Сибкрай.ru

Самолеты будущего будут потреблять столько же топлива, сколько сейчас автомобиль - эксперт

По словам заместителя председателя СО РАН, директора ИТПМ СО РАН, академика Василия Михайловича Фомина, в этом году на авиасалоне отразился кризис. Среди экспонатов не было западных машин. Что касается отечественных, в их числе были представлены лучшие модели, в том числе ИЛ-86. Он летит быстрее западных. Если Boing или Airbus летают со скоростью 850 км/ч, наш – 950 км/ч. Сегодня очень активно начинает развиваться беспилотная и малая авиация. В числе экспонатов вызвал интерес небольшой вертолет, снабженный специальным оборудованием для обследования местности. Полученная им информация передается на землю, где на ее основании принимается решение о выборе маршрута. Разработанный российским конструктором Алексеевым экранолет заинтересовал представителей южных островных стран. Он позволяет быстро перемещаться с острова на остров, не взлетая высоко в небо. Его особенность – он может летать на низком расстоянии над поверхностью воды. На авиасалоне «МАКС-2009» был представлен проект, позволяющий приблизить времена массового космического туризма. Энтузиасты разработали макет машины, на которой можно слетать в космос. Как пояснил порталу Сибкрай.ru академик Фомин, это маленький самолетик, всего 10-12 метров. Он рассчитан на двоих: пилота и пассажира. Говоря о принципе запуска такой модели, он отметил, что «самолетик» ставят на транспортный самолет ИЛ-76, поднимают на высоту 20 км, где запускают его двигатель, и он уходит на орбиту. «Такая модель может достичь 100 километровой высоты. Естественно, в подобных условиях потребуется скафандр», - уточнил собеседник портала. Правда, реализация проекта потребует колоссальных денег. «Государство вряд ли будет финансировать машину, на которую потребуется более миллиарда рублей. Если найдется фанатик, то, возможно, этот проект и реализуется. Говорят, что американцы уже слетали и потратили 10 млн долларов», - сказал Фомин. Заместитель директора ИТПМ по научной работе, доктор физико-математических наук Александр Николаевич Шиплюк, в свою очередь рассказал о самолетах гражданской авиации будущего. В числе основных требований, предъявляемых к новым машинам, он назвал увеличение на 15% эффективности, уменьшение шума и снижение потребления топлива, а также улучшение комфорта для пассажиров, сервиса. Предполагается, что по расходу топлива и объемам выбросов через 10 -20 лет самолет приблизится к автомобилям. «Расход топлива на 100 км на одного пассажира у самолета будет такой же, как и в машине, пока же он в два раза больше», - уточнил Шиплюк. Сейчас, по его словам, в Европе рассматриваются три концепции перспективных авиалайнеров: наиболее «зеленый» самолет создает самый маленький шум и самый маленький выброс в атмосферу, второй – летающее крыло – обеспечивает наибольший комфорт для пассажиров. Также рассматривается развитие традиционных схем, таких как А-380. Какая из этих моделей победит, пока не известно. В самолетах будущего уделяется большое внимание возможности быстрой эвакуации пассажиров, оптимизировано количество проходов и выходов. Требования предъявляются жесткие – в случае пожара все должны покинуть салон за 97 секунд. По словам собеседников портала, представленные на выставке новаторские идеи витали еще давно, но для того, чтобы они осуществлялись, необходимы современные технологии и материалы, которые появились только сегодня. В настоящее время авиалайнеры не создаются в одиночку. Евросоюз уже давно объединился - в разработке самолетов участвуют 36 партнеров и 4 основных производителей самолетов, поставщики основных деталей, а также исследовательские центры, в том числе ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт г. Жуковский), университеты и другие предприятия. Сибирские ученые сотрудничают с производителями Boing и Airbus, однако результаты своей работы не разглашают. На авиасалоне «МАКС-2009» ученые Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН представили свои перспективные авиационные технологии: управление звуковым ударом, снижение сопротивления, управление обтеканием, лазерные технологии. В ходе пресс-тура журналистам более подробно рассказали о преимуществах лазерной сварки. В настоящее время Институт ведет переговоры с заводом им. Чкалова на проведение экспериментальной сборки самолета при помощи лазерной сварки – сейчас для этих целей любому самолету требуется более 50 млн заклепок. Эту технологию также можно применять и при сварке труб в газопроводе, существенно увеличив скорость работы. В середине 90-х одна французская фирма заказала Институту разработать гиперзвуковую аэродинамическую трубу. Однако со временем про этот заказ забыли. Ученые решили сооружение довести до ума и приспособить его для своих целей. Эксперимент закончился 2 недели назад. На трубе уже сделано более 2 тысяч пусков. Ее планируют использовать для испытания космических аппаратов, поскольку с помощью гиперзвуковой аэродинамической трубы можно воссоздать на земле все необходимые условия и требования для эксперимента.

