Сибкрай.ru

Бюджет Новосибирской области приняли с дефицитом в 34 миллиарда рублей
Фото: архив

Бюджет Новосибирской области приняли с дефицитом в 34 миллиарда рублей

В областном парламенте в первом чтении приняли бюджет Новосибирской области на следующий год и плановый период 2024-2025 годов. Оказалось, что в документе заложен существенный дефицит – почти 34 миллиарда рублей, однако правительство области рассчитывает компенсировать его за счет федерального финансирования. В ходе обсуждения законопроекта парламентарии задали множество острых вопросов: по наказам избирателей, росту цен и зарплат, финансированию строительства семи поликлиник. 

В четверг, 24 ноября, на сессии Заксобрания Новосибирской области в первом чтении приняли бюджет на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Законопроект представили министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников и министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко. 

По прогнозам министра экономического развития Новосибирской области Льва Решетникова, экономика Новосибирской области устойчива к кризисам текущего времени.
  
«Вы видите, что по большинству показателей в Новосибирской области у нас более оптимистичный прогноз, чем в Российской Федерации. Минэкономразвития России ставит в свой прогноз падение практически по всем показателям, мы практически по всем показателям ставим положительную динамику: по ВРП, по инвестициям, по промпроизводству. Единственное, где мы видим падение – у нас будет инфляция чуть больше, чем в Российской Федерации, ну и темпы роста у нас будут чуть больше. Хотя в текущий месяц у нас идет существенное замедление инфляции до 11%», – рассказал Решетников.

Как доложил депутатам Виталий Голубенко, доходы Новосибирской области в 2023 году составят 243,9 миллиарда, расходы – 277,6 миллиарда. Таким образом, дефицит бюджета составит 33,7 миллиарда рублей.

Впрочем, Голубенко пояснил, что дефицит будет восполнен за счет федерального финансирования. 23 ноября Госдума приняла федеральный бюджет. Объем поддержки Новосибирской области увеличится суммарно на 6 миллиардов. Однако дотации сократились – на 1,3 миллиарда. Голубенко это объяснил тем, что регион теперь будет получать деньги от федерального центра в основном на целевые расходы. 

Несмотря на то, что проект бюджета поочередно обсуждался на всех комитетах Заксобрания, у законодателей нашлись вопросы, которые они решили озвучить на сессии.

Депутат Вячеслав Илюхин попытался соотнести рост стоимости потребительской корзины и платных услуг с отставание роста заработных плат.

«У нас заработная плата ниже (97,8%), если я не ошибаюсь, а стоимость потребительской корзины растет. В Новосибирской области она выше, чем в Российской Федерации, на 2%. Правильно же я увидел? И что касается платных услуг – тоже, я так понимаю, в их число входят и коммунальные платежи? Вы прогнозировали падение покупательской способности, в связи с тем, что вот эти два показателя выросли, а показатели реальной заработной платы снижаются?» – поинтересовался Илюхин. 

Министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников пояснил, что реальную заработную плату новосибирцев, выросшую на 13%, очистили от инфляции, которая составляет 15,5%. Так и получилась эта цифра – 97,8%.

«И если мы посмотрим последний отрезок лет, то увидим, что там есть моменты, которые существенно повлияли на потребительский спрос», – добавил министр. Но Илюхина этот ответ не удовлетворил.

Повышение зарплат бюджетникам входит в число приоритетных расходов в текущем законопроекте, заверил народных избранников Голубенко.

Депутат Заксобрания Константин Антонов заинтересовался структурой инвестиций: «Скажите, какова в них доля бюджетных инвестиций, какова доля частных? И, соответственно, в этих частных, какова доля собственных средств и заемных?»

Решетников сравнил как выглядела структура инвестиций четырехлетней давности с сегодняшней. «Четыре года назад бюджетных средств в ней было около 25%, а остальное – частные, которые делились так: 50% собственные средства и только 8-10% кредитные средства».

В 2022 году, по словам Решетникова, уже порядка 40% от всех инвестиций – это бюджетные средства. Деньги поступают в регион через нацпроекты и федеральные госпрограммы – на текущий момент уже почти 80 миллиардов рублей.


При этом большой потенциал для экономики министр видит в доступности кредитных ресурсов: «Сегодня в общем объеме инвестиций это 8-10% (300 миллиардов по Новосибирской области). Но мы бы могли, наверное, в два раза прирасти, если бы была большая доступность кредитных средств. По моему мнению», – отметил министр.

