Сибкрай.ru

У Маши лучше: как мы убиваем самооценку своих детей-школьников
Фото: aminoapps.com

У Маши лучше: как мы убиваем самооценку своих детей-школьников

Когда мы предлагаем своему ребенку сравнить себя с другими детьми, мы пытаемся «убить» сразу двух зайцев: продемонстрировать свое недовольство и показать, как надо делать. «Соня учится на одни «пятерки», а ты даже домашнее задание не можешь нормально выполнить!» – говорим мы. И в итоге убиваем его самооценку. 

Почему не стоит этого делать, и как подобные методы воспитания отражаются на самооценке ребенка, разберемся вместе с психологом Валентиной Коробовой.

«Начнем с определения понятия «самооценка», – говорит Валентина. – Это представление человека о себе, о том, насколько он хорош или нет в сравнении с другими людьми, о том, как его видят окружающие. Дети рождаются без каких-то представлений о себе. Его самооценка формируется в течение всего детства, в процессе взаимодействия с окружением, прежде всего, с родителями. Родители для него не только авторитет, но и оплот безопасности и комфорта, в котором он ищет поддержку и любовь. Ребенок очень зависит от всего, что ему дают родители в эмоциональном плане, и чувствителен к проявлениям эмоций. Из того, как взрослые реагируют на ребенка, одобряют или не одобряют его, ругают или хвалят, складывается представление ребенка о себе».


Валентина Коробова отмечает, что при частом неодобрении, высказывании недовольства, у ребенка формируется мысль о том, что он недостаточно хорош, что в итоге приводит к заниженной самооценке, стеснительности, безынициативности.

Еще больший урон самооценке наносит сравнение ребенка с другими, более «успешными», по мнению родителей, детьми. Даже взрослому человеку со сформированной психикой не будет приятно, если кто-то скажет ему, что «у соседа машина дороже». Может быть, взрослый человек и воспримет это как мотивацию. А ребенок будет снова слышать о том, какой он плохой, неуспешный, и думать что родители его не любят.

«Сравнение ребенка с другими детьми не станет для него мотивацией, а наоборот занизит его самооценку. Если вы хотите дать ребенку какой-то дополнительный стимул для учебы, лучше ставить ему его самого в пример: «Помнишь, ты же получил пятерку в прошлый раз? Потому что накануне хорошо подготовился. Ты очень старательный и способный», – советует психолог.

Когда мы предлагаем своему ребенку сравнить себя с другими детьми, мы пытаемся «убить» сразу двух зайцев: продемонстрировать свое недовольство и показать, как надо делать. «Соня учится на одни «пятерки», а ты даже домашнее задание не можешь нормально выполнить!» – говорим мы. И в итоге убиваем его самооценку. 

Почему не стоит этого делать, и как подобные методы воспитания отражаются на самооценке ребенка, разберемся вместе с психологом Валентиной Коробовой.

«Начнем с определения понятия «самооценка», – говорит Валентина. – Это представление человека о себе, о том, насколько он хорош или нет в сравнении с другими людьми, о том, как его видят окружающие. Дети рождаются без каких-то представлений о себе. Его самооценка формируется в течение всего детства, в процессе взаимодействия с окружением, прежде всего, с родителями. Родители для него не только авторитет, но и оплот безопасности и комфорта, в котором он ищет поддержку и любовь. Ребенок очень зависит от всего, что ему дают родители в эмоциональном плане, и чувствителен к проявлениям эмоций. Из того, как взрослые реагируют на ребенка, одобряют или не одобряют его, ругают или хвалят, складывается представление ребенка о себе».

Валентина Коробова отмечает, что при частом неодобрении, высказывании недовольства, у ребенка формируется мысль о том, что он недостаточно хорош, что в итоге приводит к заниженной самооценке, стеснительности, безынициативности.

Еще больший урон самооценке наносит сравнение ребенка с другими, более «успешными», по мнению родителей, детьми. Даже взрослому человеку со сформированной психикой не будет приятно, если кто-то скажет ему, что «у соседа машина дороже». Может быть, взрослый человек и воспримет это как мотивацию. А ребенок будет снова слышать о том, какой он плохой, неуспешный, и думать что родители его не любят.

«Сравнение ребенка с другими детьми не станет для него мотивацией, а наоборот занизит его самооценку. Если вы хотите дать ребенку какой-то дополнительный стимул для учебы, лучше ставить ему его самого в пример: «Помнишь, ты же получил пятерку в прошлый раз? Потому что накануне хорошо подготовился. Ты очень старательный и способный», – советует психолог.



Читайте также