Сибкрай.ru

«Interra’ктивный город» вывернул Академгородок наизнанку

Проект «Interra’ктивный город», который готовит аудиторию к Международному молодежному инновационному форуму «Интерра», предложил любителям нетрадиционного взгляда на мир новую лекцию под названием «Городок-underworld». Снова в эклектичном интерьере клуба «Труба» 26 августа слушатели могли почувствовать себя как на университетской паре. Тем более что читал лекцию кандидат исторических наук, преподаватель НГУ по этнокультурной журналистике и истории, «простой шлюзовской гопник», по собственному определению, Вадим Журавлев. Иногда ему подсказывал лектор-блоговед Илья Стахеев. Отколов утром кусочек зуба, днем собираясь в экспедицию, вечером Вадим раскрыл правду о бренде Академгородка. Комментируя название «underworld», которое в словарях трактуется как преступный мир или социальное дно, а также заставляет вспомнить фантастический фильм «Другой мир» («Underworld»), лектор Журавлев предупредил, что не станет рассказывать ни о проститутках, ни о вервольфах Академа. Как и во всех своих лекциях, Вадим начал очень издалека. Новосибирск, по его словам, интересное с информационной точки зрения пространство. Оно как tabula rasa – чистый лист. Причина в том, что наш город создан тремя эвакуациями: во время Гражданской и Великой Отечественной войн и посольством академика Лаврентьева. Отсюда и психология транзитного пассажира, свойственная новосибирцам: все стремятся поскорее перебраться в столицы и заграницы. Например, музыкальные группы: только что став популярными, только что создав бренд, они уезжают, а бренд живет по-винни-пуховски: «Если он есть, то его сразу нет». Единственный бренд, существующий в Новосибирске, – Академгородок. Это то, что широко известно о нашем городе за рубежом обычным людям. Например, в «Британской энциклопедии» 1970-го года есть четыре статьи, посвященные Сибири: «Сибирь», «Алтай», «Байкал» и «Академгородок». Вот и все, что нужно знать образованному англичанину о холодном крае. Бренд Академа, по словам лектора Журавлева, был создан одним человеком – журналистом Замирой Ибрагимовой. Именно она отработала весь клубок смыслов, связанных с городком. Дело в том, что изначально территория, где расположен Академ, называлась Волчий лог, но когда Михайл Алексеевич Лаврентьев узнал об этом, то понял, что место нужно переименовать – «ребрендить». Так жутковатое наименование, любимое писателями жанра фэнтази, превратилось в «Золотую долину». Замира Ибрагимова раскрутила новое имя через ассоциации с произведением Джека Лондона, опереттой и портвейном, которые волей судьбы зовутся так же. Она помогла стать Академу известным не только благодаря науке, но и благодаря потаенным смыслам – тому самому андерворлду. С тех пор этот миф каждый год продолжают выжимать, не пытаясь обновить. Вадим считает, что во всем виноват повсеместно распространившийся невроз политтехнологов: люди уверены, что могут сделать кое-что из чего угодно. Но нельзя всегда обманывать всех, и конфетка из непонятно чего не обязательно будет вкусной. Ресурс старой репутации Академгородка еще работает, но начинает затухать. Нужен следующий шаг. Нужна версия «Академ 2.0». Откуда взять новый миф? Его надо подслушать. Бренд – это тень реально существующего явления. Чтобы эту тень увидеть, надо стать чужим. Но не враждебным чужим, а исследователем, как Миклухо-Маклай. Тогда вам станет доступен «underworld» с его новыми ассоциациями, которые позволят бренду прицепиться к другим брендам, как вагон к составу. Если у бренда есть связи с другими элементами реальности, это значит, что он создан по законам культурной ситуации не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Правильно не придумывать, а изучать, находя зацепки. Лекция вызвала множество вопросов у слушателей. Почему бренд стал размываться? Потому что в 90-е годы наука пошла на спад, Академгородок из мирового стал не просто новосибирским, а каким-то советскорайонским, получив репутацию спального района, куда съезжаются люди, так сказать, с альтернативными источниками капитала. Вадим Журавлев к слову вспомнил цитату Тани Лазаревой: «Академ, конечно, создавался как место, где много лысых, но мы же не это имели ввиду!». Откуда у городковцев такой снобизм? Снобизм – это вторичный половой признак элиты. Что останется от Академа, если и оттуда все уезжают? А так всегда было: варяжская интеллектуальная знать постоянно лезла во все щели. Разве Академ не проигрывает некоторым регионам России, например, в сфере услуг? Да, проигрывает, но мы продолжаем почивать на лаврах, так как всем известно, что Ахиллес никогда не догонит черепаху.

