Сибкрай.ru

Инновационный центр Кольцово: апгрейд для компании

Говоря о нем, нам придется часто употреблять слово «впервые». Начнем с того, что это был один из первых инновационных центров в России. К тому времени вокруг ГНЦ ВБ «Вектор» уже образовался своего рода «пояс внедрения» — круг якорных компаний, которые на базе векторовских разработок более или менее успешно строили свой бизнес. Но уже тогда стало ясно, что не сегодня-завтра многие из этих фирм столкнутся с определенными проблемами — специалисты называют их внутренними и внешними ограничениями. Чтобы вывести эти предприятия на очередной виток развития, нужен толчок извне, нужна помощь, нужен новый инструментарий.
Между тем на том же «Векторе» ждал своей очереди целый пласт готовых идей, технологий, ноу-хау. Для их коммерциализации требовалась структура, которая могла бы обеспечить этим разработкам инновационный лифт (понятие тоже из нашего времени, десять лет назад его еще не существовало).
Такая структура была создана. ГНЦ «Вектор», кольцовская администрация и технопарк «Новосибирск» совместно с областным Фондом поддержки науки и высшего образования учредили в 2000 году Инновационный центр Кольцово.
— Предполагалось, что бизнесы, отпочковавшиеся от «Вектора», и другие наукоемкие компании на каком-то этапе своего развития смогут воспользоваться нашими инструментами, чтобы выйти на более высокий уровень, — говорит директор ИЦК Андрей Линюшин. — Кто-то этими услугами с успехом пользуется, кто-то присматривается, а кто-то откровенно признается, что пока к такому сотрудничеству не готов.
Хотя, если говорить о готовности, то, пожалуй, тут имеется в виду не столько развитие бизнеса, сколько — внутренняя, психологическая готовность руководителя к переменам. Потому что ИЦК готов подхватить компанию на любой стадии ее существования — начиная с первых, стартапных шагов.

Успех с продолжением

В истории ООО «ИмДи» нет чудесных взлетов и счастливых случайностей. Год за годом, при поддержке ИЦК компания набирала обороты и поднималась по ступенькам успеха. И каждая новая ступень давалась с трудом — и руководству фирмы, и сотрудникам центра.
«ИмДи» прошла три венчурные ярмарки — а одна такая ярмарка стоит хорошего бизнес-тренинга. Готовить презентации помогали, конечно, специалисты ИЦК. С их помощью компании удалось познакомиться с потенциальным инвестором из Норвегии — состоялись переговоры, продукция должна была отправиться на тестирование в европейские госпитали, но — грянул кризис, и инвестору стало не до сотрудничества.
Тем временем фирмой заинтересовались в «Роснано». Случилось это после того, как Анатолий Чубайс во время своего визита в Новосибирск побывал в Кольцово и познакомился с инновационным потенциалом наукограда. Его внимание привлекли несколько проектов, в том числе и «ИмДи».
— Мы подготовили для компании финансово-экономическое обоснование в нужном госкорпорации формате, сопровождали проект на этапах экспертизы, — рассказывает Андрей Линюшин. — К «упаковке» у роснановцев претензий не было, но, похоже, что-то не срослось...

Тем не менее, несмотря на неудачи, вся эта работа — консалтинг, тренинги, переговоры с инвесторами, участие в венчурных мероприятиях — не прошла для компании даром и в конце концов вылилась в реальный успех. В 2010 году «ИмДи» получила инвестиции из областного венчурного фонда — 60 миллионов рублей для развития производства диагностикумов на основе иммуночипов. УК «НИКОР кэпитал партнерз» признала ее проект одним из наиболее перспективных.
— Благодаря этому опыту, — говорит директор ИЦК, — нам удалось отработать те подходы, те механизмы, ту методологию, которые мы можем не только сами применять в будущем, но и транслировать на другие регионы, другие центры, другие компании. Мы не держим в секрете свои технологии, но активно делимся ими на всероссийских и межрегиональных семинарах и тренингах. Так что наши коллеги во всей стране пользуются нашими идеями и нашим инструментарием.

Доктора вызывали?

