«Сегодня мы работаем над привлечением состоятельного генподрядчика. Сегодня нет метрополитена в России, который бы финансировался из федерального бюджета. И мы справимся с задачей самостоятельно», – заявил Василий Юрченко после встречи с Игорем Левитиным, советником президента России и бывшим министром транспорта страны. Тот подтвердил, что в настоящий момент средства федерального бюджета на поддержку строительства метро не выделяются, но если будет конкретное предложение, то оно будет рассматриваться.
«Предложение должно включать в себя комплексное развитие узла. Если все это будет в комплексе с железнодорожными подходами, автомобильными подходами, то как транспортно-пересадочные узлыони могут рассматриваться. И в некоторых городах они именно таким образом поддерживаются федеральным центром», – сказал Левитин. Юрченко тут же заметил, что завершение Дзержинской линии метро под эти критерии не подпадает.
![Василий Юрченко и Игорь Левитин.jpg Василий Юрченко и Игорь Левитин.jpg](https://cdn.sibkray.ru/upload/media/750100/hhnmgomhqvsnwu qnxshylusuupjv dw vlejxkxksn gkbderrbjyavst.jpg)
«Сегодня мы концентрируемся на том, чтобы привлечь состоятельного, серьезного генерального подрядчика, который бы построил этот объект – две станции, перегон и метродепо – за счет ресурсов собственных, с контрактом жизненного цикла. То есть, мы рассчитаемся в длительном периоде, – указал руководитель Новосибирской области. – Почему? Потому что здесь невозможна концессия: кусок метро нельзя в концессию передать. Я думаю, что с учетом роста масштаба экономики области, увеличением налогового потенциала, справимся с задачей самостоятельно».
«Не так все просто»
Поиски инвестора областные и городские власти ведут уже не первый месяц. Неоднократно указывались разные причины, почему еще не объявлен инвестиционный конкурс. Губернатор критиковал городских чиновников еще в мае, те оправдывались тем, что ждут результаты экологической экспертизы из Москвы. «Добро» федерального центра пришло в 10-х числах июля, тогда мэр Новосибирска Владимир Городецкий заявлял, что конкурс будет объявлен вот-вот. Уже 9 августа он отметил, что «не так все просто».
![11.jpg 11.jpg](https://cdn.sibkray.ru/upload/media/750100/11.jpg)
«Рабочий проект готов, он прошел экспертизу в Москве, получил положительное заключение. Задача сегодня – ведутся подготовительные работы по поиску нестандартных подходов к организации строительства и финансировании», – сказал мэр Новосибирска. Он указал, что двумя бюджетами, областным и городским, «трудно будет строить и четвертый мост и метро сразу, поэтому ищем подходы».
О том, что строить новые станции метро будут «в кредит», на деньги инвестора, который еще долго не получит их обратно, говорили и ранее. Юрченко заявлял, что при всех «сложностях» дальнейших расчетов, есть заинтересованные за рубежом. Это подтверждают и в мэрии.
«Инвестор должен зайти за свои средства, строить, а потом с каким-то этапом расчета мы будем рассчитываться из бюджета? Непростой вопрос, поэтому по срокам не запустишь вопрос. Ведется большая аналитическая работа, встречаются со многими потенциальными [инвесторами], кто проявляет какой-то интерес – услышать, увидеть, как они видят подходы, какую технологическую базу они имеют», – поведал Городецкий. Отдельно он сказал, что в том, что мэрия еще не объявила конкурс, он трагедии не видит, «пока еще нет повода».
«Не потерян интерес, ведется подготовительная работа. Чешская компания, китайская недавно заявили, интерес проявили, [хотели] посмотреть проект метро», – сообщил глава мегаполиса.
![Владимир Городецкий.jpg Владимир Городецкий.jpg](https://cdn.sibkray.ru/upload/media/750100/hvlyozaedludcjev mkhskjzvwfzuwqeemqca.jpg)
По эстакаде до «Молодежной»
Первая наземная станция метро «Молодежная», согласно планам городских и областных властей, должна появиться в Новосибирске уже через три года. «Линия метро по проекту от станции «Золотая Нива» до станции «Молодежная» пройдет по улице Кошурникова через перекресток с улицей Никитина и далее – по Гусинобродскому шоссе, – рассказали специалисты МУП «УЗСПТС» – заказчика строительства. – Строительство станции «Гусинобродская» предусмотрено в районе Гусинобродского шоссе и улицы Доватора, недалеко от ТРЦ «Континент» (Гусинобродское шоссе, 20), станции «Молодежная» – в районе Гусинобродского шоссе (до пересечения с улицей Коминтерна) около остановки общественного транспорта «Гусинобродское шоссе».
