Рождество в России отмечают 7 января. У этого праздника – непростая история с отказом Церкви переходить на григорианский календарь и изгнанием в советские годы. Известный краевед Людмила Кузменкина специально для Сибкрай.ru рассказывает о том, как боролись с этим религиозным праздником в Сибири в целом и Новосибирске в частности.
Рождество Христово на Руси всегда было один из самых больших праздников. С этого дня начинаются Святки, которые продолжаются до Крещения (19 января).
Советская власть ввела григорианский календарь в 1918 году. 24 января Владимиром Лениным был подписан «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Церковь, однако, не согласилась переходить на григорианский календарь и оставила юлианское летоисчисление. Именно по этой причине с тех пор в России Рождество празднуют не 25 декабря, а 7 января.
Тем не менее, в календарях вплоть до 1929 года церковные даты, включая Рождество, были отмечены либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими днями. Интересно, что рождественские дни в календарях 1919-1923 годов отмечены 7 и 8 января, а вот в 1924-1929 годах – 25 и 26 декабря. Вот как праздновали тогда в Сибири.
Красноярцы заявили, что Рождество они не признают ни по-старому, ни по-новому, поэтому праздновать не будут совсем. Служащие Затона в Новониколаевске тоже решили 30 и 31 декабря «работать обыкновенно, а зарплату за первый день перечислить в пользу германских рабочих, а за второй – в пользу безработных».
В Барнауле церковь хотела отмечать Рождество по-старому, а рабочие – по-новому: «Не хочем праздновать по-старому, хочем идти вместе со всем остальным миром». В Омске решили перенести праздничные дни с 25 по 26 декабря на 31 декабря и 2 января.
В Ленинске собрание постановило, что «рабочие должны устраивать и праздновать свои пролетарские праздники и отказываться как от праздников Рождества и других церковных праздников, так и от всяких поповских обрядов, которые веками туманили головы рабочего класса и крестьян».
Даже представить сложно, что чувствовали и в каком смятении находились горожане, а особенно сельские жители, когда начали строить новый быт и решили отказаться от «поповских праздников», к которым привыкли. Атмосферу вполне можно почувствовать, пролистав газеты того времени.
Основной упор в пропаганде новых идей делали на молодое поколение. Газета «Путь молодежи» в 1925 году публиковала советы, как по-новому отмечать религиозные праздники, какими мероприятиями заменить старые обычаи старины. Пионеров рекомендовали «отвлечь от религиозной обстановки»: «Сделать так, чтобы они пошли вместо церкви, вместо рождественских гуляний на веселый привлекательный утренник или вечер, организованный отрядом вместе со школой. Нужно устроить хорошую снежную горку, устроить состязание, игры. Улучшить жизнь трудящихся могут только они сами, а не Христос и не религия и вера».
Главная задача для молодежи постарше – отвлечь от пьянства! В заметке в газете «Путь молодежи» один из авторов дает такие советы: «Льется рекою водка в праздники. Таков обычай русской старины. В Рождество объявили войну пьянству. Отвлечем молодежь от самогонки и сорокаградусной усилением нашей культурной работы, устроим хороших, полезных и разумных развлечений. Задача – не допустить в праздник Рождества пьянства среди молодежи. Каждый комсомолец должен иметь какую-либо нагрузку, связанную с проведением праздничных дней. Например, спектакли, вечера, физические развлечения, лыжи, коньки, катание с гор».
А на молодежных вечерах в 1925 году газета рекомендовала исполнять частушки. Предложила она такие творения:
«Комсомольца любишь –
Надо измениться,
Крест на шее не носить,
Богу не молиться.
***
Не хочу Богу молиться,
К комсомольцам в клуб пойду,
И про Бога сущу правду
Там я в книжечках найду.
***
Ходит Ванька по деревне
Ухмыляется:
Пропаганда против Бога
Расширяется.
***
Зазвонили в колокол,
Зажгли свечи сальные,
А мы с милым в комсомол пошли на собрание.
Нынче право новое,
Людям не до Бога:
Везде клубы, да советы,
Да ячеек много».
Предлагали также и загадки загадывать. Вот примеры:
«В деревне 40 дворов. Каждый двор должен попу за «труды» святые, по пятку яиц. Поп обошел старательно всю деревню, и по возвращении домой у него в корзине оказалось пять десятков. Куда девались остальные? (Остальные не дали попу яиц).
Долго сидел на гробах, позавяз у всех в зубах, а теперь на всех косится, на старое место просится. Кто? (Крест).
Долгогривый, а не конь, долгополый, а не баба, языком намолотит хлеб, наколотит себе в приход, а мужикам в расход? (Поп)».
С 1929 года в советской России запретили отмечать Рождество Христово, исключив праздник из официального календаря. В постановлении Совнаркома от 24 сентября 1929 пояснялось: «В день нового года и в дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях». Вновь официально отмечать празднования Рождества стали в 1991 году, уже после падения советской власти.