскрывается, чувствует, что он не хуже других. Мы называем наших спонсоров не спонсоры, а друзья. Друзья у нас бывают не только по праздникам, приезжают и просто на выходные. Велосипедисты катаются с детьми, кинологи рассказывают ребятам о породах собак. Мы стараемся раздвинуть рамки детдомовского окружения и дать нашим ребятишкам возможность знакомиться и общаться с другими людьми.


- Недавно встретила такие данные. Оказывается, что только 10 % детей — социальных сирот, выпускающихся из детских домов, приспособлены к самостоятельной жизни в обществе. Вы согласны с этими цифрами?

- Если говорить о нашем учреждении, то не согласна. У нас дети выходят из детского дома с определенной установкой на учебу или работу. Проблема в том, что нет человека, который бы направил их дальше – в училищах слабое сопровождение. Домашний ребенок возвращается после учебы к родителям, они его контролируют. А воспитанник живет в общежитии, где один воспитатель на три этажа, этого явно не достаточно. Необходимо создавать сильную службу сопровождения для детей данной категории именно в училищах

- Какие программы постинтернатного сопровождения у вас действуют?

- Есть программа по сопровождению воспитанников детдома до окончания учебного заведения. Мы ведем профориентационную работу с раннего возраста. Наши дети могут закончить 9 классов и поступить в училище или колледж, либо закончить 11 классов. Наши воспитанники – выпускники училищ приезжают в детдом и рассказывают ребятам о своем учебном заведении, подростков возим на дни открытых дверей. У нас есть в детдоме группа сопровождения, куда вхожу я, замдиректора, психолог, врач-педиатр и социальный педагог. Если ребенок выбрал профессию, но по состоянию здоровья не сможет в ней реализоваться, мы стараемся ему это объяснить, чтобы потом у выпускника не возникли проблемы с трудоустройством. В этом году из нашего детдома выпускаются четыре человека – один мальчик идет в 10-й класс, другой поступает в профессиональное училище № 55, третий – в Новосибирский электромеханический техникум транспортного строительства, девочка собирается в профессиональное училище № 76 (Бердск). Они выбрали свой дальнейший жизненный путь осознанно, мы никого не заставляли.
Когда воспитанник выбирает учебное заведение, мы начинаем вплотную работать с этим техникумом или училищем. Знакомим ребенка с директором, помогаем определиться со специальностью. Но и когда наш выпускник начинает учиться, наша работа не заканчивается. Мы периодически звоним, узнаем, как у него дела. Ребята очень сложно адаптируются в другом коллективе, поэтому в выходные выпускник может приезжать к нам в детский дом. Мы общаемся, узнаем, какой настрой у него на учебу. Бывает, дети жалуются, что их плохо приняли в училище. Мы выясняем причины, почему выпускнику не понравилось в учебном заведении, и стараемся решить эти проблемы. Объясняем, уговариваем, делаем все, чтобы ребенок захотел учиться дальше. Когда дети устраиваются в общежитии, мы стараемся им помочь. Выделяем купленные на средства спонсоров обои, шторы, коврики. На выпускной всегда с помощью спонсоров дарим детям красивые покрывала, это делает обстановку в общежитии домашней, не казенной. Сельские студенты везут из дома в общежитие овощи, и мы тоже своим воспитанникам выдаем картошку, морковку, капусту с нашего огорода. Возвращаются на учебу, как из родного дома, с гостинцами. Мы также держим постоянную связь с руководством учебных заведений, нам присылают отчеты о том, как учатся наши воспитанники. Результаты профориентационной работы очевидны. Двое наших выпускников закончили НГАУ, еще один закончил НГПУ, другой поступил в НГАСУ, но ушел в армию, думаю, вернется со службы, закончит университет. У нас хорошо налажена работа с Болотнинским педагогическим колледжем, после него дети могут сразу поступить на третий курс вуза и получить высшее образование. У нас так третья девочка педуниверситет заканчивает.

- Такая активная поддержка не приводит к тому, что выпускник, полагаясь на вашу помощь, уже не может ничего самостоятельно решить?

- Но ведь точно так же происходит и в настоящей семье. Родители продолжают поддерживать и защищать своих детей и после 18 лет. Мы тоже должны сопровождать выпускников, потому что мы им заменяем родителей.

- А когда ваши воспитанники заканчивают учебу в колледже, вы продолжаете следить за их судьбой?

