Сибкрай.ru

Депутаты Заксобрания предложили правительству расторгнуть концессию по семи поликлиникам
Фото: автор

Депутаты Заксобрания предложили правительству расторгнуть концессию по семи поликлиникам

Областные парламентарии настаивают на расторжении еще одной концессии с «ВИС» – соглашения по строительству семи поликлиник. Исполнитель сорвал все сроки, качество не выдерживает критики депутатов, да и стоимость их строительства за три года заметно выросла.  Депутаты предложили первому заместителю председателя правительства Владимиру Знаткову явиться на ближайшую сессию и ответить на вопросы. 

В среду, 14 сентября, на строительном комитете в Заксобрании Новосибирской области продолжили обсуждение скандальной концессии по возведению семи поликлиник на территории региона. Если на «социальном» комитете неделю назад впервые была озвучена только итоговая сумма стоимости строительства, то сегодня глава профильного министерства Алексей Колмаков засыпал депутатов новыми цифрами. В частности, он назвал, на сколько подорожала каждая конкретная поликлиника после проведенной государственной экспертизы.

Так, поликлиника №27 подорожала с 1,559 миллиарда до 2,161 миллиарда рублей; поликлиника №7 – с 1,8 миллиарда до 2,488 миллиарда; поликлиника №22 – с 2,025 миллиарда до 2,835 миллиарда; поликлиника №2 – с 1,832 миллиарда до 2,631 миллиарда. Это были поликлиники, по которым хоть что-то успели сделать. А вот как подорожали объекты, которые пока существуют только на бумаге:  поликлиника №13 – с 2,183 миллиарда до 2,87 миллиарда; поликлиника №16 – с 2,686 миллиарда до 3,443 миллиарда; поликлиника №18 – с 2,407 миллиарда до 3,111 миллиарда рублей. 

Если все сложить, то выходит, что концессионные поликлиники выросли в цене с 14,492 миллиарда до 19,539 миллиарда рублей – таковы расчеты министерства. Но депутаты их опровергли. 

«Вы зачем депутатов дезинформируете сейчас? – взорвался Вячеслав Илюхин. – Сумма, которую вы назвали, это была предпоследняя индексация! Изначальная стоимость семи поликлиник была 7,483 миллиарда рублей по контракту. То есть вы хотите сказать, что отыграли конкурс на семь миллиардов, победителя этого конкурса определили  именно на эту сумму, а потом вы вдруг провели экспертизу и сказали: ну ладно,  [увеличим до] 14 миллиардов? Для чего вообще тогда нужен конкурс? Зашел концессионер, не выдержал сроки – поликлиники должны были быть сданы в августе этого года, мы его  не наказали за это, а вместо этого ему сумму увеличили. Эта схема – преступная!»

DSC_0373.JPG

Колмаков не смог ответить на вопросы депутата сам, он привел с собой опять директора ГБУ НСО «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области» Алексея Свинарчука, чтобы тот назвал еще больше цифр. В то время, когда главная цифра уже прозвучала 8 сентября – поликлиники с момента подписания концессионного соглашения подорожали в четыре раза. Напомним, что с учетом концессионных выплат сумма достигла 28,702 миллиарда.

«Кто подписывал данное концессионное соглашение и роль минстроя в этих соглашениях? Ведение этого контракта – чья зона ответственности?» – пришел на помощь министру своим вопросом депутат Ашот Рафаелян.

Выяснилось, что роль министерства строительства сводится лишь к тому, чтобы в рамках главгосэкспертизы рассмотреть документацию, снизить сметную стоимость, а также в рамках концессионного соглашения ежеквартально с другими профильными министерствами проводить осмотр строящихся объектов.

«Честно скажу, поскольку программа минстроя сама по себе очень большая, кроме этих объектов, у нас очень много объектов, мы просто зашиваемся, на самом деле!» – пожаловался исполняющий обязанности министра Алексей Колмаков.

DSC_0362.JPG

Таким образом, минстрой – не главный распорядитель бюджетных средств. И на этот раз министр экономического развития Лев Решетников на помощь коллеге не пришел – его не было на комитете.

Депутат Дмитрий Козловский поделился наблюдением, что несмотря на разнос в Заксобрании 8 сентября, 12 сентября правительство решило добавить концессионеру еще 1,5 миллиарда капитального гранта. Таким образом, общая сумма капитального гранта достигла 3,2 миллиарда рублей. Эта новость в рядах депутатов вызвала оторопь, особенно, когда министр здравоохранения Константин Хальзов пояснил, что добавляли не на те поликлиники, которые еще не начинали, а на строящиеся.