![7.png 7.png](https://cdn.sibkray.ru/upload/media/750100/7.jpg)
![8.png 8.png](https://cdn.sibkray.ru/upload/media/750100/8.jpg)
Участок от станции «Золотая Нива» до станции «Гусинобродская» предполагается построить традиционным подземным способом. А вот станции «Гусинобродская» и «Молодежная», по замыслу проектировщиков, соединит надземная мостовая эстакада. «Проектное решение разработано исходя из оптимальных расчетов по стоимости строительства и сроков производства работ, на основе изученного опыта строительства подобных объектов в Москве», – подчеркнули в МУП «УЗСПТС».
![5.png 5.png](https://cdn.sibkray.ru/upload/media/750100/5.jpg)
![6.png 6.png](https://cdn.sibkray.ru/upload/media/750100/6.jpg)
Начальник управления заказчика по строительству подземных транспортных сооружений Александр Мысик говорил, что две станции с перегонами при нормальном графике финансирования могут быть построены за 30 месяцев, а стоимость работ по существующему проекту – 10,6 миллиарда рублей.
![10.jpg 10.jpg](https://cdn.sibkray.ru/upload/media/750100/10.jpg)
Новый вестибюль, брендирование и ступенькоход
Тем временем продолжатся работы и на станции «Золотая Нива». Там предусмотрено выполнение комплекса действий по присоединению новой линии к существующей, в том числе адаптация инженерных систем автоматизации и связи. Метростроители с помощью щитового комплекса LOVAT RM 232SЕ вели работы на участке второго тоннеля длиной 528 метров на перегоне «Станция «Березовая роща» – станция «Золотая Нива», не вошедший в пусковой комплекс при сдаче станции в эксплуатацию в 2011 году.
На упомянутой станции «Березовая роща» в конце июня был открыт второй вестибюль. Если вспомнить обновление станции «Маршала Покрышкина», поступление новых вагонов, начавшийся самостоятельный ремонт старых, можно сказать, что подземка развивается и без продления линий. Тем более, что пассажиропоток с каждым годом растет.
![9.jpg 9.jpg](/upload/medialibrary/f31/9.jpg)
«В декабре прошлого года был существенный прирост пассажиропотока до 350 тысяч человек в сутки, но метрополитен продолжал работать стабильно. Впервые в новосибирском метро был введен график движения поездов с интервалом 2 минуты 45 секунд. Технически возможно еще большее сокращение интервалов между поездами. Но это зависит от пассажиропотока. Сегодня пассажиропоток снизился до 250-280 тысяч человек в день, естественно, интервал становится больше. И даже днем, когда людей в метро немного, мы держим интервал не больше пяти минут. Это своего рода психологический барьер», – отметил заместитель начальника новосибирского метрополитена Роман Дронов.
Несмотря на то, что в новосибирской подземке пока всего две линии, руководство метрополитена сочло важным начать работу по их брендированию. «Сейчас ведется работа по выделению линий цветом, – пояснил Роман Дронов. – На Ленинской линии все указатели имеют красный цвет, на Дзержинской – зеленый. В виде эксперимента мы заменили несколько кабин контролеров на цветные. Например, на станции «Площадь Маркса» кабины облицованы красным, на станции «Сибирская» - зеленым. Это делается по примеру передовых метрополитенов, таких, как в Москве, Санкт-Петербурге. На двери можно написать «нет прохода», но человек их не читает. А вот когда он видит красную полосу, а рядом зеленую, он пойдет к зеленой. Также и здесь, например, на станции пересадки не нужно читать указатели, иди просто и смотри, куда указывает зеленая стрелка, а куда красная. И выйдешь на нужную ветку. Это упрощает навигацию. Особенно тем, кто плохо видит».
![Доступная среда.jpg Доступная среда.jpg](https://cdn.sibkray.ru/upload/media/750100/pvvfzaznzweiyqdjjr fmexmwpglx.jpg)
Адаптации метрополитена для маломобильных пассажиров в Новосибирске вообще уделяется большое внимание. Несмотря на то, что провоз животных в подземке запрещен, руководство метрополитена разработало порядок проезда слабовидящих пассажиров с собаками-поводырями. «Таких людей у нас много, – отметил Дронов. – Кроме того, мы купили два так называемых «ступенькохода», которые могут передвигаться по лестницам и эскалаторам. Человек может позвонить заранее и предупредить о том, что он хочет проехать в метро. Его встретят и сопроводят до той станции, куда ему нужно». Можно приехать и без звонка, но тогда придется подождать, когда привезут «ступенькоход». Правда, особым спросом эта услуга не пользуется. «Даже если одному человеку помогли, это уже хорошо», – уверен заместитель начальника метрополитена.
В тексте частично использовались цитаты РИА Новости и «Вести-Новосибирск».