Сибкрай.ru

«Сначала мы работаем на их долги, а потом себе на зарплату»: фотографов из зоопарка оставили без денег
Фото: предоставлено героями

«Сначала мы работаем на их долги, а потом себе на зарплату»: фотографов из зоопарка оставили без денег

В редакцию Сибкрай.ru обратились сотрудники компании Storemood, которая предоставляет услуги по созданию сувениров с фотографиями клиентов из разных туристических и развлекательных мест. Они работают в нескольких городах России, а также в Беларуси и Турции. У фирмы слоган – воспоминания бесценны. Но воспоминания новосибирских сотрудников об их невыплаченной зарплате имеют свою цену и она равна почти 1,5 миллиона рублей.

Экс-сотрудники Storemood рассказали, что фотографировали отдыхающих (в том числе в Новосибирском зоопарке), редактировали фото, печатали их и продавали. Работа непыльная, коллектив молодой и веселый, да и по деньгам в сезон выходило хорошо, если берешь побольше смен. Так было до 2022 года, после же заработанные деньги пришлось ждать неделями, а потом месяцами.

«Я работала в данной компании несколько лет, и всегда всё было хорошо. Даже если и были задержки зарплаты, то незначительные – на 2-3 дня. Но с приходом нового генерального директора все изменилось. Он заявлял, что разгребает долги предыдущего руководителя, но почему-то за наш счет. Первые крупные задержки нас ожидали весной 2022 года. Рассчитались только в середине лета. Это был первый звоночек. Мы начали задумываться, что же будет дальше. Но два месяца всё было хорошо, мы выдохнули и понадеялись на порядочность наших руководителей», – рассказала Аврора Быкова (имя изменено, – прим.ред.).

По ее словам, с 25 августа 2022 года им и вовсе перестали платить. Последний раз Авроре приходили деньги 16 октября – несколько сотен рублей.

«Тем, кто уволился, больше не платят. Обещание выплатить всё за новогодние праздники не выполнили, как всегда сдвигают срок. Сейчас обещают в конце февраля, но все мы понимаем, что это затянется до лета. Сейчас приходиться залазить в кредиты», – говорит Аврора.

Еще один сотрудник, Вадим Зуев, тоже оказался в затруднительном положении.

«Я работаю в компании год по договору подряда и за все время получил заработную плату вовремя один раз. После начали задерживать, выплачивать частями, скидывали от трех тысяч до 15 тысяч рублей, остальной долг копился. Сейчас компания должна мне 73 тысячи рублей, это сумма, накопленная с августа. Вышестоящее руководство сперва обещало, что вот-вот будут выплаты, а сейчас просто молчит: никак не комментирует, не отвечают на сообщения и на звонки. Из-за их неграмотного управления компанией у меня появились сложности с оплатой квартиры, кредитов, мелкие долги», – поделился Вадим.

Наталия Крутик проработала в компании почти четыре года. Первый раз была трудоустроена официально, а после пандемии не стала заключать договор.

«Интересный момент, что, как в начале октября 2022 года у меня была задолженность 20 тысяч рублей, так и остается. Хотя я работала весь октябрь и ноябрь. И, похоже, бесплатно. За эти два месяца выплата лично мне была один раз в размере двух тысяч рублей. Не понимаю, почему так. Руководство придумало такую стратегию, что если ты увольняешься, то тебе вернут долг только летом, если откроется зоопарк. Не когда, а если. Ушла из компании сразу же, когда узнала, что долг стоит на одном месте и не растет, грубо говоря они воруют у нас деньги», – говорит бывшая сотрудница.

Она пожаловалась, что из-за этого у нее появилось много проблем: «За жилье платить нечем, скитались по друзьям, родственникам. Кредиты просрочены, телефон разрывается от кредиторов и коллекторов. Ни покушать купить, ни проезд оплатить до работы».

Наталия подтверждает, что не видит адекватной обратной связи от высшего руководства.

