Сибкрай.ru

Вину за состояние «Левобережного» мусорного полигона депутаты переложили с мэрии на правительство
Фото: автор

Вину за состояние «Левобережного» мусорного полигона депутаты переложили с мэрии на правительство

70% отходов всего региона сейчас принимает «Левобережный» полигон, который обслуживает МУП «САХ». Он работает с 1967 года. И уже давно должен быть закрыт и рекультивирован, но из-за проволочек с мусорной концессией, полигон продолжает работать. На его модернизацию и приведение ко всем существующем нормам требуется 266 миллионов рублей, которые должен где-то найти городской бюджет, пока правительство Новосибирской области заключает новые мусорные концессии. Депутаты Законодательного собрания сегодня заслушали доклад о плачевной ситуации на переполненных полигонах Новосибирска и задались вопросом: почему вопреки законодательству Новосибирская область не возьмет на себя обязательства и ответственность за происходящее там, а перекладывает эти проблемы на город?

В четверг, 6 октября, на заседании комиссии по экологии обсуждали установку санитарно-защитных зон на полигонах твердых коммунальных отходов «Левобережный» и «Гусинобродский».

В курс дела собравшихся ввел новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Дмитрий Цуканов. Он напомнил, что в Новосибирске действуют два мусорных полигона – на правом берегу «Гусинобродский», а на левом – «Левобережный», который превратил в ад жизнь жителей улицы Малыгина. Полигоны обслуживает МУП «Спецавтохозяйство», учредителем которого является мэрия Новосибирска. Надзорный орган в ходе многочисленных проверок выяснил, что у полигонов не установлены санитарно-защитные зоны. Более того, их эксплуатировали с нарушением требований СанПиН. 

Природоохранная прокуратура подала в суд, чтобы МУП «Спецавтохозяйство» установило эти санитарно-защитные зоны. Суд встал на сторону истца. 

«Ответчиком МУП «САХ» не представлено допустимых и достоверных доказательств, <...> свидетельствующих о невозможности приведения полигонов ТКО в соответствии с требованиями СанПиН. Пояснения ответчиков не подтверждаются доказательствами по делу», – зачитал Дмитрий Цуканов выдержку из решения суда.

DSC_0756.JPG

«Спецавтохозяйству» дали срок до 1 января 2025 года, чтобы устранить все нарушения. Но прокуратуру это не устроило, показалось, что долго – и они смогли обжаловать сроки в апелляционном порядке. Новая дата, к которой все должно быть готово, – 1 июля 2023 года. Тут следует отметить перегиб, на который потом сошлется муниципальное предприятие, потому что единые требования к работе мусороперерабатывающих заводов и полигонов, принятые постановлением правительства РФ, должны быть применены до 1 января 2026 года.

Также природоохранный прокурор Дмитрий Цуканов напомнил, что в прошлом году «Левобережный» полигон неоднократно горел. В 2022 году этого удалось избежать.

«Возгорания прекратились благодаря мерам, принятым МУП «САХ»: были установлены термодатчики, ведется патрулирование, приобретен пожарный автомобиль», – похвалил он работу «Спецавтохозяйства».

DSC_0334.JPG

Глава Роспотребнадзора по Новосибирской области Александр Щербатов добавил, что за последнее время МУП «САХ» выплатило два административных штрафа по 250 тысяч рублей.

«Мы рассматриваем постановления об их привлечении к административной ответственности в судебном порядке. МУП «САХ» предъявило исковые требования, что мы неправомерно их привлекли. Это настораживает. У них нет понимания, что есть проблемы», – отметил Щербатов.

Он также рассказал, что предприятие в августе отправило заявку по проекту установления санитарно-защитной зоны. «Не все выбросы загрязняющих веществ были учтены, не все риски влияния на здоровье населения были рассчитаны. Поэтому был направлен отказ», – добавил Щербатов.

