Сибкрай.ru

Академик Ляхов: «Чтобы Сколково достигло нашего потенциала, потребуется лет десять»

Академик Ляхов: «Чтобы Сколково достигло нашего потенциала, потребуется лет десять»

Однако статус лидера подразумевает непрерывное движение вперед. Определить вектор развития уникальной территории Академгородка, создать условия для формирования на ней современного научно-технологического комплекса мирового уровня призвана областная долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка комплексного развития Советского района г. Новосибирска и научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы».

За отмену «крепостного права»
Разработчики концепции программы делают особый акцент на том, что Новосибирская область должна превратиться в регион с конкурентоспособной, динамичной, основанной на эффективном использовании современных знаний экономикой. Для этого необходимо не просто обеспечить дальнейшее усиление научно-образовательного потенциала, но и создать условия для его фактической реализации как основного ресурса территориального развития. Реализация программы будет находиться под жестким контролем ее заказчика-координатора – министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
– Концентрировать вливание средств именно в Академгородок, где сосредоточена половина потенциала СО РАН, – очень правильное решение, – говорит главный ученый секретарь СО РАН, академик, депутат новосибирского городского Совета Николай Ляхов. – Нельзя тянуть за все ниточки сразу, распылять ресурсы, нужно их консолидировать. Сколково – один из примеров концентрации ресурсов. Но чтобы Сколково достигло того потенциала, который уже сегодня имеет СО РАН, потребуется лет десять. А мы-то уже работаем, ресурсы у нас есть, существует огромный задел, не использовать который нельзя. Поэтому мы сегодня ставим вопрос о новой волне развития. Принцип концентрации средств должен работать не только на общероссийском, но и на областном, городском уровнях
Николай Ляхов подчеркивает: если Новосибирск хочет интегрироваться в мировую науку, нужно создавать достойные условия для обмена специалистами. Об этом идет речь и в концепции программы – необходима концентрация кадров, обладающих самыми современными компетенциями, высочайшим уровнем квалификации и творческим потенциалом. Но для уникальных специалистов должны быть созданы соответствующие условия – как для работы, так и для жизни.
– Нам надо отменять «крепостное право» в науке, – говорит Николай Ляхов. – Научные кадры должны быть мобильны, иметь возможность легко расстаться с одним местом и переехать на другое, хотя бы в крупных научных центрах, таких, как Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Томск. Для решения этой проблемы у нас ведется строительство служебного жилья, в перспективе скоро появится коттеджный поселок для молодых ученых. Ведет аналогичную работу и правительство области – строится арендное жилье в поселении Ложок для резидентов технопарка и молодых ученых СО РАН. За ближайшие три-пять лет нам надо постараться сделать так, чтобы комфортное жилье у нас было в наличии с избытком.
По мнению академика Ляхова, долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка комплексного развития Советского района г. Новосибирска и научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы» является революционной и в том плане, что она подразумевает перестройку всей структуры финансирования. Вместо «вертикального» выделения средств (на образование, медицину и т.д.) предлагается сформировать территориальный «кусок» в бюджете области и города, который включит в себя все направления инфраструктуры. Одна из обозначенных задач ее развития – формирование базовых условий для освоения площадок под создание объектов «новой экономики» и жилищного строительства.
– Мы считаем, для реализации этой задачи нужно расширить границы территории, – полагает Николай Ляхов. – Так совпало, что в процессе разработки программы мы получили решение о строительстве Восточного объезда. Если наши строительные планы наложить на новую перспективную транспортную сеть, все будет по-другому. Но чтобы совместить функциональное и территориальное видение проблемы, Академгородку нужен особый статус.

