Сибкрай.ru

Еще не предел, но уже беспредел: цена бензина на новосибирских АЗС бьет исторические рекорды
Фото: автор, скриншот/Новосибирскстат

Еще не предел, но уже беспредел: цена бензина на новосибирских АЗС бьет исторические рекорды

Новосибирцы не успевают отслеживать изменения цен на автозаправках – слишком быстро они растут. Многочисленные жалобы и стенания автовладельцев расползаются по социальным сетям, притягивая внимание даже тех, у кого нет собственной машины. И это логично – повышение стоимости моторного топлива неизбежно потянет вверх цены и на все остальное. Прогнозы предсказуемо неутешительные. Сибкрай.ru выяснил, почему моторное топливо буквально на глазах превращается в «золото».

Весь август новосибирцы с тревогой и возмущением наблюдали за тем, как быстро меняются цифры на ценовых табличках АЗС. За несколько последних недель лета они поэтапно пережили все стадии принятия неизбежного: отрицание – гнев –торг – депрессия – принятие. Но в конце августа ряд регионов столкнулся с нехваткой топлива. Где-то дело дошло даже до закрытия заправок. И стало понятно, что у истории будет продолжение.

Все выше, и выше, и выше…

Биржевая стоимость бензина марки «Премиум-95» в европейской части России по итогам торгов 1 сентября поставила очередной рекорд, увеличившись на 0,62 % – до 74,768 тысяч рублей за тонну. Стоимость разных марок бензина на биржах с начала года выросла на 60-70 %, дизельного топлива – на 40 %. В августе 2023 года биржевая стоимость бензина марки АИ-95 несколько раз обновляла рекорд и достигла 72 тысяч рублей за тонну, стоимость литра АИ-95 варьируется от 52 до 56 рублей. Таким образом, цена топлива на АЗС и оптовая цена практически соответствуют друг другу, что, конечно же, не нормальная ситуация.

Телеграм-канал «Агентство нефтегазовой информации» проанализировал, что объем реализации бензина через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу в августе 2023 года увеличился на 15,7 % (по сравнению с июлем) – до 924,3 тысяч тонн.

«Продажи бензина Аи-92 возросли в августе более чем на 25 % по отношению к июлю –до 583,5 тысяч тонн, бензина Аи-95 - на 1,2 % – до 332,1 тысячи тонн. Объем реализации дизельного топлива увеличился за месяц на 26 % – до 1,3 миллиона тонн», – говорится в сообщении.

Без имени.jpg

С 1 сентября Россия увеличила норматив минимальной величины продажи бензина и дизеля на бирже на 1 процентный пункт: для бензина – с 12 % до 13 % от общего объема производства, для дизельного топлива – с 8,5 % до 9,5 %. Это обязывает нефтяников продавать больше топлива на биржевых торгах.

В российском правительстве заявили, что решение направлено на поддержание стабильной ситуации на внутреннем рынке бензина и дизеля.

«Продажа на бирже части топлива, производимого российскими нефтяниками, дает независимым автозаправочным станциям возможность приобретать его по рыночным ценам. Такой подход снижает риски монопольного ценообразования, поскольку многие доминирующие участники топливного рынка обладают собственной сетью заправок, – подчеркнули в правительстве РФ. – Утвержденные изменения позволят повысить гарантированный объем предложения востребованного топлива на биржевых торгах и увеличить долю сделок, которые заключаются на конкурентных условиях».

Новосибирцы не плачут, просто цена на бензин в глаз попала

По данным Новосибирскстата, только за неделю с 21 по 28 августа, в Новосибирской области бензин марки АИ-98 и выше стал дороже на 1,4 % или на 93 копейки, марки АИ-95 и АИ-92 – на 1,3 % (на 70 копеек и на 64 копейки соответственно). Цены на дизельное топливо за неделю увеличились на 1,2 % или на 73 копейки.

