Сибкрай.ru

ЦДЖ: первые торги по новым мусорным концессиям признали несостоятельными
Фото: архив

ЦДЖ: первые торги по новым мусорным концессиям признали несостоятельными

На прошлой неделе были опубликованы проекты новых мусорных концессий по полигонам в Верх-Туле и Болотном. До конца месяца по ним должны были состояться торги, которые бы определили новых ответственных за свалки. По проекту полигона в Болотном такие торги уже прошли. Правда, закончились они ничем. Главный редактор ЦДЖ Андрей Кузнецов отмечает, что конкурс признали нелегитимным из-за неумелой организации.

Пресс-конференция министра ЖКХ Новосибирской области Дениса Архипова, посвященная старту конкурсов по определению будущих концессионеров на новые крупные объекты по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, откладывалась дважды. Можно предположить, что в министерстве до последнего шлифовали конкурсную документацию, 13 сентября опубликованную в свободном доступе. Однако вопросы по условиям всё же остались.

Конкурсы должны определить новых концессионеров взамен компании «Экология-Новосибирск», концессионное соглашение с которой, было расторгнуто в мае. Та концессия, подписанная ещё в 2016 году, не воплотилась в жизнь по ряду причин. В частности, правительство так и не предоставило концессионеру участки для строительства объектов на территории агломерации. И если с левобережным объектом была более-менее полная ясность (его планировали разместить в Верх-Туле), то виды на правобережный оставались мутными. Участок, изначально выделенный возле Раздольного, оказался неподходящим из-за защитной зоны Чкаловского аэродрома. Также размещение объекта возле Раздольного вызвало протесты экологов и общественников. Которые протестуют и сейчас, поскольку для новой концессии правительство вновь приглядело участок возле Раздольного — другой, но всё же рядом. Впрочем, нынче запротестовали и верхтулинцы. Для правительства работа с общественным мнением станет отдельным вызовом. Пока же МинЖКХ спешит запустить конкурсные процедуры.

Летом правительство торопилось согласовать параметры будущих соглашений с Законодательным собранием, чтобы успеть с тендерами в 2022 году. Таким образом, областная власть рассчитывает привлечь для строительства средства ППК «Российский экологический оператор» на льготных условиях, что удешевит концессию. Одним из пожеланий депутатов к новым концессиям была диверсификация: правительству рекомендовали не отдавать все объекты в одни руки. Поэтому по каждому объекту будет отдельный конкурс и автономное концессионное соглашение.

Концессионные объекты по обращению с ТКО должны появиться, как минимум, в 5 районах области. Максимальный интерес прикован к агломерации. В левобережье предполагается построить объект мощностью 300 тысяч тонн в год стоимостью 3,2 млрд рублей. В правобережье объект должен быть крупней — не менее 330 тысяч тонн в год, стоимостью почти 3,5 млрд рублей. Срок действия концессий 25 лет. Минимальные объёмы отходов, гарантированные концедентом, меньше — 255 и 280 тысяч тонн, соответственно. Это важный момент, поскольку если отходов меньше минимального, бюджет должен доплачивать концессионеру.

В конкурсной документации к участникам тендера предъявлены жёсткие — на первый взгляд — требования. В частности, оборот соискателя должен составлять не менее 400 млн рублей ежегодно на протяжении не менее 3 лет. Необходимо подтвердить наличие собственных средств или возможности их привлечь в сумме 95% от стоимости объекта (то есть, речь о сумме порядка 3 млрд рублей). Квалификацию соискателя необходимо подтвердить опытом эксплуатации объекта обращения с ТКО на протяжении 3 лет, предшествовавших подаче заявки.


Специальных требований относительно самого объекта нет. Это значит, что на строительство и эксплуатацию современного комплекса мощностью до 300 тысяч тонн отходов в год, использующего передовые технологии сортировки, переработки и утилизации, может заявляться компания, квалификация которой ограничивается опытом управления обычной свалкой.