По заветам Лаврентьева и Коптюга
Об особом статусе Академгородка шла речь на пресс-конференции, недавно состоявшейся в пресс-центре газеты «Комсомольская правда». Академик Николай Ляхов и депутат Новосибирского городского Совета, член общественного совета Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Александр Люлько представили журналистам свое видение дальнейшего развития научного центра.
Речь о том, что новосибирский Академгородок был основан как уникальный научный мультидисциплинарный центр с особой средой взаимодействия научных коллективов. За исторически короткий срок здесь возникли и окрепли научные школы мирового класса, которые внесли огромный вклад в развитие фундаментальной науки, укрепление обороноспособности страны, формирование экономики, образования и культуры Сибири. Однако официального определения, что такое Академгородок, не существует – он является всего лишь частью Советского района. Хотя его основатель академик Михаил Лаврентьев предполагал, что это будет более обособленное территориальное образование – в частности, рассматривался проект создания Ломоносовграда на базе Академгородка и находящегося рядом Бердска. Позже, в 90-е годы прошлого века, свой проект закона об особом статусе Академгородков подготовил председатель СО РАН и вице-президент РАН академик Валентин Коптюг. Увы, смерть ученого в 1997 году тогда поставила крест на этих планах. Но сейчас, на новом витке развития, вопрос об особом статусе Академгородка вновь оказывается на пике актуальности, считают сторонники этой идеи.
– Сегодня понятия, что такое Академгородок, официально не существует, – поясняет Николай Ляхов. – Есть Советский район, в который вкраплены ОбьГЭС, СО РАМН, клиника Мешалкина, поселок Кирова. Новосибирск – самое крупное в России муниципальное образование. Недавно мэрия пошла на эксперимент в управлении городом – три района были объединены в один Центральный округ. Похожее решение необходимо и для Академгородка. Мы считаем, что это сделать несложно, если принять наши предложения по территориальным изменениям и закрепить за этим образованием название «Академический район (Академгородок)». Остальная часть может остаться Советским районом или быть присоединена к Кировскому. Однако нынешние законы не позволяют это сделать.
То, что российское законодательство не может учитывать всех особенностей существования и работы научных центров, подчеркнул и Александр Люлько, напомнив:
– Недавно бурно обсуждалось решение суда о запрете ученым из институтов СО РАН преподавать в физматшколе. И ведь с формальной точки зрения судья был прав – в школе должны работать люди с педагогическим образованием. Но для ФМШ это смерти подобно. Получается, что выпускник педколледжа может там работать, а академик Ляхов, скажем, не может. Кроме того, закон об образовании требует принимать в школу без предварительных экзаменов – для ФМШ это опять же недопустимо. Можно вспомнить и о том, что вскоре после образования НГУ вышел указ возглавлявшего тогда советское правительство Алексея Косыгина: для повышения качества образования в вузах запретить совместительство. Но ведь университет создавался именно с тем, чтобы там преподавали ученые из научных институтов. Академик Лаврентьев сам улаживал этот вопрос, звонил Косыгину, в итоге получил ответ: как работали, так и работайте.

