Сибкрай.ru

Трамвайное старье загремит по новосибирским рельсам
Фото: vk.com/shlyuz

Трамвайное старье загремит по новосибирским рельсам

Мэрия Новосибирска готова заплатить 11,1 миллиона рублей за доставку в столицу Сибири подержанных трамваев из Москвы. 20 вагонов решил отдать Новосибирску мэр Москвы Сергей Собянин. Использование бывших в употреблении вагонов стало своеобразным символом обещанного мэром Анатолием Локтем «ренессанса трамваев»: о закупке нового подвижного состава речи не идет – город либо закупает или получает в дар подержанные модели, либо из тех же старых вагонов на совместном с белорусами предприятии клепает модернизированные. При этом предложения по иному сценарию развития трамваев есть – свой инвестпроект Новосибирску предлагает «Роскосмос», но в ответ Локоть говорит, что в столице Сибири уже «есть своя программа».  

20 подержанных трамваев модели «71-619К» Новосибирску решил отдать мэр Москвы Сергей Собянин. Профильный новосибирский МУП – «Горэлектротранспорт» – объявил 8 апреля конкурс на доставку этих вагонов. Стартовая цена контракта – 11,1 миллиона рублей. Срок исполнения контракт – 90 календарных дней, по плану вагоны должны приходить партиями по две штуки в рабочие дни, интервал между погрузками должен составлять от трех до шести дней – «ориентировочно». Итоги конкурса будут подведены 18 апреля. 

Параллельно с этим МУП «Горэлектротранспорт» проводится еще несколько закупок на суммы от миллиона до трех – речь идет о поставке запчастей для ремонта трамваев. Например, муниципалитет заказал подшипники для трамваев за 3,2 миллиона, запчасти электрической части за 1,6 миллиона, запчасти тормозной системы за 1,8 миллиона, запчасти соленойда за 3,2 миллиона.

Расходы на ремонт и содержание трамваев можно считать плановыми, однако вопросы вызывает тот факт, что абсолютно новых вагонов Новосибирск не закупает. Для нужд «ГЭТ» покупают либо подержанные вагоны из-за границы или Москвы, либо проводят так называемую модернизацию белорусских трамваев на совместном с белорусами предприятии «БКМ-Сибирь». При этом иные предложения муниципалитетом как будто не рассматриваются – в прошлом году, комментируя спор в антимонопольной службе, инициированный Усть-Катавским вагоностроительным заводом (входит в структуру «Роскосмоса»), мэр Локоть обвинял корпорацию в попытке «задушить» частично новосибирское предприятие. 

Обещания «ренессанса»

Трамваями в мэрии Новосибирска занимаются явно плотнее, чем вопросом продления метро. Так, в начале 2015 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть обещал городу «ренессанс трамвая». Примечательно, что уже тогда речь шла о тесном сотрудничестве с белорусскими предприятиями – градоначальник говорил, что это поможет обновить трамвайный парк, модернизировать пути. Кроме того, для новосибирских трамваев обещали разработать единый дизайн. И если над обновлением парка трамваев (правда, сомнительным, с введением в него подержанных или старых модернизированных вагонов) и развитием трамвайных путей муниципалитет более-менее  работает, то над единым дизайном – определенно нет. 

Тогда же, в 2015 году на линию вывели несколько трамваев чешской фирмы Tatra, которые до этого эксплуатировались в Германии. К новосибирским реалиями те вагоны пришлось перекраивать – колея у российских трамваев шире, чем у европейских. Примечательно, что один такой вагон сломался в тот же день, как был запущен на линию. Поломки случались и после. 

В июле 2015 года был запущен новый левобережный маршрут, который пустили в том числе по свежепроложенным путям. В 2016 году маршрут трамвайной линии дотянули до «Чистой слободы». Однако, по мнению экспертов, одного запуска линий мало – маршрутные сети в городе не оптимизированы, дублируют друг друга, не хватает подвижного состава.

