Сибкрай.ru

Малые реки Новосибирска превратились в сточные канавы: депутаты Заксобрания требуют от мэрии немедленных мер
Фото: архив Сибкрай.ru, социальные сети

Малые реки Новосибирска превратились в сточные канавы: депутаты Заксобрания требуют от мэрии немедленных мер

В Законодательном собрании Новосибирской области сегодня обсуждали очень важный и очень болезненный для столицы региона вопрос. Члены комиссии по экологии призвали к ответу чиновников, ответственных за состояние малых рек. Их в Новосибирске немало. И, к ужасу депутатов и общественности, ни одна, по большому счету, не может называться рекой. Они больше похожи на сточные канавы, в которых вместо воды текут фекалии.

Сегодня, 7 октября, в Законодательном собрании Новосибирской области прошло очередное заседание комиссии по экологии. На повестку дня вынесли острый и плохо пахнущий вопрос – состояние малых рек Новосибирска. К ответу призвали муниципальных чиновников, которым по долгу службы пристало за состояние рек отвечать.

Первой слово взяла представитель мэрии – председатель комитета охраны окружающей среды Мария Сидорова. Она напомнила депутатам, что водный бассейн Новосибирска представлен семью малыми реками: Ельцовка-1я, Ельцовка-2-я, Каменка, Плющиха, Нижняя Ельцовка и Тула. Кроме того, на территории несколько водоемов – карьер на Юго-Западном жилмассиве, Карьер Горский, озеро Медвежье, Озеро Надежды и малые водоемы, которые образованы в процессе деятельности человека и не имеют соединения с реками.

brGROZNQBcQ.jpg

Как отметила Сидорова, в соответствии с Водным кодексом, мэрия города может распоряжаться только водоемами. Малые реки, дескать, являются притоками реки Оби и являются объектами федерального значения.

По данным центра мониторинга окружающей среды, все малые реки Новосибирска катастрофически загрязнены. Прежде всего – нефтепродуктами и стоками с городских улиц.

«Основные проблемы малых рек связаны с тем, что наш город имеет индустриальный фон развития. И испокон веков малые реки использовались, простите, как сточные канавы. Все стоки, которые образовывались на предприятиях, попадали в малые реки. Основные загрязнения реки получили именно тогда», – высказала свое мнение Мария Сидорова.

В последний раз малые реки Новосибирска видели очистку русел с 2007 по 2013 год. Тогда  министерству природных ресурсов удалось попасть в федеральную программу и  цивилизованный вид обрели, например, Тула и Нижняя Ельцовка. Подняли донные отложения и существенно улучшили качество воды.

gzrwJKqDzig.jpg

«На сегодняшний день ситуация у нас ухудшается. Проблемами малых рек Новосибирска сегодня являются несанкционированные свалки, несанкционированные сбросы жидких бытовых отходов, промышленные и ливневые стоки. Кроме того, проблемой малых рек является хаотичная застройка», – сообщили Сидорова.

Стоит ли говорить, что мэрия Новосибирска ежегодно вынуждена тратить миллионы рублей, получая предписания природоохранной прокуратуры, и вывозить мусор с берегов. Только в 2020 году на эти цели было потрачено более 50 миллионов рублей.

«Простите, а почему муниципалитет должен тратить бюджетные деньги на вывоз свалок? Не проще ли следить за тем, чтобы они не образовывались. Мы все знаем, что к нашим малым рекам не так много подъездов. Можно же перекопать, перегородить. В конечном итоге, хотите, я свои деньги вам дам, и вы повесите там камеру наблюдения. Тогда будет понятно, кто возит мусор и кому выставлять счета за уборку, – возмутился депутат Заксобрания Денис Субботин. – К тому же вопрос: мэрия города Новосибирска выдает разрешения на строительство. Если возьмем градостроительный план и положим его на карту с реками, мы увидим, что большинство прибрежных территорий должны быть застроены».

Представитель мэрии попыталась парировать, дескать, именно для того, чтобы уберечь реки от застройки, сейчас в Новосибирске разрабатывается концепция, так называемого «Водно-зеленого каркаса».

