Мэрия Новосибирска даже не обращалась к проектировщику за актуализацией проекта продления Дзержинской линии метро. Более того, муниципалитет всячески умалчивал о существовании проектировщика, отговариваясь, что сложность с актуализацией проекта заключается в том, что некоторые из его авторов, поставивших подписи под документацией в 2013 году, уже умерли. Судя по всему, ответственные городские службы ввели мэра Новосибирска Анатолия Локтя в заблуждение.
Вопрос о продлении Дзержинской ветки метро застопорился из-за того, что мэрия Новосибирска не смогла актуализировать проектно-сметную документацию 2013 года. О причинах этого чиновники мэрии Новосибирска и глава города Анатолий Локоть говорили многое, однако, как удалось выяснить Сибкрай.ru, далеко не все из этого – правда.
Так, вопросы вызывает самая первая отговорка, озвученная мэром города Анатолием Локтем: дескать, вся проблема лишь в том, что проект был отправлен в формате PDF. «Больше там замечаний нет. Все остальные замечания, которые нам выдвигали проверяющие организации из Москвы, мы учли. Сегодня загружаем в очередной раз этот документ», – не моргнув глазом, уверял тогда журналистов мэр.
То, что это грубейшая ложь, выяснилось очень быстро: на сайте Главгосэкспертизы любой желающий может прочитать, что формат PDF принимается, но сами данные перед конвертацией нужно набирать в специальной программе – таковы правила с начала 2017 года. Конечно, выглядело странно, что чиновники крупнейшего муниципалитета не были осведомлены об изменениях такого рода. Тем не менее, они с удивительным упорством стали заверять, что им ничего не стоит убедить Главгосэкспертизу отступить разок от правил и принять сканы с бумажных документов 2013 года. Для объяснения такой странной стратегии требовалась более реалистичная легенда, и ее сообщили порталу «Континент-Сибирь»:
«Компания «Красноярскметропроект», с которой в 2012 году были заключены договора на строительство участка продления Дзержинской линии метрополитена, де-юре существует. Но де-факто эта организация и работающие в ней люди не имеют отношения к подготовке проекта Дзержинской ветки метро к экспертизе 2013 года, – уверяет портал со ссылкой на некие источники. – Практически подготовкой проекта занимались специалисты «Новосибметропроекта», который в то время возглавлял Александр Мельник. Его нет в живых, так же, как и главного инженера этого проектного института Владимира Романова [...] Перевести работу в новый формат тоже проблема: в электронной версии сохранилась лишь ее малая часть, в основном – на бумаге».
Однако и это во многом оказалось ложью. Элементарный интернет-поиск показывает, что «Новосибметропроект», судя по финансовой отчетности, с 2012 года никакой особой деятельности не ведет, следовательно, в разработке проекта Дзержинской линии участвовать не мог. Наоборот, ООО «Красноярскметропроект» как раз живет и здравствует. И именно эта организация (куда действительно перешел ряд новосибирских специалистов) разрабатывала проект Дзержинской линии.
Сибкрай.ru побеседовал с генеральным директором организации Вячеславом Медяником. По его словам, тот факт, что некоторых авторов проекта уже нет в живых, вовсе не представляет собой непреодолимой проблемы.
«К сожалению, люди не вечны. Но в то же время есть наша организация, которая эту документацию разрабатывала и несет ответственность за принятые решения, – пояснил Медяник. – Обладая необходимым электронным архивом, мы могли бы приняться за актуализацию данного проекта и сделать все от нас зависящее. Но инициатива должна исходить от мэрии города».
Итак, логично, что если одни люди уходят, их заменяют другие. Главное, что организация продолжает существовать, и никакие компетенции не утрачены. Как не утрачена и электронная документация, вопреки некоторым заявлениям – она по-прежнему у правообладателя. У чиновников же из мэрии ее действительно нет, из-за чего они решили отсканировать документы пятилетней давности с ватмана и в виде PDF подать их в Главгосэкспертизу. Не приняли же их, в том числе и потому что техническая часть за пять лет устарела и также нуждается в актуализации: например, изменились требования к инфраструктуре для маломобильных граждан или для обеспечения антитеррористической безопасности. Как отмечает Вячеслав Медяник, «необходимо проводить ревизию проекта, привлекать субподрядные организации, выполнявшие свои разделы».
Кажется крайне странным, что чиновникам не пришло в голову самое первое, что они обязаны были сделать – обратиться в организацию, которая, собственно, делала проект. Между тем, как сообщил Сибкрай.ru Вячеслав Медяник, никто в проектную организацию из мэрии Новосибирска не обращался, хотя проектировщик в курсе проблемы и готов работать.
«К сожалению, по неизвестным мне причинам заинтересованные лица игнорируют наше существование», – отмечает он.
По каким причинам это происходит, остается только догадываться.
Напомним, что ранее договоренность о строительстве метро была достигнута во время встречи губернатора Новосибирской области Андрея Травникова с президентом России Владимиром Путиным.
«По всем просьбам Владимир Владимирович высказал свою поддержку, уже выдал соответствующие поручения. Безусловно, нам сейчас предстоит большая работа, потому что виза главы государства без наших усилий может оказаться холостым выстрелом. Поэтому и моим коллегами из правительства региона, и коллегам из мэрии города Новосибирска предстоит большая работа», – говорил тогда губернатор.
Работа мэрии заключалась в том, чтобы предоставить в срок полностью актуализированную документацию. По вине мэрии этого сделано не было. Дальнейшая судьба новосибирского метро на данный момент неизвестна. Равным образом, неизвестно, кто понесет ответственность за сорванное строительство стратегического для города объекта. И почему мэр, не раз провозглашавший строительство метро своим главным приоритетом, так просто позволил ввести себя в заблуждение.