Сибкрай.ru

"Сибирь» долеталась до дефолта" - "Эксперт"

Авиакомпания «Сибирь» (торговая марка S7), занимающая второе место по объемам перевозок в России, объявила технический дефолт по оферте облигационного займа на 2,3 млрд рублей. Инвесторы предъявили к выкупу более 90% бумаг на общую сумму 2,197 млрд рублей. Но уже сейчас ясно, что погасить их в тридцатидневный срок своими силами авиакомпания не сможет. Это создает реальную угрозу не только банкротства «Сибири», но и прекращения ее операционной деятельности. Впрочем, в самой авиакомпании надеются, что драматического развития событий удастся избежать. В распространенном пресс-службой «Сибири» заявлении говорится, что «в связи со сложившейся в последние месяцы неблагоприятной ситуацией на финансовых рынках и ограниченными возможностями по привлечению банковских кредитов авиакомпания планирует обратиться к инвесторам с предложением о реструктуризации своих обязательств по облигационному займу». Агентом по реструктуризации назначен Райффайзенбанк. Разработанный им план предполагает немедленную выплату 20% задолженности (460 млн рублей) и погашение оставшейся части долга равными траншами в летние месяцы 2009−го и 2010 годов. При этом ни внесения дополнительного обеспечения, ни изменения ставки доходности планом не предусмотрено. Предложенные банком условия держатели бумаг «Сибири» склонны считать грабительскими, но никаких других вариантов вернуть деньги у них нет. Де-факто кредиторы «Сибири» поставлены перед выбором: либо обанкротить компанию и остаться вообще без денег, либо вернуть часть средств прямо сейчас и надеяться на лучшее. Но даже если «Сибирь» сможет урегулировать отношения с держателями облигаций, угроза банкротства авиакомпании все равно сохранится. Суммарная задолженность «Сибири», по разным оценкам, сейчас составляет от 12 до 20 млрд рублей. Причем львиная часть долга приходится на кредиты Сбербанка и «Уралсиба» со сроками погашения в 2009–2010 годах. Эти кредиты в числе прочего обеспечены 63,25% акций авиакомпании, принадлежащих руководителям «Сибири» — Наталье и Владиславу Филевым. И по ним уже сработал так называемый margin call. На этой неделе Сбербанк и «Уралсиб» намерены потребовать от авиакомпании дополнительного обеспечения долгов более чем на 9 млрд рублей. Но предоставить новые активы банкам ни сама авиакомпания, ни ее владельцы уже не могут. За последние несколько месяцев «Сибирь» исчерпала все возможности получения дополнительных доходов. Так, в конце января «Сибири» пришлось аннулировать заказ на 15 самолетов Boeing-787 Dreamliner, которые должны были поступить в ее парк после 2014 года. Это позволило авиакомпании вернуть 24 млн долларов аванса. Но заметного улучшения ее финансового состояния не произошло. И понятно почему. Еще в конце прошлого года «Сибирь» вывела из эксплуатации все самолеты отечественного производства (всего более 30 воздушных судов), оставив в парке исключительно западные лайнеры — Airbus и Boeing, отличающиеся высокой топливной эффективностью. В условиях стабильного валютного курса это позволило бы увеличить прибыль. Но девальвация рубля поставила на этих планах жирный крест. Доходы «Сибири» в валютном выражении сократились почти на треть, а лизинговые платежи за самолеты не изменились. Чтобы сохранить маршрутную сеть, «Сибирь» почти всю выручку вынуждена отдавать лизинговым компаниям, заморозив платежи остальным контрагентам. В результате аэропорты и поставщики топлива один за другим стали требовать от авиакомпании скорейшего погашения долгов. Так, «ЛУКойл-Аэро» на днях подала в арбитражный суд иск к «Сибири» о взыскании с нее 927 млн рублей. В пресс-службе «ЛУКойла» сообщили, что эта сумма включает задолженность авиакомпании за последние два года, а также штрафы и пени. Всего же в московские суды за последние полтора месяца поступило десять исков к «Сибири» на общую сумму более 1 млрд рублей. Похожая ситуация сложилась и в регионах. Например, в Дальневосточном федеральном округе местная транспортная прокуратура, выявив значительную задолженность «Сибири» перед аэропортами Хабаровска, Южно-Сахалинска и Владивостока, начала проверку авиакомпании с целью недопущения возможного нарушения прав пассажиров. Дальневосточным аэропортам «Сибирь» должна около 20 млн рублей. Всего же долг авиакомпании перед поставщиками топлива и аэропортами составляет около 6 млрд рублей. В этой ситуации спасти «Сибирь» может только государство, которому принадлежит блокирующий пакет акций авиакомпании. Владислав Филев уже обратился к первому вице-премьеру России Игорю Шувалову с просьбой выделить «Сибири» кредит в размере 12 млрд рублей, а также предоставить государственные гарантии по ранее взятым займам. Но, несмотря на принципиальное согласие властей помочь авиакомпании, конкретного решения пока так и не принято. Между тем в будущем «Сибирь» вполне может снова стать эффективной авиакомпанией. Более того, для этого не требуется каких-то гигантских средств. На первых порах достаточно, чтобы государство разрешило «Сибири» хотя бы продать выведенные из парка старые советские самолеты. По словам Владислава Филева, даже если брать по 2 млн долларов за судно, то получится больше, чем вся задолженность авиакомпании.