Условное обновление 

После этого мэрия Новосибирска увлеклась покупкой подержанных трамваев. Так, в 2016 году у «Мосгортранса» купили десять вагонов за 4,5 миллиона (по словам тогдашнего директора «ГЭТ» Евгения Жираткова, в этой цифре общественность усомнилась). Еще порядка пяти миллионов ушло на их доставку в Новосибирск. Как рассказывали тогда в мэрии, вагоны были в хорошем техническом состоянии, а для запуска их на линии требовался только «недорогой косметический ремонт». Согласно материалам той закупки, вагоны были выпущены в 90-е, их пробег на тот момент был от 688 километров.  


А в 2017 году муниципалитет создал совместное предприятие с давними товарищами по трамваям – белорусами. Предприятие получило название «БКМ-Сибирь» и занялось модернизацией подержанных белорусских трамваев с завода «Белкоммунмаш», вложившегося в создание «БКМ-Сибирь». Стоимость первого условно новосибирского трамвая составила порядка 18 миллионов рублей. Как отмечали в мэрии, собранный на площадке совместного предприятия трамвай является фактической модернизацией старой модели – Белоруссия продала Новосибирску готовый новый кузов, который поставили на переделанную старую тележку. Городские власти отмечали, что подобный способ обновления парка «ГЭТ» позволяет выйти на существенную экономию. Новый вагон российского производства тогда оценивали в 24-25 миллиона рублей, а импортный – в 30 миллионов.

В заявленной дешевизне новосибирских модернизированных трамваев сразу же возникли сомнения. Общественники приводили в пример опыт других городов, которые получали на свои улицы трамваи и современнее, и дешевле. К тому же – с господдержкой, которая была направлена на компенсацию части расходов. 

Общественники, например, нашли закупку трамваев для казахстанского Павлодара, которому партия более современной модели 802 того же «Белкоммунмаша» обошлась в 8,2 миллиона евро, около 20 миллионов за штуку по курсу на тот момент. После презентации первого новосибирского трамвая прозвучали мнения, что, быть может, проще было бы купить новый трамвай, который прослужит дольше, чем модернизированный, если экономия выходит примерно на два миллиона. Но в мэрии с этими доводами не согласились.  

«По результатам торгов (декабрь 2016 года), цена трамвайного вагона модели 802 для города Павлодара составила 374 720 евро (без НДС) за один вагон, что эквивалентно 28 миллионам рублей с НДС, – говорили в городской администрации. – Расчет цены трамвайного вагона модели 802 для города Даугавпилса проводился в начале 2016 года. В соответствии с протоколом вскрытия, она составила 261 800 евро без НДС за единицу, что эквивалентно 22,7 миллиона рублей в пересчете по курсу на соответствующую дату. До настоящего времени поставок вагонов в город Даугавпилс не осуществлялось, информации о заключении контракта нет».

Тогда же в муниципалитете отмечали, что покупка новых, современных вагонов возможна, но «в последующие годы». Пока что же городу было предложено покупать подержанные трамваи, прошедшие модернизацию на «БКМ-Сибирь» – разумеется, после процедуры торгов. 



Споры и предложения «Роскосмоса»

Закупки модернизированных трамваев стали предметом разбирательства в Федеральной антимонопольной службе спустя год. Аукционы, проводимые «Горэлектротранспортом», вызвали вопросы и претензии у предприятия, входящего в структуру «Роскосмоса» – Усть-Катавского вагоностроительного завода. Предприятие в 2018 году пожаловалось в антимонопольную службу на один из тендеров, потребовав аннулировать его результаты.

По мнению завода «Роскосмоса», условия конкурса были составлены таким образом, что они ограничивали конкуренцию, фактически предусматривая возможность участия в нем только одного предприятия. Заявители упрекнули «ГЭТ» в том, что заявка писалась специально под трамваи образца АО «Штадлер-Минск», которые мэрия Новосибирска использует для дальнейшей реконструкции. Требования к предмету закупки они назвали «избыточными». 