«На наблюдаемых АЗС бензин марки АИ-92 можно было приобрести по цене от 48,20 до 52,90 рубля за 1 литр, марки АИ-95 – от 51,85 до 56,60, марки АИ-98 – от 60,90 до 67,30, дизельное топливо – от 61,00 до 65,00 рублей за 1 литр», – уточняет региональный орган статистики.

28-29.png
Неделей ранее, с 14 по 20 июня, Новосибирскстат также зафиксировал рост цен на моторное топливо. Тогда бензин марки АИ-98 и выше стал дороже на 0,9 % (на 56 копеек), марки АИ-95 – на 0,6 % (на 34 копейки), марки АИ-92 – на 0,3% (на 15 копеек). Цены на дизельное топливо увеличились на 0,5% (на 33 копейки).

На неделе с 7 по 13 августа бензин марки АИ-95 и АИ-98 и выше стал дороже на 0,6 % (на 31 и 36 копеек соответственно), марки АИ-92 – на 0,3 % (на 15 копеек). Цены на дизельное топливо увеличились на 0,4 % (на 21 копейку). А за неделю с 1 по 7 августа АИ-92 и АИ-95 стали дороже на 0,7 % (или на 35 копеек) каждый, марки АИ-98 и выше – на 0,6 % (или на 38 копеек). Цены на дизельное топливо не менялись.

Таким образом, за август, по данным Новосибирскстата, цена на бензин марки АИ-92 выросла на 1 рубль 29 копеек, АИ-95 – на 1 рубль 70 копеек, АИ-98 – на 2 рубля 23 копейки, дизельное топливо – на 1 рубль 27 копеек.

7-8.png

По словам же автовладельцев, рост на новосибирских АЗС составил от трех до пяти рублей за литр.

Не дает покоя повышение цен на бензин

Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, рекламы и связей с общественностью Новосибирского государственного университета экономики и управления Татьяна Гениберг уверена, что цены на бензин волнуют практически каждого взрослого человека в нашей стране, так как каждый понимает, что транспортные расходы в структуре затрат на производство, и соответственно цены, являются одним из важнейших компонентов и регуляторов.

«Цены на бензин и, как следствие, на все российские товары являются показателем расходной части населения и той доходной части, которая остается после оплаты минимальных необходимых товаров и услуг в свободном доступе у человека», – отмечает эксперт.

При этом, по ее данным, цены на бензин в России за последние полтора года «вели себя достаточно спокойно».

«Чего не скажешь про этот показатель за границей. Рост цен на бензин по странам разнился, но колебался от 1,5 до 2,5 раз. Самые высокие цены установлены на 28 августа 2023 в следующих известных странах: Гонконг – 3,064 доллара США за литр, Норвегия – 2,263, Швейцария – 2,274, Греция – 2,166, Италия - 2,118, Франция – 2,086. На эту дату в России средняя цена составила – 0,583 доллара США за литр, – уточнила экономист. – Но стоит отметить, что рост в России за последние 3-4 месяца наблюдался достаточно сильный».


По данным Росстата, за январь – август 2023 года цены на бензин различных марок выросли примерно на 20 % или прибавили около 10 рублей.

«Да, действительно, рост есть, но он не сравним с ростом цен за рубежом. Можно сказать, наше государство разумной политикой дало нам существенный отрезок времени адаптироваться к ситуации и перестроиться к новым экономическим условиям после февраля 2022 года, – уверена Гениберг. – Если сравнивать регионы России, то видим, что самая высокая цена на бензин марки АИ-92 отмечена в Анадырь – 63 руб./литр, Магадан – 61,16, Петропавловск – Камчатский – 61,04. Самые низкие цены – Омск – 47,19, Курган – 47,26, Челябинск – 47,46 руб./литр. В Москве цена – 50,19, в Новосибирске – 50,17. Цены в этих двух городах практически совпадают».

По ее мнению, причинами роста цен в России являются:
- стремление синхронизировать российские цены с заграничными,
- повышенный спрос на бензин после пандемии,
- повышенный спрос на бензин вследствие закрытия множества авиаперелетов, которые заменяются автомобильным транспортом,
- ослабление российской валюты,
- сезонные ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах.