О компании «ДиаВеста» всерьез заговорили весной 2009 года, когда она вернулась с международного конгресса «Вкус — питание — здоровье» во французском городе Дижоне. Небольшая кольцовская фирма представляла свою продукцию (батончики мюсли с пробиотиками) наравне с монстрами мирового рынка на одном из крупнейших форумов планеты. Двенадцать встреч с потенциальными партнерами в течение двух дней, доклад, который с интересом прослушали акулы продуктового бизнеса, завязавшиеся в итоге контакты — для новосибирской компании открылся целый мир новых возможностей, связей, выходов на мировой рынок.
Однако этому успеху предшествовала огромная работа, которую сотрудники ИЦК провели с руководством «ДиаВесты». И организация многочисленных встреч, и подготовка доклада, и написание технологического предложения — весь этот «багаж» собирали для компании специалисты Инновационного центра. В итоге она продемонстрировала готовность к форуму на уровне самых серьезных западных коллег и конкурентов.
— Когда директор «ДиаВесты» показала на диаграмме рынок, который они занимают, никто не поверил, — вспоминает Андрей Линюшин. — Сказали: простите, вы, наверное, перепутали цвета. Участники конгресса и подумать не могли, что на мероприятие такого ранга приедет крошечная фирмочка из России и будет всерьез претендовать на свою нишу и внимание со стороны зарубежных партнеров. И у директора «ДиаВесты» от масштаба происходящего тоже что-то сдвинулось в сознании и началась переоценка ценностей: значит, мы действительно делаем что-то интересное; значит, наша технология может быть конкурентоспособна и востребована на мировом рынке…
В чем же состоит ноу-хау Инновационного центра Кольцово? Сами сотрудники говорят, что они работают со своими клиентами по принципу «семейного доктора» — не замыкаясь на решении локальной задачи, а рассматривая компанию как целостный организм со своим жизненным циклом, со своим прошлым и будущим.
— Сначала надо проанализировать входную ситуацию — поставить «диагноз», — поясняет Андрей Линюшин, — потом вместе с фирмой разобраться, чего она хочет достигнуть, скорректировать эти цели с учетом нашего опыта и затем уже назначать «лечение» — выстраивать стратегию, которую нам предстоит шаг за шагом проходить вместе с нашим клиентом.
Правда, в случае с ООО «Прото» Инновационному центру пришлось выступить не как семейный доктор, а скорее, в качестве врача скорой помощи.
Ситуация сложилась критическая. Посевной инвестор затягивал с исполнением взятых на себя обязательств, экономические и юридические обстоятельства сложились так, что автор разработки оказался в безвыходном положении. В ИЦК он обратился уже от отчаяния.
Разработка компании «Прото» — установки для получения талой питьевой воды. Тема сегодня модная, или, как принято говорить, «горячая», поэтому у маленького стартапа может быть большое будущее. Специалисты центра помогли автору погасить конфликт и расстаться с прежними партнерами, зарегистрировать новое юридическое лицо, заново проработать проект, сесть в бизнес-инкубатор и даже найти венчурного инвестора. Сегодня у «Прото» уже есть опытные образцы его продукции, и скоро на площадке одного из промышленных предприятий Иркутска начнется выпуск установок по производству талой питьевой воды.

Инновации в сетях

В арсенале ИЦК кроме базовых консалтинговых компетенций для «упаковки» инновационных бизнесов есть еще ряд «тонких» инструментов — три модуля в рамках проекта Gate2RuBin («шлюз в европейскую бизнес-инновационную сеть»). Это Сибирский узел Российской сети трансфера технологий, ЕвроИнфоЦентр и поддержка участия в рамочных программах ЕС. Что это за инструменты, какие возможности для наукоемких компаний и научных организаций они открывают — об этом, пожалуй, стоит рассказать отдельно.
Российская сеть трансфера технологий (RTTN) существует уже восемь лет. У ее истоков стояли два инновационных центра — в Обнинске и Кольцово. Сибирский узел RTTN, хоть и называется региональным, с самого начала вышел за границы той территории, ради нужд которой создавался. Его услугами пользуются авторы технологий из Новосибирска, Томска, Омска, Красноярска, Иркутска, Якутска. География партнерских связей ИЦК включает Россию и ближнее зарубежье, Европу и Северную Америку, Центральную и Юго-Восточную Азию. Задача специалистов центра — подготовить стандартизированное, понятное и привлекательное для бизнес-партнера описание разработки, выложить ее профиль в базу данных сети, а затем — помочь наладить контакт, организовать переговоры и довести дело до подписания соглашения.
Именно так сотрудники Инновационного центра помогли КТИ прикладной микроэлектроники СО РАН договориться с московской компанией «Подий». В институте были разработаны тензометрические датчики — исключительно чувствительные и долговечные устройства, позволяющие определять изменение давления и веса. Фирма «Подий» — один из крупнейших производителей плоских кабелей в стране — выделила в базе RTTN сибирскую разработку и решила попробовать использовать эти датчики в лифтостроении. Предложение для ученых оказалось более чем неожиданным: они никогда не думали о таком применении своих датчиков. Но при участии ИЦК баланс потребностей производителей и возможностей разработчиков был найден и соглашение — подписано.

