Сибкрай.ru

Ни ума, ни комфорта: Новосибирск может остаться без остановочных павильонов
Фото: автор

Ни ума, ни комфорта: Новосибирск может остаться без остановочных павильонов

В Новосибирске пока не создана идеальная система размещения остановочных конструкций: в 2020-2021 годах с треском провалился проект «умных остановок», в 2022 году пшиком закончился проект «комфортных остановок». Теперь навесы и павильоны планируют устанавливать в рамках инвестиционных договоров, согласно которым предприниматели, размещая один коммерческий павильон, обязуются подарить городу два-четыре навеса. С заключением этих договоров нужно торопиться, в 2023 году на центральных улицах города остановки могут исчезнуть совсем – ведь они находятся в собственности бизнесменов, которых уже давно попросили освободить места. Почему же в Новосибирске исчезнут павильоны и навесы – в материале Сибкрай.ru.

В Новосибирске конкурс на остановочную концессию окончательно провалился. По ее условиям, предприниматель был обязан обустроить 140 остановок с навесом и 70 остановок в виде павильонов для оказания услуг дорожного сервиса. За счет павильонов концессионер и получал бы прибыль.

Проект оказался непривлекательным для инвесторов, поэтому конкурс переносили несколько раз. Изначально конверты с заявками планировали вскрыть в конце марта, затем срок сдвинули на середину мая, после – на конец июня. Затем прием заявок продлили до 15 августа 2022 года. Однако никто не изъявил желания принимать участие в конкурсе. Остановочную концессию признали несостоятельной. В связи с этим начальник департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Виталий Витухин накануне, 16 сентября, на комиссии совета депутатов по научно-производственному развитию и предпринимательству рассказал, какая судьба ждет остановочные платформы на центральных улицах города, по которым проходят, так называемые, гостевые маршруты.

«Конкурс был признан несостоявшимся. Это объективная реальность. Несмотря на интерес крупных операторов связи, в связи со сложной экономической ситуацией с февраля-марта их отбросило от заключения концессии, – объяснил Витухин. – Мы перешли к разработанному ранее проекту инвестиционных соглашений».

Новый проект более «мягкий» для инвесторов. Один лот из 210 остановок разбили на мелкие предложения. Вместо одного концессионера чиновники ждут предпринимателей, каждый из которых возьмет пакет из 3-5 остановок. Бизнесмены обязуются разместить на одной остановке коммерчески выгодный павильон, а на остальных установят навесы, защищающие пассажиров от дождя и снега. Число установленных навесов будет зависеть от точки, где расположат павильон: более проходимое для покупателей место потребует от коммерсанта установки большего числа навесов.

Кроме того, в отличие от концессионного проекта, инвестиционные договоры предполагают передачу навесов в собственность города, то есть за их состоянием будет следить муниципалитет, а не предприниматель. 

Виталий Витухин отметил, что сейчас в Новосибирске располагаются около 2 000 остановочных платформ. На 30 из них уже заявились предприниматели – причем заявки в мэрию поступили сразу после закрытия концессионного конкурса. Дополним, что стоимость одного навеса составляет 500-700 тысяч рублей.

Правда, есть вероятность, что в итоге предприниматели откажутся от заключения договора, так как согласно новым правилам в объектах придорожного сервиса не может производиться прямая торговля, а именно она наиболее коммерчески выгодна для «остановочных» бизнесменов. 

«Те, кто сейчас заявился к нам, занимаются торговлей в нестационарных объектах. Но они совершенно четко услышали от нас, что прямая торговля в объектах дорожного сервиса запрещена. То есть торговля фруктами на остановках не будет возможна по законам», – заявил Витухин.

Его поддержал глава департамента транспорта и благоустроительного комплекса мэрии Константин Васильев. Он дополнил, что далеко не каждый предприниматель согласится на такие условия. Поэтому должна быть проведена большая работа по поиску законопослушных инвесторов. 


Витухин также напомнил, что ни концессионный проект, ни инвестиционные договоры не предполагают размещение «умных» остановок. Напомним, что такой тип остановок в мэрии обещали еще в 2020 году. В планах было оснастить остановки Wi-Fi, контейнерами для раздельного сбора мусора, интерактивными картами для туристов, тревожными кнопками 112, зарядками для сотовых телефонов, распознаванием забытых предметов и противоправных действий. По концессионному проекту некоторые из инновационных решений хотели оставить, однако сейчас отказались буквально от всего.

«Мы отменили все «умности» за исключением табло прихода транспорта. Поэтому мы давно называем эти остановки комфортными», – пояснил Витухин.

Однако у депутатов, которые заслушали доклад Витухина о будущем остановок, остался вопрос: а останутся ли у города старые остановки до тех пор, пока не появятся новые? Ведь в январе 2023 года у многих держателей мест на остановках закончится аренда. Народные избранники поинтересовались, кому сейчас принадлежат навесы и сколько остановок находятся в частных руках.

