Сибкрай.ru

Пустые разговоры: учителя о желании очистить школьную программу от Солженицына

Пустые разговоры: учителя о желании очистить школьную программу от Солженицына

В последние дни развернулась дискуссия о том, стоит ли убрать из школьной программы по литературе «Архипелаг-ГУЛАГ» Александра Солженицына. Прозвучали противоположные точки зрения. Но у этой проблемы есть и другая сторона.

Первый замруководителя фракции «Единой России» в Госдуме Дмитрий Вяткин заявил, что Солженицын «вымарал в грязи свою собственную Родину», а произведения, которые «не выдержали испытания временем», из школы нужно убрать.

Правда, «Единая Россия» от этой инициативы уже отмежевалась. Глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова отметила, что вопрос об исключении Солженицына «не выносился ни на площадку «Единой России», ни фракции партии в Госдуме, не обсуждался в профильном думском комитете и с профессиональным сообществом». Так что пока речь идет только о возможном расширении программы за счет «советской классики».

Правда, при этом никто не спросил школьных учителей.

Учитель литературы одной из новосибирских школ Анна Коротаева назвала эти разговоры «Пустыми». По ее мнению, ни «Архипелаг», ни «Войну и мир» дети не читают совсем. Поэтому оставлять или не исключать из школьной программы Солженицына – это тема для разговоров для политиков.


«Это слишком сложные и объемные произведения для современных детей. Они их просто не читают – заучивают трактовки, которые дают учителя, и на этом их знания произведений исчерпываются. Возможно, повзрослев, они вернуться к ним, но не в школе», - считает Анна Коротаева.

Учитель литературы другой школы Марина Смольянинова вообще говорит о необходимости смены методики преподавания литературы – так, как преподавали литературу 15-20 лет назад, сейчас уж делать нельзя.

«В век визуальных образов и цифровых технологий даже старшеклассник не в состоянии освоить такой большой текст, да еще на бумажном носителе. Кроме того, эти классические произведения выпадают из общекультурного контекста — посмотрите на каких мультиках, фильмах воспитываются дети с малых лет! При встрече с классической литературой у них возникает культурный диссонанс!» - полагает Смольянинова.

Поэтому, формирование школьной программы по литературе должно стать элементом в куда более общей системе воспитания, образования и формирования культурных ценностей, чем механическое составление списка, считают учителя литературы.

В последние дни развернулась дискуссия о том, стоит ли убрать из школьной программы по литературе «Архипелаг-ГУЛАГ» Александра Солженицына. Прозвучали противоположные точки зрения. Но у этой проблемы есть и другая сторона.

Первый замруководителя фракции «Единой России» в Госдуме Дмитрий Вяткин заявил, что Солженицын «вымарал в грязи свою собственную Родину», а произведения, которые «не выдержали испытания временем», из школы нужно убрать.

Правда, «Единая Россия» от этой инициативы уже отмежевалась. Глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова отметила, что вопрос об исключении Солженицына «не выносился ни на площадку «Единой России», ни фракции партии в Госдуме, не обсуждался в профильном думском комитете и с профессиональным сообществом». Так что пока речь идет только о возможном расширении программы за счет «советской классики».

Правда, при этом никто не спросил школьных учителей.

Учитель литературы одной из новосибирских школ Анна Коротаева назвала эти разговоры «Пустыми». По ее мнению, ни «Архипелаг», ни «Войну и мир» дети не читают совсем. Поэтому оставлять или не исключать из школьной программы Солженицына – это тема для разговоров для политиков.

«Это слишком сложные и объемные произведения для современных детей. Они их просто не читают – заучивают трактовки, которые дают учителя, и на этом их знания произведений исчерпываются. Возможно, повзрослев, они вернуться к ним, но не в школе», - считает Анна Коротаева.

Учитель литературы другой школы Марина Смольянинова вообще говорит о необходимости смены методики преподавания литературы – так, как преподавали литературу 15-20 лет назад, сейчас уж делать нельзя.

«В век визуальных образов и цифровых технологий даже старшеклассник не в состоянии освоить такой большой текст, да еще на бумажном носителе. Кроме того, эти классические произведения выпадают из общекультурного контекста — посмотрите на каких мультиках, фильмах воспитываются дети с малых лет! При встрече с классической литературой у них возникает культурный диссонанс!» - полагает Смольянинова.

Поэтому, формирование школьной программы по литературе должно стать элементом в куда более общей системе воспитания, образования и формирования культурных ценностей, чем механическое составление списка, считают учителя литературы.



Читайте также