Тему инвестиций продолжила вице-спикер Законодательного Собрания Новосибирской области Ирина Диденко. Она убеждена, что частный партнер, занимающийся строительством семи поликлиник по ГЧП (ГК «ВИС»), пока ничего не инвестировал в проект.

«В рамках трехлетнего бюджета с учетом ассигнований, предусмотренных на 2022 год в инвестиционный фонд запланирован поступление порядка 20 миллиардов. Из них 9 миллиардов планируется на предстоящую трехлетку на выплату ГЧП по строительству семи поликлиник. Напоминаю, что такое выплата. Она состоит из возврата частного капитала на финансирование строительства объекта и процентов по этим инвестициям. Еще одно напоминание. Мы предусмотрели увеличение гранта из бюджета до 4,5 миллиарда в этом году. И в соответствии с заключением КСП по анализу реализации этого соглашения видим, что на сегодняшний день сумма частного финансирования значительно меньше, чем бюджетные средства, которые на сегодня выделены для строительства семи поликлиник», – выразила обеспокоенность Диденко.

Она поделилась опасениями, что так как текущая финмодель не предполагает подтверждения суммы частных инвестиций, и в таком случае есть риск двойной выплаты коммерческого кредитования для строительства этих объектов.

Голубенко пообещал пересчитать финансовые модели и откорректировать объем ассигнований: 

«Бюджетные ассигнования у нас предусмотрены, исходя из действующих условий соглашения. На сегодняшний день таковы правила, мы ориентируемся на действующие расходные обязательства. При этом правительство Новосибирской области проводит работу по удешевлению этих проектов. Потому что мы имеем за спиной 2021-2022 год со значительным ростом расходов на строительные ресурсы, которые не могли не повлиять на эти проекты. Мы получаем дополнительную федеральную поддержку, в том числе федеральное бюджетное кредитование по более низким процентным ставкам. Поэтому финансовые модели будут пересчитаны, внесены изменения в соглашения. После этого будем корректировать объем ассигнований». 

Диденко попросила министра подумать, возможно ли, чтобы ассигнования частный партнер получал не исходя из соглашений, а исходя из факта: чтобы компании «ВИС» компенсировали только то, что они вложили.

Звучали на сессии и другие вопросы. Например, депутат Роман Яковлев напомнил коллегам, что с 2016 года существовала практика по исполнению наказов избирателей. 

«Можно ли выделить на Новосибирск 250 миллионов на благоустройство дворов, 100 миллионов на тротуары и 100 миллионов на отсыпку дорог частного сектора? Будут ли эти цифры в бюджете? Этот механизм повышает уровень доверия к власти», – заметил Яковлев.

Первый заместитель председателя Заксобрания Новосибирской области Андрей Панферов призвал коллег консолидированно проголосовать за принятие законопроекта, потому что не проголосовать нельзя. И напомнил, что все еще в процессе корректировки. 

«Из чего мы исходим, голосуя за бюджет? Все рассуждения нам понятны, мы отлично знаем и понимаем, какие трудности существуют при принятии тех или иных решений. Поэтому мы говорили о «Чистой воде», мы говорили о наказах, мы говорили о «Территории детства», о частном секторе в городе Новосибирске. На что был получен ответ, что безусловно, да. И Андрей Александрович (Травников, губернатор, – прим.ред.), и Андрей Иванович (Шимкив, спикер Заксобрания, – прим.ред.) с нами солидарны. Только есть некоторые «но», когда, например, в определенные сроки не вписывается работа мэрии для осуществления того или иного проекта, когда не готова проектно-сметная документация на те или иные стратегические объекты. А нужно не только исполнять свои обязательства, но и укладываться в определенные временные показатели», – обратил внимание Панферов.  

Несмотря на то, что за время сессии прозвучало порядка 15 вопросов и комментариев, законодатели проголосовали за проект бюджета Новосибирской области в первом чтении единогласно. 

Председатель Заксобрания Андрей Шимкив поблагодарил коллег за единодушие:

«Острые вопросы – это как раз показатель того, что мы не просто соглашаемся, а отрабатываем все вопросы досконально, спорим, в хорошем смысле ругаемся. Такое единодушное голосование вряд ли можно встретить в целой стране. Где-то есть, наверное, но такого слишком мало. Это показатель той работы, которой была. И ко второму чтению вопросы будут еще острее, но уверен, что мы найдем компромиссы по всем: по наказам, по ГЧП и по всему остальному», – сказал спикер Заксобрания.