Реактивы портятся быстрее, чем работает таможня
Но ждать, когда российское законодательство станет более совершенным, сторонники придания Академгородку особого статуса не хотят. Да, у нас существуют законы о наукоградах, о Сколково, об особых экономических зонах, но на то, чтобы Государственная дума озадачилась проблемой Новосибирского научного центра и оформила его правовой статус, может уйти несколько лет. Поэтому, по мнению Николая Ляхова, в этой ситуации достаточно было бы обойтись принятием соответствующего решения на уровне областного Законодательного собрания и внесением изменений в Устав Новосибирска.
– Я не вижу здесь юридических проблем, – говорит академик. – Мэр Новосибирска и губернатор области в курсе ситуации. Мы ведь фактически являемся наукоградом – двое из трех жителей верхней зоны Академгородка связаны с научным центром, в Нижней Ельцовке – каждый второй. Но закон о наукоградах к нам не применим. Поэтому надо искать другие пути.
Академик Ляхов привел в пример ситуацию с поселком Кольцово: пока Кольцово не стал наукоградом, его бюджет составлял 12 миллионов рублей при размере долга 23 млн. Сейчас бюджет составляет 300 миллионов, исполняется с профицитом, а число жителей за пять лет возросло с 9,5 до 16 тысяч.
Александр Люлько солидарен с коллегой:
– С одной стороны, Академгородок выполняет федеральные задачи, с другой – не имеет даже муниципального статуса. Поэтому некоторые чиновники считают, что к нему можно относиться потребительски, например, вырубать леса и строить элитное жилье. А особый статус позволит вести речь и об особых условиях. Например, нужна своя таможня, как в Сколково. А то бывает, что пока заказанные за границей реактивы пройдут через таможню, они становятся уже непригодными к употреблению. Нужно пересмотреть межбюджетные отношения, оптимизировать систему налогообложения. Особый статус позволит решать многие задачи. Например, дороги, по которым ездят в ходе своих визитов Медведев и Путин, хорошие, а отъехать чуть в сторону – там они не ремонтировались со времен Лаврентьева. Ситуация ненормальная, и уже давно.
Александр Люлько рассказал, что курирующий объекты военно-промышленного комплекса вице-премьер Дмитрий Рогозин распорядился выделить на оборонные проекты 23 триллионов рублей.
– Это огромная сумма, – подчеркнул депутат. – Однако на получение средств смогут претендовать только те предприятия, которые будут выпускать новую продукцию. А значит, без связи с наукой у промышленности перспектив нет. Те заводы, которые ставят на наукоемкое производство, получат по потребности. Поэтому я считаю, что без особого статуса Академгородок не сможет существовать как научный центр.
Николай Ляхов добавил, что знаменитое Сколково проблем оборонного комплекса не решит, так как оно нацелено в первую очередь на международное сотрудничество. А Новосибирск имеет огромный опыт в оборонной отрасли и с помощью научного центра сможет эффективно его реализовать.
– Мы не сепаратисты, – заявил Николай Ляхов. – Мы – патриоты Новосибирска и хотим одного: чтобы среди городов-миллионников он по праву занимал первое место. Давайте отнесемся с вниманием к этой точке роста. Или мы вместе достигаем цели – а это новые рабочие места, подготовка кадров, непрерывное образование, по этому пути сейчас идут многие страны. Или мы не будем работать в этом направлении – и тогда страна так и останется сырьевым придатком Европы.

Инерция или мобилизация?
Академик подчеркнул, что предлагаемое решение хорошо вписывается в рамки работы по реализации поручения президента России Владимира Путина о создании в Новосибирске федерального Центра науки, образования и разработок. Предложения должны быть подготовлены до декабря этого года. В работе над документом принимают участие четыре российских министерства, научный центр СО РАН, НГУ, областное правительство.
– Мы должны объединить необъединяемое, – отметил Николай Ляхов. – Ведь технопарк – это акционерное общество, отделения Академии наук, институты, клиника Мешалкина – федеральные бюджетные учреждения. У всех разные статусы. Мы впервые поставили задачу объединить их в одной структуре. Поэтому, решая сегодня эту проблему, мы создаем модель для других.
По мнению Александра Люлько, город сейчас находится на распутье, предстоит выбор пути, по которому предстоит идти в ближайшие годы:
– Для меня сейчас совершенно очевидно, что развитие города непосредственно связано с новосибирским научным центром. Первый вариант – «мягкий» путь, при котором статус Академгородка будет создаваться и закрепляться неформально, как это было в советское время. Второй путь – организация самостоятельного научного центра по типу Сколково, что можно сделать решением правительства и указом президента. По какому пути мы пойдем, уже скоро будет решаться.
Эта точка зрения напрямую перекликается с концепцией программы «Государственная поддержка комплексного развития Советского района г. Новосибирска и научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы», в которой также предусмотрены два варианта развития – инерционный и мобилизационный. По мнению разработчиков, первый сценарий не отвечает ни долгосрочной стратегии развития Новосибирской области, ни Концепции развития СО РАН на период до 2025 года. Мобилизационный же сценарий реализуется, исходя из понимания необходимости масштабного реформирования экономики Новосибирской области. Он подразумевает создание новых высокотехнологичных производств, для чего, как гласит концепция, необходимо использовать и развивать конкурентные преимущества «уникального специализированного территориального образования – Академгородка, как ядра научно-технологического комплекса – драйвера развития «новой экономики». Этот вариант ориентирован на устойчивое развитие Академгородка и прилегающих территорий как одного из центров науки и технологий мирового уровня. Новосибирская область при этом получает мощный локомотив развития и модернизации экономики и социальной сферы, поддерживающий высокий уровень ее конкурентоспособности в российском и международном масштабе.


