Сибкрай.ru

Новосибирские ученые приблизились к созданию препаратов для борьбы с COVID-19
Фото: Дмитрий Колыбалов / 2ГИС

Новосибирские ученые приблизились к созданию препаратов для борьбы с COVID-19

Ученые из Новосибирского института органической химии доказали наличие противовирусных свойств у производных сложных эфиров борнеола. Исследование может открыть путь к созданию отечественных препаратов для терапии коронавируса.

Наличие противовирусных свойств у производных сложных эфиров борнеола выявили сотрудники Новосибирского института органической химии (НИОХ) имени Николая Ворожцова Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). Исследование приблизило создание российских препаратов для терапии COVID-19, пишет издание «Наука в Сибири» со ссылкой на результаты работ, опубликованные в журнале Viruses.

Пока в России таких препаратов нет, пояснила научный сотрудник лаборатории физиологически активных веществ НИОХ СО РАН доктор химических наук Ольга Яровая. Для разработки необходимо найти сырье. Ученые обратили внимание на природный спирт борнеол – он дешевый и доступный. Исследователи института разработали методы его модификации для того, чтобы получить вещества с определенными характеристиками.

Деятельность нашей лаборатории направлена на выработку новых биологически активных веществ, в том числе агентов, обладающих противовирусными свойствами, – рассказала Ольга Яровая. – Ранее совместно с сотрудниками Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» мы показали, что производные сложных эфиров борнеола способны проявлять активность в отношении вирусов гриппа, Эбола, Марбург и других. Когда началась пандемия, было принято решение изучить их влияние на SARS-CoV-2.

Существует два возможных подхода. Первый – создание методов, способных подавлять размножение вирусов внутри клеток, а второй – использование ингибиторов входа, он позволяет блокировать функционирование поверхностного спайк-белка. По второму пути и пошли сотрудники института.

Исследователи синтезировали порядка сотни различных соединений и проверили каждое из них. Выяснилось, что сложноэфирные производные борнеола препятствуют проникновению искусственных вирусов, следовательно, определенным образом взаимодействуют с чужеродным поверхностным белком.

Ученые выявили наиболее активные структуры, эффективность которых исследовали уже на инфекционном вирусе. Соединения-лидеры оказались способны бороться с тремя штаммами коронавируса – «ухань», «дельта» и «омикрон».

В будущем противовирусные агенты, открытые сотрудниками института, могут лечь в основу новых препаратов для лечения Covid-19. Тем не менее им еще предстоит пройти цикл доклинических исследований, который займет как минимум два года. Физические свойства эфиров борнеола позволяют использовать их в качестве компонента лекарств, выпускаемых в форме капсул. Другим перспективным направлением является разработка способов доставки вещества прямо в легкие, что даст возможность эффективнее воздействовать на SARS-CoV-2. В ближайшее время ученые НИОХ СО РАН планируют перейти к испытаниям соединений на животных моделях. Так или иначе, работа в этой области будет продолжена, – резюмирует издание.