DSC_0760.JPG

Директор МУП «Спецавтохозяйство» Андрей Зыков был не согласен с предыдущими докладчиками. Он попросил не забывать, что полигоны должны были закрыться еще в 2019 году, ведь все ждали новые мусоросортировочные центры в рамках концессии с группой компаний «ВИС», соглашение по итогам пришлось расторгать. Поэтому полигонам пришлось работать дальше на пределе возможностей. 

«Мы за три года – с 2019 по 2022 год – заплатили 3 миллиона 120 тысяч рублей штрафов. Только за то, что мы продолжаем работать», – пожаловался он.

После того, как в 2020 году стало понятно, что места на полигонах для складирования отходов уже не хватает, было принято решение о расширении. Санитарные зоны, которые были установлены в 2017 году, оказались неактуальными. 

«Работа была начата немедленно после заключения договора об аренде дополнительных земельных участков», – заметил Зыков.

Он рассказал депутатам, что выполнить требования суда по приведению полигонов в соответствие с требованиями СанПиН они физически не могут. 

DSC_0267.JPG

«Невозможно сделать систему удаления газа, потому что трубы необходимо прокладывать в горизонтальной плоскости. Как это делать на объектах, которые существуют один с 1967 года, другой с 1993 года, мы не нашли технического решения», – признался руководитель директор МУП «САХ».

А для того, чтобы построить эту систему на уровне текущего слоя мусора, нужно не менее 266 миллионов рублей. Где взять такие деньги, на предприятии с выручкой 130 миллионов в год, никто не знает.

«Это приведет к мгновенному увеличению тарифа», – предостерег Зыков, выразив сомнение, что в этом вообще есть смысл. Потому что «Левобережный» полигон все равно планируют закрывать.


DSC_0764.JPG

Прокомментировал он и ремарку природоохранного прокурора насчет возгораний: «Почему мы горели в 2021 году в одном и том же месте четыре раза? Нас поджигают».

Председатель комитета охраны окружающей среды мэрии города Новосибирска Мария Сидорова предложила решить вопрос с предприятиями, которые ведут свою деятельность вблизи полигона: «У нас есть незаконные свалки, незаконная предпринимательская деятельность. Но людям без разницы, они видят только полигон». Также она объяснила, что работы по установлению новых санитарно-защитных зон займут минимум 2-2,5 года. Так что в установленные судом сроки успеть нереально.

Депутат Денис Субботин поднял вопрос о закрытии «Левобережного» полигона – законодателя интересовало, когда наступит предел свалки.

DSC_0777.JPG

Оказалось, уже наступил. Мария Сидорова ему напомнила, что сейчас полигон принимает 70% отходов, и не только города, а всей Новосибирской области. «Мы уже делаем чудеса, в пятилитровую бутылку наливаем десять литров», – образно выразилась чиновница, добавив, что консервацию можно начать хоть сейчас, было бы куда везти мусор.

При этом, по словам начальника управления благоустройства министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области Натальи Аббасовой, «Гусинобродский» полигон имеет в запасе пять лет. Так что Новосибирску и агломерации нужны новые объекты для складирования отходов. Областные власти надеются, что такой появится в конце 2025 года. Но все помнят, чем закончилась первая мусорная концессия. Напомним, сегодня были опубликованы условия новых мусорных концессий.

«В соответствии с федеральным законом №89-ФЗ деятельность по накоплению, сбору, транспортировке, утилизации, захоронению ТКО – это все полномочия субъекта РФ. К муниципалам относится только формирование мест накопления и просветительская работа. На субъекте, в том числе лежат полномочия, а, значит, и ответственность, за утверждение инвестиционных и производственных программ. У меня вопрос про 266 миллионов (на приведение полигона в соответствие СанПин, – прим.ред.): а почему муниципалы должны платить?» – удивилась вице-спикер Заксобрания Новосибирской области Ирина Диденко.

«Кроме 89-го закона у нас есть внутренний закон 582-й, который разграничивает полномочия между органами власти...» – начала было отвечать Наталья Аббасова.

