Сибкрай.ru

Не отправить, не поправить: коммунисты не дали изменить Устав Новосибирска
Фото: архив, автор

Не отправить, не поправить: коммунисты не дали изменить Устав Новосибирска

Самые жаркие публичные слушания последних лет прошли сегодня в городском совете Новосибирска. Большой зал мэрии не вместил всех желающих поприсутствовать и высказаться – для участников и зрителей поставили стулья в коридоре и организовали видеотрансляцию слушаний. Не пустили в зал и прессу – журналистам просто не хватило места. А обсуждали сегодня вопрос внесения изменений в Устав города Новосибирска, которые касались процедуры отзыва муниципальных депутатов и градоначальника, если они не справляются со своей работой.

За несколько минут до начала слушаний в большой зал мэрии уже никого не пускают. На первых рядах перед телевизоров сидят пенсионеры в орденах и без них. Помощникам депутата Игоря Украинцева, который был автором предложений в изменение Устава города, через охрану в зал приходится прорываться с боем, хотя, например, вице-мэра и коммуниста Артема Скатова пропускают беспрепятственно. Нет проблем со входом и у бывшего депутата горсовета, кстати, представлявшего КПРФ, Сергея Сухорукова. Но это наверняка случайность.

11.jpg

На обсуждения инициаторы вынесли следующие изменения в Устав Новосибирска. Было предложено упростить процедуру отзыва депутата городского совета. Сейчас для этих целей нужно собрать инициативную группу в 300 человек. По проекту предлагается уменьшить это число до 50.

Кроме того, поступило предложение облегчить процедуру отзыва мэра Новосибирска за плохую работу и изменить численность инициативной группы с 1000 человек до 100. Например, в Москве для запуска аналогичной процедуры требуется всего 50 человек. Также инициаторы хотели сократить число подписей, которые нужно собрать для проведения референдума по отзыву градоначальника. Сейчас нужно пять процентов от числа участников голосования. Предлагалось уменьшить этот параметр до трех процентов. 

Начинаются слушания с выступлений экспертов. Это представители двух новосибирских вузов – НГУ и НГУЭУ. Они, впрочем, сходятся во мнении, что заявленные изменения в Устав не противоречат нормам закона, приводят опыт других городов, как российских, так и зарубежных. По словам экспертов, процедура отзыва мэра или депутата не должна быть простой, чтобы ей не злоупотребляли.

«Если посмотреть зарубежные примеры, то везде подходы относительно разные. Везде критерии к количеству подписей относительно завышенное, это объясняется тем, что это не должно использоваться, как орудие политики, направленное на дестабилизацию политической системы. Но есть прямая зависимость, чем проще основания, тем сложнее и больше требований к численных значениям отзыва – количеству подписей, численности инициативной группы. У нас основания и так сложные, так что можно говорить о том, что ни количество членов инициативной группы, ни число подписей не должно быть слишком маленьким, но с другой стороны предложенные варианты не могут противоречить нашему законодательству», – сообщил декан юридического факультета НГУЭУ Олег Шерстобоев.

слушания2.jpg

Инициатор изменений в Устав Новосибирска депутат городского совета Игорь Украинцев, который попытался отозвать мэра Локтя, но не получил одобрения горизбиркома, считает, что при существующих нормах численности инициативной группы и количестве необходимых подписей, «процедура невозможна к исполнению». Только в Новосибирске нужно собрать инициативную группу в 1000 человек. Для сравнения в Якутске нужно 300 человек, в Екатеринбурге – 100, в Хабаровске – 50, в Саратове, Тольятти и Абакане – десять.

«Процедуру нужно сделать реальной. У нас есть региональный закон об отзыве губернатора Новосибирской области. Там размер инициативной группы для отзыва губернатора – 100 человек. Так вот в Уставе города, который мы имеем право с вами менять, процедура прописана так, что она невозможна к исполнению. Сейчас публичные мероприятия запрещены. Собрания можно проводить только в помещениях. Помещений, где можно рассадить 1000 человек в Новосибирской области всего три. А если говорить о том, что рассадить их с заполняемостью зала в 50%, то фактически собрание провести невозможно в условиях пандемии», – говорит Украинцев.

На это глава городского избиркома Тамара Краткая заметила, что Украинцеву летом удалось собрать инициативную группу более тысячи человек, так что процедура вполне реальна. И на вопрос представителя КПРФ глава городской избирательной комиссии о цене кампании мэра ответила, что последние выборы градоначальника обошлись новосибирцам примерно в 100 миллионов рублей.