Окно в Европу

В 2008 году ИЦК был отобран по конкурсу Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса как структура, на базе которой должен работать Европейский информационный корреспондентский центр Новосибирской области (ЕИКЦ).
— Сеть создавалась в рамках вхождения России в ВТО как инструмент инфраструктурной поддержки наших и зарубежных экспортно ориентированных компаний, — рассказывает Андрей Линюшин. — Задача ЕИКЦ — сделать для отечественных предпринимателей более прозрачным, понятным и удобным сотрудничество с Европой. И одновременно — открыть нашу страну для западных партнеров. Сейчас Россия, и Сибирь особенно, для зарубежных бизнесменов — сплошное белое пятно. С одной стороны, у них есть понимание, что это огромный и весьма привлекательный рынок, с другой — они понятия не имеют, как на этот рынок входить и что их здесь ждет. Поэтому ЕвроИнфоЦентры призваны помочь зарубежным игрокам сориентироваться на российском поле. Для отечественных компаний это означает доступ к базам данных более 450 центров Единой европейской сети поддержки предпринимательства, информацию о европейском рынке и западном законодательстве, возможность поиска зарубежных партнеров для бизнес-кооперации.
В Новосибирской области региональный ЕвроИнфоЦентр действует на базе ИЦК при поддержке областного министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства, а с сентября 2010 года — при участии и активном партнерстве Новосибирской городской торгово-промышленной палаты.
— Каждый из имеющихся у нас «тонких» инструментов можно использовать по отдельности, но вместе они решают одну задачу и дополняют друг друга, давая тем самым определенную синергию результата, — считает Андрей Линюшин. — RTTN предполагает трансфер технологий, то есть реализацию интеллектуальной собственности и создание совместных предприятий. В Европе существует ряд фондов, которые на этом специализируются, и как раз сейчас они начинают активно входить на российский технологический рынок. Сначала они оценивают технологию — насколько она может быть востребована. Если прогноз превышает 1,5 миллиона евро, значит это уже интересно и стороны, при поддержке ИЦК, выходят на соглашение.
— В то время как RTTN предполагает технологическую кооперацию, — продолжает Линюшин, — и здесь неважно, кто стоит за разработкой — институт, компания или отдельный автор, то действовать через ЕвроИнфоЦентр могут только уже готовые предприятия. Это инструмент для бизнес-кооперации. И наконец, 7-я Рамочная программа позволяет нашим НИИ и инновационным компаниям входить в создаваемые европейцами консорциумы с участием научно-исследовательских структур и бизнеса, причем средства на эти цели выделяет Евросоюз.

