Сибкрай.ru

Уже десятый год «жареный петух» клюет чиновников, а импортозамещения все нет

Уже десятый год «жареный петух» клюет чиновников, а импортозамещения все нет

Десять дет назад, после первых серьезных санкций Запада против России, Москва провозгласила курс на импортозамещение. Нет, это не было калькой с известных китайский механизмов времен культурной революции. Просто предполагалось, что Росси должна обеспечить себя в первую очередь, товарами и изделиями стратегического назначения, отчего зависит безопасность государства; включить на полную силу научно-технологический потенциал и начать производить все самое современное, передовое… Получилось «не очень»…

 

Понятно, что пытаться выращивать в Средней полосе бананы было бы глупо, хотя, если наука этого достигнет, то почему бы и нет, а вот производить самим всякие глупости, типа пленки для упаковки, красителей для производства офисной бумаги, строительные смеси — это нужно было сделать давно.

В 2014 году чиновники, с трудом приподняв от кресел свои каменные задницы, смогли все же кое-что сделать, но жареный петух так и не смог доклеваться до их разума — испуг прошел очень быстро, и все успокоились.

После начала СВО все поняли — России поставлен ультиматум, и хочешь-не хочешь, а приниматься за дело надо.

Лед тронулся

Стартовавший в 2022-м процесс импортозамещения издание «Профиль» условно предлагает разделить на два этапа: «мгновенный» и «длящийся», или «долгий». Первый, это когда оказалось, что в самые короткие сроки можно наладить производство чего-то у себя. Правительство нашло нужные ресурсы и управленческие механизмы и с этой задачей наш бизнес успешно справился.

Помните, сколько было разговоров о том, что после ухода с российского рынка Tetra Pak из магазинов пропадут молоко длительного хранения и соки в пакетах? Мол, такую упаковку отечественные компании производить не умеют. Однако ничего не исчезло – значит, научились. Не обеднел ассортимент пищевой продукции, которую выпускали у нас «дочки» европейских и американских фирм. Не сжался спектр потребительских услуг.

По оценке директора Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП РАН) Александра Широва, «мгновенное» импортозамещение обеспечило нам примерно 1,5 процентных пункта из 3,6% роста ВВП, который мы наблюдали в прошлом году. Это очень солидные параметры.

Могли это все сделать в 2014 году? Конечно, могли. Но почему-то не сделали, а вместо этого рассусоливали о вреде господдержке, о рынке и тому подобной чепухе. А в 2022 заткнули рты любителям свободного рынка, включили на полную катушку ручной режим и прямые государственные вливания, и дело пошло!

И как оказалось, рост госрасходов оказался эффективным способом стимулирования как конечного спроса, так и роста экономики в целом. Однако большую часть «мгновенных эффектов» в том, что касается импортозамещения, наша экономика уже выбрала, и ждать серьезных подвижек здесь больше не стоит. Что касается «длительного», или «длящегося» импортозамещения – это машиностроение, авиация, электроника и т. д., – то здесь быстрый результат невозможен.

«Импортозаместить» удалось быстро все то, что лежит в области простых и недорогих решений. А вот все остальное, типа, производства сложнейшего оборудования, кораблей, самолетов, чипов и тому подобного требует значительных инвестиций в основной капитал и качественного изменения всей техносферы страны. Сделать такое за пару лет невозможно в принципе. Только инвестиционный лаг в промышленности составляет в среднем три года, а зачастую – пять лет и больше.

Корабли, вертолеты и беспилотники

Во многом успехи импортозамещения будут зависеть от эффективности затрат, которые уже прописаны в бюджете, в частности, от реализации нацпроектов. Сейчас на сайте правительства значатся 15 нацпроектов, не так давно к ним добавилось еще четыре, которые должны быть реализованы до 2030 года. Итого 19, причем девять из них – это проекты, связанные с научно-техническим, технологическим развитием, микроэлектроникой, транспортом.

Нацпроект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» (его старт запланирован на 2025 год) предполагает в зависимости от сценария постройку от 299 до 721 морских и речных судов, от 235 до 1756 самолетов и вертолетов, а также налаживание производства электромобилей, развертывание сети электрозаправок и т. д.

Проект «Экономика данных» стоимостью от 700 млрд руб. обещает среди прочего создание уже к 2027-му российского аналога системы спутниковой связи Starlink с низкоорбитальной группировкой спутников «Бюро 1440». К 2030 году группировка должна насчитывать 292 спутника.