Авиакомпания «Сибирь» (торговая марка S7), занимающая второе место по объемам перевозок в России, объявила технический дефолт по оферте облигационного займа на 2,3 млрд рублей. Инвесторы предъявили к выкупу более 90% бумаг на общую сумму 2,197 млрд рублей. Но уже сейчас ясно, что погасить их в тридцатидневный срок своими силами авиакомпания не сможет. Это создает реальную угрозу не только банкротства «Сибири», но и прекращения ее операционной деятельности. Впрочем, в самой авиакомпании надеются, что драматического развития событий удастся избежать. В распространенном пресс-службой «Сибири» заявлении говорится, что «в связи со сложившейся в последние месяцы неблагоприятной ситуацией на финансовых рынках и ограниченными возможностями по привлечению банковских кредитов авиакомпания планирует обратиться к инвесторам с предложением о реструктуризации своих обязательств по облигационному займу». Агентом по реструктуризации назначен Райффайзенбанк. Разработанный им план предполагает немедленную выплату 20% задолженности (460 млн рублей) и погашение оставшейся части долга равными траншами в летние месяцы 2009−го и 2010 годов. При этом ни внесения дополнительного обеспечения, ни изменения ставки доходности планом не предусмотрено. Предложенные банком условия держатели бумаг «Сибири» склонны считать грабительскими, но никаких других вариантов вернуть деньги у них нет. Де-факто кредиторы «Сибири» поставлены перед выбором: либо обанкротить компанию и остаться вообще без денег, либо вернуть часть средств прямо сейчас и надеяться на лучшее. Но даже если «Сибирь» сможет урегулировать отношения с держателями облигаций, угроза банкротства авиакомпании все равно сохранится. Суммарная задолженность «Сибири», по разным оценкам, сейчас составляет от 12 до 20 млрд рублей. Причем львиная часть долга приходится на кредиты Сбербанка и «Уралсиба» со сроками погашения в 2009–2010 годах. Эти кредиты в числе прочего обеспечены 63,25% акций авиакомпании, принадлежащих руководителям «Сибири» — Наталье и Владиславу Филевым. И по ним уже сработал так называемый margin call. На этой неделе Сбербанк и «Уралсиб» намерены потребовать от авиакомпании дополнительного обеспечения долгов более чем на 9 млрд рублей. Но предоставить новые активы банкам ни сама авиакомпания, ни ее владельцы уже не могут. За последние несколько месяцев «Сибирь» исчерпала все возможности получения дополнительных доходов. Так, в конце января «Сибири» пришлось аннулировать заказ на 15 самолетов Boeing-787 Dreamliner, которые должны были поступить в ее парк после 2014 года. Это позволило авиакомпании вернуть 24 млн долларов аванса. Но заметного улучшения ее финансового состояния не произошло. И понятно почему. Еще в конце прошлого года «Сибирь» вывела из эксплуатации все самолеты отечественного производства (всего более 30 воздушных судов), оставив в парке исключительно западные лайнеры — Airbus и Boeing, отличающиеся высокой топливной эффективностью. В условиях стабильного валютного курса это позволило бы увеличить прибыль. Но девальвация рубля поставила на этих планах жирный крест. Доходы «Сибири» в валютном выражении сократились почти на треть, а лизинговые платежи за самолеты не изменились. Чтобы сохранить маршрутную сеть, «Сибирь» почти всю выручку вынуждена отдавать лизинговым компаниям, заморозив платежи остальным контрагентам. В результате аэропорты и поставщики топлива один за другим стали требовать от авиакомпании скорейшего погашения долгов. Так, «ЛУКойл-Аэро» на днях подала в арбитражный суд иск к «Сибири» о взыскании с нее 927 млн рублей. В пресс-службе «ЛУКойла» сообщили, что эта сумма включает задолженность авиакомпании за последние два года, а также штрафы и пени. Всего же в московские суды за последние полтора месяца поступило десять исков к «Сибири» на общую сумму более 1 млрд рублей. Похожая ситуация сложилась и в регионах. Например, в Дальневосточном федеральном округе местная транспортная прокуратура, выявив значительную задолженность «Сибири» перед аэропортами Хабаровска, Южно-Сахалинска и Владивостока, начала проверку авиакомпании с целью недопущения возможного нарушения прав пассажиров. Дальневосточным аэропортам «Сибирь» должна около 20 млн рублей. Всего же долг авиакомпании перед поставщиками топлива и аэропортами составляет около 6 млрд рублей. В этой ситуации спасти «Сибирь» может только государство, которому принадлежит блокирующий пакет акций авиакомпании. Владислав Филев уже обратился к первому вице-премьеру России Игорю Шувалову с просьбой выделить «Сибири» кредит в размере 12 млрд рублей, а также предоставить государственные гарантии по ранее взятым займам. Но, несмотря на принципиальное согласие властей помочь авиакомпании, конкретного решения пока так и не принято. Между тем в будущем «Сибирь» вполне может снова стать эффективной авиакомпанией. Более того, для этого не требуется каких-то гигантских средств. На первых порах достаточно, чтобы государство разрешило «Сибири» хотя бы продать выведенные из парка старые советские самолеты. По словам Владислава Филева, даже если брать по 2 млн долларов за судно, то получится больше, чем вся задолженность авиакомпании.


Читайте также