Инструменты на выбор

И тут опять надо сказать, что ИЦК стал первым центром в России, где все эти три инструмента в рамках проекта Gate2RuBin были собраны под крышей одной структуры и отданы в введение одной команды. Случай для своего времени уникальный. Правда, скоро таких структур в регионах нашей страны станет больше: Минэкономразвития ставит задачу по возможности объединять эти компетенции, чтобы компании могли получать весь пакет услуг из «одного окна». А значит, опыт кольцовского центра востребован теперь и в других регионах.
— На самом деле компании совершенно неважно, какой инструмент мы используем для поддержки, — говорит директор центра. — Важно, чтобы был результат.
И чаще всего помощь действительно получается комплексной — принцип «семейного доктора» продолжает работать.
В качестве примера можно опять привести историю «ДиаВесты»: именно благодаря механизмам, имеющимся в распоряжении Инновационного центра, ей удалось найти партнера за рубежом.
Слабое место компании — производство. При том что технология «ДиаВесты» уникальна, самостоятельно выпускать свои чудодейственные батончики ей сложно: нет ни нужного оборудования, ни достаточных производственных площадей. Поэтому даже в новосибирских магазинах эту продукцию редко встретишь — что уж говорить о других регионах!
Специалисты ИЦК сумели заинтересовать сибирской технологией известную продуктовую корпорацию «Фрукталь» (Словения). Провели дегустацию, организовали несколько встреч, выработали стратегию взаимодействия. И сегодня «Фрукталь» готова запустить новую линию по производству батончиков мюсли с пробиотиками, а жировую субстанцию, ту самую «шубу», позволяющую сохранить живыми бифидобактерии, будет поставлять в Словению «ДиаВеста». Просто образцово-показательный пример международной бизнес-кооперации.
Инструменты ИЦК работают не только на связи с Европой, но и внутри страны, и даже за океан. Два ЕвроИнфоЦентра — новосибирский и томский — смогли подружить две свои компании. В результате производитель знаменитой инновационной косметики — «Лаборатория НКО» — заключил соглашение с торговой фирмой «Мандарин-Сити», и теперь томичи будут продавать уникальные кольцовские кремы и тоники.
Попытка новосибирской компании «СибАС» покорить Америку закончилась неудачей, но эта неудача столь блистательна, что с полным правом может стоять в одном ряду с историями успеха. Дело в том, что «СибАС» при сопровождении ИЦК сумела принять участие в тендере Госдепартамента США. Еще немного — и она могла бы выиграть конкурс. Малодозная рентгеновская установка «Сибскан», предназначенная для аэропортов, таможен и других мест с жестким входным контролем (разработка Института ядерной физики), по технологическим параметрам обошла все заморские аналоги. А вот по цене все-таки уступила конкурентам.
— Мы полностью подготовили заявку, провели необходимый консалтинг, работали с компанией полгода, — рассказывает Андрей Линюшин. — Но по себестоимости «Сибскан» не прошла — поскольку установки изготавливаются сегодня штучно, а это всегда дороже, чем серия. Хотя отрицательный результат — тоже результат: мы дополнительно опробовали свои силы, отточили методологию, обрели новый опыт. Для команды «СибАС» эта работа тоже была продуктивной, и может быть, нынешний проигрыш заложил базу для завтрашней победы.

Там, за горизонтом…

Сегодня наукоград Кольцово стоит на пороге серьезных перемен: в ближайшие годы здесь будет создан биотехнопарк — инфраструктура полного цикла поддержки инноваций. Будут построены центры коллективного пользования, заработают крупные высокотехнологичные производства, появятся новые стартапы, очередной толчок к развитию получат уже существующие компании.
Масштаб проекта предполагает 8,2 миллиарда вложений в течение пяти лет из федерального, областного и муниципального бюджетов, а также средств частных инвесторов. Если сейчас в Кольцово работает порядка 25 наукоемких компаний, то к концу 2015 года их должно стать в пять раз больше.
Какую роль в этом процессе возьмет на себя Инновационный центр?
— Есть функции, без которых не может обойтись ни один технопарк, — отвечает Андрей Линюшин. — Это комплексный консалтинг и сопровождение компаний, запуск и бизнес-инкубирование проектов, маркетинг и продвижение продукции. Все инструменты для этого у нас есть, есть собственная методологическая база, есть опыт десятилетней работы, межрегиональные и международные связи. Это позволит нам создать структуру, которую мы назвали Управляющий инновационно-финансовый центр. Помимо системной работы с фирмами, он обеспечит еще и комплексный маркетинг территории, продвижение самого наукограда, консалтинг и позиционирование биотехнопарка. Но самое главное — он будет способствовать формированию той своеобразной, неповторимой среды, которая необходима для рождения инноваций.
Вот в такую структуру должен вырасти в ближайшем будущем Инновационный центр Кольцово. И может быть, стоит напоследок еще раз сказать, что это будет первый подобный опыт в России.


