Сибкрай.ru

НКО: Мы не хотим быть иностранными агентами

НКО: Мы не хотим быть иностранными агентами

Депутатам Государственной Думы, Президенту Российской федерации, депутатам ГД от НСО: А.Карелину, И.Мануйловой, С.Дорофееву, А.Локтю, А.Абалакову, В.Деньгину, И. Пономареву.

6 июля Государственная Дума планирует обсуждать в первом чтении поправки к закону «О некоммерческих организациях». Авторы письма обеспокоены сутью этих поправок, так как из них следует, что мы являемся «иностранными агентами». Казалось бы, что это звучит совершенно нелепо, но именно этот вывод напрашивается после чтения проекта закона. В нем написано буквально следующее: «Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество из указанных источников».

Да, многие НКО по уставу могут получать деньги из-за рубежа: бывшие соотечественники иногда перечисляют нам деньги на лечение российских детей, на помощь в организации лечебного процесса, досуга, образования и многих других социальных нужд. Традиция есть такая – помогать своей родине. А еще нам помогают компании, которые работают на территории РФ, а зарегистрированы за рубежом. Более того, «иностранным агентом» НКО может стать, благодаря любому российскому гражданину, переводящему нам деньги в российской валюте, если у этого самого гражданина есть доходы из иностранных источников. Но самое смешное заключается в том, что в таком положении оказались практически все фонды России, образовательные учреждения, общественные движения и т.п.. Что уж говорить, если даже Детское онкогематологическое отделение в Новосибирске, — которое до сих пор остается единственным отделением в НСО, где лечатся дети с подобным диагнозом, — в 1992 году было организовано и долгое время поддерживалось немецким благотворительным фондом КЭР. Думаю, не надо пояснять, что без иностранного капитала здесь не обошлось. А еще нам помогают граждане стран СНГ, ведь и мы помогаем их детям. Мы не можем запрещать гражданам других стран помогать российским детям. Но мы не хотим быть из-за этого «иностранными агентами».

В предлагаемых поправках дается прямое указание, что обязана делать НКО — иностранный агент. Во-первых, эта НКО должна быть внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента. До включения в него фонд не может тратить поступившие из «иностранных источников» пожертвования. Кроме того, проект закона требует, чтобы «материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе в средствах массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы (распространены) некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента». То есть, на наших сайтах и в любых публичных материалах мы должны будем написать, что мы – иностранные агенты. Об этом же должны сообщать наши сотрудники и учредители публично. Во всех газетных объявлениях, с помощью которых мы собираем деньги на лечение и помощь детям, инвалидам, старикам, мы также должны сообщить о своем статусе иностранного агента. Это, скорее всего, может вызвать недоумение, непонимание и отпугнет людей. У нас есть большое опасение, что многие российские компании, имеющие государственный капитал, так же перестанут перечислять средства на нашу деятельность, не говоря уже о возможных проблемах в банковском секторе - проблемы с проверкой и блокировкой счетов (в т.ч. валютных, проблемы с переводом средств и выводом их для осуществления нашей деятельности и т.п.)

Но это еще не все! В проекте закона говорится о политической деятельности как одной из причин, делающих НКО иностранным агентом:«Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, если … она участвует … в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях».

И опять мы подпадаем под это определение. Ведь наша деятельность направлена на то, чтобы как можно больше ребятишек в России с онкологическими, неврологическими, генетическими и другими заболеваниями выздоравливали, инвалиды имели шанс жить, а не существовать, старикам обеспечивался достойный уход и забота, а это не всегда возможно сделать, в рамках тех законов, которые существуют в России сейчас. Поэтому, любая организация, которая пытается улучшить жизнь людей в стране, вынуждена предлагать государству внести те или иные изменения в закон, иначе ее деятельность не имеет большого смысла. Поэтому, так или иначе, мы занимаемся «политической деятельностью и влияем на формирование общественного мнения». Так, например, именно благодаря планомерным действиям благотворительных фондов:

• отменили налог с получателей благотворительной помощи;

• отменили налоги при ввозе лекарств для пациентов и донорского костного мозга;

• в законодательство внесли понятия об орфанных препараты и орфанных заболеваниях.

• усыновленные дети получили право на льготную очередь в детский сад;

• В целях совершенствования деятельности заседания экспертной медицинской комиссии проводятся два раза в месяц и детям не приходится ждать судов по усыновлению из-за неготовности медицинского заключения.