Мария Тимофеева (имя изменено, – прим.ред.) устроилась в компанию в начале 2022 года.

«Сотрудники сразу предупредили, что зарплату могут отдавать частями, но те, кто работал уже несколько лет, утверждали, что задержки начались недавно из-за пандемии. И длятся максимум одну-две недели. До весны примерно так все и происходило. В Новосибирске начался сезон локации на зоопарке и всё устаканилось буквально на пару недель. Когда выручки начали стремительно расти и бить рекорды, новым сотрудникам сразу снизили процент по зарплате, пока не пройдем обучение.  Нужно было пройти тест после просмотра видео. По факту его удавалось пройти только тем, кто начинал лично написывать в мессенджерах руководству. Видимо, этого им было мало и они начали ставить невыполнимые задачи: повышали план продаж на определенную продукцию, которой у нас не было. Потом нам привезли эту продукцию, но она была плохого качества. В сентябре большая часть людей уволилась, остальные вернулись на локацию в детский развлекательный центр. В итоге руководство не смогло заплатить за аренду с денег, заработанных на летней локации. И вместо того, чтобы отдать нам зарплату, продлили аренду. Сказали, что отдадут все долги до Нового года, а как жить с октября по декабрь без денег, не сказали. Пришлось уволиться», – рассказала бывшая сотрудница. Ей должны несколько десятков тысяч рублей.


Валерия Петрова даже помнит день, когда устроилась – 25 мая 2021 года. По ее словам, раньше задержки зарплаты составляли от трех дней до недели. Летом она фотографировала людей в зоопарке, а когда локация закрылась на зиму – перешла в детский развлекательный центр.

«С осени начались большие задержки. Руководство это объясняло пандемией, мы входили в положение, как могли. Нормализовалась ситуация более-менее, когда открылась точка в зоопарке – в апреле 2022 года. Наша команда била рекорды по выручкам. Однако нам также выдавали зарплату частями. Руководство объясняло это тем, что у компании есть долги, и сначала мы работаем на их долги, а потом себе на зарплату. Обещали, что всё скоро нормализуется. И таким образом мы работали до осени, до закрытия сезона зоопарка. Затем всё усугубилось в разы, выплаты практически прекратились. Обещания так и остались обещаниями. У меня лично долг около 50 тысяч, а у кого-то из ребят – 250 тысяч. Я уволилась в октябре 2022 года, и с того момента мне выплатили примерно пять тысяч, последняя выплата была в ноябре и составляла 660 рублей», – рассказывает Валерия.

Валерия тоже не понимает, как Storemood рассчитается с ней в конце февраля, если более-менее нормальные выручки будут не раньше лета.

«У них долги по городам России, а они пытаются открыться в Дубае! Их вообще не волнует судьба сотрудников», – возмущается Валерия.

Анастасия Жукова, будучи еще студенткой, устроилась в компанию в июле 2018 года. И пока не грянул локдаун в 2020-м, считала свою работу идеальной. Потом ее удивило, что несмотря на существующие проблемы, фирма открывала новые точки. В 2021 году она тоже столкнулась с задержками выплат, а в 2022 году окончательно разочаровалась в компании.

«С прошлого августа нам не выплачивают зарплату, были только мелкие подачки от 500 до 4000 рублей. Мне должны на данный момент 73 тысячи рублей. В сентябре нам говорили, что долг погасят на зимних каникулах, сейчас уже перенесли на конец февраля. Я работала слишком долго в компании и понимаю все процессы, которые в ней происходят, и веры в то, что нам вообще выплатят деньги, абсолютно нет», – сокрушается Анастасия. Она отмечает, что о таких же долгах ей рассказывают коллеги из других городов.
Сотрудники говорят, что только в Новосибирске долг по заработной плате составляет 1,4 миллиона рублей.