«Предвидится, что цены могут еще расти до уровня 52-55 руб./литр, затем остановятся и будут удерживаться на этом уровне достаточно долго», – прогнозирует эксперт.

Бензин ваш – идеи наши



При этом, по данным на 31 августа, на некоторых АЗС Новосибирска бензин марки АИ-92 стоил от 48,5 рублей до 52,90 рублей, АИ-95 – 52,15 рублей до 57 рублей за литр. Сегодня, 4 сентября, на одной из заправочных станций «Газпромнефть» бензин марки АИ-92 стоит 48,40 рублей за литр, АИ-95 – 52,05 рублей.

«Развитие экономики должно быть направлено на удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а не отдельных олигархов или инвесторов», – прокомментировал новость о резком росте цен на бензин один из подписчиков телеграм-канала «Инцидент Новосибирск».

«Сейчас поползут и цены на все остальное», – отметил другой подписчик.

«Растут стремительно...Я понять не могу почему такое происходит? Где антимонопольная служба?» – поинтересовался третий подписчик.

3(1).jpg

И этот вопрос выглядит вполне логичным и разумным, если учитывать, что столь заметного роста цен на моторное топливо мы не наблюдали с весны 2018 года, когда случился топливный кризис и было введено «правило инфляции», запрещавшее нефтяным компаниям поднимать стоимость выше уровня официальной инфляции. Но нынешний рост цен на моторное топливо не укладывается даже в это правило – прогноз инфляции на 2023 год составляет 4,5-6,5 %.

На стоимость моторного топлива влияют и курсы валют – оно отгружается не только на внутренний рынок, но и идет на экспорт. А с января рубль относительно к доллару потерял около 40 % стоимости. Некоторые эксперты видят в этом дисбаланс между поставками топлива в Россию и за рубеж – компаниям выгодно поставлять его за рубеж, а это оборачивается ограничениями поставок внутри страны и подталкивает вверх биржевые цены.

Ранее в Минэнерго России сообщали, что цены на моторное топливо в России являются рыночными, поэтому в отдельные моменты происходит их рост выше инфляции. При этом, подчеркивали в ведомстве, спрос на внутреннем рынке обеспечен предложением.

Тем временем, с 1 сентября вдвое сократились размеры демпфера: когда нефтяные компании получали налоговый вычет, который компенсировал часть «упущенной выгоды» от продажи топлива за рубеж. Это лишит нефтяные компании миллиардных компенсаций, а значит тоже может являться причиной того, что сегодня происходит на топливном рынке и с ценами на АЗС. Для стороннего взгляда, а может быть и не только, все это выглядит как некий шантаж – нефтяники пытаются показать властям, чем грозит сокращение компенсации. Но, возможно, нам это просто показалось.

Одним из вариантов нормализации обстановки может стать именно ограничение экспорта топлива.

При этом еще в июле 2023 года Национальный автомобильный союз зафиксировал в России увеличение числа нелегальных заправок и, как следствие, некачественного топлива. Соответствующее сообщение президент организации Антон Шапарин направил премьер-министру Михаилу Мишустину. В сообщении подчеркнуто, что в данный момент оперативный контроль за качеством топлива фактически утрачен, это приводит к массовым проблемам автовладельцев из-за некачественного топлива. Шапарин обратился к правительству с просьбой рассмотреть возможность вернуть и расширить полномочия госорганов, которые проводят проверки на АЗС.

Очевидно, что отсутствие вмешательства со стороны правительства и новых мер по регулированию топливного рынка обернется дефицитом предложения, разорением ряда небольших АЗС и новым скачком цен.

Но в российском Минэнерго не раз заявляли, что цены на топливо в стране регулируются не государством, а рынком. В сложившихся условиях решение проблемы может заключаться в неком компромиссе между государством и нефтяниками. Однако и при таком раскладе роста цен на топливо не предотвратить. Но оно хотя бы, быть может, будет не таким стремительным.