DSC_0359.JPG

«Еще раз, – жестко оборвала ее Диденко. – 89-й закон, давайте статью найду. Какой внутренний? Это отраслевой закон, вы по нему должны работать, он первичный!»

Аббасова заверила, что инвестиционные программы – это дело тарифного департамента.

«Дословно читаю вам: инвестпрограммы – утверждение, разработка, производство…» – продолжила Диденко.

«Я услышала! У нас внутри правительства Новосибирской области инвестиционными программами занимается департамент по тарифам», – сказала начальника управления благоустройства министерства ЖКХ и энергетики.

«МУП «САХ» как никто заинтересовано, чтобы у него была инвестпрограмма, производственная программа. Но им отказали, потому что эти полигоны планируются к закрытию», – внесла ясность Мария Сидорова.

Депутаты поддержали Ирину Диденко. Они выразили уверенность, что платить и отвечать за происходящее на полигонах должен субъект РФ, то есть Новосибирская область, а не город Новосибирск и не муниципальное предприятие. 

DSC_0772.JPG

«За эксплуатацию полигона отвечает хозяйствующий субъект. Эти полигоны существуют один с 93-го, другой с 67-го года, еще до вступления всех этих норм. Они не переданы в собственность Новосибирской области», – не согласилась Аббасова. 

«А почему? Хватит ждать, надо как-то менять отношение!» – возмутилась Диденко.

«Здесь получается битый небитого везет. Причем здесь САХ, что вы к нему лезете? При чем здесь мэрия? Нашли крайнего, это вообще неправильно! Региону надо договариваться, принимать решения», – согласился Николай Мочалин.

Игорь Умербаев предложил немедленно закрыть полигон «Левобережный», а твердые коммунальные отходы возить на «Гусинобродский» и полигон в Коченевском районе.

«Правительство и муниципалитет слышать друг друга не хотят. Но у нас есть федеральный закон», – заметил заместитель председателя комиссии Сергей Конько.

Депутаты решили рекомендовать правительству Новосибирской области исполнить свои полномочия в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ по вопросу организации полигонов, за что и проголосовали единогласно.


70% отходов всего региона сейчас принимает «Левобережный» полигон, который обслуживает МУП «САХ». Он работает с 1967 года. И уже давно должен быть закрыт и рекультивирован, но из-за проволочек с мусорной концессией, полигон продолжает работать. На его модернизацию и приведение ко всем существующем нормам требуется 266 миллионов рублей, которые должен где-то найти городской бюджет, пока правительство Новосибирской области заключает новые мусорные концессии. Депутаты Законодательного собрания сегодня заслушали доклад о плачевной ситуации на переполненных полигонах Новосибирска и задались вопросом: почему вопреки законодательству Новосибирская область не возьмет на себя обязательства и ответственность за происходящее там, а перекладывает эти проблемы на город?

В четверг, 6 октября, на заседании комиссии по экологии обсуждали установку санитарно-защитных зон на полигонах твердых коммунальных отходов «Левобережный» и «Гусинобродский».

В курс дела собравшихся ввел новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Дмитрий Цуканов. Он напомнил, что в Новосибирске действуют два мусорных полигона – на правом берегу «Гусинобродский», а на левом – «Левобережный», который превратил в ад жизнь жителей улицы Малыгина. Полигоны обслуживает МУП «Спецавтохозяйство», учредителем которого является мэрия Новосибирска. Надзорный орган в ходе многочисленных проверок выяснил, что у полигонов не установлены санитарно-защитные зоны. Более того, их эксплуатировали с нарушением требований СанПиН. 

Природоохранная прокуратура подала в суд, чтобы МУП «Спецавтохозяйство» установило эти санитарно-защитные зоны. Суд встал на сторону истца. 

«Ответчиком МУП «САХ» не представлено допустимых и достоверных доказательств, <...> свидетельствующих о невозможности приведения полигонов ТКО в соответствии с требованиями СанПиН. Пояснения ответчиков не подтверждаются доказательствами по делу», – зачитал Дмитрий Цуканов выдержку из решения суда.

