Сибкрай.ru

Олег Юмов: «Для героев Платонова война – это кураж»


font-weight: normal; font-size: 12pt; font-family: <#one#>Tahoma<#one#>,<#one#>sans-serif<#one#>;<#two#>>Режиссер «Возвращения» Олег Юмов рассказал о спектакле, актерах «Глобуса» и Новосибирске:

font-weight: normal; font-size: 12pt; font-family: <#one#>Tahoma<#one#>,<#one#>sans-serif<#one#>;<#two#>>

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Как вам работается с литературным материалом?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Работать над произведениями Платонова – великое везение. С одной стороны, браться за них – большая ответственность. В работе над Платоновым нужна правдивость, а мы – все-таки театр. А театр должен быть условным. Вдвойне трудно говорить на темы войны: нашему поколению приходиться ориентироваться по фильмам, книгам, записям.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>С другой стороны в работе появляется дополнительный азарт. Тем более, что основой для спектакля стал рассказ, а не драматургия.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Мне очень бы хотелось раскрыть и передать природу произведений Платонова, уловить «театр Платонова», его жанр, слог, композицию.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- О чем будет спектакль?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- У всех великих авторов точные и многогранные названия. Например, «Гроза» Островского – очень цепляющее название, раскрывающее самую суть произведения.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Так и в «Возвращении» – фабула гораздо глубже, нежели возвращение человека с войны и его устройство в мирной жизни.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Мы, к счастью, живем в мирное время, а для героев Платонова война – это кураж. У него есть очень хорошая фраза: «Они чувствовали себя осиротевшими без войны». За четыре года люди привыкли к войне. А на войне происходят разные вещи – как моральные, так и аморальные… страшные вещи. Война так раскидала всё и на передовой, и в тылу, так что дети уже не выглядят как дети, а жены – как жены. Все перевернуто с ног на голову: Петрушке 11 лет, а он рассуждает как дед, 12-летняя Настя выглядит как маленькая женщина, Женя Иванова, тонкая, хрупкая женщина работает на кирпичном заводе, сам Иванов привык к войне, привык убивать. И единственное, что в такой ситуации может успокоить сердце – это сердце другого человека.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>В результате, «Возвращение» - это не просто возвращение домой, а скорее возвращение к самому себе.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Как бы вы определили жанр спектакля?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Природа существования героев Платонова такова, что они не умеют радоваться, они настолько привыкли к боли, что уже не реагируют на неё. С одной стороны, действие привязано к конкретным событиям (1945-й год, сентябрь), а с другой стороны, подобная ситуация порождается любой войной. Так что «Возвращение» - это, скорее всего, притча. Тот же самый роман-притча, что и у Фолкнера. Над каждым предложением можно думать очень долго.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Не страшно ли было браться за такую тему?<#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Есть такое выражение: «Не мы выбираем, а нас выбирают»… Я отношусь к этой теме без фанатизма, но мне очень нравится работать с классикой. Материал первичен, драматург первичен, а мы должны его распознать, подобрать ключ. Это как-то по-хорошему воспитывает, в том числе меня, как режиссера.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Как писал Александр Таиров, чтобы что-то сыграть, совсем не обязательно нужно это пережить. Я считаю, главное, чтобы тема цепляла тебя внутренне.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Как вам удалось перенести рассказ на сцену? Поделитесь режиссерскими находками?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Мне всегда нравилось работать над инсценировками, находить решение на уровне композиции, чтобы введение любого персонажа было оправдано, а взаимоотношения между героями – продуманы.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Конечно, можно нанять драматурга, но тогда теряется вся прелесть прозы. В том, чтобы передать слово прозаика и сделать его удобным для восприятия, есть свой азарт и интерес, который двигает меня к работе.


margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>В «Возвращение» я ввел нового персонажа ­– стрелочника, который и взял на себя функцию рассказчика. В спектакле царит атмосфера безвременья, персонажи не знают, куда они едут и зачем. Как будто их взяли и подвесили между небом и землей. А стрелочник – он некий хозяин. Не хочу проводить аналогий, но он эдакий паромщик. Не совсем даже рассказчик, а скорее свидетель этой истории, наблюдатель. Как проводник на железной дороге. Вот где насмотришься человеческих судеб, где попутчику можно рассказать все, что угодно. Не даром действие спектакля начинается и заканчивается на железнодорожной станции.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-indent: 35.4pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Какой будет спектакль по атмосфере?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Платонов хорош в паузах, хорош в тишине. Его персонажи – очень чудные. Это люди, существующие в каком-то своем очень глубоком измерении. А слова – лишь верхушка айсберга.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Вот этой атмосферы тишины и действия и хочется добиться.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Как вы видите свою аудиторию?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Просто хорошие люди, понимающие на что они идут. Не в том, конечно, смысле, что филологи. Просто Платонов в истории СССР долго был недосягаем для людей, его не печатали. А у него есть чему научиться, что понимать. Есть катарсис. На спектакль могут прийти и взрослые и дети. Все те, кому интересно жить, наблюдать, переживать.<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Должен ли вообще режиссер думать о зрителе, о кассе?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Театр никогда не зарабатывал. Это табу. У того же Мольера был Людовик EN-US<#two#> en-us=<#two#><#two#> mso-ansi-language:=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>XIV<#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>, у Шекспира – свои покровители.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Конечно, театр должен что-то зарабатывать, но<#two#>>  самоокупаемость театра – это бред, чему свидетелем вся наша история. Если бы Россия была маленькой страной в Европе, размером с Москву, тогда понятно – люди без истории, без хвостов. А когда есть такой культурный багаж…Должен быть творческий тандем. Иначе может получиться как в фильме «Бал Пожарных». И в моих словах нет творческого снобизма. Просто существуют вещи, которые невозможно сформулировать в рублях.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Как вам работается с труппой?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Мне очень нравится атмосфера театра. Команда, которая собралась – это просто песня. Мне кажется, что репетиции происходят в удовольствие и в интерес. Любопытно открывать что-то через автора в себе. Очень верно и точно распределение ролей.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Например, артист Павел Харин меня просто поражает. Как человек, как актер, его круг интересов. Он представитель того поколения артистов, которых все меньше и меньше в наше попсовое EN-US<#two#> en-us=<#two#><#two#> mso-ansi-language:=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>MTV<#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>-шное время. Александр Варавин всегда настроен на поиски нового, всегда пребывает в диалоге. Денис Васьков, если ему будет везти с авторами и режиссерами, вырастет в очень большого артиста. У него такая хорошая «начинка» – органика, природность, остается только направить это в нужное русло. Ольга Цинк и Елена Ивакина играют одну роль. И не потому, что я сомневался – они обе замечательны в своей природе. Персонаж Любови Васильевны настолько сложный и глубокий, что я специально сделал два распределения, чтобы артистки могли смотреть на персонажа со стороны и сделать образ еще глубже. Вообще любопытно было бы весь спектакль сыграть в два состава. Очень приятно работать с Ниной Квасовой – всегда комфортно, когда самоцелью являются не какие-то свои принципы, а когда люди занимаются делом.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Надеюсь, что ребятам тоже работается в удовольствие.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Ребенка и через насилие можно родить, а хочется – по любви. Очень хочется.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Как вам Новосибирск?

