Сибкрай.ru

Россия сократила сроки разработки двигателей ПД-8 для новых

Россия сократила сроки разработки двигателей ПД-8 для новых "Суперджетов"

ПД-8  ждут как минимум три машины – пассажирский SSJ-100 New, амфибия двойного назначения Бе-200 и тяжелый вертолет Ми-26. И, как утверждает «Военное обозрение», разработчикам удалось на 12-15 месяцев сократить сроки разработки двигателя и, следовательно, его запуска в серийное производство.

Долгожданная пермская «восьмерка» – это классический двухконтурный турбореактивный двигатель, развивающий на форсаже тягу до 8 тонн. В нормальных условиях – 7,5 тонн. Единственным аналогом на всём постсоветском пространстве был Д-436 от «Мотор Сич», но теперь большие сомнения, что это изделие вообще будет выпускаться, не говоря уже об экспорте в Россию. ПД-8 можно назвать гибридом, созданным из «холодной» части SaM146 и «горячего» дефорсированного газогенератора от ПД-14. Именно французский газогенератор SaM146 считался самой проблемной частью «Суперджетов».


Сейчас его заменяют исконно российским агрегатом. Во многом именно это позволяет ускорить все необходимые процедуры испытаний и сертификации авиамотора – большинство решений либо уже апробированы на практике, либо проходят окончательные испытания. Донор газогенератора ПД-14 уже успел покатать в воздухе Дениса Мантурова на предсерийном МС-21-301.

Первый работоспособный ПД-8 также побывал в воздухе, правда, не под крылом SSJ-100-NEW, а в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Первый полет состоялся в самом конце прошлого года.

Стендовые испытания мотора завершились ещё в мае 2022 года, когда пришло окончательное понимание масштаба международных рестрикций в авиационной сфере. ПД-8 является полным аналогом своего предшественника русского «француза» SaM146, но практически во всём чуть лучше. Удельный расход снижен с 0,63 кг/кгс•ч до 0,61 кг/кгс•ч, а тяга увеличена на 20-180 кгс, в зависимости от модификации. Российский мотор практически без переделок помещается в мотогондолу серийных «Суперджетов».

С опережением графика примерно на двенадцать-пятнадцать месяцев в первой декаде 2023 года пара летных образцов отправится из Перми в Комсомольск-на-Амуре для монтажа под крылья «Суперджетов» серии NEW. Сертификат соответствия ждут к лету, а окончательное одобрение для полетов – в декабре 2023 года. Учитывая, что работы над ПД-8 начались в 2019 году, это удивительно оперативные сроки даже по общемировым меркам. Остаётся только надеяться, что планируемый сдвиг сроков влево не останется на бумаге. Учитывая ресурсы, затраченные на форсирование программы, шансы на появление ПД-8 под крыльями отечественной региональной авиации уже в следующем году очень высоки. Не менее двадцати SSJ-100 NEW в серийном исполнении должны подняться в небо в 2024 году.


ПД-8  ждут как минимум три машины – пассажирский SSJ-100 New, амфибия двойного назначения Бе-200 и тяжелый вертолет Ми-26. И, как утверждает «Военное обозрение», разработчикам удалось на 12-15 месяцев сократить сроки разработки двигателя и, следовательно, его запуска в серийное производство.

Долгожданная пермская «восьмерка» – это классический двухконтурный турбореактивный двигатель, развивающий на форсаже тягу до 8 тонн. В нормальных условиях – 7,5 тонн. Единственным аналогом на всём постсоветском пространстве был Д-436 от «Мотор Сич», но теперь большие сомнения, что это изделие вообще будет выпускаться, не говоря уже об экспорте в Россию. ПД-8 можно назвать гибридом, созданным из «холодной» части SaM146 и «горячего» дефорсированного газогенератора от ПД-14. Именно французский газогенератор SaM146 считался самой проблемной частью «Суперджетов».

Сейчас его заменяют исконно российским агрегатом. Во многом именно это позволяет ускорить все необходимые процедуры испытаний и сертификации авиамотора – большинство решений либо уже апробированы на практике, либо проходят окончательные испытания. Донор газогенератора ПД-14 уже успел покатать в воздухе Дениса Мантурова на предсерийном МС-21-301.

Первый работоспособный ПД-8 также побывал в воздухе, правда, не под крылом SSJ-100-NEW, а в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Первый полет состоялся в самом конце прошлого года.

Стендовые испытания мотора завершились ещё в мае 2022 года, когда пришло окончательное понимание масштаба международных рестрикций в авиационной сфере. ПД-8 является полным аналогом своего предшественника русского «француза» SaM146, но практически во всём чуть лучше. Удельный расход снижен с 0,63 кг/кгс•ч до 0,61 кг/кгс•ч, а тяга увеличена на 20-180 кгс, в зависимости от модификации. Российский мотор практически без переделок помещается в мотогондолу серийных «Суперджетов».

С опережением графика примерно на двенадцать-пятнадцать месяцев в первой декаде 2023 года пара летных образцов отправится из Перми в Комсомольск-на-Амуре для монтажа под крылья «Суперджетов» серии NEW. Сертификат соответствия ждут к лету, а окончательное одобрение для полетов – в декабре 2023 года. Учитывая, что работы над ПД-8 начались в 2019 году, это удивительно оперативные сроки даже по общемировым меркам. Остаётся только надеяться, что планируемый сдвиг сроков влево не останется на бумаге. Учитывая ресурсы, затраченные на форсирование программы, шансы на появление ПД-8 под крыльями отечественной региональной авиации уже в следующем году очень высоки. Не менее двадцати SSJ-100 NEW в серийном исполнении должны подняться в небо в 2024 году.



Читайте также