Однако статус лидера подразумевает непрерывное движение вперед. Определить вектор развития уникальной территории Академгородка, создать условия для формирования на ней современного научно-технологического комплекса мирового уровня призвана областная долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка комплексного развития Советского района г. Новосибирска и научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы».

За отмену «крепостного права»
Разработчики концепции программы делают особый акцент на том, что Новосибирская область должна превратиться в регион с конкурентоспособной, динамичной, основанной на эффективном использовании современных знаний экономикой. Для этого необходимо не просто обеспечить дальнейшее усиление научно-образовательного потенциала, но и создать условия для его фактической реализации как основного ресурса территориального развития. Реализация программы будет находиться под жестким контролем ее заказчика-координатора – министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
– Концентрировать вливание средств именно в Академгородок, где сосредоточена половина потенциала СО РАН, – очень правильное решение, – говорит главный ученый секретарь СО РАН, академик, депутат новосибирского городского Совета Николай Ляхов. – Нельзя тянуть за все ниточки сразу, распылять ресурсы, нужно их консолидировать. Сколково – один из примеров концентрации ресурсов. Но чтобы Сколково достигло того потенциала, который уже сегодня имеет СО РАН, потребуется лет десять. А мы-то уже работаем, ресурсы у нас есть, существует огромный задел, не использовать который нельзя. Поэтому мы сегодня ставим вопрос о новой волне развития. Принцип концентрации средств должен работать не только на общероссийском, но и на областном, городском уровнях
Николай Ляхов подчеркивает: если Новосибирск хочет интегрироваться в мировую науку, нужно создавать достойные условия для обмена специалистами. Об этом идет речь и в концепции программы – необходима концентрация кадров, обладающих самыми современными компетенциями, высочайшим уровнем квалификации и творческим потенциалом. Но для уникальных специалистов должны быть созданы соответствующие условия – как для работы, так и для жизни.
– Нам надо отменять «крепостное право» в науке, – говорит Николай Ляхов. – Научные кадры должны быть мобильны, иметь возможность легко расстаться с одним местом и переехать на другое, хотя бы в крупных научных центрах, таких, как Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Томск. Для решения этой проблемы у нас ведется строительство служебного жилья, в перспективе скоро появится коттеджный поселок для молодых ученых. Ведет аналогичную работу и правительство области – строится арендное жилье в поселении Ложок для резидентов технопарка и молодых ученых СО РАН. За ближайшие три-пять лет нам надо постараться сделать так, чтобы комфортное жилье у нас было в наличии с избытком.
По мнению академика Ляхова, долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка комплексного развития Советского района г. Новосибирска и научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы» является революционной и в том плане, что она подразумевает перестройку всей структуры финансирования. Вместо «вертикального» выделения средств (на образование, медицину и т.д.) предлагается сформировать территориальный «кусок» в бюджете области и города, который включит в себя все направления инфраструктуры. Одна из обозначенных задач ее развития – формирование базовых условий для освоения площадок под создание объектов «новой экономики» и жилищного строительства.
– Мы считаем, для реализации этой задачи нужно расширить границы территории, – полагает Николай Ляхов. – Так совпало, что в процессе разработки программы мы получили решение о строительстве Восточного объезда. Если наши строительные планы наложить на новую перспективную транспортную сеть, все будет по-другому. Но чтобы совместить функциональное и территориальное видение проблемы, Академгородку нужен особый статус.

