Сибкрай.ru

Автовладельцы создали петицию с требованием отменить транспортный налог в России
Фото: Pixabay.com

Автовладельцы создали петицию с требованием отменить транспортный налог в России

Российские автовладельцы потребовали отменить транспортный налог – около десяти лет назад власти уже готовились к отмене транспортного налога, но в результате лишь подняли акцизы на бензин. Сейчас, когда страна на фоне пандемии оказалась в условиях кризиса и роста цен на всё, регионы принялись повышать ставки – сопровождается это традиционной бравадой в Госдуме о ненужности налога.

Петиция за отмену транспортного налога в России появилась на платформе Change.org. Её авторы – члены общественного движения «Автодиалог» – обращаются к Государственной думе, правительству и президенту.

В обращении авторы говорят о том, что транспортный налог должны были отменить еще в начале 2010-х. Это в целом ключевой период в истории налога – во многих регионах ставки на разные виды транспорта сильно выросли. В стране прошли акции протеста, и в 2011 году правительство выступило с идеей отменить транспортный налог за счет повышения акцизов на бензин на 50 копеек и больше за литр. Было даже вынесено соответствующее решение – повысить акциз на три рубля за несколько лет, отменив налог. Однако, это оказалось, по сути, ловушкой – налог остался, хоть временно и снизился, акцизы выросли. Впоследствии ставки разрешили поднять в десять раз на усмотрение регионов.

Президент России Владимир Путин не раз высказывался за отмену транспортного налога, о чем пишут авторы петиции. Такую же позицию в 2010 году озвучивал тогда действующий глава государства Дмитрий Медведев, а позже и некоторые депутаты Госдумы.

«Это чувствительный вопрос. Нужно стремиться, чтобы все перевести в акциз и уходить от транспортного налога, – говорил Владимир Путин в 2012 году. – Нужно в этом направлении двигаться: сколько едешь – столько платишь».

Несколько раз депутаты вносили законопроекты об отмене транспортного налога в России, но их отклоняли. Пояснялось, что, якобы, налог приносит существенные средства в региональные бюджеты, а его полная отмена обескровит дорожную отрасль.

Отметим, что в конце октября 2021 года Законодательное собрание Новосибирской области приняло повышение ставок транспортного налога в регионе для подавляющей части транспортных средств. В 1,2 – 1,7 раза в среднем вырастет налог для автовладельцев. Автором проекта выступило министерство финансов и налоговой политики, главные аргументы «за»: область получит дополнительные доходы в размере 582,1 миллиона рублей в результате повышения ставок, ставки не поднимались в 2006 года.

Дополнительные средства якобы будут направлены в дорожный фонд.

«Предлагаемое увеличение налоговых ставок для представленных категорий транспортных средств обеспечивает дополнительные доходы областного бюджета Новосибирской области, которые оцениваются в 582,1 млн рублей. В связи с чем объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Новосибирской области будет увеличен на указанную сумму, так как транспортный налог является одним из основных источников его формирования», – говорится в пояснительной записке к проекту закона.


Между тем, отметим, что регион вряд ли страдает от недостатка средств для ведения дорожных работ – миллиарды рублей привлекаются за счет нацпроектов, собственных средств хватает не только для ремонта полотна в области, но и для поддержки города Новосибирска.

Об этом пишут и авторы петиции.

«Аргумент у них всегда один и тот же, мол, если отменить транспортный налог, в региональных бюджетах появятся дыры, и даже дороги чуть ли не на что будет чистить. Мол, налог берется с зажиточных, у которых есть в собственности автомобиль, и распределяется в пользу малоимущих. То есть транспортный налог – это, на самом деле, имущественный налог на роскошь», – говорится в обращении.

Однако, это не так. По сути, если опираться на такие аргументы, роскошь – это почти любой автомобиль. Что, конечно, при существующем экономическом положении страны не кажется таким вздором.

«Подавляющее большинство семей давно уже имеют автомобиль, включая и бюджетников, и самих чиновников. Нужно ли лезть к ним в карман, чтобы потом часть изъятого им вернуть, якобы за счет бюджета? Не лучше ли оставить карманы граждан на усмотрение самих граждан?

