Сибкрай.ru

Антимонопольное законодательство усиливают на федеральном уровне

Руководитель Управления антимонопольной службы по Новосибирской области Сергей Гаврилов провел пресс-конференцию, на которой рассказал о новшествах антимонопольного законодательства. «Сумма штрафов за нарушение антимонопольного законодательства за прошлый год составила 2,2 миллиона рублей, а в 2009 году, когда нам дали дополнительные полномочия, мы только за первые полгода привлекли к административной ответственности должностных лиц и организаций на сумму почти 47 миллионов рублей, – рассказал Сергей Гаврилов. При этом большинство нарушений (более 50%) допускают органы власти. Усиление норм антимонопольного законодательства позволят бороться с этими нарушениями более эффективно. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал изменения в федеральный закон «О защите конкуренции», также внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Принятые меры ужесточают ответственность за нарушение принципов конкуренции в экономике и предполагают уголовную ответственность чиновников за нарушение антимонопольного законодательства, в частности за максимальные нарушения – до 6 лет лишения свободы. В случае ущерба в особо крупном размере, должностное лицо подвергается либо штрафу в размере от 300 тысяч рублей до 1 миллиона, либо лишается свободы на срок до 6 лет. «Всё здесь зависит от степени причинённого ущерба, или от размера необоснованно полученного дохода», – пояснил Сергей Гаврилов. По его словам, изменённое законодательство поможет антимонопольной службе: «Мы боремся со злоупотреблением доминирующим положением, и раньше такие претензии предъявлялись компании, имеющей долю более 50% на рынке производства или реализации товаров и услуг». Новые изменения закона это порог упраздняют, сегодня антимонопольному органу достаточно, чтобы компания имела долю даже менее 30% и если эта компания оказывает влияющее воздействие на товарооборот, то её можно признать доминирующей, а значит, призвать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Цена товара, которая была сформирована в результате нарушения антимонопольного законодательства несправедливая – она может быть монопольно высокой или монопольно низкой. И теперь законодатели чётко определяют, что является монопольно высокой и монопольно низкой ценой. «Ведь зачастую наши решения оспаривались и мы проигрывали в суде, когда не могли доказать необоснованность цен», - подчеркнул руководитель областной антимонопольной службы. На протяжении последних лет у антимонопольной службы много претензий к органам власти, когда они – в нарушение антимонопольного законодательства – ограничивают конкуренцию и свободное перемещение товара, либо необоснованно выдают государственно-муниципальную помощь, которую могли оказать любому предприятию. Сегодня вводится изменённое понятие «государственно-муниципальная преференция» и чётко оговаривается в каких случаях и кому оказывать поддержку. И решение о такой поддержке придётся предварительно согласовать с федеральной антимонопольной службой. Кроме того, впервые федеральной антимонопольной службе дали возможность оспаривать ненормативные решения и акты законодательного органа субъекта федерации. А муниципальным образованиям ФАС теперь может выдавать предписания о прекращении нарушения, в том числе и предписание о возврате имущества, переданного в нарушение закона о государственно-муниципальной преференции. За невыполнение законодательства о предоставлении государственной муниципальной преференции штраф составит до 50 тысяч рублей. Как рассказал Сергей Гаврилов, в целом расширились полномочия федеральной антимонопольной службы, которой дано право без предупреждения проводить выездной осмотр предприятия, если дело касается какого-то картельного сговора. При этом просить предоставить необходимые для расследования материалы, делать видео и аудиозаписи. «Такие новшества позволят антимонопольной службе более чётко квалифицировать нарушение антимонопольного законодательства», - подчеркнул Сергей Гаврилов. Прописаны изменения в земельный и градостроительный Кодексы, а также в закон о недрах. Более чётко прописана процедура проведения аукционов на землю, на использование недр. Много изменений в Кодексе об административных правонарушениях, в том числе определена ответственность чиновников за несвоевременное ведение реестр заключённых контрактов государственным и муниципальным заказчиком. Теперь же штрафы за это нарушение достигают 50 тысяч рублей. Отдельно введена статья о дисквалификации должностного лица – за злоупотребление доминирующим положением, либо за действия, ограничивающие рыночную конкуренцию. В зависимости от тяжести совершённого правонарушения, как должностное лицо предприятия, так и чиновник дисквалифицируется на срок от 1 года до 6 лет.