А доцент отделения «Экономика и право» НГУ Владимир Прошин, который сегодня выступил экспертом, поделился своим мнением о том, почему процедура отзыва губернатора проще, чем процедура отзыва мэра.

«Не нужно путать власть государственную с муниципальной властью. Я вам цитирую слова президента: «Полномочия и реальные возможности местного самоуправления могут и должны быть расширены и укреплены», – сообщил Прошин.

По сведениям из ЦИК, добавляют эксперты, в России лишь единожды в 2014 году была попытка осуществления такой процедуры, но она провалилась. Летом 2021 года депутат Игорь Украинцев, партия «Новые люди» и партия Роста попытались отозвать мэра Анатолия Локтя, собрали инициативную группу и 60 тысяч подписей недовольных горожан, но в регистрации группы в избиркоме было отказано.


«Федеральный закон 131 таков, что процедуру по факту довести до конца все равно невозможно. Это бессмысленная трата бюджетных денег на проведение референдума», – посетовал вице-спикер горсовета и представитель КПРФ Антон Тыртышный.

«Задача мэра и депутатов – заботиться о горожанах. А сейчас мы наблюдаем картину, как один пытается выбить стул из-под другого. Если командира батальона каждые пять минут менять, это приведет к хаосу и беспорядкам», – с пламенной речью выступил один из горожан.

Депутат горсовета и коммунист Александр Бурмистров уверен, что «вся эта суета» приведет к отмене прямых выборов мэра, а депутат регионального парламента Яков Новоселов, входящий во фракцию КПРФ, даже сравнил отзыв градоначальника или депутата с отделением Новосибирска от России.

И в зале, и в коридоре, где сидят бабушки, периодически раздаются аплодисменты. Только участники сконцентрировались на том, чтобы не пропустить поправки по упрощению процедуры отзыва мэра и депутатов, и в пылу совсем забыли, что нужны веские основания для этого. Словно если сейчас принять изменения в Устав, то уже завтра на руках градоначальника защелкнутся наручники. А ведь это пока не так.

«Кроме процедурных вопросов, есть еще и материально-правовые основания. И основанием являются правонарушения, и они должны быть еще и подтверждены в суде. Если наше выборное лицо каждый год совершает правонарушения, и это устанавливается судом, то наверное это отзыв тут уместен», – просит не забывать эксперт Олег Шерстобоев.

слушания.jpg

Но выступающие продолжают разыгрывать карту страшного удара по бюджету и наступления хаоса в Новосибирске.

«Это накладно для бюджета города Новосибирска. Данное решение снизит качество управления в Новосибирске. Все усилия пойдут не на реальные дела, а на выяснение взаимных претензий, силы нужно пускать на улучшение жизни города», – уверен представитель народа Дмитрий Филиппов. И его слова подтверждаются. Этим летом, когда инициативная группа попыталась начать процедуру отзыва мэра Анатолия Локтя, качество управления так захромало, что Новосибирск остался без федеральных денег на новые станции метро, потому что муниципальные власти не подали проектно-сметную документацию, а в скандале с ликвидацией парковок на центральных улицах города разбираются правоохранительные и надзорные органы.

«Что такое 100 миллионов? Оптимизация одних только ДЭУ может окупить эффективного руководителя за год», – парирует независимый депутат горсовета Степан Сафонкин.

А заместитель председателя заксобрания Новосибирской области и глава фракции КПРФ Владимир Карпов уверен, что горожане довольны мэром Анатолием Локтем или правоохранительные органы работают плохо.

«Когда руководитель того или иного муниципалитета совершает правонарушения, плохо работает, то это возмущение народа легко преодолевает любые ограничения. Так что не нужно здесь говорить о том, что о процедура непреодолима. При наличии нарушений вполне преодолима. Почему это не происходит? Потому что не было у нас в Новосибирске, потому что у нас не было руководителя, который бы напрямую проворовался, был настолько некомпетентным, что вызывал такое отторжение, что запущен бы был процесс привлечения к уголовной ответственности», – выступил Владимир Карпов.

«К моему сожалению, сегодняшнее мероприятие скатилось не к обсуждению поправок, а оно скатилось к противостоянию «Украинцев vs Локоть». Здесь сегодня этого не должно было быть», – напоследок сказал Игорь Украинцев.

Конечно, внесение поправок в Устав города депутаты еще обсудят на комиссии по местному самоуправлению и на сессии, но вряд ли они будут приняты, учитывая партийные расклады в городском совете Новосибирска. 