Так, кузов был описан как односекционный, трехдверный, габаритная длина вагона 15,7 метра, настил пола жесткий, из ламинированной фанеры. В то время как технические условия предусматривают вариативность технических параметров, указывали в Усть-Катавском вагоностроительном заводе. 

«Изложенное позволяет сделать вывод о том, что аукционная документация умышленно предусматривает условия, направленные на ограничение количества участников по поставке и устранение конкуренции», – резюмировали они. 

Закупка по жалобе была приостановлена, а в ситуацию публично вмешался мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Обращение в ФАС он назвал «конкурентной борьбой с применением федеральных надзорных органов». 

«Мы будем твердо отстаивать интересы своего производства, потому что это в интересах города Новосибирска. То, чем сейчас занимается Усть-Катавский завод, – он душит  производство нашего совместного российско-белорусского предприятия. Я иного термина не нахожу. Поэтому отступать здесь мы не намерены», – заявлял тогда Локоть.  

Как следует из того спора, филиал «Роскосмоса» собирался предложить Новосибирску совершенно новые вагоны. В то время как на совместно российско-белорусском предприятии «БКМ-Сибирь» упор идет на реконструкцию и модернизацию старых белорусских моделей. Локоть тогда говорил, что это – «особенность нашего производства». И объявлял, что мэрия будет «дальше добиваться своих прав». 

В результате муниципалитету пришлось переделывать материалы закупки и проводить конкурс повторно. Однако его итог оказался ожидаем – контракт получило «БКМ-Сибирь». До финала, определения поставщика услуги, дошли в новом конкурсе два предприятия – «БКМ-Сибирь» и Красноярский электровагоноремонтный завод. Красноярцы предложили свои услуги по несколько большей цене, чем российско-белорусское предприятие (разница составила порядка 500 тысяч рублей). По тем торгам стоимость одного модернизированного вагона составляла порядка 17,7 миллиона рублей. 

«Своя программа»

Несмотря на некрасивый скандал и обвинения, от желания зайти в Новосибирск в «Роскосмосе» не отказались. Так, во время форума «Городские технологии» «Роскосмос» вновь вышел к городским властям со своим видением развития трамвая в Новосибирске. Об этом, к слову, рассказали в мэрии, отметив, что городом интересуются крупные инвесторы, которые готовы вкладываться в его инфраструктуру. В муниципалитете сообщили, что «Роскосмос» совместно с «Первой концессионной корпорацией» представили проект «Трамвай – транспорт современного города». Они предложили наладить взаимодействие в рамках государственно-частного партнерства, закупать трамваи Усть-Катавского вагонного завода, входящего в структуру «Роскосмоса», и восстанавливать трамвайные линии.

Предложение вызвало у мэра Новосибирска Анатолия Локтя не самую однозначную реакцию. По крайней мере, о каких-либо рамочных договоренностях или подписании соглашений о намерении или сотрудничестве в городской администрации не сообщили. Зато мэр Анатолий Локоть напомнил о своих планах на «ренессанс трамвая».

«У нас есть своя программа, посвященная ренессансу новосибирского трамвая. Городу нужны не только новые вагоны, наша задача – строительство новых трамвайных линий, реконструкция уже имеющейся системы. Есть несколько вариантов, самый простой – с Плющихи до «Золотой Нивы». Более сложный – полностью восстановить правое кольцо со всей инфраструктурой, вплоть до модернизации депо. Это масштабный серьезный проект для инвестирования. Сначала нужно обговорить технические параметры, затем обсуждать экономику. Городу нужны наиболее выгодные предложения. Мы крайне заинтересованы в этом направлении и четко знаем, что хотим», – заявил Анатолий Локоть.

Будет ли «Роскосмос» и дальше пытаться прийти в Новосибирск с новыми трамваями – неизвестно. Пока что же обновление парка трамваев в городе происходит только за счет подержанных вагонов разных моделей. И о каких-либо подвижках в сторону современных, новых трамваев говорить не приходится. Что, впрочем, не мешает главе города Анатолию Локтю хвастаться тем, что при нем в Новосибирске собрали «17 современных трамваев», с современностью которых спорили даже в выпустившем их предприятии. К слову, на линию ежедневно выводят более 130 вагонов. 