Проект «Interra’ктивный город», который готовит аудиторию к Международному молодежному инновационному форуму «Интерра», предложил любителям нетрадиционного взгляда на мир новую лекцию под названием «Городок-underworld». Снова в эклектичном интерьере клуба «Труба» 26 августа слушатели могли почувствовать себя как на университетской паре. Тем более что читал лекцию кандидат исторических наук, преподаватель НГУ по этнокультурной журналистике и истории, «простой шлюзовской гопник», по собственному определению, Вадим Журавлев. Иногда ему подсказывал лектор-блоговед Илья Стахеев. Отколов утром кусочек зуба, днем собираясь в экспедицию, вечером Вадим раскрыл правду о бренде Академгородка. Комментируя название «underworld», которое в словарях трактуется как преступный мир или социальное дно, а также заставляет вспомнить фантастический фильм «Другой мир» («Underworld»), лектор Журавлев предупредил, что не станет рассказывать ни о проститутках, ни о вервольфах Академа. Как и во всех своих лекциях, Вадим начал очень издалека. Новосибирск, по его словам, интересное с информационной точки зрения пространство. Оно как tabula rasa – чистый лист. Причина в том, что наш город создан тремя эвакуациями: во время Гражданской и Великой Отечественной войн и посольством академика Лаврентьева. Отсюда и психология транзитного пассажира, свойственная новосибирцам: все стремятся поскорее перебраться в столицы и заграницы. Например, музыкальные группы: только что став популярными, только что создав бренд, они уезжают, а бренд живет по-винни-пуховски: «Если он есть, то его сразу нет». Единственный бренд, существующий в Новосибирске, – Академгородок. Это то, что широко известно о нашем городе за рубежом обычным людям. Например, в «Британской энциклопедии» 1970-го года есть четыре статьи, посвященные Сибири: «Сибирь», «Алтай», «Байкал» и «Академгородок». Вот и все, что нужно знать образованному англичанину о холодном крае. Бренд Академа, по словам лектора Журавлева, был создан одним человеком – журналистом Замирой Ибрагимовой. Именно она отработала весь клубок смыслов, связанных с городком. Дело в том, что изначально территория, где расположен Академ, называлась Волчий лог, но когда Михайл Алексеевич Лаврентьев узнал об этом, то понял, что место нужно переименовать – «ребрендить». Так жутковатое наименование, любимое писателями жанра фэнтази, превратилось в «Золотую долину». Замира Ибрагимова раскрутила новое имя через ассоциации с произведением Джека Лондона, опереттой и портвейном, которые волей судьбы зовутся так же. Она помогла стать Академу известным не только благодаря науке, но и благодаря потаенным смыслам – тому самому андерворлду. С тех пор этот миф каждый год продолжают выжимать, не пытаясь обновить. Вадим считает, что во всем виноват повсеместно распространившийся невроз политтехнологов: люди уверены, что могут сделать кое-что из чего угодно. Но нельзя всегда обманывать всех, и конфетка из непонятно чего не обязательно будет вкусной. Ресурс старой репутации Академгородка еще работает, но начинает затухать. Нужен следующий шаг. Нужна версия «Академ 2.0». Откуда взять новый миф? Его надо подслушать. Бренд – это тень реально существующего явления. Чтобы эту тень увидеть, надо стать чужим. Но не враждебным чужим, а исследователем, как Миклухо-Маклай. Тогда вам станет доступен «underworld» с его новыми ассоциациями, которые позволят бренду прицепиться к другим брендам, как вагон к составу. Если у бренда есть связи с другими элементами реальности, это значит, что он создан по законам культурной ситуации не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Правильно не придумывать, а изучать, находя зацепки. Лекция вызвала множество вопросов у слушателей. Почему бренд стал размываться? Потому что в 90-е годы наука пошла на спад, Академгородок из мирового стал не просто новосибирским, а каким-то советскорайонским, получив репутацию спального района, куда съезжаются люди, так сказать, с альтернативными источниками капитала. Вадим Журавлев к слову вспомнил цитату Тани Лазаревой: «Академ, конечно, создавался как место, где много лысых, но мы же не это имели ввиду!». Откуда у городковцев такой снобизм? Снобизм – это вторичный половой признак элиты. Что останется от Академа, если и оттуда все уезжают? А так всегда было: варяжская интеллектуальная знать постоянно лезла во все щели. Разве Академ не проигрывает некоторым регионам России, например, в сфере услуг? Да, проигрывает, но мы продолжаем почивать на лаврах, так как всем известно, что Ахиллес никогда не догонит черепаху.


Читайте также