По заветам Лаврентьева и Коптюга
Об особом статусе Академгородка шла речь на пресс-конференции, недавно состоявшейся в пресс-центре газеты «Комсомольская правда». Академик Николай Ляхов и депутат Новосибирского городского Совета, член общественного совета Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Александр Люлько представили журналистам свое видение дальнейшего развития научного центра.
Речь о том, что новосибирский Академгородок был основан как уникальный научный мультидисциплинарный центр с особой средой взаимодействия научных коллективов. За исторически короткий срок здесь возникли и окрепли научные школы мирового класса, которые внесли огромный вклад в развитие фундаментальной науки, укрепление обороноспособности страны, формирование экономики, образования и культуры Сибири. Однако официального определения, что такое Академгородок, не существует – он является всего лишь частью Советского района. Хотя его основатель академик Михаил Лаврентьев предполагал, что это будет более обособленное территориальное образование – в частности, рассматривался проект создания Ломоносовграда на базе Академгородка и находящегося рядом Бердска. Позже, в 90-е годы прошлого века, свой проект закона об особом статусе Академгородков подготовил председатель СО РАН и вице-президент РАН академик Валентин Коптюг. Увы, смерть ученого в 1997 году тогда поставила крест на этих планах. Но сейчас, на новом витке развития, вопрос об особом статусе Академгородка вновь оказывается на пике актуальности, считают сторонники этой идеи.
– Сегодня понятия, что такое Академгородок, официально не существует, – поясняет Николай Ляхов. – Есть Советский район, в который вкраплены ОбьГЭС, СО РАМН, клиника Мешалкина, поселок Кирова. Новосибирск – самое крупное в России муниципальное образование. Недавно мэрия пошла на эксперимент в управлении городом – три района были объединены в один Центральный округ. Похожее решение необходимо и для Академгородка. Мы считаем, что это сделать несложно, если принять наши предложения по территориальным изменениям и закрепить за этим образованием название «Академический район (Академгородок)». Остальная часть может остаться Советским районом или быть присоединена к Кировскому. Однако нынешние законы не позволяют это сделать.
То, что российское законодательство не может учитывать всех особенностей существования и работы научных центров, подчеркнул и Александр Люлько, напомнив:
– Недавно бурно обсуждалось решение суда о запрете ученым из институтов СО РАН преподавать в физматшколе. И ведь с формальной точки зрения судья был прав – в школе должны работать люди с педагогическим образованием. Но для ФМШ это смерти подобно. Получается, что выпускник педколледжа может там работать, а академик Ляхов, скажем, не может. Кроме того, закон об образовании требует принимать в школу без предварительных экзаменов – для ФМШ это опять же недопустимо. Можно вспомнить и о том, что вскоре после образования НГУ вышел указ возглавлявшего тогда советское правительство Алексея Косыгина: для повышения качества образования в вузах запретить совместительство. Но ведь университет создавался именно с тем, чтобы там преподавали ученые из научных институтов. Академик Лаврентьев сам улаживал этот вопрос, звонил Косыгину, в итоге получил ответ: как работали, так и работайте.