Самые жаркие публичные слушания последних лет прошли сегодня в городском совете Новосибирска. Большой зал мэрии не вместил всех желающих поприсутствовать и высказаться – для участников и зрителей поставили стулья в коридоре и организовали видеотрансляцию слушаний. Не пустили в зал и прессу – журналистам просто не хватило места. А обсуждали сегодня вопрос внесения изменений в Устав города Новосибирска, которые касались процедуры отзыва муниципальных депутатов и градоначальника, если они не справляются со своей работой.

За несколько минут до начала слушаний в большой зал мэрии уже никого не пускают. На первых рядах перед телевизоров сидят пенсионеры в орденах и без них. Помощникам депутата Игоря Украинцева, который был автором предложений в изменение Устава города, через охрану в зал приходится прорываться с боем, хотя, например, вице-мэра и коммуниста Артема Скатова пропускают беспрепятственно. Нет проблем со входом и у бывшего депутата горсовета, кстати, представлявшего КПРФ, Сергея Сухорукова. Но это наверняка случайность.

11.jpg

На обсуждения инициаторы вынесли следующие изменения в Устав Новосибирска. Было предложено упростить процедуру отзыва депутата городского совета. Сейчас для этих целей нужно собрать инициативную группу в 300 человек. По проекту предлагается уменьшить это число до 50.

Кроме того, поступило предложение облегчить процедуру отзыва мэра Новосибирска за плохую работу и изменить численность инициативной группы с 1000 человек до 100. Например, в Москве для запуска аналогичной процедуры требуется всего 50 человек. Также инициаторы хотели сократить число подписей, которые нужно собрать для проведения референдума по отзыву градоначальника. Сейчас нужно пять процентов от числа участников голосования. Предлагалось уменьшить этот параметр до трех процентов. 

Начинаются слушания с выступлений экспертов. Это представители двух новосибирских вузов – НГУ и НГУЭУ. Они, впрочем, сходятся во мнении, что заявленные изменения в Устав не противоречат нормам закона, приводят опыт других городов, как российских, так и зарубежных. По словам экспертов, процедура отзыва мэра или депутата не должна быть простой, чтобы ей не злоупотребляли.

«Если посмотреть зарубежные примеры, то везде подходы относительно разные. Везде критерии к количеству подписей относительно завышенное, это объясняется тем, что это не должно использоваться, как орудие политики, направленное на дестабилизацию политической системы. Но есть прямая зависимость, чем проще основания, тем сложнее и больше требований к численных значениям отзыва – количеству подписей, численности инициативной группы. У нас основания и так сложные, так что можно говорить о том, что ни количество членов инициативной группы, ни число подписей не должно быть слишком маленьким, но с другой стороны предложенные варианты не могут противоречить нашему законодательству», – сообщил декан юридического факультета НГУЭУ Олег Шерстобоев.

слушания2.jpg

Инициатор изменений в Устав Новосибирска депутат городского совета Игорь Украинцев, который попытался отозвать мэра Локтя, но не получил одобрения горизбиркома, считает, что при существующих нормах численности инициативной группы и количестве необходимых подписей, «процедура невозможна к исполнению». Только в Новосибирске нужно собрать инициативную группу в 1000 человек. Для сравнения в Якутске нужно 300 человек, в Екатеринбурге – 100, в Хабаровске – 50, в Саратове, Тольятти и Абакане – десять.

«Процедуру нужно сделать реальной. У нас есть региональный закон об отзыве губернатора Новосибирской области. Там размер инициативной группы для отзыва губернатора – 100 человек. Так вот в Уставе города, который мы имеем право с вами менять, процедура прописана так, что она невозможна к исполнению. Сейчас публичные мероприятия запрещены. Собрания можно проводить только в помещениях. Помещений, где можно рассадить 1000 человек в Новосибирской области всего три. А если говорить о том, что рассадить их с заполняемостью зала в 50%, то фактически собрание провести невозможно в условиях пандемии», – говорит Украинцев.

На это глава городского избиркома Тамара Краткая заметила, что Украинцеву летом удалось собрать инициативную группу более тысячи человек, так что процедура вполне реальна. И на вопрос представителя КПРФ глава городской избирательной комиссии о цене кампании мэра ответила, что последние выборы градоначальника обошлись новосибирцам примерно в 100 миллионов рублей.