По-видимому, в условиях тендера правительство пошло на поблажки для потенциальных участников конкурса в соответствии с пожеланиями, высказанными ранее депутатами. Согласовывая условия новых концессий, парламентарии предлагали по максимуму привлекать местных предпринимателей. Губернатор Андрей Травников также обратился к новосибирскому бизнесу с призывом участвовать в конкурсах. Если бы приоритет был в том, что на объекты должны зайти самые профессиональные компании, требования к конкурсантам были бы жёстче. Следовало бы допускать лишь тех, кто обладает опытом эксплуатации объектов, соразмерных по объёмам и технологическому оснащению. Да и годовой оборот в 400 млн плохо коррелируется с притязаниями на объект с оборотом в 1 млрд рублей в год.

Участники конкурса должны определиться до конца ноября, и даже если дело пойдёт без сбоев, в нынешнем году соглашения подписать уже не получится. Несмотря на довольно лояльные квалификационные требования, вряд ли из желающих выстроится большая очередь. Во всяком случае, её не случилось на несостоявшемся конкурсе в Болотном.

23 августа администрация Болотнинского района объявила конкурс на 25-летнюю концессию по строительству и эксплуатации полигона в Болотном. Стоимость определили в 147 млн рублей, при этом 71 млн приходилось на долю инвестора, а остальную сумму правительство собиралось добить за счёт инфраструктурного кредита. Приём заявок был назначен с 24 августа по 9 сентября. «Мы рассчитываем на активное участие профильных коммерческих организаций в этом конкурсе», — комментировал Архипов. Но этого не случилось. Приём заявок продлили до 5 октября, но ещё до этой даты страница тендера исчезла.

Источники ЦДЖ утверждают, что на конкурс заявился лишь один участник, и, по всей видимости, не тот, кого хотелось бы видеть в победителях. Но формальным поводом для отмены конкурса стала его нелегитимность. Оказывается, не в компетенции муниципалитетов проводить тендеры по объектам обращения с ТКО. И выяснилось это будто бы лишь тогда, когда уже пора было подводить итоги. С такой организацией несколько тревожно за перспективы всех концессионных объектов по обращению с отходами, которые должны появиться в Новосибирской области. В том числе, когда на результат могут влиять намерения вывести в победители конкретных игроков.

На прошлой неделе были опубликованы проекты новых мусорных концессий по полигонам в Верх-Туле и Болотном. До конца месяца по ним должны были состояться торги, которые бы определили новых ответственных за свалки. По проекту полигона в Болотном такие торги уже прошли. Правда, закончились они ничем. Главный редактор ЦДЖ Андрей Кузнецов отмечает, что конкурс признали нелегитимным из-за неумелой организации.

Пресс-конференция министра ЖКХ Новосибирской области Дениса Архипова, посвященная старту конкурсов по определению будущих концессионеров на новые крупные объекты по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, откладывалась дважды. Можно предположить, что в министерстве до последнего шлифовали конкурсную документацию, 13 сентября опубликованную в свободном доступе. Однако вопросы по условиям всё же остались.

Конкурсы должны определить новых концессионеров взамен компании «Экология-Новосибирск», концессионное соглашение с которой, было расторгнуто в мае. Та концессия, подписанная ещё в 2016 году, не воплотилась в жизнь по ряду причин. В частности, правительство так и не предоставило концессионеру участки для строительства объектов на территории агломерации. И если с левобережным объектом была более-менее полная ясность (его планировали разместить в Верх-Туле), то виды на правобережный оставались мутными. Участок, изначально выделенный возле Раздольного, оказался неподходящим из-за защитной зоны Чкаловского аэродрома. Также размещение объекта возле Раздольного вызвало протесты экологов и общественников. Которые протестуют и сейчас, поскольку для новой концессии правительство вновь приглядело участок возле Раздольного — другой, но всё же рядом. Впрочем, нынче запротестовали и верхтулинцы. Для правительства работа с общественным мнением станет отдельным вызовом. Пока же МинЖКХ спешит запустить конкурсные процедуры.