Говоря о нем, нам придется часто употреблять слово «впервые». Начнем с того, что это был один из первых инновационных центров в России. К тому времени вокруг ГНЦ ВБ «Вектор» уже образовался своего рода «пояс внедрения» — круг якорных компаний, которые на базе векторовских разработок более или менее успешно строили свой бизнес. Но уже тогда стало ясно, что не сегодня-завтра многие из этих фирм столкнутся с определенными проблемами — специалисты называют их внутренними и внешними ограничениями. Чтобы вывести эти предприятия на очередной виток развития, нужен толчок извне, нужна помощь, нужен новый инструментарий.
Между тем на том же «Векторе» ждал своей очереди целый пласт готовых идей, технологий, ноу-хау. Для их коммерциализации требовалась структура, которая могла бы обеспечить этим разработкам инновационный лифт (понятие тоже из нашего времени, десять лет назад его еще не существовало).
Такая структура была создана. ГНЦ «Вектор», кольцовская администрация и технопарк «Новосибирск» совместно с областным Фондом поддержки науки и высшего образования учредили в 2000 году Инновационный центр Кольцово.
— Предполагалось, что бизнесы, отпочковавшиеся от «Вектора», и другие наукоемкие компании на каком-то этапе своего развития смогут воспользоваться нашими инструментами, чтобы выйти на более высокий уровень, — говорит директор ИЦК Андрей Линюшин. — Кто-то этими услугами с успехом пользуется, кто-то присматривается, а кто-то откровенно признается, что пока к такому сотрудничеству не готов.
Хотя, если говорить о готовности, то, пожалуй, тут имеется в виду не столько развитие бизнеса, сколько — внутренняя, психологическая готовность руководителя к переменам. Потому что ИЦК готов подхватить компанию на любой стадии ее существования — начиная с первых, стартапных шагов.

Успех с продолжением

В истории ООО «ИмДи» нет чудесных взлетов и счастливых случайностей. Год за годом, при поддержке ИЦК компания набирала обороты и поднималась по ступенькам успеха. И каждая новая ступень давалась с трудом — и руководству фирмы, и сотрудникам центра.
«ИмДи» прошла три венчурные ярмарки — а одна такая ярмарка стоит хорошего бизнес-тренинга. Готовить презентации помогали, конечно, специалисты ИЦК. С их помощью компании удалось познакомиться с потенциальным инвестором из Норвегии — состоялись переговоры, продукция должна была отправиться на тестирование в европейские госпитали, но — грянул кризис, и инвестору стало не до сотрудничества.
Тем временем фирмой заинтересовались в «Роснано». Случилось это после того, как Анатолий Чубайс во время своего визита в Новосибирск побывал в Кольцово и познакомился с инновационным потенциалом наукограда. Его внимание привлекли несколько проектов, в том числе и «ИмДи».
— Мы подготовили для компании финансово-экономическое обоснование в нужном госкорпорации формате, сопровождали проект на этапах экспертизы, — рассказывает Андрей Линюшин. — К «упаковке» у роснановцев претензий не было, но, похоже, что-то не срослось...

Тем не менее, несмотря на неудачи, вся эта работа — консалтинг, тренинги, переговоры с инвесторами, участие в венчурных мероприятиях — не прошла для компании даром и в конце концов вылилась в реальный успех. В 2010 году «ИмДи» получила инвестиции из областного венчурного фонда — 60 миллионов рублей для развития производства диагностикумов на основе иммуночипов. УК «НИКОР кэпитал партнерз» признала ее проект одним из наиболее перспективных.
— Благодаря этому опыту, — говорит директор ИЦК, — нам удалось отработать те подходы, те механизмы, ту методологию, которые мы можем не только сами применять в будущем, но и транслировать на другие регионы, другие центры, другие компании. Мы не держим в секрете свои технологии, но активно делимся ими на всероссийских и межрегиональных семинарах и тренингах. Так что наши коллеги во всей стране пользуются нашими идеями и нашим инструментарием.

Доктора вызывали?