DSC_0756.JPG

«Спецавтохозяйству» дали срок до 1 января 2025 года, чтобы устранить все нарушения. Но прокуратуру это не устроило, показалось, что долго – и они смогли обжаловать сроки в апелляционном порядке. Новая дата, к которой все должно быть готово, – 1 июля 2023 года. Тут следует отметить перегиб, на который потом сошлется муниципальное предприятие, потому что единые требования к работе мусороперерабатывающих заводов и полигонов, принятые постановлением правительства РФ, должны быть применены до 1 января 2026 года.

Также природоохранный прокурор Дмитрий Цуканов напомнил, что в прошлом году «Левобережный» полигон неоднократно горел. В 2022 году этого удалось избежать.

«Возгорания прекратились благодаря мерам, принятым МУП «САХ»: были установлены термодатчики, ведется патрулирование, приобретен пожарный автомобиль», – похвалил он работу «Спецавтохозяйства».

DSC_0334.JPG

Глава Роспотребнадзора по Новосибирской области Александр Щербатов добавил, что за последнее время МУП «САХ» выплатило два административных штрафа по 250 тысяч рублей.

«Мы рассматриваем постановления об их привлечении к административной ответственности в судебном порядке. МУП «САХ» предъявило исковые требования, что мы неправомерно их привлекли. Это настораживает. У них нет понимания, что есть проблемы», – отметил Щербатов.

Он также рассказал, что предприятие в августе отправило заявку по проекту установления санитарно-защитной зоны. «Не все выбросы загрязняющих веществ были учтены, не все риски влияния на здоровье населения были рассчитаны. Поэтому был направлен отказ», – добавил Щербатов.

DSC_0760.JPG

Директор МУП «Спецавтохозяйство» Андрей Зыков был не согласен с предыдущими докладчиками. Он попросил не забывать, что полигоны должны были закрыться еще в 2019 году, ведь все ждали новые мусоросортировочные центры в рамках концессии с группой компаний «ВИС», соглашение по итогам пришлось расторгать. Поэтому полигонам пришлось работать дальше на пределе возможностей. 

«Мы за три года – с 2019 по 2022 год – заплатили 3 миллиона 120 тысяч рублей штрафов. Только за то, что мы продолжаем работать», – пожаловался он.

После того, как в 2020 году стало понятно, что места на полигонах для складирования отходов уже не хватает, было принято решение о расширении. Санитарные зоны, которые были установлены в 2017 году, оказались неактуальными. 

«Работа была начата немедленно после заключения договора об аренде дополнительных земельных участков», – заметил Зыков.

Он рассказал депутатам, что выполнить требования суда по приведению полигонов в соответствие с требованиями СанПиН они физически не могут. 

DSC_0267.JPG

«Невозможно сделать систему удаления газа, потому что трубы необходимо прокладывать в горизонтальной плоскости. Как это делать на объектах, которые существуют один с 1967 года, другой с 1993 года, мы не нашли технического решения», – признался руководитель директор МУП «САХ».

А для того, чтобы построить эту систему на уровне текущего слоя мусора, нужно не менее 266 миллионов рублей. Где взять такие деньги, на предприятии с выручкой 130 миллионов в год, никто не знает.

«Это приведет к мгновенному увеличению тарифа», – предостерег Зыков, выразив сомнение, что в этом вообще есть смысл. Потому что «Левобережный» полигон все равно планируют закрывать.

DSC_0764.JPG

Прокомментировал он и ремарку природоохранного прокурора насчет возгораний: «Почему мы горели в 2021 году в одном и том же месте четыре раза? Нас поджигают».

Председатель комитета охраны окружающей среды мэрии города Новосибирска Мария Сидорова предложила решить вопрос с предприятиями, которые ведут свою деятельность вблизи полигона: «У нас есть незаконные свалки, незаконная предпринимательская деятельность. Но людям без разницы, они видят только полигон». Также она объяснила, что работы по установлению новых санитарно-защитных зон займут минимум 2-2,5 года. Так что в установленные судом сроки успеть нереально.