Еще одна бывшая работница фирмы поделилась, что тем, кто остался работать, тоже приходится несладко. В частности, появилось такое понятие как «штраф из задолженности». Таким образом компания уменьшает свой долг перед сотрудниками, штрафуя их за малейшую провинность. В распоряжении редакции есть скриншоты переписок, где федеральный менеджер использует это словосочетание.

«Такого понятия, как удержание штрафа из задолженности, не существует, – прокомментировала ситуацию юрист Олеся Зубченко, – В принципе нельзя что-либо удерживать из заработной платы. Можно лишить человека премии или привлечь к материальной ответственности, но к материальной ответственности привлекаются люди, у которых есть договор о полной материальной ответственности. Все остальные не подлежат такому дисциплинарному взысканию, как штраф. Дисциплинарные взыскания – это предупреждение, выговор и увольнение по статье, предусмотренной трудовым законодательством. Я подозреваю, что здесь происходит. Фактически это трудовой договор, который назвали гражданско-правовым для того, чтобы прописать туда всякие санкции, не предусмотренные трудовым законодательством. Тут, в принципе, можно писать в трудовую инспекцию, указывать на незаконное удержание, и в том числе обращаться в суд и признавать, что сложились фактически трудовые отношения».

Однако в компании не считают, что что-то делают не так.

«Обычная система штрафов, чтобы у ребят сейчас не изымать эти средства из зарплаты, которая выплачивается. По-моему, это вообще идеальная схема. Такой формы не существует? Без проблем, можем сейчас изымать из тех денег, которые выплачиваются. Вы считаете, это будет лучше?» – ответила Сибкрай.ru федеральный менеджер Ирина Булгакова. 

Она призналась, что свои деньги, в отличие от уволившихся подчиненных, получает: «Я и сейчас работаю, я никуда не ушла, и мне компания выплачивает частично мои долги, потому что я осталась работать. Всем, кто ушел, уволился, обещали оплатить в конце февраля, насколько я помню. Еще не конец февраля. Такое обещание дал генеральный директор, о нем все знают, это не секрет, у меня такие же сведения, информация после этого не обновлялась».

Гендиректор Storemood Кирилл Костюкович пообещал дать ответ на вопросы редакции утром 27 января, но на связь не вышел. 


В редакцию Сибкрай.ru обратились сотрудники компании Storemood, которая предоставляет услуги по созданию сувениров с фотографиями клиентов из разных туристических и развлекательных мест. Они работают в нескольких городах России, а также в Беларуси и Турции. У фирмы слоган – воспоминания бесценны. Но воспоминания новосибирских сотрудников об их невыплаченной зарплате имеют свою цену и она равна почти 1,5 миллиона рублей.

Экс-сотрудники Storemood рассказали, что фотографировали отдыхающих (в том числе в Новосибирском зоопарке), редактировали фото, печатали их и продавали. Работа непыльная, коллектив молодой и веселый, да и по деньгам в сезон выходило хорошо, если берешь побольше смен. Так было до 2022 года, после же заработанные деньги пришлось ждать неделями, а потом месяцами.

«Я работала в данной компании несколько лет, и всегда всё было хорошо. Даже если и были задержки зарплаты, то незначительные – на 2-3 дня. Но с приходом нового генерального директора все изменилось. Он заявлял, что разгребает долги предыдущего руководителя, но почему-то за наш счет. Первые крупные задержки нас ожидали весной 2022 года. Рассчитались только в середине лета. Это был первый звоночек. Мы начали задумываться, что же будет дальше. Но два месяца всё было хорошо, мы выдохнули и понадеялись на порядочность наших руководителей», – рассказала Аврора Быкова (имя изменено, – прим.ред.).

По ее словам, с 25 августа 2022 года им и вовсе перестали платить. Последний раз Авроре приходили деньги 16 октября – несколько сотен рублей.

«Тем, кто уволился, больше не платят. Обещание выплатить всё за новогодние праздники не выполнили, как всегда сдвигают срок. Сейчас обещают в конце февраля, но все мы понимаем, что это затянется до лета. Сейчас приходиться залазить в кредиты», – говорит Аврора.