«Вы задали вопрос, на который у меня нет ответа. Этот ответ должен быть у какой-то структуры города, которая должна вести учет всех остановок, – ответил Витухин. – Если бы кто-то создал и вел такую систему, то мы все бы понимали, есть ли где-то павильон, можно ли туда поставить коммерческий павильон и чья остановка – самое главное.  Это не прерогатива моего департамента. Но в мэрии точно должна быть такая информационная система, и кто-то должен ее вести. Пока что я вынужден отправлять своих сотрудников с рулетками измерять каждую площадку. Чтобы понять, влезет ли туда остановка. Ну вот вы представляете?!»

Председатель комиссии Андрей Любавский пояснил, что на данный момент все остановки – и павильоны, и навесы находятся в руках частных предпринимателей. Об этом на одном из последних совещаний сообщил начальник департамента земельных и имущественных отношений мэрии Георгий Жигульский.

«Это что получается? Это просто сенсационная информация! Мы просто можем лишиться остановок по всему городу?! – возмутился депутат горсовета Александр Бурмистров. – И бабушки будут стоять – им ливень будет капать на голову, они будут мокнуть, болеть?! Под дождем окажутся тысячи людей, и город ничего сделать не сможет?»

У чиновников не нашлось ответов. В мэрии даже не могут найти ответственного за остановки в городе – так давно их отдали в частные руки и сбросили эту проблему на коммерсантов. Очевидно одно – до января 2023 года этот вопрос необходимо быстро решить: продлить мораторий на снос нестационарных объектов, заключить с предпринимателями новые договоры или срочно найти деньги в бюджете на закупку остановок. Александр Бурмистров обратился к Константину Васильеву и попросил взять проблему на контроль.

«Ну, то, что касается остановочных павильонов – это очевидно наше, – ответил Васильев. – Инвентаризация остановок – мы ее начали производить. Но 2000 остановок – это процесс длительный.

Депутаты решили создать рабочую группу, которая бы в срочном порядке придумала, как не оставить город без остановок. Может быть в третий раз удастся. В первый раз власти планировали обустроить с помощью инвестора 250 «умных» остановок в 2020 году. На тот момент проектом занимался глава управления предпринимательства и инвестиционной политики мэрии Максим Леоненко. Объявленный конкурс не состоялся, так как был непривлекателен для коммерсантов. Ранее проект вызвал массовые протесты среди предпринимателей. 1 февраля 2021 года на комиссии по городскому хозяйству депутаты из-за этого проекта работу департамента признали неудовлетворительной. После Максим Леоненко подал в отставку. А следом уволился из мэрии глава департамента промышленности мэрии Новосибирска Александр Люлько. 

В Новосибирске пока не создана идеальная система размещения остановочных конструкций: в 2020-2021 годах с треском провалился проект «умных остановок», в 2022 году пшиком закончился проект «комфортных остановок». Теперь навесы и павильоны планируют устанавливать в рамках инвестиционных договоров, согласно которым предприниматели, размещая один коммерческий павильон, обязуются подарить городу два-четыре навеса. С заключением этих договоров нужно торопиться, в 2023 году на центральных улицах города остановки могут исчезнуть совсем – ведь они находятся в собственности бизнесменов, которых уже давно попросили освободить места. Почему же в Новосибирске исчезнут павильоны и навесы – в материале Сибкрай.ru.

В Новосибирске конкурс на остановочную концессию окончательно провалился. По ее условиям, предприниматель был обязан обустроить 140 остановок с навесом и 70 остановок в виде павильонов для оказания услуг дорожного сервиса. За счет павильонов концессионер и получал бы прибыль.

Проект оказался непривлекательным для инвесторов, поэтому конкурс переносили несколько раз. Изначально конверты с заявками планировали вскрыть в конце марта, затем срок сдвинули на середину мая, после – на конец июня. Затем прием заявок продлили до 15 августа 2022 года. Однако никто не изъявил желания принимать участие в конкурсе. Остановочную концессию признали несостоятельной. В связи с этим начальник департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Виталий Витухин накануне, 16 сентября, на комиссии совета депутатов по научно-производственному развитию и предпринимательству рассказал, какая судьба ждет остановочные платформы на центральных улицах города, по которым проходят, так называемые, гостевые маршруты.

«Конкурс был признан несостоявшимся. Это объективная реальность. Несмотря на интерес крупных операторов связи, в связи со сложной экономической ситуацией с февраля-марта их отбросило от заключения концессии, – объяснил Витухин. – Мы перешли к разработанному ранее проекту инвестиционных соглашений».

Новый проект более «мягкий» для инвесторов. Один лот из 210 остановок разбили на мелкие предложения. Вместо одного концессионера чиновники ждут предпринимателей, каждый из которых возьмет пакет из 3-5 остановок. Бизнесмены обязуются разместить на одной остановке коммерчески выгодный павильон, а на остальных установят навесы, защищающие пассажиров от дождя и снега. Число установленных навесов будет зависеть от точки, где расположат павильон: более проходимое для покупателей место потребует от коммерсанта установки большего числа навесов.

