Сибкрай.ru

Крестьяне пострадали из-за отличной работы

Со времен начала перестройки в России еще не было такой сложнейшей ситуации на зерновом рынке. И тому несколько причин, как внутренних, так и внешних. Начнем с того, что в последние 6-8 лет в стране шло интенсивное развитие сельского хозяйства. И российское правительство, и регионы вкладывали значительные средства на техническое переоснащение АПК: закупалась новая почвообрабатывающая, зерноуборочная техника, отечественное сельхозмашиностроение вышло на принципиально новый уровень развития. К этому нужно добавить результаты работы российских ученых-селекционеров, которые вывели новые устойчивые к болезням и к неблагоприятным природно-климатическим условиям сорта зерновых, разработали современные технологии в полеводстве. Я часто шучу на ВАСХНИЛе: «В кризисе перепроизводства зерна виноваты ученые: рассказали, как выращивать пшеницу, только не рассказали, куда ее потом продавать». Ситуация на международном рынке тоже сыграла не на руку россиянам. Если еще три года назад на Западе был спад в производстве зерна, то в последние год-два наблюдается устойчивый подъем. Тем не менее, по экспорту зерна мы вышли в этом году на третье место в мире, общий объем поставок за границу составил в России 21 миллион тонн. Но, если сравнивать с внутренними запасами, когда урожай еще прошлых лет хранится на элеваторах, этого недостаточно. Однако сделать в этой ситуации пока что-либо трудно. Не урегулирована тарифная политика с железной дорогой, не хватает зерновозов и зерновых терминалов в морских портах. Новороссийск завален пшеницей из европейской части России, а на Дальнем Востоке порты всегда были рассчитаны не на экспорт, а на импорт зерна. Самое главное, страна оказалась не готова к большим урожаям: если до перестройки элеваторов хватало, то при нынешних объемах производства их катастрофически не хватает. Мы пользуемся тем, что осталось с советских времен. Нельзя говорить, что в этом виноваты субъекты федерации, в данном случае должна быть продуманная политика государства. Кризис перепроизводства зерна особенно сильно ударил по полеводам Западной Сибири. Например, в Чите, Забайкалье пшеница стоит от 5,5 тысяч рублей за тонну. Там зерно очень хорошего качества с клейковиной до 36%, и его мало. В Иркутской области традиционно выращивают в основном фураж – тоже диктуют климатические условия. Основные же производители пшеницы – это Алтай, Омск, Новосибирская область, частично юг Красноярского края, Кузбасс и Томская область. За три года во всех этих регионах производство зерновых значительно увеличилось. В Кузбассе 1,5 млн тонн в амбарном весе, в Омской области – до четырех миллионов, в Новосибирской – свыше трех. Рекорды бьют крестьяне Алтайского края – 5,6 млн тонн уже подработанного зерна. В целом по округу произведено 18 млн тонн. А еще не забывайте, что на элеваторах есть и переходящий остаток от закупок прошлых лет. Куда девать зерно? На восток хлеб особо не повезешь, тарифная составляющая увеличивает цену зерна больше, чем в три раза. Пересмотра тарифной политики добивались долго, но снизить железнодорожные тарифы так пока не удалось. Раньше сибиряков выручал азиатский рынок – через Казахстан мы поставляли пшеницу в бывшие республики Средней Азии, и далее – в Афганистан и Пакистан. Сейчас казахские хлеборобы увеличили эффективность производства зерновых, построили современные мукомольные предприятия, так что афгано-пакистанский рынок для нас оказался закрыт. В ходе зерновых интервенций крестьяне СФО реализовали 665 тысяч 685 тонн зерна. Не стоит считать процентное соотношение к 18 млн тонн, произведенных в регионах., продают ведь излишки. На данный момент они составляют около 4 млн тонн. И вообще зерновые интервенции в России понимают не очень правильно – и сами крестьяне, и СМИ. В данном случае государство – не оптовый покупатель, а интервенции – только инструмент, который позволяет уменьшить разбалансированность рынка, своего рода индикатор его состояния. В данном случае выходов по большому счету из сложившейся ситуации два. Во-первых, организовывать экспорт зерна в страны Юго-Восточной Азии, во-вторых, о чем мы давно говорили на советах по АПК разных уровней, - переспециализировать земли. Например, в Бурятии не надо выращивать такую дорогую пшеницу, лучше заняться производством кормов для животноводства. А хлеб стоит возить из регионов с более мягким климатом. Опять все упирается в проблему перевозок, точнее, их дороговизны. Разрешить эту ситуацию можно при помощи так называемых контейнерных перевозок. Тем