А согласно новому законопроекту, НКО, занимающееся политической деятельностью, находится под особо пристальным надзором государства. И если такое НКО примет в качестве пожертвования деньги, имеющие иностранное происхождение, не объявив себя предварительно иностранным агентом, санкции не заставят себя долго ждать: деятельность НКО приостановят, а затем его оштрафуют на сумму от 0,5 до 1 млн. рублей. Более того — любое критическое высказывание в адрес властей со стороны «иностранных агентов» может привести к сроку до трех лет.


Благотворительные фонды помощи приносят много пользы. К нам обращаются незащищенные законодательством, несовершенством социальной и правовой систем граждане. Анализируя все обращения, мы понимаем, какие социальные проблемы есть у наших граждан, и как их возможно решить, внося изменения в законодательство.

Если государство отнимет у нас возможность влиять на политику и вносить предложения по улучшению жизни людей, оно потеряет возможность выявлять социальные проблемы. По всем этим причинам закон в предложенной редакции не только усложнит жизнь НКО, даже тех, чья деятельность с политикой напрямую никак не связана, но и своих самых незащищенных граждан. Это отбросит развитие социальной сферы в России на много лет назад. Хотя, если говорить об уровне развития благотворительности России, то, по данным всемирного опроса компании Gallup, в котором участвовали свыше 150 тысяч респондентов из 153 стран, и сейчас она находится на 130 месте, а по количеству собранных благотворительных пожертвований на 152 месте из 153-х. При этом, Украина находится на 105-м месте, а Белоруссия – на 43-м.

Мы очень хотим продолжать работать и приносить пользу людям. Поэтому мы поддерживаем представителей 40-ка самых разных некоммерческих организаций, выступающих против принятия этого законопроекта, в том виде, как он предложен сейчас. На сайте «Петиция в действии» открыт сбор подписей под письмом с требованием снять проект с обсуждения в Госдуме.

Мы не хотим, чтоб нас называли «иностранным агентом», мы просто хотим работать, и помогать!

БФ "Защити жизнь"

БФ "Здравоохранение - детям!"

БФ "Созвездие сердец"

БФ "Созвездие плеяд"

РОО "Общество поддержки больных с целиакией"

НГОО "День аиста"

Депутатам Государственной Думы, Президенту Российской федерации, депутатам ГД от НСО: А.Карелину, И.Мануйловой, С.Дорофееву, А.Локтю, А.Абалакову, В.Деньгину, И. Пономареву.

6 июля Государственная Дума планирует обсуждать в первом чтении поправки к закону «О некоммерческих организациях». Авторы письма обеспокоены сутью этих поправок, так как из них следует, что мы являемся «иностранными агентами». Казалось бы, что это звучит совершенно нелепо, но именно этот вывод напрашивается после чтения проекта закона. В нем написано буквально следующее: «Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество из указанных источников».

Да, многие НКО по уставу могут получать деньги из-за рубежа: бывшие соотечественники иногда перечисляют нам деньги на лечение российских детей, на помощь в организации лечебного процесса, досуга, образования и многих других социальных нужд. Традиция есть такая – помогать своей родине. А еще нам помогают компании, которые работают на территории РФ, а зарегистрированы за рубежом. Более того, «иностранным агентом» НКО может стать, благодаря любому российскому гражданину, переводящему нам деньги в российской валюте, если у этого самого гражданина есть доходы из иностранных источников. Но самое смешное заключается в том, что в таком положении оказались практически все фонды России, образовательные учреждения, общественные движения и т.п.. Что уж говорить, если даже Детское онкогематологическое отделение в Новосибирске, — которое до сих пор остается единственным отделением в НСО, где лечатся дети с подобным диагнозом, — в 1992 году было организовано и долгое время поддерживалось немецким благотворительным фондом КЭР. Думаю, не надо пояснять, что без иностранного капитала здесь не обошлось. А еще нам помогают граждане стран СНГ, ведь и мы помогаем их детям. Мы не можем запрещать гражданам других стран помогать российским детям. Но мы не хотим быть из-за этого «иностранными агентами».