По словам заместителя председателя СО РАН, директора ИТПМ СО РАН, академика Василия Михайловича Фомина, в этом году на авиасалоне отразился кризис. Среди экспонатов не было западных машин. Что касается отечественных, в их числе были представлены лучшие модели, в том числе ИЛ-86. Он летит быстрее западных. Если Boing или Airbus летают со скоростью 850 км/ч, наш – 950 км/ч. Сегодня очень активно начинает развиваться беспилотная и малая авиация. В числе экспонатов вызвал интерес небольшой вертолет, снабженный специальным оборудованием для обследования местности. Полученная им информация передается на землю, где на ее основании принимается решение о выборе маршрута. Разработанный российским конструктором Алексеевым экранолет заинтересовал представителей южных островных стран. Он позволяет быстро перемещаться с острова на остров, не взлетая высоко в небо. Его особенность – он может летать на низком расстоянии над поверхностью воды. На авиасалоне «МАКС-2009» был представлен проект, позволяющий приблизить времена массового космического туризма. Энтузиасты разработали макет машины, на которой можно слетать в космос. Как пояснил порталу Сибкрай.ru академик Фомин, это маленький самолетик, всего 10-12 метров. Он рассчитан на двоих: пилота и пассажира. Говоря о принципе запуска такой модели, он отметил, что «самолетик» ставят на транспортный самолет ИЛ-76, поднимают на высоту 20 км, где запускают его двигатель, и он уходит на орбиту. «Такая модель может достичь 100 километровой высоты. Естественно, в подобных условиях потребуется скафандр», - уточнил собеседник портала. Правда, реализация проекта потребует колоссальных денег. «Государство вряд ли будет финансировать машину, на которую потребуется более миллиарда рублей. Если найдется фанатик, то, возможно, этот проект и реализуется. Говорят, что американцы уже слетали и потратили 10 млн долларов», - сказал Фомин. Заместитель директора ИТПМ по научной работе, доктор физико-математических наук Александр Николаевич Шиплюк, в свою очередь рассказал о самолетах гражданской авиации будущего. В числе основных требований, предъявляемых к новым машинам, он назвал увеличение на 15% эффективности, уменьшение шума и снижение потребления топлива, а также улучшение комфорта для пассажиров, сервиса. Предполагается, что по расходу топлива и объемам выбросов через 10 -20 лет самолет приблизится к автомобилям. «Расход топлива на 100 км на одного пассажира у самолета будет такой же, как и в машине, пока же он в два раза больше», - уточнил Шиплюк. Сейчас, по его словам, в Европе рассматриваются три концепции перспективных авиалайнеров: наиболее «зеленый» самолет создает самый маленький шум и самый маленький выброс в атмосферу, второй – летающее крыло – обеспечивает наибольший комфорт для пассажиров. Также рассматривается развитие традиционных схем, таких как А-380. Какая из этих моделей победит, пока не известно. В самолетах будущего уделяется большое внимание возможности быстрой эвакуации пассажиров, оптимизировано количество проходов и выходов. Требования предъявляются жесткие – в случае пожара все должны покинуть салон за 97 секунд. По словам собеседников портала, представленные на выставке новаторские идеи витали еще давно, но для того, чтобы они осуществлялись, необходимы современные технологии и материалы, которые появились только сегодня. В настоящее время авиалайнеры не создаются в одиночку. Евросоюз уже давно объединился - в разработке самолетов участвуют 36 партнеров и 4 основных производителей самолетов, поставщики основных деталей, а также исследовательские центры, в том числе ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт г. Жуковский), университеты и другие предприятия. Сибирские ученые сотрудничают с производителями Boing и Airbus, однако результаты своей работы не разглашают. На авиасалоне «МАКС-2009» ученые Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН представили свои перспективные авиационные технологии: управление звуковым ударом, снижение сопротивления, управление обтеканием, лазерные технологии. В ходе пресс-тура журналистам более подробно рассказали о преимуществах лазерной сварки. В настоящее время Институт ведет переговоры с заводом им. Чкалова на проведение экспериментальной сборки самолета при помощи лазерной сварки – сейчас для этих целей любому самолету требуется более 50 млн заклепок. Эту технологию также можно применять и при сварке труб в газопроводе, существенно увеличив скорость работы. В середине 90-х одна французская фирма заказала Институту разработать гиперзвуковую аэродинамическую трубу. Однако со временем про этот заказ забыли. Ученые решили сооружение довести до ума и приспособить его для своих целей. Эксперимент закончился 2 недели назад. На трубе уже сделано более 2 тысяч пусков. Ее планируют использовать для испытания космических аппаратов, поскольку с помощью гиперзвуковой аэродинамической трубы можно воссоздать на земле все необходимые условия и требования для эксперимента.


Читайте также