Согласно проекту «Беспилотные авиационные системы», к концу текущего десятилетия количество произведенных в России БПЛА должно вырасти более чем в пять раз – такое заявление сделал премьер Михаил Мишустин. Выпуск востребованных моделей предполагается максимально локализовать, для чего необходимо производить в стране энергетические и силовые установки, средства связи и т. д.

Наконец, нацпроект «Новые атомные и энергетические технологии», по словам Мишустина, позволит России войти в десятку стран–лидеров по объему научных исследований и конструкторских работ.

Планы заявлены грандиозные, названы конкретные результаты и сроки их достижения. Что из этого будет исполнено, а что нет, посмотрим.

Где деньги, Зин?

Среди главных препятствий на пути импортозамещения эксперты называют вопрос финансирования. Но, как показывает практика последних лет, российские власти при необходимости умеют находить средства – это тоже большой плюс. Сейчас мы наблюдаем существенный рост инвестиций: в первом полугодии 2024-го они увеличились на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Правда, как отмечается в квартальном прогнозе ВВП Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, значительная часть этих вложений «пока локализуется в ограниченном количестве секторов и лишь ограниченно влияет на среднесрочный потенциал экономического роста». К примеру, растут капитальные вложения в оборонно-промышленный комплекс, в финансовый сектор, в транспортную и логистическую инфраструктуру и смежные с ними производства.

Это хорошо, но далее необходимо расширение инвестиций в активную часть основных фондов. «Если это произойдет, в том числе и за счет поддержки со стороны правительства, то на горизонте трех–пяти лет можно было бы ожидать новой волны расширения выпуска и стабилизации цен», говорится в документе ИНП. Предполагается, что совокупный рост инвестиций в 2024–2027 годах составит 14,2%, а среднегодовые темпы роста будут порядка 3,4%.

Какие руки нужны экономике

Впрочем, не деньгами едиными. Модель развития, опирающаяся на бюджетные расходы, рано или поздно наталкивается на ограничения как по трудовым ресурсам, так и по производственным мощностям. Сегодня в отечественном хозяйстве наблюдается очевидный дефицит вышеназванных мощностей – недаром многие производства (особенно оборонного комплекса) работают в две-три смены.

Если совокупный объем предстоящих инвестиций оценивается экспертами ИНП РАН в сумму порядка 40 трлн руб., то из них около 35% (10 трлн) должно пойти на машины и оборудование. При этом дефицит именно импортных машин и оборудования в денежном эквиваленте составляет 2,5 трлн руб.

Данный фактор серьезно сдерживает наше научно-технологическое развитие. России крайне необходим трансферт технологий из других стран, говорит Александр Широв, но с этим сейчас проблемы: не всё и не всегда можно просто купить за деньги. Чтобы добыть желаемое, отечественным импортерам приходится выстраивать сложные схемы поставок, налаживать производственную кооперацию и т. д. Многому наши компании уже научились – тот же параллельный импорт стал одним из механизмов, позволивших решить часть проблем с закупкой оборудования и технологий из недружественных стран.

Параллельно развивается взаимодействие с дружественными государствами. К сожалению, и здесь не все идет гладко, ведь нужно не только найти продавцов оборудования, но и оплатить заказы. А западные санкции практически выключили Россию из международной финансовой системы – те же китайские банки отказываются проводить платежи из нашей страны даже в юанях. Это еще один вызов, на который предстоит ответить.

Наиболее радикальный алгоритм действий в данной ситуации – поставки на основе взаимозачетов: ты мне, я тебе. В таком случае деньги фактически не нужны. На сегодняшний день по этому принципу частично осуществляется товарообмен с Китаем, благо в торговле между Москвой и Пекином наблюдается паритет, то есть объем нашего экспорта в КНР почти равен объему импорта. А вот с Индией у нас профицитный баланс: поток индийского импорта в РФ на порядок меньше российского экспорта в эту страну. И пока наши бизнесмены и чиновники только ломают головы над решением вопроса.

Что же касается проблемы рабочих рук, то, по словам Александра Широва, главное ограничение связано не с численностью занятых как таковых, а с дефицитом работников необходимой (высокой) квалификации. А также с мобильностью рабочей силы внутри страны: одни регионы столкнулись с нехваткой трудовых ресурсов, в других наблюдается их профицит.

То есть задача номер один – создание системы подготовки кадров, задача номер два – перемещение этих кадров в соответствии с потребностями экономики. А это ой как непросто! Ведь важна не только транспортная доступность тех или иных городов и сел, где размещены производства, необходим рынок доступного и качественного съемного жилья, развитая сфера услуг и т. д. Вряд ли квалифицированные работники отправятся в глухомань, чтобы жить вдесятером в «резиновой» квартире или спать в котельной, переоборудованной под хостел.