<#two#> mso-bidi-language:=<#two#><#two#> mso-fareast-language:=<#two#><#two#> roman=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#> mso-fareast-font-family:=<#two#><#two#> mso-ansi-language:=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>- Я бы здесь остался. У Новосибирска есть самодостаточность. Театральная жизнь здесь кипит в некоторых моментах круче, чем в столицах. Что касается «Глобуса» – чувствуется, что это именно молодежный театр, чувствуется пульсация жизни.


font-weight: normal; font-size: 12pt; font-family: <#one#>Tahoma<#one#>,<#one#>sans-serif<#one#>;<#two#>>Режиссер «Возвращения» Олег Юмов рассказал о спектакле, актерах «Глобуса» и Новосибирске:

font-weight: normal; font-size: 12pt; font-family: <#one#>Tahoma<#one#>,<#one#>sans-serif<#one#>;<#two#>>

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Как вам работается с литературным материалом?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Работать над произведениями Платонова – великое везение. С одной стороны, браться за них – большая ответственность. В работе над Платоновым нужна правдивость, а мы – все-таки театр. А театр должен быть условным. Вдвойне трудно говорить на темы войны: нашему поколению приходиться ориентироваться по фильмам, книгам, записям.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>С другой стороны в работе появляется дополнительный азарт. Тем более, что основой для спектакля стал рассказ, а не драматургия.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Мне очень бы хотелось раскрыть и передать природу произведений Платонова, уловить «театр Платонова», его жанр, слог, композицию.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- О чем будет спектакль?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- У всех великих авторов точные и многогранные названия. Например, «Гроза» Островского – очень цепляющее название, раскрывающее самую суть произведения.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Так и в «Возвращении» – фабула гораздо глубже, нежели возвращение человека с войны и его устройство в мирной жизни.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Мы, к счастью, живем в мирное время, а для героев Платонова война – это кураж. У него есть очень хорошая фраза: «Они чувствовали себя осиротевшими без войны». За четыре года люди привыкли к войне. А на войне происходят разные вещи – как моральные, так и аморальные… страшные вещи. Война так раскидала всё и на передовой, и в тылу, так что дети уже не выглядят как дети, а жены – как жены. Все перевернуто с ног на голову: Петрушке 11 лет, а он рассуждает как дед, 12-летняя Настя выглядит как маленькая женщина, Женя Иванова, тонкая, хрупкая женщина работает на кирпичном заводе, сам Иванов привык к войне, привык убивать. И единственное, что в такой ситуации может успокоить сердце – это сердце другого человека.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>В результате, «Возвращение» - это не просто возвращение домой, а скорее возвращение к самому себе.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Как бы вы определили жанр спектакля?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Природа существования героев Платонова такова, что они не умеют радоваться, они настолько привыкли к боли, что уже не реагируют на неё. С одной стороны, действие привязано к конкретным событиям (1945-й год, сентябрь), а с другой стороны, подобная ситуация порождается любой войной. Так что «Возвращение» - это, скорее всего, притча. Тот же самый роман-притча, что и у Фолкнера. Над каждым предложением можно думать очень долго.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Не страшно ли было браться за такую тему?<#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Есть такое выражение: «Не мы выбираем, а нас выбирают»… Я отношусь к этой теме без фанатизма, но мне очень нравится работать с классикой. Материал первичен, драматург первичен, а мы должны его распознать, подобрать ключ. Это как-то по-хорошему воспитывает, в том числе меня, как режиссера.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Как писал Александр Таиров, чтобы что-то сыграть, совсем не обязательно нужно это пережить. Я считаю, главное, чтобы тема цепляла тебя внутренне.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Как вам удалось перенести рассказ на сцену? Поделитесь режиссерскими находками?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Мне всегда нравилось работать над инсценировками, находить решение на уровне композиции, чтобы введение любого персонажа было оправдано, а взаимоотношения между героями – продуманы.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Конечно, можно нанять драматурга, но тогда теряется вся прелесть прозы. В том, чтобы передать слово прозаика и сделать его удобным для восприятия, есть свой азарт и интерес, который двигает меня к работе.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>В «Возвращение» я ввел нового персонажа ­– стрелочника, который и взял на себя функцию рассказчика. В спектакле царит атмосфера безвременья, персонажи не знают, куда они едут и зачем. Как будто их взяли и подвесили между небом и землей. А стрелочник – он некий хозяин. Не хочу проводить аналогий, но он эдакий паромщик. Не совсем даже рассказчик, а скорее свидетель этой истории, наблюдатель. Как проводник на железной дороге. Вот где насмотришься человеческих судеб, где попутчику можно рассказать все, что угодно. Не даром действие спектакля начинается и заканчивается на железнодорожной станции.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-indent: 35.4pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Какой будет спектакль по атмосфере?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Платонов хорош в паузах, хорош в тишине. Его персонажи – очень чудные. Это люди, существующие в каком-то своем очень глубоком измерении. А слова – лишь верхушка айсберга.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Вот этой атмосферы тишины и действия и хочется добиться.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Как вы видите свою аудиторию?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Просто хорошие люди, понимающие на что они идут. Не в том, конечно, смысле, что филологи. Просто Платонов в истории СССР долго был недосягаем для людей, его не печатали. А у него есть чему научиться, что понимать. Есть катарсис. На спектакль могут прийти и взрослые и дети. Все те, кому интересно жить, наблюдать, переживать.<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Должен ли вообще режиссер думать о зрителе, о кассе?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Театр никогда не зарабатывал. Это табу. У того же Мольера был Людовик EN-US<#two#> en-us=<#two#><#two#> mso-ansi-language:=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>XIV<#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>, у Шекспира – свои покровители.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Конечно, театр должен что-то зарабатывать, но<#two#>>  самоокупаемость театра – это бред, чему свидетелем вся наша история. Если бы Россия была маленькой страной в Европе, размером с Москву, тогда понятно – люди без истории, без хвостов. А когда есть такой культурный багаж…Должен быть творческий тандем. Иначе может получиться как в фильме «Бал Пожарных». И в моих словах нет творческого снобизма. Просто существуют вещи, которые невозможно сформулировать в рублях.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Как вам работается с труппой?

