Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области большинством голосов приняли в первом чтении законопроект, касающийся транспортного налога. Проектом закона предусматривается увеличении нагрузки на владельцев транспортных средств от 120 до 200 рублей в год. Бюджет пополнится примерно на 224 миллиона рублей. Вопрос стал одним из самых дискуссионных на этой первой осенней сессии.
На 48-ой сессии Законодательного собрания Новосибирской области сегодня, 26 сентября, депутаты рассмотрели в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 2.2 Закона Новосибирской области "О налогах и особенностях налогооблажения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области"». Депутаты обсуждали предложенное правительством повышение транспортного налога.
По словам министра финансов и налоговой политики региона Виталия Голубенко, главная цель изменений – актуализация рублевых ставок транспортного налога, их адаптация к экономическим реалиям.
– Последний год, когда мы проводили такие мероприятия, это был 2021 год. Именно тогда мы за целый ряд лет впервые актуализировали размеры этих ставок. Как видите, с 2021 года ситуация меняется. То есть, мы видим, что и средняя зарплата в полтора раза выросла, и другие ценовые параметры также подросли. Поэтому мы здесь не должны упускать ситуацию и потом создавать для себя сложности для корректировки этих рублевых ставок, – выразил уверенность министр.
Концепция, по которой предлагается актуализировать ставки, по словам Голубенко, остается неизменной – ровно той, которая была выработана в 2021 году, то есть учитывается привязка к стоимости бензина. В эквиваленте это, по словам министра, даст в консолидированный бюджет около 224 миллионов рублей дополнительных поступлений по транспортному налогу.
Депутат Яков Новоселов отметил, что не совсем корректно указывать одним из обоснований повышения транспорта налога рост зарплат, да и приравнивать его к стоимости бензина, тоже не стоит. Новоселов напомнил, что и при прошлом повышении налога в 2021 году задавал вопрос о том, как будут расходовать эти средства именно на ремонт дорог.
– Мне кажется, что я не могу увидеть здесь реальных обоснований необходимости повышения транспортного налога, и куда он будет деваться. Нужен отчет более подробный, что ли, по расходу средств, полученных от населения, что они реально пошли на ремонт дорог, – предложил он.
На это Виталий Голубенко ответил, что речь идет об увеличении нагрузки на владельцев транспортных средств от 120 до 200 рублей в год.
– Мы имеем в виду, прежде всего, граждан. Юридических лиц я здесь не рассматриваю, потому что они делают бизнес на своих транспортных средствах. Это совершенно другая экономика. Если же мы будем говорить о том, что, наверное, неправильно привязываться к росту стоимости бензина, который с 2021 года рос темпами значительно ниже, чем средний показатель по инфляции, благодаря мерам государственного регулирования, то, наверное, можно пообсуждать и другую составляющую. Если мы посмотрим калькуляцию затрат на ремонт дорог, то сегодня основным драйвером роста цен является рост заработных плат. Прозвучало, что сейчас решение по изменению ставок транспортного налога каким-то образом скажется на инфляции, скажем так, это неверное предположение, – парировал Голубенко.
Депутат Сергей Левшенков отметил, что такой подход может спровоцировать ситуацию, когда транспорт для людей станет не средством передвижения, а предметом роскоши. А Роман Яковлев напомнил, что и в 2021 году его позиция по принятию законопроекта об увеличении транспортного налога была критическая.
– Мне кажется, вопрос увеличения транспортного налога на сегодняшний день не своевременен. Не поднимая этот налог, не рассматривая эту ситуацию, мы позволим почувствовать каждой семье, у кого есть автомобили, социальную поддержку со стороны нашего региона, – уверен Роман Яковлев.
Первый заместитель председателя Заксобрания региона Андрей Панферов, взяв слово, отметил, что, на его взгляд, сравнивать ситуацию 2021 года и 2024 года некорректно.
– Наша область, в том числе, помогает специальной военной операции и частям. Это тоже затраты, это первое. Второе, если говорить простым языком, 100 рублей в год в казну Новосибирской области для помощи региону, и на ремонт дорог – это не так много. Почему мы на данный момент не говорим, что еще, кроме всего остального, у каждого гражданина есть определенные обязанности, в том числе и перед государством, и перед областью? Ну уж найдут 100 рублей наши граждане, – уверен Панферов.
Он обратился к депутатам, и прежде всего к фракции «Единая Россия», с призывом поддержать законопроект.
Зампредседателя областного парламента Ирина Диденко, в свою очередь, предложила называть это не изменением транспортного налога, а актуализацией транспортного налога – в связи с изменившейся экономической ситуацией.
Валерий Ильенко согласился с коллегами, что сегодня не актуально сравнивать повышение транспортного налога с ростом цен на бензин.
– Но я категорически не согласен с тем, что за три года в дорожной отрасли ничего не изменилось. Потому что мы эти процессы контролируем по муниципальным образованиям, – сказал Ильенко, уточнив что проект рассмотрен на заседании комитета, принято решение рекомендовать его к принятию в первом чтении и установить срок поправок до 8 октября 2024 года.
Депутаты также отмечали: чтобы новосибирцы не так остро ощущали изменения, нужно повышать налог ежегодно, а не раз в три года.
Председатель Заксобрания Новосибирской области Андрей Шимкив после этого обратился к депутатам с просьбой не забывать, что есть еще второе чтение.
– Я все-таки предлагаю поддержать в первом чтении и ко второму уже провести все дебаты, дискуссии, комитеты и так далее, – сказал Шимкив.
В итоге законопроект был принят в первом чтении: «за» проголосовали 52 депутата, «против» – 7, воздержались трое и столько же не голосовали.
Во время пресс-подхода Андрей Шимкив, комментируя обсуждение законопроекта, отметил, что вполне разумным было предложение повышать транспортный налог раз в год.
– И дело не в 100 рублях, поверьте. Но содержание дорог растет, ремонт дорог, строительство дорог. Главное, чтобы люди видели, что эти налоги идут в дороги, в ремонт, в ямочный ремонт, в зимнее содержание дорог. Поэтому ко второму чтению, я думаю, дискуссии все еще будут, конечно, но уверен, что мы примем это небольшое повышение, – подчеркнул Шимкив.
Отвечая на вопрос, считает ли он справедливым, что транспортный налог привязан к стоимости бензина, Андрей Шимкив отметил, что стоимость бензина – это один из самых небольших факторов.
– Там очень много факторов, составляющих. То, о чем я сказал сейчас. Квадратный метр: три года назад положить дорожное полотно и сегодня – это разные вещи. Абсолютно разные. Поэтому стоимость бензина – это как один из моментов, – сказал он.