Летом правительство торопилось согласовать параметры будущих соглашений с Законодательным собранием, чтобы успеть с тендерами в 2022 году. Таким образом, областная власть рассчитывает привлечь для строительства средства ППК «Российский экологический оператор» на льготных условиях, что удешевит концессию. Одним из пожеланий депутатов к новым концессиям была диверсификация: правительству рекомендовали не отдавать все объекты в одни руки. Поэтому по каждому объекту будет отдельный конкурс и автономное концессионное соглашение.

Концессионные объекты по обращению с ТКО должны появиться, как минимум, в 5 районах области. Максимальный интерес прикован к агломерации. В левобережье предполагается построить объект мощностью 300 тысяч тонн в год стоимостью 3,2 млрд рублей. В правобережье объект должен быть крупней — не менее 330 тысяч тонн в год, стоимостью почти 3,5 млрд рублей. Срок действия концессий 25 лет. Минимальные объёмы отходов, гарантированные концедентом, меньше — 255 и 280 тысяч тонн, соответственно. Это важный момент, поскольку если отходов меньше минимального, бюджет должен доплачивать концессионеру.

В конкурсной документации к участникам тендера предъявлены жёсткие — на первый взгляд — требования. В частности, оборот соискателя должен составлять не менее 400 млн рублей ежегодно на протяжении не менее 3 лет. Необходимо подтвердить наличие собственных средств или возможности их привлечь в сумме 95% от стоимости объекта (то есть, речь о сумме порядка 3 млрд рублей). Квалификацию соискателя необходимо подтвердить опытом эксплуатации объекта обращения с ТКО на протяжении 3 лет, предшествовавших подаче заявки.

Специальных требований относительно самого объекта нет. Это значит, что на строительство и эксплуатацию современного комплекса мощностью до 300 тысяч тонн отходов в год, использующего передовые технологии сортировки, переработки и утилизации, может заявляться компания, квалификация которой ограничивается опытом управления обычной свалкой.

По-видимому, в условиях тендера правительство пошло на поблажки для потенциальных участников конкурса в соответствии с пожеланиями, высказанными ранее депутатами. Согласовывая условия новых концессий, парламентарии предлагали по максимуму привлекать местных предпринимателей. Губернатор Андрей Травников также обратился к новосибирскому бизнесу с призывом участвовать в конкурсах. Если бы приоритет был в том, что на объекты должны зайти самые профессиональные компании, требования к конкурсантам были бы жёстче. Следовало бы допускать лишь тех, кто обладает опытом эксплуатации объектов, соразмерных по объёмам и технологическому оснащению. Да и годовой оборот в 400 млн плохо коррелируется с притязаниями на объект с оборотом в 1 млрд рублей в год.

Участники конкурса должны определиться до конца ноября, и даже если дело пойдёт без сбоев, в нынешнем году соглашения подписать уже не получится. Несмотря на довольно лояльные квалификационные требования, вряд ли из желающих выстроится большая очередь. Во всяком случае, её не случилось на несостоявшемся конкурсе в Болотном.

23 августа администрация Болотнинского района объявила конкурс на 25-летнюю концессию по строительству и эксплуатации полигона в Болотном. Стоимость определили в 147 млн рублей, при этом 71 млн приходилось на долю инвестора, а остальную сумму правительство собиралось добить за счёт инфраструктурного кредита. Приём заявок был назначен с 24 августа по 9 сентября. «Мы рассчитываем на активное участие профильных коммерческих организаций в этом конкурсе», — комментировал Архипов. Но этого не случилось. Приём заявок продлили до 5 октября, но ещё до этой даты страница тендера исчезла.

Источники ЦДЖ утверждают, что на конкурс заявился лишь один участник, и, по всей видимости, не тот, кого хотелось бы видеть в победителях. Но формальным поводом для отмены конкурса стала его нелегитимность. Оказывается, не в компетенции муниципалитетов проводить тендеры по объектам обращения с ТКО. И выяснилось это будто бы лишь тогда, когда уже пора было подводить итоги. С такой организацией несколько тревожно за перспективы всех концессионных объектов по обращению с отходами, которые должны появиться в Новосибирской области. В том числе, когда на результат могут влиять намерения вывести в победители конкретных игроков.


Читайте также