Также Козловский сравнил цены на квадратные метры в элитном жилье и в строящихся поликлиниках: «Элитное жилье в Новосибирске стоит где-то 180 тысяч рублей за квадратный метр, в поликлинике квадратный метр – 346 тысяч рублей. А в инфекционной больнице – 441 за квадратный метр за корпуса из сэндвич-панелей. Кто-то из министров на прошлом заседании (это был Хальзов, – прим.ред.) назвал будущую инфекционную больницу лучшей в России – да у нас есть склады лучше!» – воскликнул Козловский.

Депутат Вадим Агеенко обратил внимание, что постановление правительства РФ №2594 от 31 декабря 2021 года, на которое ссылается министерство строительства, объясняя удорожание, имеет опасные для бюджетных распорядителей подводные камни.


«В случае принятия решения об изменении условий соглашения о государственно-частном партнерстве действительно допускается повторная экспертиза. Но при подготовке сметной документации на повторную экспертизу не допускается изменение физических объемов работ, конструктивных, организационно-технических и других решений. Судя по вашим подсчетам,  перед тем, как отдавать на экспертизу, вы вносите изменения в технические задания, увеличиваете площадь на 16 тысяч квадратных метров», – нашел несоответствие между действиями правительства Новосибирской области и федеральными документами депутат Вадим Агеенко.

Еще более удивило депутата Агеенко то, что концессионер не вкладывает ни копейки собственных средств. 

«Своих денег инвестор не нашел. Поликлиники построили на те деньги, которые выделяла область. Здравое предложение – пора заканчивать с такими объемными концессиями. Отказаться от четырех поликлиник и строить за бюджетные деньги», – призвал правительство Вадим Агеенко. 

По ходу обсуждения и.о. министра строительства Колмаков несколько раз предлагал круглый стол, мол надо там собраться и все еще раз обсудить. 

«Заманчивое, конечно, предложение, но обсуждать надо было до принятия решений. Мы пытались в рабочих группах на протяжение этих 3,5 лет задавать вопросы. Не забывайте, что мы говорим о людях, которые должны были получить поликлиники. Я правильно понимаю, что до июня 2022 года только торговались по цене? Вы ежеквартально выезжали на объекты, вы как-то протокольно фиксировали это, что стройки нет?» – выступила в обсуждение зампред Заксобрания Ирина Диденко.

«Я не отвечу сейчас… Да, действительно, объемы не соответствуют графику работ. – согласился Колмаков. – А качество – среднее».

«Качество ужасное! Если бы у меня на стройке прорабы так построили, я бы их сутки ломами по стройке гонял!» – Не согласился с оценкой Колмакова депутат Илюхин.

Илюхин предложил злободневный вопрос вынести на сессию, а также оставшиеся четыре поликлиники, по которым работы еще не начаты, построить за счет бюджетных средств. Таким образом, он инициировал вопрос о расторжении концессии в части этих четырех поликлиник. А также посоветовал правительству провести повторную экспертизу по трем строящимся: «Сумма должна быть изменена в меньшую сторону!» – заявил Илюхин.

DSC_0380.JPG

Депутат Ашот Рафаелян, недавно получивший доходную должность в одном из подведомственных областному правительству учреждений, выразил готовность разделить ответственность с правительством: 

«Мы как-то особо-то не сопротивлялись, не возмущались, честно говоря, и это тоже наша ошибка. Мы сегодня возбудились, потому что все эти вещи перешли грань экономической целесообразности. Надо разобраться в недопущении дальнейших проблем. Главная задача наша – настаивать на том, чтобы реформировать систему концессионных соглашений».

Ирина Диденко обратила внимание, что инвестиций концессионер не привлек – вся стройка велась в пределах капитального гранта из областного бюджета.

«Ощущение, будто бы у Новосибирской области бюджет города Москвы, и мы можем этими деньгами сколько угодно распоряжаться, – заметил первый вице-спикер Заксобрания Андрей Панферов. – И второе ощущение, что уроки, вынесенные из опыта обсуждения строительства четвертого моста, ни к чему не привели. Удорожание идет вверх, а поликлиник и школ – нет. Надо вообще на этом ставить точку, надо завязывать. Наша казна не бездонна. В условиях специальной военной операции, когда мы собираем на аптечки по 500 рублей с пенсионеров, на экипировку личного состава, надо быть поскромнее».

По итогам заседания было принято решение вызвать «на ковер» первого заместителя председателя правительства Владимира Знаткова – его выступления перед депутатами ждут на сессии Заксобрания. Правительству решено было рекомендовать отказаться от механизма государственно-частного партнерства в отношении четырех из семи поликлиник, поликлиники на ОбьГЭС, а также шести школ. Три построенные поликлиники и инфекционную больницу решено подвергнуть повторной экспертизе. Кроме того, комитет посоветовал правительству отказаться от увеличения капитального гранта концессионеру на сумму 1,5 миллиарда.


