Сибкрай.ru

Кравцов наносит последний удар по образованию: в школы массово придут учителя-недоучки

Кравцов наносит последний удар по образованию: в школы массово придут учителя-недоучки

Новая инициатива Минпроса повергла в шок профессиональное сообщество. Минпрос разработал и запустил процедуру принятия федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.07 преподавание в основной школе (по направлениям подготовки). Теперь учителей будут готовить по ускоренной программе. Эта новация министра Кравцова является это историческим прецедентом: пожалуй, впервые на государственном уровне планка требований к учителям основной школы не повышается, а понижается.

 

Предлагаемым ФГОСом Минпрос фактически запускает массовую подготовку учителей основной школы в колледжах. Эти учителя будут учиться вместо 4 лет – 2,1 года. Соответственно, они получат вполовину меньше предметных знаний и практики. А придя в школы от них будет требоваться выполнение того же самого функционала, что от учителей основной школы, имеющих высшее образование.

Вопросов такое решение порождает массу. И ответы на большинство из них должны привести любого разумного человека к констатации более чем печальных выводов. Ну, например, учитель, который должен в течение 5 лет преподавать предмет «Информатика» учится на учителя 2 года - достанет ли у него знаний и компетенций для этого, учитывая динамку и сложность развития современных цифровых технологий?

Массовое снижение уровня профессиональной подготовки учителя основной школы – это ли не перепевание на родной язык идей китайских и камбоджийских революционеров образца 60-х годов XX века, которые активно боролись со слишком умной интеллигенцией?

Впрочем, и российская история знает похожие примеры: в годы постреволюционной разрухи был взят курс на воссоздание новой, коммунистической системы высшего образования. Из которой были изгнана дореволюционная университетская профессура и была предпринята попытка замены ее так называемой «красной профессурой». Попытка в целом провальная, ибо образование и наука не терпит узколобого и сугубо классового подхода в вопросах обеспечения школы (и общей и высшей) – квалифицированными педагогическими кадрами.

Теперь после ликбеза право преподавать получат: «учитель труда (технологии) в основной школе», «учитель информатики в основной школе», «учитель основ безопасности и защиты Родины в основной школе».

На такой отчаянный шаг Кравцова заставил пойти целый ряд обстоятельств.

Во-первых, острая нехватка учителей. Так, по оценке руководителя Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко, в 2021 году в школах страны не хватало 250 тысяч учителей. Надо полагать, что к 2024 году дефицит только вырос.


При этом министр Кравцов практически ежегодно, поет сезонный гимн «большому конкурсу» и «увеличивающемуся набору» на педагогические специальности. И эти посулы со скепсисом ежегодно слушают директора большей части школ, которым с каждым годом все труднее заполнять вакансии педагогов.

В учителя мало кто идет из-за низкой оплаты труда и тяжелейших условий труда, которые на все сто процентов зависят от позиции Минпроса.

В ведомстве осознали, что бессильны что-либо изменить, в том числе, из-за отсутствия необходимых управленческих компетенций у министра и его команды (он недавно заменил всех своих замов, уволив последних профессионалов). Поэтому там решили пойти по экстенсивному пути и заполнить вакансии «хоть кем-то».

У министерства не получилось дожать подведомственные педвузы в части повышения ответственности за качество подготовки студентов и (главное!) за их устройство. Поэтому хитроумный Кравцов решил переложить проблему нехватки педагогов на губернаторов, ведь система среднего профессионального образования — это полномочия регионов.

При этом традиционно считается, что колледжи, в отличие от вузов, дают большую долю трудоустройства по специальности. Вот в погоне за этой долей к ним и транслируют возможность подключения к подготовке кадров для основной школы. Про качество этой подготовки можно умолчать.

Пока это только проект ФГОС и касается он лишь подготовки ограниченного круга предметников. Пока еще не сказали свое слово экспертные структуры и организации (Национальный совет по профессиональным квалификациям, Российская академия образования), профсоюзы.

