Сибкрай.ru

Контрольные, тесты, домашка в сегодняшней школе дискредитированы и потеряли смысл

Контрольные, тесты, домашка в сегодняшней школе дискредитированы и потеряли смысл

Домашняя работа дискредитирована, контрольные давят количеством, вся надежда на уроки труда. Происходящее сегодня в школе заставляет цитировать глуповского градоначальника Василиска Бородавкина с его идеей «просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития». Инициативы по реформе школьного образования сильнее всего сигнализируют, что система в кризисе, однако говорить о том, почему мы дошли до жизни такой, никто не спешит. Член Российской ассоциации политконсультантов, глава агентства «Стратагема» Роман Черёмухин пытается заглянуть в корень. 

 

Домашки списывают

 

Именно поэтому и заговорили о том, что домашние задания в современном виде не нужны. Изначальная задача - закрепить пройденный материал – сведена на нет. Проблема в том, что закреплять все равно надо, а еще учителя должны видеть, что материал не просто пройден. Но вместо этого получается абсолютно бесцельная трата времени как на списывание, так и на его проверку.

 

Контроль превыше знаний

 

Любовь к отчетам и рейтингам сильно ударила по школе, в результате чего фактически появился отдельный предмет, который так хочется назвать «контроль прохождения контрольных работ перед контрольными работами». Возможно, задача регулярных проверок в том, чтобы и дети перестали волноваться и спокойно шли на экзамены. Но, простите, как не волноваться, если, согласно сказанному выше, материал-то не закреплен.

 

Непонимание цели обучения

 

Странно, что до сих пор в школах не вывесили цитату Бернарда Шоу: «Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу». Мы проводим бесконечные тесты по профориентации, тогда как большинство школьников продолжают отрабатывать повинность, смирившись с правилами игры и просто считая дни до свободы. В лучшем случае в школе находят друзей, в худшем – учатся смирению и выживанию в меняющихся условиях.

 


Грехи советского времени

 

Цель на оценки, а не на полученные знания, которые могут быть использованы в будущем, по-прежнему характеризует многие школы. Причины тому самые разные: не хочется быть осмеянным при всем классе, надоело отвечать на вопрос родителей: «А остальные что получили?», обидно отставать от тех, кто списывает и получает хорошие оценки. Здесь должен меняться изначальный подход, когда оценивается любая попытка сделать что-то самостоятельно. Однако в системе постоянных отчетов и борьбы за успеваемость, пожалуй, против такой «откровенности» будет в первую очередь сама школа.

 

Презентационная пустота

 

Домашние задания по устным предметам как-то незаметно заменили презентации, а точнее скопированные из интернета (хорошо, если не родителями) данные, которые ученик зачитывает на уроке, не особо вникания в детали, а точнее, вообще не запоминая их. Точно также реагируют на эти скучные зачитывания первых ссылок поисковых систем и вынужденные слушать одноклассники. Формально повод поставить оценку есть. А про знания, которые не просто останутся, но будут использованы в будущем… Да кто про это задумывается. Хотя изначально презентация должна была научить общаться с аудиторией и уметь презентовать себя в будущем.

 

В сухом остатке напрашивается неприятный вывод: школьное образование находится в опасном состоянии безвременья, когда осознается необходимость и незначительных изменений, и глобальных реформ. Но пока все ограничивается инициативами, большинство из которых не прошло оценку ни родительского, ни преподавательского сообществ.

А еще положение, при котором все пытаются выжить в меру собственных возможностей: ученики учатся приспосабливаться и обходиться меньшей кровью, чтобы не расстраивать родителей, родители вспоминают свои школьные навыки и показывают, как надо списывать, чтобы не огорчать учителей, учителя стараются играть по правилам, которые им диктуют школьники, родители и вышестоящие организации.

Все обсуждают будущее ЕГЭ и ОГЭ, их отмену или эволюцию, но никто не рискует заглянуть вперед и просто предположить, что ждет российское образование в случае первого или второго шага.

Домашняя работа дискредитирована, контрольные давят количеством, вся надежда на уроки труда. Происходящее сегодня в школе заставляет цитировать глуповского градоначальника Василиска Бородавкина с его идеей «просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития». Инициативы по реформе школьного образования сильнее всего сигнализируют, что система в кризисе, однако говорить о том, почему мы дошли до жизни такой, никто не спешит. Член Российской ассоциации политконсультантов, глава агентства «Стратагема» Роман Черёмухин пытается заглянуть в корень. 

 

Домашки списывают

 

Именно поэтому и заговорили о том, что домашние задания в современном виде не нужны. Изначальная задача - закрепить пройденный материал – сведена на нет. Проблема в том, что закреплять все равно надо, а еще учителя должны видеть, что материал не просто пройден. Но вместо этого получается абсолютно бесцельная трата времени как на списывание, так и на его проверку.

 

Контроль превыше знаний

 

Любовь к отчетам и рейтингам сильно ударила по школе, в результате чего фактически появился отдельный предмет, который так хочется назвать «контроль прохождения контрольных работ перед контрольными работами». Возможно, задача регулярных проверок в том, чтобы и дети перестали волноваться и спокойно шли на экзамены. Но, простите, как не волноваться, если, согласно сказанному выше, материал-то не закреплен.

 

Непонимание цели обучения

 

Странно, что до сих пор в школах не вывесили цитату Бернарда Шоу: «Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу». Мы проводим бесконечные тесты по профориентации, тогда как большинство школьников продолжают отрабатывать повинность, смирившись с правилами игры и просто считая дни до свободы. В лучшем случае в школе находят друзей, в худшем – учатся смирению и выживанию в меняющихся условиях.

 

Грехи советского времени

 

Цель на оценки, а не на полученные знания, которые могут быть использованы в будущем, по-прежнему характеризует многие школы. Причины тому самые разные: не хочется быть осмеянным при всем классе, надоело отвечать на вопрос родителей: «А остальные что получили?», обидно отставать от тех, кто списывает и получает хорошие оценки. Здесь должен меняться изначальный подход, когда оценивается любая попытка сделать что-то самостоятельно. Однако в системе постоянных отчетов и борьбы за успеваемость, пожалуй, против такой «откровенности» будет в первую очередь сама школа.

 

Презентационная пустота

 

Домашние задания по устным предметам как-то незаметно заменили презентации, а точнее скопированные из интернета (хорошо, если не родителями) данные, которые ученик зачитывает на уроке, не особо вникания в детали, а точнее, вообще не запоминая их. Точно также реагируют на эти скучные зачитывания первых ссылок поисковых систем и вынужденные слушать одноклассники. Формально повод поставить оценку есть. А про знания, которые не просто останутся, но будут использованы в будущем… Да кто про это задумывается. Хотя изначально презентация должна была научить общаться с аудиторией и уметь презентовать себя в будущем.

 

В сухом остатке напрашивается неприятный вывод: школьное образование находится в опасном состоянии безвременья, когда осознается необходимость и незначительных изменений, и глобальных реформ. Но пока все ограничивается инициативами, большинство из которых не прошло оценку ни родительского, ни преподавательского сообществ.

А еще положение, при котором все пытаются выжить в меру собственных возможностей: ученики учатся приспосабливаться и обходиться меньшей кровью, чтобы не расстраивать родителей, родители вспоминают свои школьные навыки и показывают, как надо списывать, чтобы не огорчать учителей, учителя стараются играть по правилам, которые им диктуют школьники, родители и вышестоящие организации.

Все обсуждают будущее ЕГЭ и ОГЭ, их отмену или эволюцию, но никто не рискует заглянуть вперед и просто предположить, что ждет российское образование в случае первого или второго шага.



Читайте также