Доля акцизных сборов, распределяемых в региональные дорожные фонды, превысила 75 %, что эквивалентно более чем четырем транспортным налогам. В итоге эта доля составит 100 %, то есть более пяти транспортных налогов. Так почему мы должны при уплате пятикратных акцизов платить еще и транспортный налог?», – рассуждают авторы петиции.

Обращение поддержал руководитель новосибирского отделения «Федерации автовладельцев России» Вячеслав Ашурков. В разговоре с журналистом Сибкрай.ru эксперт объяснил актуальность петиции в том числе и высказываниями политиков в ходе избирательной компании в Государственную думу – тогда ряд кандидатов высказывались за отмену транспортного налога. Продолжаются такие речи и сейчас – то в нижней палате обсуждают отмену налога для пенсионеров, то полную. Как и каждый год. Другой важнейший фактор – кризис, пока еще продолжающий нарастать в стране в период пандемии. Товары продолжают дорожать, а реальный рост доходов сильно не поспевает: с начала года, например, в Новосибирской области продуктовая корзина – самые необходимые продукты для одного человека на месяц – подорожала на 15,6 % по данным Новосибирскстата. И это, в общем-то, неконтролируемый рост. А вот повышение тарифов на тепло и отопление в регионе почти в два раза – особо контролируемый.

«У нас акцизы повышают под благовидным предлогом. То у нас идет перевооружение на нефтеперерабатывающих заводах потому что необходимо выпускать бензин, соответствующий современным требованиям по экологии. То у нас повышают акцизы и пошлины за пользование недрами и в конце концов за все эти повышения платит конечный потребитель. Потому что в начале за это платит налогоплательщик, а в конце концов все это переходит в стоимость товара бензина или солярки, ну а потом в конечную стоимость товара. Поэтому все эти повышения в конце концов раскручивают инфляцию», – заключил Вячеслав Ашурков.

Если раньше автолюбителей устраивало повышение акцизов на бензин в результате отмены транспортного налога, то сейчас они требуют полной отмены налога и последующего принятия налога на роскошь – для владельцев яхт, самолетов и других особо дорогих транспортных средств стоимостью более пяти миллионов рублей.

Российские автовладельцы потребовали отменить транспортный налог – около десяти лет назад власти уже готовились к отмене транспортного налога, но в результате лишь подняли акцизы на бензин. Сейчас, когда страна на фоне пандемии оказалась в условиях кризиса и роста цен на всё, регионы принялись повышать ставки – сопровождается это традиционной бравадой в Госдуме о ненужности налога.

Петиция за отмену транспортного налога в России появилась на платформе Change.org. Её авторы – члены общественного движения «Автодиалог» – обращаются к Государственной думе, правительству и президенту.

В обращении авторы говорят о том, что транспортный налог должны были отменить еще в начале 2010-х. Это в целом ключевой период в истории налога – во многих регионах ставки на разные виды транспорта сильно выросли. В стране прошли акции протеста, и в 2011 году правительство выступило с идеей отменить транспортный налог за счет повышения акцизов на бензин на 50 копеек и больше за литр. Было даже вынесено соответствующее решение – повысить акциз на три рубля за несколько лет, отменив налог. Однако, это оказалось, по сути, ловушкой – налог остался, хоть временно и снизился, акцизы выросли. Впоследствии ставки разрешили поднять в десять раз на усмотрение регионов.

Президент России Владимир Путин не раз высказывался за отмену транспортного налога, о чем пишут авторы петиции. Такую же позицию в 2010 году озвучивал тогда действующий глава государства Дмитрий Медведев, а позже и некоторые депутаты Госдумы.

«Это чувствительный вопрос. Нужно стремиться, чтобы все перевести в акциз и уходить от транспортного налога, – говорил Владимир Путин в 2012 году. – Нужно в этом направлении двигаться: сколько едешь – столько платишь».

Несколько раз депутаты вносили законопроекты об отмене транспортного налога в России, но их отклоняли. Пояснялось, что, якобы, налог приносит существенные средства в региональные бюджеты, а его полная отмена обескровит дорожную отрасль.