Новосибирцы не успевают отслеживать изменения цен на автозаправках – слишком быстро они растут. Многочисленные жалобы и стенания автовладельцев расползаются по социальным сетям, притягивая внимание даже тех, у кого нет собственной машины. И это логично – повышение стоимости моторного топлива неизбежно потянет вверх цены и на все остальное. Прогнозы предсказуемо неутешительные. Сибкрай.ru выяснил, почему моторное топливо буквально на глазах превращается в «золото».

Весь август новосибирцы с тревогой и возмущением наблюдали за тем, как быстро меняются цифры на ценовых табличках АЗС. За несколько последних недель лета они поэтапно пережили все стадии принятия неизбежного: отрицание – гнев –торг – депрессия – принятие. Но в конце августа ряд регионов столкнулся с нехваткой топлива. Где-то дело дошло даже до закрытия заправок. И стало понятно, что у истории будет продолжение.

Все выше, и выше, и выше…

Биржевая стоимость бензина марки «Премиум-95» в европейской части России по итогам торгов 1 сентября поставила очередной рекорд, увеличившись на 0,62 % – до 74,768 тысяч рублей за тонну. Стоимость разных марок бензина на биржах с начала года выросла на 60-70 %, дизельного топлива – на 40 %. В августе 2023 года биржевая стоимость бензина марки АИ-95 несколько раз обновляла рекорд и достигла 72 тысяч рублей за тонну, стоимость литра АИ-95 варьируется от 52 до 56 рублей. Таким образом, цена топлива на АЗС и оптовая цена практически соответствуют друг другу, что, конечно же, не нормальная ситуация.

Телеграм-канал «Агентство нефтегазовой информации» проанализировал, что объем реализации бензина через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу в августе 2023 года увеличился на 15,7 % (по сравнению с июлем) – до 924,3 тысяч тонн.

«Продажи бензина Аи-92 возросли в августе более чем на 25 % по отношению к июлю –до 583,5 тысяч тонн, бензина Аи-95 - на 1,2 % – до 332,1 тысячи тонн. Объем реализации дизельного топлива увеличился за месяц на 26 % – до 1,3 миллиона тонн», – говорится в сообщении.

Без имени.jpg

С 1 сентября Россия увеличила норматив минимальной величины продажи бензина и дизеля на бирже на 1 процентный пункт: для бензина – с 12 % до 13 % от общего объема производства, для дизельного топлива – с 8,5 % до 9,5 %. Это обязывает нефтяников продавать больше топлива на биржевых торгах.

В российском правительстве заявили, что решение направлено на поддержание стабильной ситуации на внутреннем рынке бензина и дизеля.

«Продажа на бирже части топлива, производимого российскими нефтяниками, дает независимым автозаправочным станциям возможность приобретать его по рыночным ценам. Такой подход снижает риски монопольного ценообразования, поскольку многие доминирующие участники топливного рынка обладают собственной сетью заправок, – подчеркнули в правительстве РФ. – Утвержденные изменения позволят повысить гарантированный объем предложения востребованного топлива на биржевых торгах и увеличить долю сделок, которые заключаются на конкурентных условиях».

Новосибирцы не плачут, просто цена на бензин в глаз попала

По данным Новосибирскстата, только за неделю с 21 по 28 августа, в Новосибирской области бензин марки АИ-98 и выше стал дороже на 1,4 % или на 93 копейки, марки АИ-95 и АИ-92 – на 1,3 % (на 70 копеек и на 64 копейки соответственно). Цены на дизельное топливо за неделю увеличились на 1,2 % или на 73 копейки.

«На наблюдаемых АЗС бензин марки АИ-92 можно было приобрести по цене от 48,20 до 52,90 рубля за 1 литр, марки АИ-95 – от 51,85 до 56,60, марки АИ-98 – от 60,90 до 67,30, дизельное топливо – от 61,00 до 65,00 рублей за 1 литр», – уточняет региональный орган статистики.