Десять дет назад, после первых серьезных санкций Запада против России, Москва провозгласила курс на импортозамещение. Нет, это не было калькой с известных китайский механизмов времен культурной революции. Просто предполагалось, что Росси должна обеспечить себя в первую очередь, товарами и изделиями стратегического назначения, отчего зависит безопасность государства; включить на полную силу научно-технологический потенциал и начать производить все самое современное, передовое… Получилось «не очень»…

 

Понятно, что пытаться выращивать в Средней полосе бананы было бы глупо, хотя, если наука этого достигнет, то почему бы и нет, а вот производить самим всякие глупости, типа пленки для упаковки, красителей для производства офисной бумаги, строительные смеси — это нужно было сделать давно.

В 2014 году чиновники, с трудом приподняв от кресел свои каменные задницы, смогли все же кое-что сделать, но жареный петух так и не смог доклеваться до их разума — испуг прошел очень быстро, и все успокоились.

После начала СВО все поняли — России поставлен ультиматум, и хочешь-не хочешь, а приниматься за дело надо.

Лед тронулся

Стартовавший в 2022-м процесс импортозамещения издание «Профиль» условно предлагает разделить на два этапа: «мгновенный» и «длящийся», или «долгий». Первый, это когда оказалось, что в самые короткие сроки можно наладить производство чего-то у себя. Правительство нашло нужные ресурсы и управленческие механизмы и с этой задачей наш бизнес успешно справился.

Помните, сколько было разговоров о том, что после ухода с российского рынка Tetra Pak из магазинов пропадут молоко длительного хранения и соки в пакетах? Мол, такую упаковку отечественные компании производить не умеют. Однако ничего не исчезло – значит, научились. Не обеднел ассортимент пищевой продукции, которую выпускали у нас «дочки» европейских и американских фирм. Не сжался спектр потребительских услуг.

По оценке директора Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП РАН) Александра Широва, «мгновенное» импортозамещение обеспечило нам примерно 1,5 процентных пункта из 3,6% роста ВВП, который мы наблюдали в прошлом году. Это очень солидные параметры.

Могли это все сделать в 2014 году? Конечно, могли. Но почему-то не сделали, а вместо этого рассусоливали о вреде господдержке, о рынке и тому подобной чепухе. А в 2022 заткнули рты любителям свободного рынка, включили на полную катушку ручной режим и прямые государственные вливания, и дело пошло!

И как оказалось, рост госрасходов оказался эффективным способом стимулирования как конечного спроса, так и роста экономики в целом. Однако большую часть «мгновенных эффектов» в том, что касается импортозамещения, наша экономика уже выбрала, и ждать серьезных подвижек здесь больше не стоит. Что касается «длительного», или «длящегося» импортозамещения – это машиностроение, авиация, электроника и т. д., – то здесь быстрый результат невозможен.

«Импортозаместить» удалось быстро все то, что лежит в области простых и недорогих решений. А вот все остальное, типа, производства сложнейшего оборудования, кораблей, самолетов, чипов и тому подобного требует значительных инвестиций в основной капитал и качественного изменения всей техносферы страны. Сделать такое за пару лет невозможно в принципе. Только инвестиционный лаг в промышленности составляет в среднем три года, а зачастую – пять лет и больше.

Корабли, вертолеты и беспилотники

Во многом успехи импортозамещения будут зависеть от эффективности затрат, которые уже прописаны в бюджете, в частности, от реализации нацпроектов. Сейчас на сайте правительства значатся 15 нацпроектов, не так давно к ним добавилось еще четыре, которые должны быть реализованы до 2030 года. Итого 19, причем девять из них – это проекты, связанные с научно-техническим, технологическим развитием, микроэлектроникой, транспортом.

Нацпроект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» (его старт запланирован на 2025 год) предполагает в зависимости от сценария постройку от 299 до 721 морских и речных судов, от 235 до 1756 самолетов и вертолетов, а также налаживание производства электромобилей, развертывание сети электрозаправок и т. д.

Проект «Экономика данных» стоимостью от 700 млрд руб. обещает среди прочего создание уже к 2027-му российского аналога системы спутниковой связи Starlink с низкоорбитальной группировкой спутников «Бюро 1440». К 2030 году группировка должна насчитывать 292 спутника.

Согласно проекту «Беспилотные авиационные системы», к концу текущего десятилетия количество произведенных в России БПЛА должно вырасти более чем в пять раз – такое заявление сделал премьер Михаил Мишустин. Выпуск востребованных моделей предполагается максимально локализовать, для чего необходимо производить в стране энергетические и силовые установки, средства связи и т. д.