более, что недавно прошел эксперимент по поставкам зерна в Японию именно таким способом. Собственно, в России организован Национальный союз зернопроизводителей, руководителем которого стал генеральный директор САХО Павел Скурихин. Структура создана специально для налаживания взаимодействия крупных зернотрейдеров и непосредственно сельхозпроизводителей. То есть, потенциальных покупателей сибирского зерна – предпринимателей Японии, Кореи, Шри-Ланки, Вьетнама вывести на местный рынок. Опыт западных стран доказывает, что эффективны сейчас именно перевозки зерна в контейнерах. Ну нет в странах Юго-Восточной Азии мощных элеваторов на 60, 80 тонн. А для функционирования производства в этих странах нужны стабильные поставки зерна, например, партиями по 340 тонн. Так что становятся нужны именно контейнеры. И, кстати, таким же образом можно транспортировать пшеницу на восток России. Получается, что кризис перепроизводства подтолкнул к решению транспортных проблем, но можно найти действительно эффективных логистических подходов. Это не исключает строительства так называемых магистральных элеваторов поблизости от транспортных узлов, это не исключает решения вопросов с таможней – проблем сертификации, погрузки-разгрузки зерна, строительства терминалов в портах Дальнего Востока. Контейнеры – это еще один способ транспортировки, достаточно действенный. Также не следует забывать о внедрении новых технологий хранения зерна. Сейчас в Омской области апробируется применение итало-аргентинской технологии: пшеницу закладывают в «чулках» из особого прочного пластика. В странах с теплым климатом такой способ позволяет хранить зерно фактически под открытым небом в течение восьми месяцев. Что получится в Сибири, скоро узнаем. Специалисты-аграрии подсчитают экономическую эффективность применения «южной» технологии в условиях Западной Сибири, по итогам эксперимента проведут семинар в Омской области. Мы научились выращивать пшеницу в непростых погодных условиях. Теперь еще нужно научиться ее продавать, тем более, что экономические условия тоже бывают весьма непростые. Россиянам «дышат в спину» не только канадцы, но и американцы. Теоретически в США в любой момент могут ввести дополнительные посевные площади, ведь треть земель у них на данный момент зарезервирована.


Со времен начала перестройки в России еще не было такой сложнейшей ситуации на зерновом рынке. И тому несколько причин, как внутренних, так и внешних. Начнем с того, что в последние 6-8 лет в стране шло интенсивное развитие сельского хозяйства. И российское правительство, и регионы вкладывали значительные средства на техническое переоснащение АПК: закупалась новая почвообрабатывающая, зерноуборочная техника, отечественное сельхозмашиностроение вышло на принципиально новый уровень развития. К этому нужно добавить результаты работы российских ученых-селекционеров, которые вывели новые устойчивые к болезням и к неблагоприятным природно-климатическим условиям сорта зерновых, разработали современные технологии в полеводстве. Я часто шучу на ВАСХНИЛе: «В кризисе перепроизводства зерна виноваты ученые: рассказали, как выращивать пшеницу, только не рассказали, куда ее потом продавать». Ситуация на международном рынке тоже сыграла не на руку россиянам. Если еще три года назад на Западе был спад в производстве зерна, то в последние год-два наблюдается устойчивый подъем. Тем не менее, по экспорту зерна мы вышли в этом году на третье место в мире, общий объем поставок за границу составил в России 21 миллион тонн. Но, если сравнивать с внутренними запасами, когда урожай еще прошлых лет хранится на элеваторах, этого недостаточно. Однако сделать в этой ситуации пока что-либо трудно. Не урегулирована тарифная политика с железной дорогой, не хватает зерновозов и зерновых терминалов в морских портах. Новороссийск завален пшеницей из европейской части России, а на Дальнем Востоке порты всегда были рассчитаны не на экспорт, а на импорт зерна. Самое главное, страна оказалась не готова к большим урожаям: если до перестройки элеваторов хватало, то при нынешних объемах производства их катастрофически не хватает. Мы пользуемся тем, что осталось с советских времен. Нельзя говорить, что в этом виноваты субъекты федерации, в данном случае должна быть продуманная политика государства. Кризис перепроизводства зерна особенно сильно ударил по полеводам Западной Сибири. Например, в Чите, Забайкалье пшеница стоит от 5,5 тысяч рублей за тонну. Там зерно очень хорошего качества с клейковиной до 36%, и его мало. В Иркутской области традиционно