28-29.png
Неделей ранее, с 14 по 20 июня, Новосибирскстат также зафиксировал рост цен на моторное топливо. Тогда бензин марки АИ-98 и выше стал дороже на 0,9 % (на 56 копеек), марки АИ-95 – на 0,6 % (на 34 копейки), марки АИ-92 – на 0,3% (на 15 копеек). Цены на дизельное топливо увеличились на 0,5% (на 33 копейки).

На неделе с 7 по 13 августа бензин марки АИ-95 и АИ-98 и выше стал дороже на 0,6 % (на 31 и 36 копеек соответственно), марки АИ-92 – на 0,3 % (на 15 копеек). Цены на дизельное топливо увеличились на 0,4 % (на 21 копейку). А за неделю с 1 по 7 августа АИ-92 и АИ-95 стали дороже на 0,7 % (или на 35 копеек) каждый, марки АИ-98 и выше – на 0,6 % (или на 38 копеек). Цены на дизельное топливо не менялись.

Таким образом, за август, по данным Новосибирскстата, цена на бензин марки АИ-92 выросла на 1 рубль 29 копеек, АИ-95 – на 1 рубль 70 копеек, АИ-98 – на 2 рубля 23 копейки, дизельное топливо – на 1 рубль 27 копеек.

7-8.png

По словам же автовладельцев, рост на новосибирских АЗС составил от трех до пяти рублей за литр.

Не дает покоя повышение цен на бензин

Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, рекламы и связей с общественностью Новосибирского государственного университета экономики и управления Татьяна Гениберг уверена, что цены на бензин волнуют практически каждого взрослого человека в нашей стране, так как каждый понимает, что транспортные расходы в структуре затрат на производство, и соответственно цены, являются одним из важнейших компонентов и регуляторов.

«Цены на бензин и, как следствие, на все российские товары являются показателем расходной части населения и той доходной части, которая остается после оплаты минимальных необходимых товаров и услуг в свободном доступе у человека», – отмечает эксперт.

При этом, по ее данным, цены на бензин в России за последние полтора года «вели себя достаточно спокойно».

«Чего не скажешь про этот показатель за границей. Рост цен на бензин по странам разнился, но колебался от 1,5 до 2,5 раз. Самые высокие цены установлены на 28 августа 2023 в следующих известных странах: Гонконг – 3,064 доллара США за литр, Норвегия – 2,263, Швейцария – 2,274, Греция – 2,166, Италия - 2,118, Франция – 2,086. На эту дату в России средняя цена составила – 0,583 доллара США за литр, – уточнила экономист. – Но стоит отметить, что рост в России за последние 3-4 месяца наблюдался достаточно сильный».

По данным Росстата, за январь – август 2023 года цены на бензин различных марок выросли примерно на 20 % или прибавили около 10 рублей.

«Да, действительно, рост есть, но он не сравним с ростом цен за рубежом. Можно сказать, наше государство разумной политикой дало нам существенный отрезок времени адаптироваться к ситуации и перестроиться к новым экономическим условиям после февраля 2022 года, – уверена Гениберг. – Если сравнивать регионы России, то видим, что самая высокая цена на бензин марки АИ-92 отмечена в Анадырь – 63 руб./литр, Магадан – 61,16, Петропавловск – Камчатский – 61,04. Самые низкие цены – Омск – 47,19, Курган – 47,26, Челябинск – 47,46 руб./литр. В Москве цена – 50,19, в Новосибирске – 50,17. Цены в этих двух городах практически совпадают».

По ее мнению, причинами роста цен в России являются:
- стремление синхронизировать российские цены с заграничными,
- повышенный спрос на бензин после пандемии,
- повышенный спрос на бензин вследствие закрытия множества авиаперелетов, которые заменяются автомобильным транспортом,
- ослабление российской валюты,
- сезонные ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах.