Мэрия Новосибирска готова заплатить 11,1 миллиона рублей за доставку в столицу Сибири подержанных трамваев из Москвы. 20 вагонов решил отдать Новосибирску мэр Москвы Сергей Собянин. Использование бывших в употреблении вагонов стало своеобразным символом обещанного мэром Анатолием Локтем «ренессанса трамваев»: о закупке нового подвижного состава речи не идет – город либо закупает или получает в дар подержанные модели, либо из тех же старых вагонов на совместном с белорусами предприятии клепает модернизированные. При этом предложения по иному сценарию развития трамваев есть – свой инвестпроект Новосибирску предлагает «Роскосмос», но в ответ Локоть говорит, что в столице Сибири уже «есть своя программа».  

20 подержанных трамваев модели «71-619К» Новосибирску решил отдать мэр Москвы Сергей Собянин. Профильный новосибирский МУП – «Горэлектротранспорт» – объявил 8 апреля конкурс на доставку этих вагонов. Стартовая цена контракта – 11,1 миллиона рублей. Срок исполнения контракт – 90 календарных дней, по плану вагоны должны приходить партиями по две штуки в рабочие дни, интервал между погрузками должен составлять от трех до шести дней – «ориентировочно». Итоги конкурса будут подведены 18 апреля. 

Параллельно с этим МУП «Горэлектротранспорт» проводится еще несколько закупок на суммы от миллиона до трех – речь идет о поставке запчастей для ремонта трамваев. Например, муниципалитет заказал подшипники для трамваев за 3,2 миллиона, запчасти электрической части за 1,6 миллиона, запчасти тормозной системы за 1,8 миллиона, запчасти соленойда за 3,2 миллиона.

Расходы на ремонт и содержание трамваев можно считать плановыми, однако вопросы вызывает тот факт, что абсолютно новых вагонов Новосибирск не закупает. Для нужд «ГЭТ» покупают либо подержанные вагоны из-за границы или Москвы, либо проводят так называемую модернизацию белорусских трамваев на совместном с белорусами предприятии «БКМ-Сибирь». При этом иные предложения муниципалитетом как будто не рассматриваются – в прошлом году, комментируя спор в антимонопольной службе, инициированный Усть-Катавским вагоностроительным заводом (входит в структуру «Роскосмоса»), мэр Локоть обвинял корпорацию в попытке «задушить» частично новосибирское предприятие. 

Обещания «ренессанса»

Трамваями в мэрии Новосибирска занимаются явно плотнее, чем вопросом продления метро. Так, в начале 2015 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть обещал городу «ренессанс трамвая». Примечательно, что уже тогда речь шла о тесном сотрудничестве с белорусскими предприятиями – градоначальник говорил, что это поможет обновить трамвайный парк, модернизировать пути. Кроме того, для новосибирских трамваев обещали разработать единый дизайн. И если над обновлением парка трамваев (правда, сомнительным, с введением в него подержанных или старых модернизированных вагонов) и развитием трамвайных путей муниципалитет более-менее  работает, то над единым дизайном – определенно нет. 

Тогда же, в 2015 году на линию вывели несколько трамваев чешской фирмы Tatra, которые до этого эксплуатировались в Германии. К новосибирским реалиями те вагоны пришлось перекраивать – колея у российских трамваев шире, чем у европейских. Примечательно, что один такой вагон сломался в тот же день, как был запущен на линию. Поломки случались и после. 

В июле 2015 года был запущен новый левобережный маршрут, который пустили в том числе по свежепроложенным путям. В 2016 году маршрут трамвайной линии дотянули до «Чистой слободы». Однако, по мнению экспертов, одного запуска линий мало – маршрутные сети в городе не оптимизированы, дублируют друг друга, не хватает подвижного состава.