Еще один сотрудник, Вадим Зуев, тоже оказался в затруднительном положении.

«Я работаю в компании год по договору подряда и за все время получил заработную плату вовремя один раз. После начали задерживать, выплачивать частями, скидывали от трех тысяч до 15 тысяч рублей, остальной долг копился. Сейчас компания должна мне 73 тысячи рублей, это сумма, накопленная с августа. Вышестоящее руководство сперва обещало, что вот-вот будут выплаты, а сейчас просто молчит: никак не комментирует, не отвечают на сообщения и на звонки. Из-за их неграмотного управления компанией у меня появились сложности с оплатой квартиры, кредитов, мелкие долги», – поделился Вадим.

Наталия Крутик проработала в компании почти четыре года. Первый раз была трудоустроена официально, а после пандемии не стала заключать договор.

«Интересный момент, что, как в начале октября 2022 года у меня была задолженность 20 тысяч рублей, так и остается. Хотя я работала весь октябрь и ноябрь. И, похоже, бесплатно. За эти два месяца выплата лично мне была один раз в размере двух тысяч рублей. Не понимаю, почему так. Руководство придумало такую стратегию, что если ты увольняешься, то тебе вернут долг только летом, если откроется зоопарк. Не когда, а если. Ушла из компании сразу же, когда узнала, что долг стоит на одном месте и не растет, грубо говоря они воруют у нас деньги», – говорит бывшая сотрудница.

Она пожаловалась, что из-за этого у нее появилось много проблем: «За жилье платить нечем, скитались по друзьям, родственникам. Кредиты просрочены, телефон разрывается от кредиторов и коллекторов. Ни покушать купить, ни проезд оплатить до работы».

Наталия подтверждает, что не видит адекватной обратной связи от высшего руководства.

Мария Тимофеева (имя изменено, – прим.ред.) устроилась в компанию в начале 2022 года.

«Сотрудники сразу предупредили, что зарплату могут отдавать частями, но те, кто работал уже несколько лет, утверждали, что задержки начались недавно из-за пандемии. И длятся максимум одну-две недели. До весны примерно так все и происходило. В Новосибирске начался сезон локации на зоопарке и всё устаканилось буквально на пару недель. Когда выручки начали стремительно расти и бить рекорды, новым сотрудникам сразу снизили процент по зарплате, пока не пройдем обучение.  Нужно было пройти тест после просмотра видео. По факту его удавалось пройти только тем, кто начинал лично написывать в мессенджерах руководству. Видимо, этого им было мало и они начали ставить невыполнимые задачи: повышали план продаж на определенную продукцию, которой у нас не было. Потом нам привезли эту продукцию, но она была плохого качества. В сентябре большая часть людей уволилась, остальные вернулись на локацию в детский развлекательный центр. В итоге руководство не смогло заплатить за аренду с денег, заработанных на летней локации. И вместо того, чтобы отдать нам зарплату, продлили аренду. Сказали, что отдадут все долги до Нового года, а как жить с октября по декабрь без денег, не сказали. Пришлось уволиться», – рассказала бывшая сотрудница. Ей должны несколько десятков тысяч рублей.

Валерия Петрова даже помнит день, когда устроилась – 25 мая 2021 года. По ее словам, раньше задержки зарплаты составляли от трех дней до недели. Летом она фотографировала людей в зоопарке, а когда локация закрылась на зиму – перешла в детский развлекательный центр.

«С осени начались большие задержки. Руководство это объясняло пандемией, мы входили в положение, как могли. Нормализовалась ситуация более-менее, когда открылась точка в зоопарке – в апреле 2022 года. Наша команда била рекорды по выручкам. Однако нам также выдавали зарплату частями. Руководство объясняло это тем, что у компании есть долги, и сначала мы работаем на их долги, а потом себе на зарплату. Обещали, что всё скоро нормализуется. И таким образом мы работали до осени, до закрытия сезона зоопарка. Затем всё усугубилось в разы, выплаты практически прекратились. Обещания так и остались обещаниями. У меня лично долг около 50 тысяч, а у кого-то из ребят – 250 тысяч. Я уволилась в октябре 2022 года, и с того момента мне выплатили примерно пять тысяч, последняя выплата была в ноябре и составляла 660 рублей», – рассказывает Валерия.