О компании «ДиаВеста» всерьез заговорили весной 2009 года, когда она вернулась с международного конгресса «Вкус — питание — здоровье» во французском городе Дижоне. Небольшая кольцовская фирма представляла свою продукцию (батончики мюсли с пробиотиками) наравне с монстрами мирового рынка на одном из крупнейших форумов планеты. Двенадцать встреч с потенциальными партнерами в течение двух дней, доклад, который с интересом прослушали акулы продуктового бизнеса, завязавшиеся в итоге контакты — для новосибирской компании открылся целый мир новых возможностей, связей, выходов на мировой рынок.
Однако этому успеху предшествовала огромная работа, которую сотрудники ИЦК провели с руководством «ДиаВесты». И организация многочисленных встреч, и подготовка доклада, и написание технологического предложения — весь этот «багаж» собирали для компании специалисты Инновационного центра. В итоге она продемонстрировала готовность к форуму на уровне самых серьезных западных коллег и конкурентов.
— Когда директор «ДиаВесты» показала на диаграмме рынок, который они занимают, никто не поверил, — вспоминает Андрей Линюшин. — Сказали: простите, вы, наверное, перепутали цвета. Участники конгресса и подумать не могли, что на мероприятие такого ранга приедет крошечная фирмочка из России и будет всерьез претендовать на свою нишу и внимание со стороны зарубежных партнеров. И у директора «ДиаВесты» от масштаба происходящего тоже что-то сдвинулось в сознании и началась переоценка ценностей: значит, мы действительно делаем что-то интересное; значит, наша технология может быть конкурентоспособна и востребована на мировом рынке…
В чем же состоит ноу-хау Инновационного центра Кольцово? Сами сотрудники говорят, что они работают со своими клиентами по принципу «семейного доктора» — не замыкаясь на решении локальной задачи, а рассматривая компанию как целостный организм со своим жизненным циклом, со своим прошлым и будущим.
— Сначала надо проанализировать входную ситуацию — поставить «диагноз», — поясняет Андрей Линюшин, — потом вместе с фирмой разобраться, чего она хочет достигнуть, скорректировать эти цели с учетом нашего опыта и затем уже назначать «лечение» — выстраивать стратегию, которую нам предстоит шаг за шагом проходить вместе с нашим клиентом.
Правда, в случае с ООО «Прото» Инновационному центру пришлось выступить не как семейный доктор, а скорее, в качестве врача скорой помощи.
Ситуация сложилась критическая. Посевной инвестор затягивал с исполнением взятых на себя обязательств, экономические и юридические обстоятельства сложились так, что автор разработки оказался в безвыходном положении. В ИЦК он обратился уже от отчаяния.
Разработка компании «Прото» — установки для получения талой питьевой воды. Тема сегодня модная, или, как принято говорить, «горячая», поэтому у маленького стартапа может быть большое будущее. Специалисты центра помогли автору погасить конфликт и расстаться с прежними партнерами, зарегистрировать новое юридическое лицо, заново проработать проект, сесть в бизнес-инкубатор и даже найти венчурного инвестора. Сегодня у «Прото» уже есть опытные образцы его продукции, и скоро на площадке одного из промышленных предприятий Иркутска начнется выпуск установок по производству талой питьевой воды.

Инновации в сетях

В арсенале ИЦК кроме базовых консалтинговых компетенций для «упаковки» инновационных бизнесов есть еще ряд «тонких» инструментов — три модуля в рамках проекта Gate2RuBin («шлюз в европейскую бизнес-инновационную сеть»). Это Сибирский узел Российской сети трансфера технологий, ЕвроИнфоЦентр и поддержка участия в рамочных программах ЕС. Что это за инструменты, какие возможности для наукоемких компаний и научных организаций они открывают — об этом, пожалуй, стоит рассказать отдельно.
Российская сеть трансфера технологий (RTTN) существует уже восемь лет. У ее истоков стояли два инновационных центра — в Обнинске и Кольцово. Сибирский узел RTTN, хоть и называется региональным, с самого начала вышел за границы той территории, ради нужд которой создавался. Его услугами пользуются авторы технологий из Новосибирска, Томска, Омска, Красноярска, Иркутска, Якутска. География партнерских связей ИЦК включает Россию и ближнее зарубежье, Европу и Северную Америку, Центральную и Юго-Восточную Азию. Задача специалистов центра — подготовить стандартизированное, понятное и привлекательное для бизнес-партнера описание разработки, выложить ее профиль в базу данных сети, а затем — помочь наладить контакт, организовать переговоры и довести дело до подписания соглашения.
Именно так сотрудники Инновационного центра помогли КТИ прикладной микроэлектроники СО РАН договориться с московской компанией «Подий». В институте были разработаны тензометрические датчики — исключительно чувствительные и долговечные устройства, позволяющие определять изменение давления и веса. Фирма «Подий» — один из крупнейших производителей плоских кабелей в стране — выделила в базе RTTN сибирскую разработку и решила попробовать использовать эти датчики в лифтостроении. Предложение для ученых оказалось более чем неожиданным: они никогда не думали о таком применении своих датчиков. Но при участии ИЦК баланс потребностей производителей и возможностей разработчиков был найден и соглашение — подписано.