- Конечно, когда ребенок оканчивает училище, мы помогаем ему в трудоустройстве и с жильем. Часто дети не могут вернуться в квартиру, которая принадлежит им по закону. Там могут жить родители-алкоголики, или это покосивший дом в деревне. Мы даже не настраиваем ребенка на такое жилье. Стараемся помочь ему трудоустроиться в городе или в Барышево. Где-то я слышала цифру, будто бы 50 % выпускников детдомов сидят в тюрьмах, – это неправда. За 10 лет у меня только один мальчик попал за решетку. Девочки, как правило, замуж выходят в 18 лет. До достижения воспитанниками 23-летнего возраста мы четко знаем, где они, каково их семейное положение, какой образ жизни они ведут. Есть, конечно, и такие, чья судьба нас не радует. Одна наша девочка вышла замуж, но быстро развелась, живет в квартире с маленьким ребенком. У нее долг за квартплату – 139 тысяч рублей, а платить нечем, она в декрете. Съездили к ней, поговорили, думаем теперь, как помочь.

- Не секрет, что девушки-выпускницы детдома часто бросают своих детей. Почему это происходит и что с этим можно сделать?


- У нас подобного не случалось. Возможно, потому, что в нашем детском доме проходят курсы семейного воспитания. К нам приезжают медики, рассказывают подросткам, как предохраняться. Девочек в комнате социальной адаптации мы учим важным семейным навыкам: готовить, накрывать на стол, шить. Несколько лет мы сотрудничали с кафе «Корица» в Кольцово. Ребятишки группами с воспитателем ездили два раза в месяц в это кафе и заказывали себе ужин. Директор кафе им специально выделял на это деньги – по 350 рублей на каждого. Там дети учились, как себя вести за столом, какими приборами пользоваться. Они сначала даже не знали, как правильно есть десерт. Казалось бы, мелочи, но им это пригодится во взрослой жизни.

- Но быть самостоятельным означает не только умение сделать заказ в кафе. Гораздо важнее – способность себя обслужить, сварить обед, прибрать в квартире. Очень часто бывшие детдомовцы, привыкшие жить «на всем готовом», этого не умеют.

- Вы правы. Мне кажется, система воспитания детдомовских детей у нас не выстроена. Возможно, мы слишком опекаем наших ребятишек. Например, у нас запрещен детский труд. Но как мы воспитаем трудолюбивого человека, если он не будет мыть в своей комнате пол? Ведь у себя дома все дети заправляют кровать, убирают квартиру, ходят в магазин за продуктами. А как жить в сельской местности, не имея своего огорода и не умея работать на грядках? Труд - по желанию. А если ребенок не желает трудиться? Надо так проводить работу с детьми, чтобы каждый из них захотел внести в общую жизнь свой собственный вклад. У нас все дети работают, они понимают, что делают это в своем родном доме. Воспитанники не ощущают, что это чужая собственность, сами выбирают обои и клеят их в своих комнатах.

- Есть ли у ваших воспитанников возможность общаться со сверстниками из семей?

- Да, конечно. Дети у нас учатся в обычной средней школе № 9 села Барышево. В учебном заведении хорошая дисциплина, порядок. Я долго переживала, как наши дети будут вливаться в школьный коллектив. Но когда они почувствовали доброжелательное отношение учителей и директора – начали раскрываться. В этой школе нас не называют детдомовцам, мы обычные ученики. Случаются, конечно, конфликты между ребятишками, но мы их разрешаем в стенах школы. А вообще, у нас свободный выход за территорию детдома, единственное, что запрещено, - это самостоятельно ездить на автобусе. Так что наши ребятишки могут ходить в гости к своим «домашним» одноклассникам.

- Сейчас популярна «подарочная» благотворительность. Не приучает ли это детей к тому, что им все должны?

- Во-первых, я против того, чтобы спонсоры сами выбирали подарки. Иначе все нас будут заваливать игрушками, а у нас их и так очень много. Если нам хотят помочь, я сама предлагаю, что купить – качели, гардины, теплицу или пластиковые окна. Потом спонсоры могут приехать и увидеть, что их подарки востребованы, что дети ими активно пользуются. Во-вторых, мы стараемся, чтобы люди не только делали подарки, но и общались с ребятами. Недавно устраивали праздник, к нам приезжали сотрудники федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, и мы вместе жарили шашлыки. Они привезли мясо, мы приготовили мангалы, вечером играли, запускали шарики. Только в таком общении ребенок раскрывается, чувствует, что он не хуже других. Мы называем наших спонсоров не спонсоры, а друзья. Друзья у нас бывают не только по праздникам, приезжают и просто на выходные. Велосипедисты катаются с детьми, кинологи рассказывают ребятам о породах собак. Мы стараемся раздвинуть рамки детдомовского окружения и дать нашим ребятишкам возможность знакомиться и общаться с другими людьми.


Читайте также