А доцент отделения «Экономика и право» НГУ Владимир Прошин, который сегодня выступил экспертом, поделился своим мнением о том, почему процедура отзыва губернатора проще, чем процедура отзыва мэра.

«Не нужно путать власть государственную с муниципальной властью. Я вам цитирую слова президента: «Полномочия и реальные возможности местного самоуправления могут и должны быть расширены и укреплены», – сообщил Прошин.

По сведениям из ЦИК, добавляют эксперты, в России лишь единожды в 2014 году была попытка осуществления такой процедуры, но она провалилась. Летом 2021 года депутат Игорь Украинцев, партия «Новые люди» и партия Роста попытались отозвать мэра Анатолия Локтя, собрали инициативную группу и 60 тысяч подписей недовольных горожан, но в регистрации группы в избиркоме было отказано.

«Федеральный закон 131 таков, что процедуру по факту довести до конца все равно невозможно. Это бессмысленная трата бюджетных денег на проведение референдума», – посетовал вице-спикер горсовета и представитель КПРФ Антон Тыртышный.

«Задача мэра и депутатов – заботиться о горожанах. А сейчас мы наблюдаем картину, как один пытается выбить стул из-под другого. Если командира батальона каждые пять минут менять, это приведет к хаосу и беспорядкам», – с пламенной речью выступил один из горожан.

Депутат горсовета и коммунист Александр Бурмистров уверен, что «вся эта суета» приведет к отмене прямых выборов мэра, а депутат регионального парламента Яков Новоселов, входящий во фракцию КПРФ, даже сравнил отзыв градоначальника или депутата с отделением Новосибирска от России.

И в зале, и в коридоре, где сидят бабушки, периодически раздаются аплодисменты. Только участники сконцентрировались на том, чтобы не пропустить поправки по упрощению процедуры отзыва мэра и депутатов, и в пылу совсем забыли, что нужны веские основания для этого. Словно если сейчас принять изменения в Устав, то уже завтра на руках градоначальника защелкнутся наручники. А ведь это пока не так.

«Кроме процедурных вопросов, есть еще и материально-правовые основания. И основанием являются правонарушения, и они должны быть еще и подтверждены в суде. Если наше выборное лицо каждый год совершает правонарушения, и это устанавливается судом, то наверное это отзыв тут уместен», – просит не забывать эксперт Олег Шерстобоев.

слушания.jpg

Но выступающие продолжают разыгрывать карту страшного удара по бюджету и наступления хаоса в Новосибирске.

«Это накладно для бюджета города Новосибирска. Данное решение снизит качество управления в Новосибирске. Все усилия пойдут не на реальные дела, а на выяснение взаимных претензий, силы нужно пускать на улучшение жизни города», – уверен представитель народа Дмитрий Филиппов. И его слова подтверждаются. Этим летом, когда инициативная группа попыталась начать процедуру отзыва мэра Анатолия Локтя, качество управления так захромало, что Новосибирск остался без федеральных денег на новые станции метро, потому что муниципальные власти не подали проектно-сметную документацию, а в скандале с ликвидацией парковок на центральных улицах города разбираются правоохранительные и надзорные органы.

«Что такое 100 миллионов? Оптимизация одних только ДЭУ может окупить эффективного руководителя за год», – парирует независимый депутат горсовета Степан Сафонкин.

А заместитель председателя заксобрания Новосибирской области и глава фракции КПРФ Владимир Карпов уверен, что горожане довольны мэром Анатолием Локтем или правоохранительные органы работают плохо.

«Когда руководитель того или иного муниципалитета совершает правонарушения, плохо работает, то это возмущение народа легко преодолевает любые ограничения. Так что не нужно здесь говорить о том, что о процедура непреодолима. При наличии нарушений вполне преодолима. Почему это не происходит? Потому что не было у нас в Новосибирске, потому что у нас не было руководителя, который бы напрямую проворовался, был настолько некомпетентным, что вызывал такое отторжение, что запущен бы был процесс привлечения к уголовной ответственности», – выступил Владимир Карпов.

«К моему сожалению, сегодняшнее мероприятие скатилось не к обсуждению поправок, а оно скатилось к противостоянию «Украинцев vs Локоть». Здесь сегодня этого не должно было быть», – напоследок сказал Игорь Украинцев.

Конечно, внесение поправок в Устав города депутаты еще обсудят на комиссии по местному самоуправлению и на сессии, но вряд ли они будут приняты, учитывая партийные расклады в городском совете Новосибирска. 



Читайте также