выращивают в основном фураж – тоже диктуют климатические условия. Основные же производители пшеницы – это Алтай, Омск, Новосибирская область, частично юг Красноярского края, Кузбасс и Томская область. За три года во всех этих регионах производство зерновых значительно увеличилось. В Кузбассе 1,5 млн тонн в амбарном весе, в Омской области – до четырех миллионов, в Новосибирской – свыше трех. Рекорды бьют крестьяне Алтайского края – 5,6 млн тонн уже подработанного зерна. В целом по округу произведено 18 млн тонн. А еще не забывайте, что на элеваторах есть и переходящий остаток от закупок прошлых лет. Куда девать зерно? На восток хлеб особо не повезешь, тарифная составляющая увеличивает цену зерна больше, чем в три раза. Пересмотра тарифной политики добивались долго, но снизить железнодорожные тарифы так пока не удалось. Раньше сибиряков выручал азиатский рынок – через Казахстан мы поставляли пшеницу в бывшие республики Средней Азии, и далее – в Афганистан и Пакистан. Сейчас казахские хлеборобы увеличили эффективность производства зерновых, построили современные мукомольные предприятия, так что афгано-пакистанский рынок для нас оказался закрыт. В ходе зерновых интервенций крестьяне СФО реализовали 665 тысяч 685 тонн зерна. Не стоит считать процентное соотношение к 18 млн тонн, произведенных в регионах., продают ведь излишки. На данный момент они составляют около 4 млн тонн. И вообще зерновые интервенции в России понимают не очень правильно – и сами крестьяне, и СМИ. В данном случае государство – не оптовый покупатель, а интервенции – только инструмент, который позволяет уменьшить разбалансированность рынка, своего рода индикатор его состояния. В данном случае выходов по большому счету из сложившейся ситуации два. Во-первых, организовывать экспорт зерна в страны Юго-Восточной Азии, во-вторых, о чем мы давно говорили на советах по АПК разных уровней, - переспециализировать земли. Например, в Бурятии не надо выращивать такую дорогую пшеницу, лучше заняться производством кормов для животноводства. А хлеб стоит возить из регионов с более мягким климатом. Опять все упирается в проблему перевозок, точнее, их дороговизны. Разрешить эту ситуацию можно при помощи так называемых контейнерных перевозок. Тем более, что недавно прошел эксперимент по поставкам зерна в Японию именно таким способом. Собственно, в России организован Национальный союз зернопроизводителей, руководителем которого стал генеральный директор САХО Павел Скурихин. Структура создана специально для налаживания взаимодействия крупных зернотрейдеров и непосредственно сельхозпроизводителей. То есть, потенциальных покупателей сибирского зерна – предпринимателей Японии, Кореи, Шри-Ланки, Вьетнама вывести на местный рынок. Опыт западных стран доказывает, что эффективны сейчас именно перевозки зерна в контейнерах. Ну нет в странах Юго-Восточной Азии мощных элеваторов на 60, 80 тонн. А для функционирования производства в этих странах нужны стабильные поставки зерна, например, партиями по 340 тонн. Так что становятся нужны именно контейнеры. И, кстати, таким же образом можно транспортировать пшеницу на восток России. Получается, что кризис перепроизводства подтолкнул к решению транспортных проблем, но можно найти действительно эффективных логистических подходов. Это не исключает строительства так называемых магистральных элеваторов поблизости от транспортных узлов, это не исключает решения вопросов с таможней – проблем сертификации, погрузки-разгрузки зерна, строительства терминалов в портах Дальнего Востока. Контейнеры – это еще один способ транспортировки, достаточно действенный. Также не следует забывать о внедрении новых технологий хранения зерна. Сейчас в Омской области апробируется применение итало-аргентинской технологии: пшеницу закладывают в «чулках» из особого прочного пластика. В странах с теплым климатом такой способ позволяет хранить зерно фактически под открытым небом в течение восьми месяцев. Что получится в Сибири, скоро узнаем. Специалисты-аграрии подсчитают экономическую эффективность применения «южной» технологии в условиях Западной Сибири, по итогам эксперимента проведут семинар в Омской области. Мы научились выращивать пшеницу в непростых погодных условиях. Теперь еще нужно научиться ее продавать, тем более, что экономические условия тоже бывают весьма непростые. Россиянам «дышат в спину» не только канадцы, но и американцы. Теоретически в США в любой момент могут ввести дополнительные посевные площади, ведь треть земель у них на данный момент зарезервирована.


Читайте также