Валерия тоже не понимает, как Storemood рассчитается с ней в конце февраля, если более-менее нормальные выручки будут не раньше лета.

«У них долги по городам России, а они пытаются открыться в Дубае! Их вообще не волнует судьба сотрудников», – возмущается Валерия.

Анастасия Жукова, будучи еще студенткой, устроилась в компанию в июле 2018 года. И пока не грянул локдаун в 2020-м, считала свою работу идеальной. Потом ее удивило, что несмотря на существующие проблемы, фирма открывала новые точки. В 2021 году она тоже столкнулась с задержками выплат, а в 2022 году окончательно разочаровалась в компании.

«С прошлого августа нам не выплачивают зарплату, были только мелкие подачки от 500 до 4000 рублей. Мне должны на данный момент 73 тысячи рублей. В сентябре нам говорили, что долг погасят на зимних каникулах, сейчас уже перенесли на конец февраля. Я работала слишком долго в компании и понимаю все процессы, которые в ней происходят, и веры в то, что нам вообще выплатят деньги, абсолютно нет», – сокрушается Анастасия. Она отмечает, что о таких же долгах ей рассказывают коллеги из других городов.
Сотрудники говорят, что только в Новосибирске долг по заработной плате составляет 1,4 миллиона рублей.

Еще одна бывшая работница фирмы поделилась, что тем, кто остался работать, тоже приходится несладко. В частности, появилось такое понятие как «штраф из задолженности». Таким образом компания уменьшает свой долг перед сотрудниками, штрафуя их за малейшую провинность. В распоряжении редакции есть скриншоты переписок, где федеральный менеджер использует это словосочетание.

«Такого понятия, как удержание штрафа из задолженности, не существует, – прокомментировала ситуацию юрист Олеся Зубченко, – В принципе нельзя что-либо удерживать из заработной платы. Можно лишить человека премии или привлечь к материальной ответственности, но к материальной ответственности привлекаются люди, у которых есть договор о полной материальной ответственности. Все остальные не подлежат такому дисциплинарному взысканию, как штраф. Дисциплинарные взыскания – это предупреждение, выговор и увольнение по статье, предусмотренной трудовым законодательством. Я подозреваю, что здесь происходит. Фактически это трудовой договор, который назвали гражданско-правовым для того, чтобы прописать туда всякие санкции, не предусмотренные трудовым законодательством. Тут, в принципе, можно писать в трудовую инспекцию, указывать на незаконное удержание, и в том числе обращаться в суд и признавать, что сложились фактически трудовые отношения».

Однако в компании не считают, что что-то делают не так.

«Обычная система штрафов, чтобы у ребят сейчас не изымать эти средства из зарплаты, которая выплачивается. По-моему, это вообще идеальная схема. Такой формы не существует? Без проблем, можем сейчас изымать из тех денег, которые выплачиваются. Вы считаете, это будет лучше?» – ответила Сибкрай.ru федеральный менеджер Ирина Булгакова. 

Она призналась, что свои деньги, в отличие от уволившихся подчиненных, получает: «Я и сейчас работаю, я никуда не ушла, и мне компания выплачивает частично мои долги, потому что я осталась работать. Всем, кто ушел, уволился, обещали оплатить в конце февраля, насколько я помню. Еще не конец февраля. Такое обещание дал генеральный директор, о нем все знают, это не секрет, у меня такие же сведения, информация после этого не обновлялась».

Гендиректор Storemood Кирилл Костюкович пообещал дать ответ на вопросы редакции утром 27 января, но на связь не вышел. 



Читайте также