Руководитель Управления антимонопольной службы по Новосибирской области Сергей Гаврилов провел пресс-конференцию, на которой рассказал о новшествах антимонопольного законодательства. «Сумма штрафов за нарушение антимонопольного законодательства за прошлый год составила 2,2 миллиона рублей, а в 2009 году, когда нам дали дополнительные полномочия, мы только за первые полгода привлекли к административной ответственности должностных лиц и организаций на сумму почти 47 миллионов рублей, – рассказал Сергей Гаврилов. При этом большинство нарушений (более 50%) допускают органы власти. Усиление норм антимонопольного законодательства позволят бороться с этими нарушениями более эффективно. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал изменения в федеральный закон «О защите конкуренции», также внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Принятые меры ужесточают ответственность за нарушение принципов конкуренции в экономике и предполагают уголовную ответственность чиновников за нарушение антимонопольного законодательства, в частности за максимальные нарушения – до 6 лет лишения свободы. В случае ущерба в особо крупном размере, должностное лицо подвергается либо штрафу в размере от 300 тысяч рублей до 1 миллиона, либо лишается свободы на срок до 6 лет. «Всё здесь зависит от степени причинённого ущерба, или от размера необоснованно полученного дохода», – пояснил Сергей Гаврилов. По его словам, изменённое законодательство поможет антимонопольной службе: «Мы боремся со злоупотреблением доминирующим положением, и раньше такие претензии предъявлялись компании, имеющей долю более 50% на рынке производства или реализации товаров и услуг». Новые изменения закона это порог упраздняют, сегодня антимонопольному органу достаточно, чтобы компания имела долю даже менее 30% и если эта компания оказывает влияющее воздействие на товарооборот, то её можно признать доминирующей, а значит, призвать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Цена товара, которая была сформирована в результате нарушения антимонопольного законодательства несправедливая – она может быть монопольно высокой или монопольно низкой. И теперь законодатели чётко определяют, что является монопольно высокой и монопольно низкой ценой. «Ведь зачастую наши решения оспаривались и мы проигрывали в суде, когда не могли доказать необоснованность цен», - подчеркнул руководитель областной антимонопольной службы. На протяжении последних лет у антимонопольной службы много претензий к органам власти, когда они – в нарушение антимонопольного законодательства – ограничивают конкуренцию и свободное перемещение товара, либо необоснованно выдают государственно-муниципальную помощь, которую могли оказать любому предприятию. Сегодня вводится изменённое понятие «государственно-муниципальная преференция» и чётко оговаривается в каких случаях и кому оказывать поддержку. И решение о такой поддержке придётся предварительно согласовать с федеральной антимонопольной службой. Кроме того, впервые федеральной антимонопольной службе дали возможность оспаривать ненормативные решения и акты законодательного органа субъекта федерации. А муниципальным образованиям ФАС теперь может выдавать предписания о прекращении нарушения, в том числе и предписание о возврате имущества, переданного в нарушение закона о государственно-муниципальной преференции. За невыполнение законодательства о предоставлении государственной муниципальной преференции штраф составит до 50 тысяч рублей. Как рассказал Сергей Гаврилов, в целом расширились полномочия федеральной антимонопольной службы, которой дано право без предупреждения проводить выездной осмотр предприятия, если дело касается какого-то картельного сговора. При этом просить предоставить необходимые для расследования материалы, делать видео и аудиозаписи. «Такие новшества позволят антимонопольной службе более чётко квалифицировать нарушение антимонопольного законодательства», - подчеркнул Сергей Гаврилов. Прописаны изменения в земельный и градостроительный Кодексы, а также в закон о недрах. Более чётко прописана процедура проведения аукционов на землю, на использование недр. Много изменений в Кодексе об административных правонарушениях, в том числе определена ответственность чиновников за несвоевременное ведение реестр заключённых контрактов государственным и муниципальным заказчиком. Теперь же штрафы за это нарушение достигают 50 тысяч рублей. Отдельно введена статья о дисквалификации должностного лица – за злоупотребление доминирующим положением, либо за действия, ограничивающие рыночную конкуренцию. В зависимости от тяжести совершённого правонарушения, как должностное лицо предприятия, так и чиновник дисквалифицируется на срок от 1 года до 6 лет.


Читайте также