Сибкрай.ru

Новосибирск выбирает между «условно всенародным» и назначенным мэром
Фото: МЭР_И_Я / youtube.com

Новосибирск выбирает между «условно всенародным» и назначенным мэром

В политическом пространстве активно набирает обороты обсуждение возможной реформы системы выборов мэра Новосибирска. Ранее Сибкрай.ru рассказал, почему в столице Сибири стала возможной отмена прямых выборов главы. Оказалось, что на это может повлиять не только политическая ситуация внутри страны, но и недовольством горожан в самом муниципалитете.

Заместитель председателя комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Законодательного собрания Новосибирской области Александр Щербак (ЛДПР) уверен, что прямые выборы еще не гарантируют того, что мэр станет управленцем, «действительно ратующим за общее дело».

«Я не согласен с теми, кто преподносит прямые всеобщие выборы как некую панацею, гарантирующую, что мэр, избранный таким способом, станет настоящим качественным управленцем, действительно ратующим за общее дело. И самым ярким подтверждением того, что это не так, является ни кто иной, как дважды всенародно избранный мэр Новосибирска. Хотя, учитывая, что за него в 2019 году проголосовал лишь каждый десятый избиратель, лучше употреблять термин «условно всенародный». Заброшенный во власть на гребне популистской волны, наш мэр таковым и остался, работая по принципу: «лучше говорить, чем делать» – классическое: "казаться, а не быть". И это тот самый огромный риск, который заложен в модель прямых выборов», – отметил Щербак.

Он подчеркнул, что даже прямые выборы мэра не смогли оградить жителей Новосибирска от пыли, грязи, сугробов и разбитых дорог. Кроме того, Александр Щербак не согласен с тем, что при назначении мэра депутатами у избирателей теряется возможность влиять на решение.


«Возможностей много – от воздействия на своего депутата, увязывая его переизбрание с позицией по мэру, до использования множества каналов, которые современное информационное общество предоставляет нам для выражения своего мнения. Более того, я абсолютно уверен, что вероятность «сохранения» на второй и последующий сроки непопулярного в народе мэра куда выше как раз при прямых выборах, что мы и видели в 2019 году», – уточнил парламентарий.

Он также напомнил, что после внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, которые были поддержаны на всенародном голосовании, в стране сложилась единая система публичной власти.
 
«Так вот, назначение мэра через конкурсные процедуры и депутатов – это не просто логичное, это необходимое и неизбежное развитие этих конституционных поправок. Невозможна единая система там, где градоначальник может противопоставлять себя главе региона. Не говоря уже о том, что в нынешнее время укрепление властной вертикали важно как никогда», – уверен Щербак.

Напомним, что в регионах России на сегодняшний день только в шести городах сохранились прямые выборы глав – Новосибирск, Улан-Удэ, Якутск, Хабаровск, Анадырь и Абакан. При этом унификация системы выборов мэров российских городов может стать одним из этапов по наведению порядка в местном самоуправлении. Напомним, что в декабре 2021 года председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и депутат Государственной думы Павел Крашенинников внесли проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». А в начале 2022 года Павел Крашенинников подготовил несколько поправок к разработанному проекту нового закона о муниципальной власти. Одна из них позволит губернаторам назначать врио главы муниципального образования, если кандидат на эту должность, избираемый из состава депутатов, не смог набрать нужное число голосов.

В политическом пространстве активно набирает обороты обсуждение возможной реформы системы выборов мэра Новосибирска. Ранее Сибкрай.ru рассказал, почему в столице Сибири стала возможной отмена прямых выборов главы. Оказалось, что на это может повлиять не только политическая ситуация внутри страны, но и недовольством горожан в самом муниципалитете.

Заместитель председателя комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Законодательного собрания Новосибирской области Александр Щербак (ЛДПР) уверен, что прямые выборы еще не гарантируют того, что мэр станет управленцем, «действительно ратующим за общее дело».

«Я не согласен с теми, кто преподносит прямые всеобщие выборы как некую панацею, гарантирующую, что мэр, избранный таким способом, станет настоящим качественным управленцем, действительно ратующим за общее дело. И самым ярким подтверждением того, что это не так, является ни кто иной, как дважды всенародно избранный мэр Новосибирска. Хотя, учитывая, что за него в 2019 году проголосовал лишь каждый десятый избиратель, лучше употреблять термин «условно всенародный». Заброшенный во власть на гребне популистской волны, наш мэр таковым и остался, работая по принципу: «лучше говорить, чем делать» – классическое: "казаться, а не быть". И это тот самый огромный риск, который заложен в модель прямых выборов», – отметил Щербак.

Он подчеркнул, что даже прямые выборы мэра не смогли оградить жителей Новосибирска от пыли, грязи, сугробов и разбитых дорог. Кроме того, Александр Щербак не согласен с тем, что при назначении мэра депутатами у избирателей теряется возможность влиять на решение.

«Возможностей много – от воздействия на своего депутата, увязывая его переизбрание с позицией по мэру, до использования множества каналов, которые современное информационное общество предоставляет нам для выражения своего мнения. Более того, я абсолютно уверен, что вероятность «сохранения» на второй и последующий сроки непопулярного в народе мэра куда выше как раз при прямых выборах, что мы и видели в 2019 году», – уточнил парламентарий.

Он также напомнил, что после внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, которые были поддержаны на всенародном голосовании, в стране сложилась единая система публичной власти.
 
«Так вот, назначение мэра через конкурсные процедуры и депутатов – это не просто логичное, это необходимое и неизбежное развитие этих конституционных поправок. Невозможна единая система там, где градоначальник может противопоставлять себя главе региона. Не говоря уже о том, что в нынешнее время укрепление властной вертикали важно как никогда», – уверен Щербак.

Напомним, что в регионах России на сегодняшний день только в шести городах сохранились прямые выборы глав – Новосибирск, Улан-Удэ, Якутск, Хабаровск, Анадырь и Абакан. При этом унификация системы выборов мэров российских городов может стать одним из этапов по наведению порядка в местном самоуправлении. Напомним, что в декабре 2021 года председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и депутат Государственной думы Павел Крашенинников внесли проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». А в начале 2022 года Павел Крашенинников подготовил несколько поправок к разработанному проекту нового закона о муниципальной власти. Одна из них позволит губернаторам назначать врио главы муниципального образования, если кандидат на эту должность, избираемый из состава депутатов, не смог набрать нужное число голосов.


Читайте также