Окно в Европу

В 2008 году ИЦК был отобран по конкурсу Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса как структура, на базе которой должен работать Европейский информационный корреспондентский центр Новосибирской области (ЕИКЦ).
— Сеть создавалась в рамках вхождения России в ВТО как инструмент инфраструктурной поддержки наших и зарубежных экспортно ориентированных компаний, — рассказывает Андрей Линюшин. — Задача ЕИКЦ — сделать для отечественных предпринимателей более прозрачным, понятным и удобным сотрудничество с Европой. И одновременно — открыть нашу страну для западных партнеров. Сейчас Россия, и Сибирь особенно, для зарубежных бизнесменов — сплошное белое пятно. С одной стороны, у них есть понимание, что это огромный и весьма привлекательный рынок, с другой — они понятия не имеют, как на этот рынок входить и что их здесь ждет. Поэтому ЕвроИнфоЦентры призваны помочь зарубежным игрокам сориентироваться на российском поле. Для отечественных компаний это означает доступ к базам данных более 450 центров Единой европейской сети поддержки предпринимательства, информацию о европейском рынке и западном законодательстве, возможность поиска зарубежных партнеров для бизнес-кооперации.
В Новосибирской области региональный ЕвроИнфоЦентр действует на базе ИЦК при поддержке областного министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства, а с сентября 2010 года — при участии и активном партнерстве Новосибирской городской торгово-промышленной палаты.
— Каждый из имеющихся у нас «тонких» инструментов можно использовать по отдельности, но вместе они решают одну задачу и дополняют друг друга, давая тем самым определенную синергию результата, — считает Андрей Линюшин. — RTTN предполагает трансфер технологий, то есть реализацию интеллектуальной собственности и создание совместных предприятий. В Европе существует ряд фондов, которые на этом специализируются, и как раз сейчас они начинают активно входить на российский технологический рынок. Сначала они оценивают технологию — насколько она может быть востребована. Если прогноз превышает 1,5 миллиона евро, значит это уже интересно и стороны, при поддержке ИЦК, выходят на соглашение.
— В то время как RTTN предполагает технологическую кооперацию, — продолжает Линюшин, — и здесь неважно, кто стоит за разработкой — институт, компания или отдельный автор, то действовать через ЕвроИнфоЦентр могут только уже готовые предприятия. Это инструмент для бизнес-кооперации. И наконец, 7-я Рамочная программа позволяет нашим НИИ и инновационным компаниям входить в создаваемые европейцами консорциумы с участием научно-исследовательских структур и бизнеса, причем средства на эти цели выделяет Евросоюз.