Условное обновление 

После этого мэрия Новосибирска увлеклась покупкой подержанных трамваев. Так, в 2016 году у «Мосгортранса» купили десять вагонов за 4,5 миллиона (по словам тогдашнего директора «ГЭТ» Евгения Жираткова, в этой цифре общественность усомнилась). Еще порядка пяти миллионов ушло на их доставку в Новосибирск. Как рассказывали тогда в мэрии, вагоны были в хорошем техническом состоянии, а для запуска их на линии требовался только «недорогой косметический ремонт». Согласно материалам той закупки, вагоны были выпущены в 90-е, их пробег на тот момент был от 688 километров.  


А в 2017 году муниципалитет создал совместное предприятие с давними товарищами по трамваям – белорусами. Предприятие получило название «БКМ-Сибирь» и занялось модернизацией подержанных белорусских трамваев с завода «Белкоммунмаш», вложившегося в создание «БКМ-Сибирь». Стоимость первого условно новосибирского трамвая составила порядка 18 миллионов рублей. Как отмечали в мэрии, собранный на площадке совместного предприятия трамвай является фактической модернизацией старой модели – Белоруссия продала Новосибирску готовый новый кузов, который поставили на переделанную старую тележку. Городские власти отмечали, что подобный способ обновления парка «ГЭТ» позволяет выйти на существенную экономию. Новый вагон российского производства тогда оценивали в 24-25 миллиона рублей, а импортный – в 30 миллионов.

В заявленной дешевизне новосибирских модернизированных трамваев сразу же возникли сомнения. Общественники приводили в пример опыт других городов, которые получали на свои улицы трамваи и современнее, и дешевле. К тому же – с господдержкой, которая была направлена на компенсацию части расходов. 

Общественники, например, нашли закупку трамваев для казахстанского Павлодара, которому партия более современной модели 802 того же «Белкоммунмаша» обошлась в 8,2 миллиона евро, около 20 миллионов за штуку по курсу на тот момент. После презентации первого новосибирского трамвая прозвучали мнения, что, быть может, проще было бы купить новый трамвай, который прослужит дольше, чем модернизированный, если экономия выходит примерно на два миллиона. Но в мэрии с этими доводами не согласились.  

«По результатам торгов (декабрь 2016 года), цена трамвайного вагона модели 802 для города Павлодара составила 374 720 евро (без НДС) за один вагон, что эквивалентно 28 миллионам рублей с НДС, – говорили в городской администрации. – Расчет цены трамвайного вагона модели 802 для города Даугавпилса проводился в начале 2016 года. В соответствии с протоколом вскрытия, она составила 261 800 евро без НДС за единицу, что эквивалентно 22,7 миллиона рублей в пересчете по курсу на соответствующую дату. До настоящего времени поставок вагонов в город Даугавпилс не осуществлялось, информации о заключении контракта нет».

Тогда же в муниципалитете отмечали, что покупка новых, современных вагонов возможна, но «в последующие годы». Пока что же городу было предложено покупать подержанные трамваи, прошедшие модернизацию на «БКМ-Сибирь» – разумеется, после процедуры торгов. 

Споры и предложения «Роскосмоса»

Закупки модернизированных трамваев стали предметом разбирательства в Федеральной антимонопольной службе спустя год. Аукционы, проводимые «Горэлектротранспортом», вызвали вопросы и претензии у предприятия, входящего в структуру «Роскосмоса» – Усть-Катавского вагоностроительного завода. Предприятие в 2018 году пожаловалось в антимонопольную службу на один из тендеров, потребовав аннулировать его результаты.

По мнению завода «Роскосмоса», условия конкурса были составлены таким образом, что они ограничивали конкуренцию, фактически предусматривая возможность участия в нем только одного предприятия. Заявители упрекнули «ГЭТ» в том, что заявка писалась специально под трамваи образца АО «Штадлер-Минск», которые мэрия Новосибирска использует для дальнейшей реконструкции. Требования к предмету закупки они назвали «избыточными». 

Так, кузов был описан как односекционный, трехдверный, габаритная длина вагона 15,7 метра, настил пола жесткий, из ламинированной фанеры. В то время как технические условия предусматривают вариативность технических параметров, указывали в Усть-Катавском вагоностроительном заводе. 