EqIkkurHxww.jpg

«А у вас есть какие-то сроки разработки документации? Когда этот ваш каркас увидит жизнь? Не получится ли, что до того времени от рек ничего не останется и сохранять будет нечего», – поинтересовалась депутат Ирина Диденко.

Оказалось, что собранная для разработки концепции «Водно-зеленого каркаса» комиссия планирует отдельно рассматривать территорию каждой реки и уйдет на это, как минимум, два-три года. До тех же пор с малыми реками будут обращаться точно также, как сейчас – заваливать мусором и заливать стоками.

Кстати, именно муниципальные предприятия – «Горводоканал» и «Метро МИР» напрямую причастны к загрязнению малых рек Новосибирска.

«Горводоканал» имеет всего пять станций для сброса и очистки жидких бытовых отходов, иначе говоря, фекальных стоков из частного сектора. Стоит ли говорить, что едут к ним далеко не все ассенизаторские машины. 

p3LMSuSIVzY.jpg

«Метро МИР», отвечающий за работу городской ливневки, и вовсе  не имеет ни одного очистного сооружения. Вода из системы ливневой канализации, вместе со смывами с дорог, с грунтом и теми же фекалиями устремляется напрямую в малые реки, а оттуда – прямиком в Обь.

Из 570 километров ливневой канализации всего 130 находятся в муниципальной собственности. Остальные бесхозны. Установить, кому они принадлежат, и что из них сливается, по словам представителей мэрии, крайне сложно или вообще невозможно.

«Основной проблемой в городе Новосибирске является несоответствие пропускной способности сети ливневой канализации объемам отводимых стоков и отсутствие очистных сооружений. Для решения задач наше предприятие разработало инвестиционную программу «Развития централизованной системы водоотведения». Мы планируем строительство восьми крупных очистных сооружений на реках Обь, Тула, Иня и Плющиха. Также будут очистные сооружения на карьере Юго-Западный. Сейчас документация на госэкспертизе. Мы уже получили замечания, вносим изменения», – рассказал заместитель директора МП «МЕТРО МиР» по развитию Алексей Галкин.

Суммарная производительность всех очистных сооружений будет порядка 90 тысяч литров в сутки. В объемах города – капля в море. А в финансовом плане вообще непонятно, где брать громадные деньги, которые потребуются на реализацию инвестпроекта. По предварительным данным строительство восьми очистных станций оценивается более чем в шесть миллиардов рублей. Единственный вариант получить деньги -  попасть в федеральные программы. Прежде всего, это национальные проекты «Экология» и «Жилье и городская среда». Как у мэрии получается не попадать в федеральные проекты, всем прекрасно известно. Метро у нас не будут строить, мэрия не подала проектно-сметную документацию. Реконструкцию Октябрьского моста отложили на неопределенный срок по той же причине, забыли городские чиновники и попасть в федеральную программу субсидирования приобретения общественного транспорта. В общем, как ни крути, перспектива радостной не кажется.

4-lVdXSyx0c.jpg

«Мы не дорабатываем сами. Я знаю пример других городов, где получают по нацпроекту «Экология» плавно и системно деньги ежегодно. Что касается выделения участков под строительство в водоохранной зоне, комитет охраны окружающей среды не дорабатывает. Нас привлекайте. Мы мэра призовем, если он там шалит с участками», – вступил в разговор депутат горсовета Новосибирска Игорь Кудин, обращаясь к чиновнице из мэрии.

«Необходимо в градостроительной политике учитывать не просто наличие водных объектов, но и то, что они могут стать основой для создания благоприятной городской среды. А у нас получается, как на улице Танковой, когда разрешили строительство в пойме реки, и весь грунт сошел в реку, – добавил министр природных ресурсов и экологии Новосибирской области Андрей Даниленко. – Более того, город исчерпал возможности развития объектов транспортной инфраструктуры и сегодня рассматриваются проекты строительства дорог в поймах малых рек. Считать это градостроительной ошибкой или еще чем-то не моя прерогатива, но это констатация фактов».

ZFFA6HzFO5E.jpg

Депутаты Заксобрания решили взять ситуацию с состоянием малых рек на особый контроль и потребовали от мэрии города предоставить на одно из следующих заседаний комиссии проработанный план спасения водных объектов. Хотя бы его начальную стадию.



Читайте также