Следующая сессия, на которой бюджет будут принимать во втором чтении, состоится 15 декабря. 


В областном парламенте в первом чтении приняли бюджет Новосибирской области на следующий год и плановый период 2024-2025 годов. Оказалось, что в документе заложен существенный дефицит – почти 34 миллиарда рублей, однако правительство области рассчитывает компенсировать его за счет федерального финансирования. В ходе обсуждения законопроекта парламентарии задали множество острых вопросов: по наказам избирателей, росту цен и зарплат, финансированию строительства семи поликлиник. 

В четверг, 24 ноября, на сессии Заксобрания Новосибирской области в первом чтении приняли бюджет на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Законопроект представили министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников и министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко. 

По прогнозам министра экономического развития Новосибирской области Льва Решетникова, экономика Новосибирской области устойчива к кризисам текущего времени.
  
«Вы видите, что по большинству показателей в Новосибирской области у нас более оптимистичный прогноз, чем в Российской Федерации. Минэкономразвития России ставит в свой прогноз падение практически по всем показателям, мы практически по всем показателям ставим положительную динамику: по ВРП, по инвестициям, по промпроизводству. Единственное, где мы видим падение – у нас будет инфляция чуть больше, чем в Российской Федерации, ну и темпы роста у нас будут чуть больше. Хотя в текущий месяц у нас идет существенное замедление инфляции до 11%», – рассказал Решетников.

Как доложил депутатам Виталий Голубенко, доходы Новосибирской области в 2023 году составят 243,9 миллиарда, расходы – 277,6 миллиарда. Таким образом, дефицит бюджета составит 33,7 миллиарда рублей.

Впрочем, Голубенко пояснил, что дефицит будет восполнен за счет федерального финансирования. 23 ноября Госдума приняла федеральный бюджет. Объем поддержки Новосибирской области увеличится суммарно на 6 миллиардов. Однако дотации сократились – на 1,3 миллиарда. Голубенко это объяснил тем, что регион теперь будет получать деньги от федерального центра в основном на целевые расходы. 

Несмотря на то, что проект бюджета поочередно обсуждался на всех комитетах Заксобрания, у законодателей нашлись вопросы, которые они решили озвучить на сессии.

Депутат Вячеслав Илюхин попытался соотнести рост стоимости потребительской корзины и платных услуг с отставание роста заработных плат.

«У нас заработная плата ниже (97,8%), если я не ошибаюсь, а стоимость потребительской корзины растет. В Новосибирской области она выше, чем в Российской Федерации, на 2%. Правильно же я увидел? И что касается платных услуг – тоже, я так понимаю, в их число входят и коммунальные платежи? Вы прогнозировали падение покупательской способности, в связи с тем, что вот эти два показателя выросли, а показатели реальной заработной платы снижаются?» – поинтересовался Илюхин. 

Министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников пояснил, что реальную заработную плату новосибирцев, выросшую на 13%, очистили от инфляции, которая составляет 15,5%. Так и получилась эта цифра – 97,8%.

«И если мы посмотрим последний отрезок лет, то увидим, что там есть моменты, которые существенно повлияли на потребительский спрос», – добавил министр. Но Илюхина этот ответ не удовлетворил.

Повышение зарплат бюджетникам входит в число приоритетных расходов в текущем законопроекте, заверил народных избранников Голубенко.

Депутат Заксобрания Константин Антонов заинтересовался структурой инвестиций: «Скажите, какова в них доля бюджетных инвестиций, какова доля частных? И, соответственно, в этих частных, какова доля собственных средств и заемных?»

Решетников сравнил как выглядела структура инвестиций четырехлетней давности с сегодняшней. «Четыре года назад бюджетных средств в ней было около 25%, а остальное – частные, которые делились так: 50% собственные средства и только 8-10% кредитные средства».

В 2022 году, по словам Решетникова, уже порядка 40% от всех инвестиций – это бюджетные средства. Деньги поступают в регион через нацпроекты и федеральные госпрограммы – на текущий момент уже почти 80 миллиардов рублей.

При этом большой потенциал для экономики министр видит в доступности кредитных ресурсов: «Сегодня в общем объеме инвестиций это 8-10% (300 миллиардов по Новосибирской области). Но мы бы могли, наверное, в два раза прирасти, если бы была большая доступность кредитных средств. По моему мнению», – отметил министр.