Наконец, нацпроект «Новые атомные и энергетические технологии», по словам Мишустина, позволит России войти в десятку стран–лидеров по объему научных исследований и конструкторских работ.

Планы заявлены грандиозные, названы конкретные результаты и сроки их достижения. Что из этого будет исполнено, а что нет, посмотрим.

Где деньги, Зин?

Среди главных препятствий на пути импортозамещения эксперты называют вопрос финансирования. Но, как показывает практика последних лет, российские власти при необходимости умеют находить средства – это тоже большой плюс. Сейчас мы наблюдаем существенный рост инвестиций: в первом полугодии 2024-го они увеличились на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Правда, как отмечается в квартальном прогнозе ВВП Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, значительная часть этих вложений «пока локализуется в ограниченном количестве секторов и лишь ограниченно влияет на среднесрочный потенциал экономического роста». К примеру, растут капитальные вложения в оборонно-промышленный комплекс, в финансовый сектор, в транспортную и логистическую инфраструктуру и смежные с ними производства.

Это хорошо, но далее необходимо расширение инвестиций в активную часть основных фондов. «Если это произойдет, в том числе и за счет поддержки со стороны правительства, то на горизонте трех–пяти лет можно было бы ожидать новой волны расширения выпуска и стабилизации цен», говорится в документе ИНП. Предполагается, что совокупный рост инвестиций в 2024–2027 годах составит 14,2%, а среднегодовые темпы роста будут порядка 3,4%.

Какие руки нужны экономике

Впрочем, не деньгами едиными. Модель развития, опирающаяся на бюджетные расходы, рано или поздно наталкивается на ограничения как по трудовым ресурсам, так и по производственным мощностям. Сегодня в отечественном хозяйстве наблюдается очевидный дефицит вышеназванных мощностей – недаром многие производства (особенно оборонного комплекса) работают в две-три смены.

Если совокупный объем предстоящих инвестиций оценивается экспертами ИНП РАН в сумму порядка 40 трлн руб., то из них около 35% (10 трлн) должно пойти на машины и оборудование. При этом дефицит именно импортных машин и оборудования в денежном эквиваленте составляет 2,5 трлн руб.

Данный фактор серьезно сдерживает наше научно-технологическое развитие. России крайне необходим трансферт технологий из других стран, говорит Александр Широв, но с этим сейчас проблемы: не всё и не всегда можно просто купить за деньги. Чтобы добыть желаемое, отечественным импортерам приходится выстраивать сложные схемы поставок, налаживать производственную кооперацию и т. д. Многому наши компании уже научились – тот же параллельный импорт стал одним из механизмов, позволивших решить часть проблем с закупкой оборудования и технологий из недружественных стран.

Параллельно развивается взаимодействие с дружественными государствами. К сожалению, и здесь не все идет гладко, ведь нужно не только найти продавцов оборудования, но и оплатить заказы. А западные санкции практически выключили Россию из международной финансовой системы – те же китайские банки отказываются проводить платежи из нашей страны даже в юанях. Это еще один вызов, на который предстоит ответить.

Наиболее радикальный алгоритм действий в данной ситуации – поставки на основе взаимозачетов: ты мне, я тебе. В таком случае деньги фактически не нужны. На сегодняшний день по этому принципу частично осуществляется товарообмен с Китаем, благо в торговле между Москвой и Пекином наблюдается паритет, то есть объем нашего экспорта в КНР почти равен объему импорта. А вот с Индией у нас профицитный баланс: поток индийского импорта в РФ на порядок меньше российского экспорта в эту страну. И пока наши бизнесмены и чиновники только ломают головы над решением вопроса.

Что же касается проблемы рабочих рук, то, по словам Александра Широва, главное ограничение связано не с численностью занятых как таковых, а с дефицитом работников необходимой (высокой) квалификации. А также с мобильностью рабочей силы внутри страны: одни регионы столкнулись с нехваткой трудовых ресурсов, в других наблюдается их профицит.

То есть задача номер один – создание системы подготовки кадров, задача номер два – перемещение этих кадров в соответствии с потребностями экономики. А это ой как непросто! Ведь важна не только транспортная доступность тех или иных городов и сел, где размещены производства, необходим рынок доступного и качественного съемного жилья, развитая сфера услуг и т. д. Вряд ли квалифицированные работники отправятся в глухомань, чтобы жить вдесятером в «резиновой» квартире или спать в котельной, переоборудованной под хостел.


Читайте также