«Изложенное позволяет сделать вывод о том, что аукционная документация умышленно предусматривает условия, направленные на ограничение количества участников по поставке и устранение конкуренции», – резюмировали они. 

Закупка по жалобе была приостановлена, а в ситуацию публично вмешался мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Обращение в ФАС он назвал «конкурентной борьбой с применением федеральных надзорных органов». 

«Мы будем твердо отстаивать интересы своего производства, потому что это в интересах города Новосибирска. То, чем сейчас занимается Усть-Катавский завод, – он душит  производство нашего совместного российско-белорусского предприятия. Я иного термина не нахожу. Поэтому отступать здесь мы не намерены», – заявлял тогда Локоть.  

Как следует из того спора, филиал «Роскосмоса» собирался предложить Новосибирску совершенно новые вагоны. В то время как на совместно российско-белорусском предприятии «БКМ-Сибирь» упор идет на реконструкцию и модернизацию старых белорусских моделей. Локоть тогда говорил, что это – «особенность нашего производства». И объявлял, что мэрия будет «дальше добиваться своих прав». 

В результате муниципалитету пришлось переделывать материалы закупки и проводить конкурс повторно. Однако его итог оказался ожидаем – контракт получило «БКМ-Сибирь». До финала, определения поставщика услуги, дошли в новом конкурсе два предприятия – «БКМ-Сибирь» и Красноярский электровагоноремонтный завод. Красноярцы предложили свои услуги по несколько большей цене, чем российско-белорусское предприятие (разница составила порядка 500 тысяч рублей). По тем торгам стоимость одного модернизированного вагона составляла порядка 17,7 миллиона рублей. 

«Своя программа»

Несмотря на некрасивый скандал и обвинения, от желания зайти в Новосибирск в «Роскосмосе» не отказались. Так, во время форума «Городские технологии» «Роскосмос» вновь вышел к городским властям со своим видением развития трамвая в Новосибирске. Об этом, к слову, рассказали в мэрии, отметив, что городом интересуются крупные инвесторы, которые готовы вкладываться в его инфраструктуру. В муниципалитете сообщили, что «Роскосмос» совместно с «Первой концессионной корпорацией» представили проект «Трамвай – транспорт современного города». Они предложили наладить взаимодействие в рамках государственно-частного партнерства, закупать трамваи Усть-Катавского вагонного завода, входящего в структуру «Роскосмоса», и восстанавливать трамвайные линии.

Предложение вызвало у мэра Новосибирска Анатолия Локтя не самую однозначную реакцию. По крайней мере, о каких-либо рамочных договоренностях или подписании соглашений о намерении или сотрудничестве в городской администрации не сообщили. Зато мэр Анатолий Локоть напомнил о своих планах на «ренессанс трамвая».

«У нас есть своя программа, посвященная ренессансу новосибирского трамвая. Городу нужны не только новые вагоны, наша задача – строительство новых трамвайных линий, реконструкция уже имеющейся системы. Есть несколько вариантов, самый простой – с Плющихи до «Золотой Нивы». Более сложный – полностью восстановить правое кольцо со всей инфраструктурой, вплоть до модернизации депо. Это масштабный серьезный проект для инвестирования. Сначала нужно обговорить технические параметры, затем обсуждать экономику. Городу нужны наиболее выгодные предложения. Мы крайне заинтересованы в этом направлении и четко знаем, что хотим», – заявил Анатолий Локоть.

Будет ли «Роскосмос» и дальше пытаться прийти в Новосибирск с новыми трамваями – неизвестно. Пока что же обновление парка трамваев в городе происходит только за счет подержанных вагонов разных моделей. И о каких-либо подвижках в сторону современных, новых трамваев говорить не приходится. Что, впрочем, не мешает главе города Анатолию Локтю хвастаться тем, что при нем в Новосибирске собрали «17 современных трамваев», с современностью которых спорили даже в выпустившем их предприятии. К слову, на линию ежедневно выводят более 130 вагонов. 



Читайте также