Областные парламентарии настаивают на расторжении еще одной концессии с «ВИС» – соглашения по строительству семи поликлиник. Исполнитель сорвал все сроки, качество не выдерживает критики депутатов, да и стоимость их строительства за три года заметно выросла.  Депутаты предложили первому заместителю председателя правительства Владимиру Знаткову явиться на ближайшую сессию и ответить на вопросы. 

В среду, 14 сентября, на строительном комитете в Заксобрании Новосибирской области продолжили обсуждение скандальной концессии по возведению семи поликлиник на территории региона. Если на «социальном» комитете неделю назад впервые была озвучена только итоговая сумма стоимости строительства, то сегодня глава профильного министерства Алексей Колмаков засыпал депутатов новыми цифрами. В частности, он назвал, на сколько подорожала каждая конкретная поликлиника после проведенной государственной экспертизы.

Так, поликлиника №27 подорожала с 1,559 миллиарда до 2,161 миллиарда рублей; поликлиника №7 – с 1,8 миллиарда до 2,488 миллиарда; поликлиника №22 – с 2,025 миллиарда до 2,835 миллиарда; поликлиника №2 – с 1,832 миллиарда до 2,631 миллиарда. Это были поликлиники, по которым хоть что-то успели сделать. А вот как подорожали объекты, которые пока существуют только на бумаге:  поликлиника №13 – с 2,183 миллиарда до 2,87 миллиарда; поликлиника №16 – с 2,686 миллиарда до 3,443 миллиарда; поликлиника №18 – с 2,407 миллиарда до 3,111 миллиарда рублей. 

Если все сложить, то выходит, что концессионные поликлиники выросли в цене с 14,492 миллиарда до 19,539 миллиарда рублей – таковы расчеты министерства. Но депутаты их опровергли. 

«Вы зачем депутатов дезинформируете сейчас? – взорвался Вячеслав Илюхин. – Сумма, которую вы назвали, это была предпоследняя индексация! Изначальная стоимость семи поликлиник была 7,483 миллиарда рублей по контракту. То есть вы хотите сказать, что отыграли конкурс на семь миллиардов, победителя этого конкурса определили  именно на эту сумму, а потом вы вдруг провели экспертизу и сказали: ну ладно,  [увеличим до] 14 миллиардов? Для чего вообще тогда нужен конкурс? Зашел концессионер, не выдержал сроки – поликлиники должны были быть сданы в августе этого года, мы его  не наказали за это, а вместо этого ему сумму увеличили. Эта схема – преступная!»

DSC_0373.JPG

Колмаков не смог ответить на вопросы депутата сам, он привел с собой опять директора ГБУ НСО «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области» Алексея Свинарчука, чтобы тот назвал еще больше цифр. В то время, когда главная цифра уже прозвучала 8 сентября – поликлиники с момента подписания концессионного соглашения подорожали в четыре раза. Напомним, что с учетом концессионных выплат сумма достигла 28,702 миллиарда.

«Кто подписывал данное концессионное соглашение и роль минстроя в этих соглашениях? Ведение этого контракта – чья зона ответственности?» – пришел на помощь министру своим вопросом депутат Ашот Рафаелян.

Выяснилось, что роль министерства строительства сводится лишь к тому, чтобы в рамках главгосэкспертизы рассмотреть документацию, снизить сметную стоимость, а также в рамках концессионного соглашения ежеквартально с другими профильными министерствами проводить осмотр строящихся объектов.

«Честно скажу, поскольку программа минстроя сама по себе очень большая, кроме этих объектов, у нас очень много объектов, мы просто зашиваемся, на самом деле!» – пожаловался исполняющий обязанности министра Алексей Колмаков.

DSC_0362.JPG

Таким образом, минстрой – не главный распорядитель бюджетных средств. И на этот раз министр экономического развития Лев Решетников на помощь коллеге не пришел – его не было на комитете.

Депутат Дмитрий Козловский поделился наблюдением, что несмотря на разнос в Заксобрании 8 сентября, 12 сентября правительство решило добавить концессионеру еще 1,5 миллиарда капитального гранта. Таким образом, общая сумма капитального гранта достигла 3,2 миллиарда рублей. Эта новость в рядах депутатов вызвала оторопь, особенно, когда министр здравоохранения Константин Хальзов пояснил, что добавляли не на те поликлиники, которые еще не начинали, а на строящиеся.