В предлагаемых поправках дается прямое указание, что обязана делать НКО — иностранный агент. Во-первых, эта НКО должна быть внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента. До включения в него фонд не может тратить поступившие из «иностранных источников» пожертвования. Кроме того, проект закона требует, чтобы «материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе в средствах массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы (распространены) некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента». То есть, на наших сайтах и в любых публичных материалах мы должны будем написать, что мы – иностранные агенты. Об этом же должны сообщать наши сотрудники и учредители публично. Во всех газетных объявлениях, с помощью которых мы собираем деньги на лечение и помощь детям, инвалидам, старикам, мы также должны сообщить о своем статусе иностранного агента. Это, скорее всего, может вызвать недоумение, непонимание и отпугнет людей. У нас есть большое опасение, что многие российские компании, имеющие государственный капитал, так же перестанут перечислять средства на нашу деятельность, не говоря уже о возможных проблемах в банковском секторе - проблемы с проверкой и блокировкой счетов (в т.ч. валютных, проблемы с переводом средств и выводом их для осуществления нашей деятельности и т.п.)

Но это еще не все! В проекте закона говорится о политической деятельности как одной из причин, делающих НКО иностранным агентом:«Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, если … она участвует … в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях».

И опять мы подпадаем под это определение. Ведь наша деятельность направлена на то, чтобы как можно больше ребятишек в России с онкологическими, неврологическими, генетическими и другими заболеваниями выздоравливали, инвалиды имели шанс жить, а не существовать, старикам обеспечивался достойный уход и забота, а это не всегда возможно сделать, в рамках тех законов, которые существуют в России сейчас. Поэтому, любая организация, которая пытается улучшить жизнь людей в стране, вынуждена предлагать государству внести те или иные изменения в закон, иначе ее деятельность не имеет большого смысла. Поэтому, так или иначе, мы занимаемся «политической деятельностью и влияем на формирование общественного мнения». Так, например, именно благодаря планомерным действиям благотворительных фондов:

• отменили налог с получателей благотворительной помощи;

• отменили налоги при ввозе лекарств для пациентов и донорского костного мозга;

• в законодательство внесли понятия об орфанных препараты и орфанных заболеваниях.

• усыновленные дети получили право на льготную очередь в детский сад;

• В целях совершенствования деятельности заседания экспертной медицинской комиссии проводятся два раза в месяц и детям не приходится ждать судов по усыновлению из-за неготовности медицинского заключения.

А согласно новому законопроекту, НКО, занимающееся политической деятельностью, находится под особо пристальным надзором государства. И если такое НКО примет в качестве пожертвования деньги, имеющие иностранное происхождение, не объявив себя предварительно иностранным агентом, санкции не заставят себя долго ждать: деятельность НКО приостановят, а затем его оштрафуют на сумму от 0,5 до 1 млн. рублей. Более того — любое критическое высказывание в адрес властей со стороны «иностранных агентов» может привести к сроку до трех лет.

Благотворительные фонды помощи приносят много пользы. К нам обращаются незащищенные законодательством, несовершенством социальной и правовой систем граждане. Анализируя все обращения, мы понимаем, какие социальные проблемы есть у наших граждан, и как их возможно решить, внося изменения в законодательство.

Если государство отнимет у нас возможность влиять на политику и вносить предложения по улучшению жизни людей, оно потеряет возможность выявлять социальные проблемы. По всем этим причинам закон в предложенной редакции не только усложнит жизнь НКО, даже тех, чья деятельность с политикой напрямую никак не связана, но и своих самых незащищенных граждан. Это отбросит развитие социальной сферы в России на много лет назад. Хотя, если говорить об уровне развития благотворительности России, то, по данным всемирного опроса компании Gallup, в котором участвовали свыше 150 тысяч респондентов из 153 стран, и сейчас она находится на 130 месте, а по количеству собранных благотворительных пожертвований на 152 месте из 153-х. При этом, Украина находится на 105-м месте, а Белоруссия – на 43-м.

Мы очень хотим продолжать работать и приносить пользу людям. Поэтому мы поддерживаем представителей 40-ка самых разных некоммерческих организаций, выступающих против принятия этого законопроекта, в том виде, как он предложен сейчас. На сайте «Петиция в действии» открыт сбор подписей под письмом с требованием снять проект с обсуждения в Госдуме.

Мы не хотим, чтоб нас называли «иностранным агентом», мы просто хотим работать, и помогать!

БФ "Защити жизнь"

БФ "Здравоохранение - детям!"

БФ "Созвездие сердец"

БФ "Созвездие плеяд"

РОО "Общество поддержки больных с целиакией"

НГОО "День аиста"



Читайте также