Но, учитывая, что наобещавший президенту порешать все проблемы Кравцов будет биться до последнего — у него нет другого выхода.

Новая инициатива Минпроса повергла в шок профессиональное сообщество. Минпрос разработал и запустил процедуру принятия федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.07 преподавание в основной школе (по направлениям подготовки). Теперь учителей будут готовить по ускоренной программе. Эта новация министра Кравцова является это историческим прецедентом: пожалуй, впервые на государственном уровне планка требований к учителям основной школы не повышается, а понижается.

 

Предлагаемым ФГОСом Минпрос фактически запускает массовую подготовку учителей основной школы в колледжах. Эти учителя будут учиться вместо 4 лет – 2,1 года. Соответственно, они получат вполовину меньше предметных знаний и практики. А придя в школы от них будет требоваться выполнение того же самого функционала, что от учителей основной школы, имеющих высшее образование.

Вопросов такое решение порождает массу. И ответы на большинство из них должны привести любого разумного человека к констатации более чем печальных выводов. Ну, например, учитель, который должен в течение 5 лет преподавать предмет «Информатика» учится на учителя 2 года - достанет ли у него знаний и компетенций для этого, учитывая динамку и сложность развития современных цифровых технологий?

Массовое снижение уровня профессиональной подготовки учителя основной школы – это ли не перепевание на родной язык идей китайских и камбоджийских революционеров образца 60-х годов XX века, которые активно боролись со слишком умной интеллигенцией?

Впрочем, и российская история знает похожие примеры: в годы постреволюционной разрухи был взят курс на воссоздание новой, коммунистической системы высшего образования. Из которой были изгнана дореволюционная университетская профессура и была предпринята попытка замены ее так называемой «красной профессурой». Попытка в целом провальная, ибо образование и наука не терпит узколобого и сугубо классового подхода в вопросах обеспечения школы (и общей и высшей) – квалифицированными педагогическими кадрами.

Теперь после ликбеза право преподавать получат: «учитель труда (технологии) в основной школе», «учитель информатики в основной школе», «учитель основ безопасности и защиты Родины в основной школе».

На такой отчаянный шаг Кравцова заставил пойти целый ряд обстоятельств.

Во-первых, острая нехватка учителей. Так, по оценке руководителя Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко, в 2021 году в школах страны не хватало 250 тысяч учителей. Надо полагать, что к 2024 году дефицит только вырос.

При этом министр Кравцов практически ежегодно, поет сезонный гимн «большому конкурсу» и «увеличивающемуся набору» на педагогические специальности. И эти посулы со скепсисом ежегодно слушают директора большей части школ, которым с каждым годом все труднее заполнять вакансии педагогов.

В учителя мало кто идет из-за низкой оплаты труда и тяжелейших условий труда, которые на все сто процентов зависят от позиции Минпроса.

В ведомстве осознали, что бессильны что-либо изменить, в том числе, из-за отсутствия необходимых управленческих компетенций у министра и его команды (он недавно заменил всех своих замов, уволив последних профессионалов). Поэтому там решили пойти по экстенсивному пути и заполнить вакансии «хоть кем-то».

У министерства не получилось дожать подведомственные педвузы в части повышения ответственности за качество подготовки студентов и (главное!) за их устройство. Поэтому хитроумный Кравцов решил переложить проблему нехватки педагогов на губернаторов, ведь система среднего профессионального образования — это полномочия регионов.

При этом традиционно считается, что колледжи, в отличие от вузов, дают большую долю трудоустройства по специальности. Вот в погоне за этой долей к ним и транслируют возможность подключения к подготовке кадров для основной школы. Про качество этой подготовки можно умолчать.

Пока это только проект ФГОС и касается он лишь подготовки ограниченного круга предметников. Пока еще не сказали свое слово экспертные структуры и организации (Национальный совет по профессиональным квалификациям, Российская академия образования), профсоюзы.

Но, учитывая, что наобещавший президенту порешать все проблемы Кравцов будет биться до последнего — у него нет другого выхода.



Читайте также