Сибкрай.ru

В Госдуме призвали выйти из Болонской системы и увеличить зарплату преподавателям вузов

В Госдуме призвали выйти из Болонской системы и увеличить зарплату преподавателям вузов

Комитет Госдумы по науке и высшему образованию обсудил рекомендации парламентских слушаний, связанных с выходом России из Болонской системы. Как сообщил член комитета Олег Смолин, в рекомендациях должно быть зафиксировано предложение увеличить расходы на науку и зарплаты преподавателей.

Изначально, по словам депутата, рекомендации комитета не содержали конкретики.

"Я позволил себе выступить с критикой проекта рекомендаций парламентских слушаний. Суть моих претензий в том, что любые рекомендации должны быть проверяемы. Если в положении содержится "вода" или неопределённые формулировки, то проверить, как они исполняются, будет невозможно", — говорит Олег Смолин.

Председатель комитета Сергей Кабышев согласился с тем, чтоб доработать этот документ. В результате члены комитета договорились о тех рекомендациях, которые предстоит принять. Они состоят из нескольких пунктов.

Во-первых, речь идет о требовании к Правительству обеспечить финансирование науки на уровне Указа президента №599 и №644.

Эти указы требуют, чтобы расходы на науку составляли не менее 1,77% от ВВП в целом и не менее 1% из федерального бюджета. Сегодня этот показатель находится на уровне 0,4% от ВВП, то есть наука должна финансироваться в два с половиной раза больше, чем сейчас.

Также участники обсуждения добились того, чтобы в рекомендациях содержалось положение о заработной плате преподавателей.
"Её уровень должен составлять не менее того, что закреплено в Указе президента №597 от 2012 г. То есть не менее двух средних зарплат по региону за одну ставку. В советское время ставка была на уровне 700 часов [в год], а на кафедре общественных наук — 550. Сейчас — не менее 900 часов, и на одну ставку никто не работает. Это прямо сказывается на качестве образования", — пояснил Олег Смолин.

Он уточнил, что, по данным ОНФ, в подавляющем большинстве вузов Указ президента не исполняется.


"Мы понимаем, что рекомендации не означают того, что они будут исполнены на 100%. Но Госдума не должна уподобляться тем, кто молчит. Если рекомендации будут приняты, то будем напоминать депутатам о них при внесении законов, поправок в бюджет, за что они дружно голосовали и про что они забывают", — подытожил Смолин.

Ранее глава Министерства образования Валерий Фальков заявил, что ведомство намеренно отказаться от Болонской системы и заменить ее некой собственной уникальной системой. В вузы должен вернуться специалитет, но и бакалавриат никто отменять не собирается. А в Рособрнадзоре заявили, что выход не повлияет и на формат ЕГЭ.

Экономист Михаил Делягин отмечает, что сама западная система приводила к удивительным пердимоноклям, когда бакалавру можно было стать магистром по совсем не связанной сфере.

"Думаю, мы все сталкивались с магистрами, которые не знают ничего и ни о чем. Если он получил высшее образование, которое хуже ПТУ-шного, какая разница, что у него там написано в дипломе?" — говорит Делягин.

Вместе с тем, пока пресловутый выход из Болонского процесса принципиально ничего не изменил в модели российского образования — западные публикации по-прежнему являются определяющими для получения российских грантов, да и кадровый кризис никуда не делся, отмечает он.

"Еще в 2016 году у доцента была зарплата 12 000 на руки, сейчас, допустим, 25 000, но при этом он должен заполнить килотонны бессмысленной бумаги и как-то успевать заниматься преподаванием", — указывает эксперт.

Комитет Госдумы по науке и высшему образованию обсудил рекомендации парламентских слушаний, связанных с выходом России из Болонской системы. Как сообщил член комитета Олег Смолин, в рекомендациях должно быть зафиксировано предложение увеличить расходы на науку и зарплаты преподавателей.

Изначально, по словам депутата, рекомендации комитета не содержали конкретики.

"Я позволил себе выступить с критикой проекта рекомендаций парламентских слушаний. Суть моих претензий в том, что любые рекомендации должны быть проверяемы. Если в положении содержится "вода" или неопределённые формулировки, то проверить, как они исполняются, будет невозможно", — говорит Олег Смолин.

Председатель комитета Сергей Кабышев согласился с тем, чтоб доработать этот документ. В результате члены комитета договорились о тех рекомендациях, которые предстоит принять. Они состоят из нескольких пунктов.

Во-первых, речь идет о требовании к Правительству обеспечить финансирование науки на уровне Указа президента №599 и №644.

Эти указы требуют, чтобы расходы на науку составляли не менее 1,77% от ВВП в целом и не менее 1% из федерального бюджета. Сегодня этот показатель находится на уровне 0,4% от ВВП, то есть наука должна финансироваться в два с половиной раза больше, чем сейчас.

Также участники обсуждения добились того, чтобы в рекомендациях содержалось положение о заработной плате преподавателей.
"Её уровень должен составлять не менее того, что закреплено в Указе президента №597 от 2012 г. То есть не менее двух средних зарплат по региону за одну ставку. В советское время ставка была на уровне 700 часов [в год], а на кафедре общественных наук — 550. Сейчас — не менее 900 часов, и на одну ставку никто не работает. Это прямо сказывается на качестве образования", — пояснил Олег Смолин.

Он уточнил, что, по данным ОНФ, в подавляющем большинстве вузов Указ президента не исполняется.

"Мы понимаем, что рекомендации не означают того, что они будут исполнены на 100%. Но Госдума не должна уподобляться тем, кто молчит. Если рекомендации будут приняты, то будем напоминать депутатам о них при внесении законов, поправок в бюджет, за что они дружно голосовали и про что они забывают", — подытожил Смолин.

Ранее глава Министерства образования Валерий Фальков заявил, что ведомство намеренно отказаться от Болонской системы и заменить ее некой собственной уникальной системой. В вузы должен вернуться специалитет, но и бакалавриат никто отменять не собирается. А в Рособрнадзоре заявили, что выход не повлияет и на формат ЕГЭ.

Экономист Михаил Делягин отмечает, что сама западная система приводила к удивительным пердимоноклям, когда бакалавру можно было стать магистром по совсем не связанной сфере.

"Думаю, мы все сталкивались с магистрами, которые не знают ничего и ни о чем. Если он получил высшее образование, которое хуже ПТУ-шного, какая разница, что у него там написано в дипломе?" — говорит Делягин.

Вместе с тем, пока пресловутый выход из Болонского процесса принципиально ничего не изменил в модели российского образования — западные публикации по-прежнему являются определяющими для получения российских грантов, да и кадровый кризис никуда не делся, отмечает он.

"Еще в 2016 году у доцента была зарплата 12 000 на руки, сейчас, допустим, 25 000, но при этом он должен заполнить килотонны бессмысленной бумаги и как-то успевать заниматься преподаванием", — указывает эксперт.



Читайте также