Ровно за месяц до проведения VI Сибирской Венчурной Ярмарки состоялся второй коучинг для тех, кто собирается представить на ней свои проекты. Руководители около 25 новосибирских высокотехнологичных компаний собрались в Большом зале областной администрации, чтобы научиться основам ведения переговоров с инвестором и успешной презентации.
Директор-координатор Российской венчурной ярмарки Игорь Гладких (Санкт-Петербург) рассказал собравшимся о философии венчурного бизнеса, состоянии рынка прямых и венчурных инвестиций в России и провел вместе со своими сотрудниками индивидуальные консультации для будущих экспонентов сибирской площадки. После чего поделился с корреспондентом портала Сибкрай.ru своим мнением о том, чего же не хватает нашим инноваторам и какие ошибки они чаще всего совершают.
- Первое, что надо отметить, – собралась достаточно подготовленная и заинтересованная аудитория. Было довольно много новых лиц. Пожалуй, они составляли более половины собравшихся – те, кто еще никогда не принимал участия в ярмарках и не присутствовал на наших занятиях. Но многие пришли сюда не впервые – и это говорит о том, что у людей есть интерес, есть желание лишний раз услышать вещи, важные для любого предпринимателя.
Во второй половине дня мы занимались индивидуальным консультированием будущих участников ярмарки. Как оказалось, основные проблемы у них связаны главным образом с тем, что проекты недостаточно внятно структурированы – то есть не разбиты на этапы по результатам и финансированию. Почти никто из инноваторов не думает о привлечении заемных средств – а ведь в развитии компании наступает период, когда ей для дальнейшего роста требуются кредиты, и в таком случае можно уже снизить запрос по прямым инвестициям. Есть проблемы с определением целевых рынков – чувствуется, что многие предприниматели параметры своих рынков и каналы сбыта не слишком отчетливо себе представляют.
Но были и другие случаи – когда наши собеседники демонстрировали глубокое знание предмета и понимание философии венчура. Порадовали коллеги из Академгородка – представители компаний, созданных при институтах СО РАН, в том числе и по 217-му закону. Мы говорили с ними на одном языке – на языке бизнеса, а не научных разработок. И если спорили, то речь шла о нюансах бизнес-модели, а не о расхождениях в целях и задачах.
Хотя проекты там очень непростые – в том смысле, что рассчитаны они не на российский рынок, а на глобальный. Российского рынка для них практически нет, и если пытаться эту продукцию продвигать в родном отечестве, на успех рассчитывать трудно. А если целиться на зарубеж, это сразу накладывает отпечаток и на бизнес-модель, и на правовые аспекты, и на многое другое.
Конечно, разница в подготовке инноваторов заметна. И дело даже не в том, что кто-то уже прошел ярмарку, а кто-то еще нет, что один побывал год назад на коучинге, а другой впервые к нам пришел. Я бы сказал, что серьезнее подготовлены те компании, которые работают с инновационной инфраструктурой. Заметно, что они лучше представляют себе последовательность действий по развитию бизнеса, они умеют говорить о вещах, связанных с увеличением стоимости компании, а не с научно-технической ценностью самой разработки.
Мы встретились с теми предпринимателями, которые на сегодняшний день уже имеют проекты достаточной степени готовности и могут о них предметно говорить. Таких среди наших слушателей оказалось около десятка. Но это не значит, что другие инноваторы останутся без консультаций. Всем, кто пожелает, мы готовы помогать дистанционно – отвечать по электронной почте, общаться по скайпу. Откладывать эту работу на потом не стоит. Следующий и последний коучинг состоится накануне ярмарки, когда пытаться исправить что-то в материалах будет уже поздно. Там речь пойдет о подготовке устной презентации.