Тему инвестиций продолжила вице-спикер Законодательного Собрания Новосибирской области Ирина Диденко. Она убеждена, что частный партнер, занимающийся строительством семи поликлиник по ГЧП (ГК «ВИС»), пока ничего не инвестировал в проект.

«В рамках трехлетнего бюджета с учетом ассигнований, предусмотренных на 2022 год в инвестиционный фонд запланирован поступление порядка 20 миллиардов. Из них 9 миллиардов планируется на предстоящую трехлетку на выплату ГЧП по строительству семи поликлиник. Напоминаю, что такое выплата. Она состоит из возврата частного капитала на финансирование строительства объекта и процентов по этим инвестициям. Еще одно напоминание. Мы предусмотрели увеличение гранта из бюджета до 4,5 миллиарда в этом году. И в соответствии с заключением КСП по анализу реализации этого соглашения видим, что на сегодняшний день сумма частного финансирования значительно меньше, чем бюджетные средства, которые на сегодня выделены для строительства семи поликлиник», – выразила обеспокоенность Диденко.

Она поделилась опасениями, что так как текущая финмодель не предполагает подтверждения суммы частных инвестиций, и в таком случае есть риск двойной выплаты коммерческого кредитования для строительства этих объектов.

Голубенко пообещал пересчитать финансовые модели и откорректировать объем ассигнований: 

«Бюджетные ассигнования у нас предусмотрены, исходя из действующих условий соглашения. На сегодняшний день таковы правила, мы ориентируемся на действующие расходные обязательства. При этом правительство Новосибирской области проводит работу по удешевлению этих проектов. Потому что мы имеем за спиной 2021-2022 год со значительным ростом расходов на строительные ресурсы, которые не могли не повлиять на эти проекты. Мы получаем дополнительную федеральную поддержку, в том числе федеральное бюджетное кредитование по более низким процентным ставкам. Поэтому финансовые модели будут пересчитаны, внесены изменения в соглашения. После этого будем корректировать объем ассигнований». 

Диденко попросила министра подумать, возможно ли, чтобы ассигнования частный партнер получал не исходя из соглашений, а исходя из факта: чтобы компании «ВИС» компенсировали только то, что они вложили.

Звучали на сессии и другие вопросы. Например, депутат Роман Яковлев напомнил коллегам, что с 2016 года существовала практика по исполнению наказов избирателей. 

«Можно ли выделить на Новосибирск 250 миллионов на благоустройство дворов, 100 миллионов на тротуары и 100 миллионов на отсыпку дорог частного сектора? Будут ли эти цифры в бюджете? Этот механизм повышает уровень доверия к власти», – заметил Яковлев.

Первый заместитель председателя Заксобрания Новосибирской области Андрей Панферов призвал коллег консолидированно проголосовать за принятие законопроекта, потому что не проголосовать нельзя. И напомнил, что все еще в процессе корректировки. 

«Из чего мы исходим, голосуя за бюджет? Все рассуждения нам понятны, мы отлично знаем и понимаем, какие трудности существуют при принятии тех или иных решений. Поэтому мы говорили о «Чистой воде», мы говорили о наказах, мы говорили о «Территории детства», о частном секторе в городе Новосибирске. На что был получен ответ, что безусловно, да. И Андрей Александрович (Травников, губернатор, – прим.ред.), и Андрей Иванович (Шимкив, спикер Заксобрания, – прим.ред.) с нами солидарны. Только есть некоторые «но», когда, например, в определенные сроки не вписывается работа мэрии для осуществления того или иного проекта, когда не готова проектно-сметная документация на те или иные стратегические объекты. А нужно не только исполнять свои обязательства, но и укладываться в определенные временные показатели», – обратил внимание Панферов.  

Несмотря на то, что за время сессии прозвучало порядка 15 вопросов и комментариев, законодатели проголосовали за проект бюджета Новосибирской области в первом чтении единогласно. 

Председатель Заксобрания Андрей Шимкив поблагодарил коллег за единодушие:

«Острые вопросы – это как раз показатель того, что мы не просто соглашаемся, а отрабатываем все вопросы досконально, спорим, в хорошем смысле ругаемся. Такое единодушное голосование вряд ли можно встретить в целой стране. Где-то есть, наверное, но такого слишком мало. Это показатель той работы, которой была. И ко второму чтению вопросы будут еще острее, но уверен, что мы найдем компромиссы по всем: по наказам, по ГЧП и по всему остальному», – сказал спикер Заксобрания.

Следующая сессия, на которой бюджет будут принимать во втором чтении, состоится 15 декабря. 



Читайте также