Реактивы портятся быстрее, чем работает таможня
Но ждать, когда российское законодательство станет более совершенным, сторонники придания Академгородку особого статуса не хотят. Да, у нас существуют законы о наукоградах, о Сколково, об особых экономических зонах, но на то, чтобы Государственная дума озадачилась проблемой Новосибирского научного центра и оформила его правовой статус, может уйти несколько лет. Поэтому, по мнению Николая Ляхова, в этой ситуации достаточно было бы обойтись принятием соответствующего решения на уровне областного Законодательного собрания и внесением изменений в Устав Новосибирска.
– Я не вижу здесь юридических проблем, – говорит академик. – Мэр Новосибирска и губернатор области в курсе ситуации. Мы ведь фактически являемся наукоградом – двое из трех жителей верхней зоны Академгородка связаны с научным центром, в Нижней Ельцовке – каждый второй. Но закон о наукоградах к нам не применим. Поэтому надо искать другие пути.
Академик Ляхов привел в пример ситуацию с поселком Кольцово: пока Кольцово не стал наукоградом, его бюджет составлял 12 миллионов рублей при размере долга 23 млн. Сейчас бюджет составляет 300 миллионов, исполняется с профицитом, а число жителей за пять лет возросло с 9,5 до 16 тысяч.
Александр Люлько солидарен с коллегой:
– С одной стороны, Академгородок выполняет федеральные задачи, с другой – не имеет даже муниципального статуса. Поэтому некоторые чиновники считают, что к нему можно относиться потребительски, например, вырубать леса и строить элитное жилье. А особый статус позволит вести речь и об особых условиях. Например, нужна своя таможня, как в Сколково. А то бывает, что пока заказанные за границей реактивы пройдут через таможню, они становятся уже непригодными к употреблению. Нужно пересмотреть межбюджетные отношения, оптимизировать систему налогообложения. Особый статус позволит решать многие задачи. Например, дороги, по которым ездят в ходе своих визитов Медведев и Путин, хорошие, а отъехать чуть в сторону – там они не ремонтировались со времен Лаврентьева. Ситуация ненормальная, и уже давно.
Александр Люлько рассказал, что курирующий объекты военно-промышленного комплекса вице-премьер Дмитрий Рогозин распорядился выделить на оборонные проекты 23 триллионов рублей.
– Это огромная сумма, – подчеркнул депутат. – Однако на получение средств смогут претендовать только те предприятия, которые будут выпускать новую продукцию. А значит, без связи с наукой у промышленности перспектив нет. Те заводы, которые ставят на наукоемкое производство, получат по потребности. Поэтому я считаю, что без особого статуса Академгородок не сможет существовать как научный центр.
Николай Ляхов добавил, что знаменитое Сколково проблем оборонного комплекса не решит, так как оно нацелено в первую очередь на международное сотрудничество. А Новосибирск имеет огромный опыт в оборонной отрасли и с помощью научного центра сможет эффективно его реализовать.
– Мы не сепаратисты, – заявил Николай Ляхов. – Мы – патриоты Новосибирска и хотим одного: чтобы среди городов-миллионников он по праву занимал первое место. Давайте отнесемся с вниманием к этой точке роста. Или мы вместе достигаем цели – а это новые рабочие места, подготовка кадров, непрерывное образование, по этому пути сейчас идут многие страны. Или мы не будем работать в этом направлении – и тогда страна так и останется сырьевым придатком Европы.

Инерция или мобилизация?
Академик подчеркнул, что предлагаемое решение хорошо вписывается в рамки работы по реализации поручения президента России Владимира Путина о создании в Новосибирске федерального Центра науки, образования и разработок. Предложения должны быть подготовлены до декабря этого года. В работе над документом принимают участие четыре российских министерства, научный центр СО РАН, НГУ, областное правительство.
– Мы должны объединить необъединяемое, – отметил Николай Ляхов. – Ведь технопарк – это акционерное общество, отделения Академии наук, институты, клиника Мешалкина – федеральные бюджетные учреждения. У всех разные статусы. Мы впервые поставили задачу объединить их в одной структуре. Поэтому, решая сегодня эту проблему, мы создаем модель для других.
По мнению Александра Люлько, город сейчас находится на распутье, предстоит выбор пути, по которому предстоит идти в ближайшие годы:
– Для меня сейчас совершенно очевидно, что развитие города непосредственно связано с новосибирским научным центром. Первый вариант – «мягкий» путь, при котором статус Академгородка будет создаваться и закрепляться неформально, как это было в советское время. Второй путь – организация самостоятельного научного центра по типу Сколково, что можно сделать решением правительства и указом президента. По какому пути мы пойдем, уже скоро будет решаться.
Эта точка зрения напрямую перекликается с концепцией программы «Государственная поддержка комплексного развития Советского района г. Новосибирска и научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы», в которой также предусмотрены два варианта развития – инерционный и мобилизационный. По мнению разработчиков, первый сценарий не отвечает ни долгосрочной стратегии развития Новосибирской области, ни Концепции развития СО РАН на период до 2025 года. Мобилизационный же сценарий реализуется, исходя из понимания необходимости масштабного реформирования экономики Новосибирской области. Он подразумевает создание новых высокотехнологичных производств, для чего, как гласит концепция, необходимо использовать и развивать конкурентные преимущества «уникального специализированного территориального образования – Академгородка, как ядра научно-технологического комплекса – драйвера развития «новой экономики». Этот вариант ориентирован на устойчивое развитие Академгородка и прилегающих территорий как одного из центров науки и технологий мирового уровня. Новосибирская область при этом получает мощный локомотив развития и модернизации экономики и социальной сферы, поддерживающий высокий уровень ее конкурентоспособности в российском и международном масштабе.


Читайте также