Также Козловский сравнил цены на квадратные метры в элитном жилье и в строящихся поликлиниках: «Элитное жилье в Новосибирске стоит где-то 180 тысяч рублей за квадратный метр, в поликлинике квадратный метр – 346 тысяч рублей. А в инфекционной больнице – 441 за квадратный метр за корпуса из сэндвич-панелей. Кто-то из министров на прошлом заседании (это был Хальзов, – прим.ред.) назвал будущую инфекционную больницу лучшей в России – да у нас есть склады лучше!» – воскликнул Козловский.

Депутат Вадим Агеенко обратил внимание, что постановление правительства РФ №2594 от 31 декабря 2021 года, на которое ссылается министерство строительства, объясняя удорожание, имеет опасные для бюджетных распорядителей подводные камни.

«В случае принятия решения об изменении условий соглашения о государственно-частном партнерстве действительно допускается повторная экспертиза. Но при подготовке сметной документации на повторную экспертизу не допускается изменение физических объемов работ, конструктивных, организационно-технических и других решений. Судя по вашим подсчетам,  перед тем, как отдавать на экспертизу, вы вносите изменения в технические задания, увеличиваете площадь на 16 тысяч квадратных метров», – нашел несоответствие между действиями правительства Новосибирской области и федеральными документами депутат Вадим Агеенко.

Еще более удивило депутата Агеенко то, что концессионер не вкладывает ни копейки собственных средств. 

«Своих денег инвестор не нашел. Поликлиники построили на те деньги, которые выделяла область. Здравое предложение – пора заканчивать с такими объемными концессиями. Отказаться от четырех поликлиник и строить за бюджетные деньги», – призвал правительство Вадим Агеенко. 

По ходу обсуждения и.о. министра строительства Колмаков несколько раз предлагал круглый стол, мол надо там собраться и все еще раз обсудить. 

«Заманчивое, конечно, предложение, но обсуждать надо было до принятия решений. Мы пытались в рабочих группах на протяжение этих 3,5 лет задавать вопросы. Не забывайте, что мы говорим о людях, которые должны были получить поликлиники. Я правильно понимаю, что до июня 2022 года только торговались по цене? Вы ежеквартально выезжали на объекты, вы как-то протокольно фиксировали это, что стройки нет?» – выступила в обсуждение зампред Заксобрания Ирина Диденко.

«Я не отвечу сейчас… Да, действительно, объемы не соответствуют графику работ. – согласился Колмаков. – А качество – среднее».

«Качество ужасное! Если бы у меня на стройке прорабы так построили, я бы их сутки ломами по стройке гонял!» – Не согласился с оценкой Колмакова депутат Илюхин.

Илюхин предложил злободневный вопрос вынести на сессию, а также оставшиеся четыре поликлиники, по которым работы еще не начаты, построить за счет бюджетных средств. Таким образом, он инициировал вопрос о расторжении концессии в части этих четырех поликлиник. А также посоветовал правительству провести повторную экспертизу по трем строящимся: «Сумма должна быть изменена в меньшую сторону!» – заявил Илюхин.

DSC_0380.JPG

Депутат Ашот Рафаелян, недавно получивший доходную должность в одном из подведомственных областному правительству учреждений, выразил готовность разделить ответственность с правительством: 

«Мы как-то особо-то не сопротивлялись, не возмущались, честно говоря, и это тоже наша ошибка. Мы сегодня возбудились, потому что все эти вещи перешли грань экономической целесообразности. Надо разобраться в недопущении дальнейших проблем. Главная задача наша – настаивать на том, чтобы реформировать систему концессионных соглашений».

Ирина Диденко обратила внимание, что инвестиций концессионер не привлек – вся стройка велась в пределах капитального гранта из областного бюджета.

«Ощущение, будто бы у Новосибирской области бюджет города Москвы, и мы можем этими деньгами сколько угодно распоряжаться, – заметил первый вице-спикер Заксобрания Андрей Панферов. – И второе ощущение, что уроки, вынесенные из опыта обсуждения строительства четвертого моста, ни к чему не привели. Удорожание идет вверх, а поликлиник и школ – нет. Надо вообще на этом ставить точку, надо завязывать. Наша казна не бездонна. В условиях специальной военной операции, когда мы собираем на аптечки по 500 рублей с пенсионеров, на экипировку личного состава, надо быть поскромнее».

По итогам заседания было принято решение вызвать «на ковер» первого заместителя председателя правительства Владимира Знаткова – его выступления перед депутатами ждут на сессии Заксобрания. Правительству решено было рекомендовать отказаться от механизма государственно-частного партнерства в отношении четырех из семи поликлиник, поликлиники на ОбьГЭС, а также шести школ. Три построенные поликлиники и инфекционную больницу решено подвергнуть повторной экспертизе. Кроме того, комитет посоветовал правительству отказаться от увеличения капитального гранта концессионеру на сумму 1,5 миллиарда.



Читайте также