Инструменты на выбор

И тут опять надо сказать, что ИЦК стал первым центром в России, где все эти три инструмента в рамках проекта Gate2RuBin были собраны под крышей одной структуры и отданы в введение одной команды. Случай для своего времени уникальный. Правда, скоро таких структур в регионах нашей страны станет больше: Минэкономразвития ставит задачу по возможности объединять эти компетенции, чтобы компании могли получать весь пакет услуг из «одного окна». А значит, опыт кольцовского центра востребован теперь и в других регионах.
— На самом деле компании совершенно неважно, какой инструмент мы используем для поддержки, — говорит директор центра. — Важно, чтобы был результат.
И чаще всего помощь действительно получается комплексной — принцип «семейного доктора» продолжает работать.
В качестве примера можно опять привести историю «ДиаВесты»: именно благодаря механизмам, имеющимся в распоряжении Инновационного центра, ей удалось найти партнера за рубежом.
Слабое место компании — производство. При том что технология «ДиаВесты» уникальна, самостоятельно выпускать свои чудодейственные батончики ей сложно: нет ни нужного оборудования, ни достаточных производственных площадей. Поэтому даже в новосибирских магазинах эту продукцию редко встретишь — что уж говорить о других регионах!
Специалисты ИЦК сумели заинтересовать сибирской технологией известную продуктовую корпорацию «Фрукталь» (Словения). Провели дегустацию, организовали несколько встреч, выработали стратегию взаимодействия. И сегодня «Фрукталь» готова запустить новую линию по производству батончиков мюсли с пробиотиками, а жировую субстанцию, ту самую «шубу», позволяющую сохранить живыми бифидобактерии, будет поставлять в Словению «ДиаВеста». Просто образцово-показательный пример международной бизнес-кооперации.
Инструменты ИЦК работают не только на связи с Европой, но и внутри страны, и даже за океан. Два ЕвроИнфоЦентра — новосибирский и томский — смогли подружить две свои компании. В результате производитель знаменитой инновационной косметики — «Лаборатория НКО» — заключил соглашение с торговой фирмой «Мандарин-Сити», и теперь томичи будут продавать уникальные кольцовские кремы и тоники.
Попытка новосибирской компании «СибАС» покорить Америку закончилась неудачей, но эта неудача столь блистательна, что с полным правом может стоять в одном ряду с историями успеха. Дело в том, что «СибАС» при сопровождении ИЦК сумела принять участие в тендере Госдепартамента США. Еще немного — и она могла бы выиграть конкурс. Малодозная рентгеновская установка «Сибскан», предназначенная для аэропортов, таможен и других мест с жестким входным контролем (разработка Института ядерной физики), по технологическим параметрам обошла все заморские аналоги. А вот по цене все-таки уступила конкурентам.
— Мы полностью подготовили заявку, провели необходимый консалтинг, работали с компанией полгода, — рассказывает Андрей Линюшин. — Но по себестоимости «Сибскан» не прошла — поскольку установки изготавливаются сегодня штучно, а это всегда дороже, чем серия. Хотя отрицательный результат — тоже результат: мы дополнительно опробовали свои силы, отточили методологию, обрели новый опыт. Для команды «СибАС» эта работа тоже была продуктивной, и может быть, нынешний проигрыш заложил базу для завтрашней победы.

Там, за горизонтом…

Сегодня наукоград Кольцово стоит на пороге серьезных перемен: в ближайшие годы здесь будет создан биотехнопарк — инфраструктура полного цикла поддержки инноваций. Будут построены центры коллективного пользования, заработают крупные высокотехнологичные производства, появятся новые стартапы, очередной толчок к развитию получат уже существующие компании.
Масштаб проекта предполагает 8,2 миллиарда вложений в течение пяти лет из федерального, областного и муниципального бюджетов, а также средств частных инвесторов. Если сейчас в Кольцово работает порядка 25 наукоемких компаний, то к концу 2015 года их должно стать в пять раз больше.
Какую роль в этом процессе возьмет на себя Инновационный центр?
— Есть функции, без которых не может обойтись ни один технопарк, — отвечает Андрей Линюшин. — Это комплексный консалтинг и сопровождение компаний, запуск и бизнес-инкубирование проектов, маркетинг и продвижение продукции. Все инструменты для этого у нас есть, есть собственная методологическая база, есть опыт десятилетней работы, межрегиональные и международные связи. Это позволит нам создать структуру, которую мы назвали Управляющий инновационно-финансовый центр. Помимо системной работы с фирмами, он обеспечит еще и комплексный маркетинг территории, продвижение самого наукограда, консалтинг и позиционирование биотехнопарка. Но самое главное — он будет способствовать формированию той своеобразной, неповторимой среды, которая необходима для рождения инноваций.
Вот в такую структуру должен вырасти в ближайшем будущем Инновационный центр Кольцово. И может быть, стоит напоследок еще раз сказать, что это будет первый подобный опыт в России.


Читайте также