Кроме того, в отличие от концессионного проекта, инвестиционные договоры предполагают передачу навесов в собственность города, то есть за их состоянием будет следить муниципалитет, а не предприниматель. 

Виталий Витухин отметил, что сейчас в Новосибирске располагаются около 2 000 остановочных платформ. На 30 из них уже заявились предприниматели – причем заявки в мэрию поступили сразу после закрытия концессионного конкурса. Дополним, что стоимость одного навеса составляет 500-700 тысяч рублей.

Правда, есть вероятность, что в итоге предприниматели откажутся от заключения договора, так как согласно новым правилам в объектах придорожного сервиса не может производиться прямая торговля, а именно она наиболее коммерчески выгодна для «остановочных» бизнесменов. 

«Те, кто сейчас заявился к нам, занимаются торговлей в нестационарных объектах. Но они совершенно четко услышали от нас, что прямая торговля в объектах дорожного сервиса запрещена. То есть торговля фруктами на остановках не будет возможна по законам», – заявил Витухин.

Его поддержал глава департамента транспорта и благоустроительного комплекса мэрии Константин Васильев. Он дополнил, что далеко не каждый предприниматель согласится на такие условия. Поэтому должна быть проведена большая работа по поиску законопослушных инвесторов. 

Витухин также напомнил, что ни концессионный проект, ни инвестиционные договоры не предполагают размещение «умных» остановок. Напомним, что такой тип остановок в мэрии обещали еще в 2020 году. В планах было оснастить остановки Wi-Fi, контейнерами для раздельного сбора мусора, интерактивными картами для туристов, тревожными кнопками 112, зарядками для сотовых телефонов, распознаванием забытых предметов и противоправных действий. По концессионному проекту некоторые из инновационных решений хотели оставить, однако сейчас отказались буквально от всего.

«Мы отменили все «умности» за исключением табло прихода транспорта. Поэтому мы давно называем эти остановки комфортными», – пояснил Витухин.

Однако у депутатов, которые заслушали доклад Витухина о будущем остановок, остался вопрос: а останутся ли у города старые остановки до тех пор, пока не появятся новые? Ведь в январе 2023 года у многих держателей мест на остановках закончится аренда. Народные избранники поинтересовались, кому сейчас принадлежат навесы и сколько остановок находятся в частных руках.

«Вы задали вопрос, на который у меня нет ответа. Этот ответ должен быть у какой-то структуры города, которая должна вести учет всех остановок, – ответил Витухин. – Если бы кто-то создал и вел такую систему, то мы все бы понимали, есть ли где-то павильон, можно ли туда поставить коммерческий павильон и чья остановка – самое главное.  Это не прерогатива моего департамента. Но в мэрии точно должна быть такая информационная система, и кто-то должен ее вести. Пока что я вынужден отправлять своих сотрудников с рулетками измерять каждую площадку. Чтобы понять, влезет ли туда остановка. Ну вот вы представляете?!»

Председатель комиссии Андрей Любавский пояснил, что на данный момент все остановки – и павильоны, и навесы находятся в руках частных предпринимателей. Об этом на одном из последних совещаний сообщил начальник департамента земельных и имущественных отношений мэрии Георгий Жигульский.

«Это что получается? Это просто сенсационная информация! Мы просто можем лишиться остановок по всему городу?! – возмутился депутат горсовета Александр Бурмистров. – И бабушки будут стоять – им ливень будет капать на голову, они будут мокнуть, болеть?! Под дождем окажутся тысячи людей, и город ничего сделать не сможет?»

У чиновников не нашлось ответов. В мэрии даже не могут найти ответственного за остановки в городе – так давно их отдали в частные руки и сбросили эту проблему на коммерсантов. Очевидно одно – до января 2023 года этот вопрос необходимо быстро решить: продлить мораторий на снос нестационарных объектов, заключить с предпринимателями новые договоры или срочно найти деньги в бюджете на закупку остановок. Александр Бурмистров обратился к Константину Васильеву и попросил взять проблему на контроль.

«Ну, то, что касается остановочных павильонов – это очевидно наше, – ответил Васильев. – Инвентаризация остановок – мы ее начали производить. Но 2000 остановок – это процесс длительный.

Депутаты решили создать рабочую группу, которая бы в срочном порядке придумала, как не оставить город без остановок. Может быть в третий раз удастся. В первый раз власти планировали обустроить с помощью инвестора 250 «умных» остановок в 2020 году. На тот момент проектом занимался глава управления предпринимательства и инвестиционной политики мэрии Максим Леоненко. Объявленный конкурс не состоялся, так как был непривлекателен для коммерсантов. Ранее проект вызвал массовые протесты среди предпринимателей. 1 февраля 2021 года на комиссии по городскому хозяйству депутаты из-за этого проекта работу департамента признали неудовлетворительной. После Максим Леоненко подал в отставку. А следом уволился из мэрии глава департамента промышленности мэрии Новосибирска Александр Люлько. 


Читайте также