«Предвидится, что цены могут еще расти до уровня 52-55 руб./литр, затем остановятся и будут удерживаться на этом уровне достаточно долго», – прогнозирует эксперт.

Бензин ваш – идеи наши



При этом, по данным на 31 августа, на некоторых АЗС Новосибирска бензин марки АИ-92 стоил от 48,5 рублей до 52,90 рублей, АИ-95 – 52,15 рублей до 57 рублей за литр. Сегодня, 4 сентября, на одной из заправочных станций «Газпромнефть» бензин марки АИ-92 стоит 48,40 рублей за литр, АИ-95 – 52,05 рублей.

«Развитие экономики должно быть направлено на удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а не отдельных олигархов или инвесторов», – прокомментировал новость о резком росте цен на бензин один из подписчиков телеграм-канала «Инцидент Новосибирск».

«Сейчас поползут и цены на все остальное», – отметил другой подписчик.

«Растут стремительно...Я понять не могу почему такое происходит? Где антимонопольная служба?» – поинтересовался третий подписчик.

3(1).jpg

И этот вопрос выглядит вполне логичным и разумным, если учитывать, что столь заметного роста цен на моторное топливо мы не наблюдали с весны 2018 года, когда случился топливный кризис и было введено «правило инфляции», запрещавшее нефтяным компаниям поднимать стоимость выше уровня официальной инфляции. Но нынешний рост цен на моторное топливо не укладывается даже в это правило – прогноз инфляции на 2023 год составляет 4,5-6,5 %.

На стоимость моторного топлива влияют и курсы валют – оно отгружается не только на внутренний рынок, но и идет на экспорт. А с января рубль относительно к доллару потерял около 40 % стоимости. Некоторые эксперты видят в этом дисбаланс между поставками топлива в Россию и за рубеж – компаниям выгодно поставлять его за рубеж, а это оборачивается ограничениями поставок внутри страны и подталкивает вверх биржевые цены.

Ранее в Минэнерго России сообщали, что цены на моторное топливо в России являются рыночными, поэтому в отдельные моменты происходит их рост выше инфляции. При этом, подчеркивали в ведомстве, спрос на внутреннем рынке обеспечен предложением.

Тем временем, с 1 сентября вдвое сократились размеры демпфера: когда нефтяные компании получали налоговый вычет, который компенсировал часть «упущенной выгоды» от продажи топлива за рубеж. Это лишит нефтяные компании миллиардных компенсаций, а значит тоже может являться причиной того, что сегодня происходит на топливном рынке и с ценами на АЗС. Для стороннего взгляда, а может быть и не только, все это выглядит как некий шантаж – нефтяники пытаются показать властям, чем грозит сокращение компенсации. Но, возможно, нам это просто показалось.

Одним из вариантов нормализации обстановки может стать именно ограничение экспорта топлива.

При этом еще в июле 2023 года Национальный автомобильный союз зафиксировал в России увеличение числа нелегальных заправок и, как следствие, некачественного топлива. Соответствующее сообщение президент организации Антон Шапарин направил премьер-министру Михаилу Мишустину. В сообщении подчеркнуто, что в данный момент оперативный контроль за качеством топлива фактически утрачен, это приводит к массовым проблемам автовладельцев из-за некачественного топлива. Шапарин обратился к правительству с просьбой рассмотреть возможность вернуть и расширить полномочия госорганов, которые проводят проверки на АЗС.

Очевидно, что отсутствие вмешательства со стороны правительства и новых мер по регулированию топливного рынка обернется дефицитом предложения, разорением ряда небольших АЗС и новым скачком цен.

Но в российском Минэнерго не раз заявляли, что цены на топливо в стране регулируются не государством, а рынком. В сложившихся условиях решение проблемы может заключаться в неком компромиссе между государством и нефтяниками. Однако и при таком раскладе роста цен на топливо не предотвратить. Но оно хотя бы, быть может, будет не таким стремительным.



Читайте также