Депутат Денис Субботин поднял вопрос о закрытии «Левобережного» полигона – законодателя интересовало, когда наступит предел свалки.

DSC_0777.JPG

Оказалось, уже наступил. Мария Сидорова ему напомнила, что сейчас полигон принимает 70% отходов, и не только города, а всей Новосибирской области. «Мы уже делаем чудеса, в пятилитровую бутылку наливаем десять литров», – образно выразилась чиновница, добавив, что консервацию можно начать хоть сейчас, было бы куда везти мусор.

При этом, по словам начальника управления благоустройства министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области Натальи Аббасовой, «Гусинобродский» полигон имеет в запасе пять лет. Так что Новосибирску и агломерации нужны новые объекты для складирования отходов. Областные власти надеются, что такой появится в конце 2025 года. Но все помнят, чем закончилась первая мусорная концессия. Напомним, сегодня были опубликованы условия новых мусорных концессий.

«В соответствии с федеральным законом №89-ФЗ деятельность по накоплению, сбору, транспортировке, утилизации, захоронению ТКО – это все полномочия субъекта РФ. К муниципалам относится только формирование мест накопления и просветительская работа. На субъекте, в том числе лежат полномочия, а, значит, и ответственность, за утверждение инвестиционных и производственных программ. У меня вопрос про 266 миллионов (на приведение полигона в соответствие СанПин, – прим.ред.): а почему муниципалы должны платить?» – удивилась вице-спикер Заксобрания Новосибирской области Ирина Диденко.

«Кроме 89-го закона у нас есть внутренний закон 582-й, который разграничивает полномочия между органами власти...» – начала было отвечать Наталья Аббасова.

DSC_0359.JPG

«Еще раз, – жестко оборвала ее Диденко. – 89-й закон, давайте статью найду. Какой внутренний? Это отраслевой закон, вы по нему должны работать, он первичный!»

Аббасова заверила, что инвестиционные программы – это дело тарифного департамента.

«Дословно читаю вам: инвестпрограммы – утверждение, разработка, производство…» – продолжила Диденко.

«Я услышала! У нас внутри правительства Новосибирской области инвестиционными программами занимается департамент по тарифам», – сказала начальника управления благоустройства министерства ЖКХ и энергетики.

«МУП «САХ» как никто заинтересовано, чтобы у него была инвестпрограмма, производственная программа. Но им отказали, потому что эти полигоны планируются к закрытию», – внесла ясность Мария Сидорова.

Депутаты поддержали Ирину Диденко. Они выразили уверенность, что платить и отвечать за происходящее на полигонах должен субъект РФ, то есть Новосибирская область, а не город Новосибирск и не муниципальное предприятие. 

DSC_0772.JPG

«За эксплуатацию полигона отвечает хозяйствующий субъект. Эти полигоны существуют один с 93-го, другой с 67-го года, еще до вступления всех этих норм. Они не переданы в собственность Новосибирской области», – не согласилась Аббасова. 

«А почему? Хватит ждать, надо как-то менять отношение!» – возмутилась Диденко.

«Здесь получается битый небитого везет. Причем здесь САХ, что вы к нему лезете? При чем здесь мэрия? Нашли крайнего, это вообще неправильно! Региону надо договариваться, принимать решения», – согласился Николай Мочалин.

Игорь Умербаев предложил немедленно закрыть полигон «Левобережный», а твердые коммунальные отходы возить на «Гусинобродский» и полигон в Коченевском районе.

«Правительство и муниципалитет слышать друг друга не хотят. Но у нас есть федеральный закон», – заметил заместитель председателя комиссии Сергей Конько.

Депутаты решили рекомендовать правительству Новосибирской области исполнить свои полномочия в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ по вопросу организации полигонов, за что и проголосовали единогласно.



Читайте также