Отметим, что в конце октября 2021 года Законодательное собрание Новосибирской области приняло повышение ставок транспортного налога в регионе для подавляющей части транспортных средств. В 1,2 – 1,7 раза в среднем вырастет налог для автовладельцев. Автором проекта выступило министерство финансов и налоговой политики, главные аргументы «за»: область получит дополнительные доходы в размере 582,1 миллиона рублей в результате повышения ставок, ставки не поднимались в 2006 года.

Дополнительные средства якобы будут направлены в дорожный фонд.

«Предлагаемое увеличение налоговых ставок для представленных категорий транспортных средств обеспечивает дополнительные доходы областного бюджета Новосибирской области, которые оцениваются в 582,1 млн рублей. В связи с чем объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Новосибирской области будет увеличен на указанную сумму, так как транспортный налог является одним из основных источников его формирования», – говорится в пояснительной записке к проекту закона.

Между тем, отметим, что регион вряд ли страдает от недостатка средств для ведения дорожных работ – миллиарды рублей привлекаются за счет нацпроектов, собственных средств хватает не только для ремонта полотна в области, но и для поддержки города Новосибирска.

Об этом пишут и авторы петиции.

«Аргумент у них всегда один и тот же, мол, если отменить транспортный налог, в региональных бюджетах появятся дыры, и даже дороги чуть ли не на что будет чистить. Мол, налог берется с зажиточных, у которых есть в собственности автомобиль, и распределяется в пользу малоимущих. То есть транспортный налог – это, на самом деле, имущественный налог на роскошь», – говорится в обращении.

Однако, это не так. По сути, если опираться на такие аргументы, роскошь – это почти любой автомобиль. Что, конечно, при существующем экономическом положении страны не кажется таким вздором.

«Подавляющее большинство семей давно уже имеют автомобиль, включая и бюджетников, и самих чиновников. Нужно ли лезть к ним в карман, чтобы потом часть изъятого им вернуть, якобы за счет бюджета? Не лучше ли оставить карманы граждан на усмотрение самих граждан?

Доля акцизных сборов, распределяемых в региональные дорожные фонды, превысила 75 %, что эквивалентно более чем четырем транспортным налогам. В итоге эта доля составит 100 %, то есть более пяти транспортных налогов. Так почему мы должны при уплате пятикратных акцизов платить еще и транспортный налог?», – рассуждают авторы петиции.

Обращение поддержал руководитель новосибирского отделения «Федерации автовладельцев России» Вячеслав Ашурков. В разговоре с журналистом Сибкрай.ru эксперт объяснил актуальность петиции в том числе и высказываниями политиков в ходе избирательной компании в Государственную думу – тогда ряд кандидатов высказывались за отмену транспортного налога. Продолжаются такие речи и сейчас – то в нижней палате обсуждают отмену налога для пенсионеров, то полную. Как и каждый год. Другой важнейший фактор – кризис, пока еще продолжающий нарастать в стране в период пандемии. Товары продолжают дорожать, а реальный рост доходов сильно не поспевает: с начала года, например, в Новосибирской области продуктовая корзина – самые необходимые продукты для одного человека на месяц – подорожала на 15,6 % по данным Новосибирскстата. И это, в общем-то, неконтролируемый рост. А вот повышение тарифов на тепло и отопление в регионе почти в два раза – особо контролируемый.

«У нас акцизы повышают под благовидным предлогом. То у нас идет перевооружение на нефтеперерабатывающих заводах потому что необходимо выпускать бензин, соответствующий современным требованиям по экологии. То у нас повышают акцизы и пошлины за пользование недрами и в конце концов за все эти повышения платит конечный потребитель. Потому что в начале за это платит налогоплательщик, а в конце концов все это переходит в стоимость товара бензина или солярки, ну а потом в конечную стоимость товара. Поэтому все эти повышения в конце концов раскручивают инфляцию», – заключил Вячеслав Ашурков.

Если раньше автолюбителей устраивало повышение акцизов на бензин в результате отмены транспортного налога, то сейчас они требуют полной отмены налога и последующего принятия налога на роскошь – для владельцев яхт, самолетов и других особо дорогих транспортных средств стоимостью более пяти миллионов рублей.


Читайте также