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Мне очень нравится атмосфера театра. Команда, которая собралась – это просто песня. Мне кажется, что репетиции происходят в удовольствие и в интерес. Любопытно открывать что-то через автора в себе. Очень верно и точно распределение ролей.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Например, артист Павел Харин меня просто поражает. Как человек, как актер, его круг интересов. Он представитель того поколения артистов, которых все меньше и меньше в наше попсовое EN-US<#two#> en-us=<#two#><#two#> mso-ansi-language:=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>MTV<#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>-шное время. Александр Варавин всегда настроен на поиски нового, всегда пребывает в диалоге. Денис Васьков, если ему будет везти с авторами и режиссерами, вырастет в очень большого артиста. У него такая хорошая «начинка» – органика, природность, остается только направить это в нужное русло. Ольга Цинк и Елена Ивакина играют одну роль. И не потому, что я сомневался – они обе замечательны в своей природе. Персонаж Любови Васильевны настолько сложный и глубокий, что я специально сделал два распределения, чтобы артистки могли смотреть на персонажа со стороны и сделать образ еще глубже. Вообще любопытно было бы весь спектакль сыграть в два состава. Очень приятно работать с Ниной Квасовой – всегда комфортно, когда самоцелью являются не какие-то свои принципы, а когда люди занимаются делом.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Надеюсь, что ребятам тоже работается в удовольствие.

margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>Ребенка и через насилие можно родить, а хочется – по любви. Очень хочется.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>><#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#><#two#>>- Как вам Новосибирск?

<#two#> mso-bidi-language:=<#two#><#two#> mso-fareast-language:=<#two#><#two#> roman=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#> mso-fareast-font-family:=<#two#><#two#> mso-ansi-language:=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>- Я бы здесь остался. У Новосибирска есть самодостаточность. Театральная жизнь здесь кипит в некоторых моментах круче, чем в столицах. Что касается «Глобуса» – чувствуется, что это именно молодежный театр, чувствуется пульсация жизни.



Читайте также