Сибкрай.ru

Строительство части станций синхротрона «СКИФ» приостановлено из-за зарубежных санкций
Фото: архив

Строительство части станций синхротрона «СКИФ» приостановлено из-за зарубежных санкций

В Новосибирской области пересматривают проекты строительства станций мегасайенс-проекта «СКИФ». Это связано с тем, что часть из них разрабатывалась специалистами из Германии и Великобритании – сейчас зарубежные проектировщики приостановили работу в связи с введением санкций. Кроме того, из-за удорожания стройматериалов увеличилась общая стоимость проекта – на десять миллиардов рублей. 

В наукограде Кольцово Новосибирской области продолжается работа над мегасайенс-проектом – научным центром коллективного пользования – синхротроном «Сибирский кольцевой источник фотонов» («СКИФ»). При строительстве, старт которому был дан в августе 2021 года, возникли сложности из-за введения антироссийских санкций.

«Если в случае технологического оборудования ускорительного комплекса на 90% оборудование отечественное, то в случае станций у нас изготовление некоторых из них было запланировано за рубежом под ключ – в Германии и Великобритании, – рассказал сегодня, 11 мая, директор Института катализа СО РАН Валерий Бухтияров. – Понятно, что этим планам пока состояться не суждено. Мы работаем над корректировкой именно тех станций, которые у нас запланированы в первую очередь».

Бухтияров отметил, что компоненты для самой проблемной станции – мягкого рентгеновского излучения – изготовлялись в Берлине. В частности, подрядчик разрабатывал решеточный монохроматор и специальные детекторы. В России никогда такие элементы не делали, поэтому сейчас «СКИФ» находится в поиске обходных путей. 

«Есть станции «четные» и «нечетные». Станции нечетные мы в работу запустим уже в этом году. А «четные» станции останутся в планах, – пояснил директор института катализа. – Иностранные компоненты мы будем заменять либо отечественными, либо будем искать возможность поставки, в том числе из Китая».


Он также дополнил, что из-за повсеместного удорожания стройматериалов пришлось увеличить и общую стоимость проекта. Изначальная сумма была 37,1 миллиарда рублей, теперь она составляет 47,3 миллиарда. 

«Несмотря на все сложности проект идет в соответствии с графиком, мы из него не выбиваемся, – успокоила заместитель губернатора Новосибирской области Ирина Мануйлова. – Более того, мне кажется, мы уже прошли точку невозврата и понимаем, что к точно установленному сроку – к концу 2023 года – будет сдана первая очередь, и мы получим новый уникальный мегасайенс-проект».

Ранее предполагалось, что «СКИФ» должен стать объектом международного масштаба – каждый год на нем будут работать до двух тысяч пользователей, в том числе и зарубежных. Запуск самого синхротрона и одной станции запланирован на 30 декабря 2023 года. Изначально планировалось, что в 2024 году должны быть запущены еще шесть базовых станций первой очереди.

Деньги на строительство мегасайенс-проекта будут выделяться из федерального бюджета в течение пяти лет. «СКИФ» будет первым в мире источником синхротронного излучения поколения 4+ с энергией три электронвольта (ГэВ).

В Новосибирской области пересматривают проекты строительства станций мегасайенс-проекта «СКИФ». Это связано с тем, что часть из них разрабатывалась специалистами из Германии и Великобритании – сейчас зарубежные проектировщики приостановили работу в связи с введением санкций. Кроме того, из-за удорожания стройматериалов увеличилась общая стоимость проекта – на десять миллиардов рублей. 

В наукограде Кольцово Новосибирской области продолжается работа над мегасайенс-проектом – научным центром коллективного пользования – синхротроном «Сибирский кольцевой источник фотонов» («СКИФ»). При строительстве, старт которому был дан в августе 2021 года, возникли сложности из-за введения антироссийских санкций.

«Если в случае технологического оборудования ускорительного комплекса на 90% оборудование отечественное, то в случае станций у нас изготовление некоторых из них было запланировано за рубежом под ключ – в Германии и Великобритании, – рассказал сегодня, 11 мая, директор Института катализа СО РАН Валерий Бухтияров. – Понятно, что этим планам пока состояться не суждено. Мы работаем над корректировкой именно тех станций, которые у нас запланированы в первую очередь».

Бухтияров отметил, что компоненты для самой проблемной станции – мягкого рентгеновского излучения – изготовлялись в Берлине. В частности, подрядчик разрабатывал решеточный монохроматор и специальные детекторы. В России никогда такие элементы не делали, поэтому сейчас «СКИФ» находится в поиске обходных путей. 

«Есть станции «четные» и «нечетные». Станции нечетные мы в работу запустим уже в этом году. А «четные» станции останутся в планах, – пояснил директор института катализа. – Иностранные компоненты мы будем заменять либо отечественными, либо будем искать возможность поставки, в том числе из Китая».

Он также дополнил, что из-за повсеместного удорожания стройматериалов пришлось увеличить и общую стоимость проекта. Изначальная сумма была 37,1 миллиарда рублей, теперь она составляет 47,3 миллиарда. 

«Несмотря на все сложности проект идет в соответствии с графиком, мы из него не выбиваемся, – успокоила заместитель губернатора Новосибирской области Ирина Мануйлова. – Более того, мне кажется, мы уже прошли точку невозврата и понимаем, что к точно установленному сроку – к концу 2023 года – будет сдана первая очередь, и мы получим новый уникальный мегасайенс-проект».

Ранее предполагалось, что «СКИФ» должен стать объектом международного масштаба – каждый год на нем будут работать до двух тысяч пользователей, в том числе и зарубежных. Запуск самого синхротрона и одной станции запланирован на 30 декабря 2023 года. Изначально планировалось, что в 2024 году должны быть запущены еще шесть базовых станций первой очереди.

Деньги на строительство мегасайенс-проекта будут выделяться из федерального бюджета в течение пяти лет. «СКИФ» будет первым в мире источником синхротронного излучения поколения 4+ с энергией три электронвольта (ГэВ).


Читайте также