Сибкрай.ru

Нужна ли Новосибирску театральная критика?


margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>Факт остается фактом: Новосибирск, который на сегодняшний день претендует на звание чуть ли не третьей театральной столицы России (по крайней мере, по количеству театров), не имеет ни одного специализированного театрального издания.<#two#>>  И понятие «театральная критика» для нашего города уже, увы, неактуально.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>Новосибирский театральный обозреватель Татьяна Шипилова, которая недавно выпустила в соавторстве с тележурналистом Татьяной Антоновой книгу о театре «Красный факел», при подготовке текста с удивлением обнаружила: в местных изданиях найти приличную рецензию на спектакль не так-то просто. Театральная критика Новосибирска постепенно вырождается в нечто среднее между анонсом и рекламным материалом, из которого очень трудно узнать, как на самом деле выглядит спектакль. Не говоря уже о качестве постановки. Таким образом, если события и дальше будут развиваться по тому же сценарию, для наших потомков новосибирская театральная жизнь станет одним большим белым пятном.<#two#>>  Но разве ж только в этом дело?<#two#>>  

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>- Театральная критика нужна, потому что она – раздражитель, - считает директор «Красного факела» Александр Кулябин (кстати, единственного театра в Новосибирске, позволяющего себе иметь собственное театральное издание «Театральный проспект» - Прим. авт.). - Для чего в крови есть адреналин, для того же нужна критика: чтобы театрам не жилось слишком спокойно. Но для такого большого театрального города, как Новосибирск, её крайне мало.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>Другое мнение у представителя нового поколения новосибирских театральных деятелей, главного режиссера юного «Первого театра» Павла Южакова.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>Он считает, что критики в Новосибирске есть, только вот статей интересных мало:

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>- Когда я ставлю спектакль, первым делом мне нужно понять автора.<#two#>>  Как это сделать, меня учили пять лет, - говорит Павел. -<#two#>>  Потом еще лет пять я пытался применить это на практике - не всегда получалось. Но если понял, пытаешься с автором «сотрудничать». Вот и критик должен понять и «посотрудничать» с теми, о ком он пишет. Но увы и ах! Нет общих методологий, слишком разному нас учили: я, например, считаю, что исходное событие в «Бесприданнице» – приезд Паратова, а критик Лариса Прокопьевна Шатина – утро в деревне. Пока журналисты и филологи не учатся вместе с режиссерами и артистами, критики в Новосибе не будет. Но всегда будут умные исключения, которые нет-нет, да выстрелят.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>А вот доктор филологических наук Юрий Шатин, напротив, уверен, что такое количество критиков, не считая Москвы и Санкт Петербурга, имеется только в Новосибирске и Омске:

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>-<#two#>>  В этой критике есть то, что сейчас и требуется, – разночтения, – улыбается Шатин. - <#two#>> То есть никто не стремится найти доказательство, но каждый стремится построить пространство своего мнения. Но на самом деле это, конечно, не критика. В Новосибирске есть театральная журналистика. А для того, чтобы была критика, нужны специальные издания. Как только будут специальные издания, так сразу и появится критика. Вот, скажем, газета, которая издается сейчас в «Красном факеле» – какая же это критика? Это обыкновенная театральная журналистка с элементами рекламы. Она для зрителя. Ведь 90 процентам зрителей все эти анализы не нужны – они нужны актерам, режиссерам - людям, которые связаны с театром. Поэтому пока нет пространства для критики –<#two#>>  не будет и критики.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#>>3<#two#>><#two#>> «Критика тоже должна защищаться…»

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#>>3<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>Не многие знают, что в Новосибирске было, как минимум, две (!) попытки создать специализированные театральные издания. Впрочем, обе эти попытки не выдержали испытание временем: журнал «Под маской» прекратил свое существование из-за проблем с финансированием. На хватило у Новосибирска денег и на газету «Авансцена», которая выходила с периодичностью раз в год и вышла всего восемь раз.<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>- Сколько театров в этом городе? Сколько антреприз? А любительских коллективов? - вздыхает Валерия Лендова, известный новосибирский театральный критик<#two#>>  и бывший редактор газеты «Авансцена». - Я не знаю, кем нужно быть, чтобы этого не понимать, чтобы об этом не думать. Чтобы каждый раз пенять то на кризис, то на то, что у творческих союзов денег нет…. Мы же пытались что-то сделать. Пытались ходить по инстанциям и объяснять эту ситуацию. Но в<#two#>>  департаменте культуры нам сказали: у кого из творческих союзов вы хотите отобрать 50 000? Мы сразу так испугались! И поняли, что ни у кого <#two#>> ничего отбирать не хотим. Но все-таки странно: люди отвечают за культуру и так мало о культуре, в общем-то, думают. Вы говорите, что писать некому? Почему же некому? Ведь есть университет, и есть педуниверситет. И уж гуманитарная культура здесь достаточно высокая.<#two#>>  На самом деле люди не пишут, потому что негде печататься. Ладно, пусть это будет не критика в чистом виде. Пусть это будет театральная журналистика. Но еще раз повторю - просто негде печататься. Вестники, сборники, краснофакельская газетка «Театральный проспект» практически рекламного содержания - вот, собственно, и все.<#two#>>  


margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>Издавали газету «Авансцена». Издавали раз в год, к Новому году. У <#two#>> нормальной театральной газеты должна быть периодичность выхода не менее двух раз в год: к началу нового сезона и к подведению итогов сезона. Но даже этого Новосибирск не может себе позволить. И ситуация эта безнадежная – потому что застойное состояние именно в департаменте культуры, именно наверху. И туда уже никто<#two#>>  даже не обращается. Потому что холостой ход.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#>>3<#two#>>- Я так понимаю, сейчас такое же положение с театральными изданиями не только в Новосибирске?

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>- Почему же. Вот в Омске есть своя театральная пресса. И еще, в Омске каждый крупный театр (их там, правда, немного) имеет свои издания. Например, при Омской драме существует замечательный журнал «Письма из театра». Что-то вроде есть сейчас у «Красного факела». Но ведь это все реклама, а не театральная критика.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#>>3<#two#>>- А вам не кажется, что сами театры не особенно заинтересованы в появлении критики?

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>- Конечно же, театры не заинтересованы. Но это же не значит, что руководство города тоже должно быть не заинтересовано и идти на поводу у театров?<#two#>>  Потому что надо же вкус у людей как-то формировать? Очищать, просвещать?

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>Хорошо, что сейчас начали появляться книжки о театрах. Это знак, что ситуация готова измениться. Потому что сегодня мы видим книгу о «Красном факеле» Тани Антоновой и Татьяны Шипиловой, Елены Климовой - про «Старый дом»… Что-то выходило по оперному театру. Новосибирский журналист Сергей Самойленко занят написанием книги об истории ГДТ под руководством Сергея Афанасьева.<#two#>>  Это все прекрасно. Но это только часть той работы, которая должна быть. Которая должна проводиться, но, в общем, не проводится. К кому обращаться по этому вопросу за помощью? Скажут опять: ищите спонсоров.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#>>3<#two#>>-<#two#>>  Кстати, о тенденциях: в последнее время в новосибирских театрах появилась традиция «отлучать» неугодных журналистов от театра. «Волчий билет» в разное время получали такие журналисты, как Юлия Щеткова (после разгромных статей о премьерах в ГДТ и «Красном Факеле»), Сергей Самойленко, Яна Колесинская…<#two#>>  <#two#>> Как вы оцениваете такое отношение к критике со стороны театра?<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>- Это скорее столичная традиция – отлучать журналистов от какого-либо театра. Впрочем, я скорее отношусь с пониманием к этой традиции. Театр должен защищаться. С другой стороны, и критика тоже должна защищаться! Но чтобы критика защищалась, мы должны чувствовать себя коллективом. Чтобы у нас был свой<#two#>>  печатный орган. Тогда и мы будем защищаться, и театры будут защищаться, и всем будет хорошо. А в первую очередь, хорошо будет зрителю.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>3<#two#>><#two#>><#two#>>«<#two#>>X-NONE<#two#> style=<#two#><#two#>>Рецензий нам не надо…»

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>3<#two#>><#two#>>- X-NONE<#two#> style=<#two#><#two#>>Первое, что я услышала, когда 20 лет назад пришла <#two#>>работать X-NONE<#two#> style=<#two#><#two#>>в <#two#>>отдел культуры газеты X-NONE<#two#> style=<#two#><#two#>>«Молодость Сибири»: «Рецензий нам не надо», <#two#>>-X-NONE<#two#> style=<#two#><#two#>> рассказывает новосибирский театральный обозреватель Нина Пашкова. - И за всю свою жизнь я не написала ни одной рецензии<#two#>>.<#two#>> <#two#>>Хотя о театре писала много… Последние годы, работая в «Российской газете», я ухитрялась уложить все, что хотелось сказать о спектакле, в 1500-1700 знаков. Ни в коем случае не больше. Таков был формат издания.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>А как иначе? Журналист выполняет заказ своего редактора, своего издателя, своей газеты. А редактор и издатель уверены, что культурная и, в частности, театральная тематика читателями не востребована. Что на спектакли ходит очень небольшой процент населения, и этот процент отнюдь не определяет тираж. Другое дело – политика, экономика, криминал, жизнь звезд. Это, считается, всем интересно. Любой редактор с радостью поставит информацию о том, что на премьере на примадонну свалилась декорация. Но рецензии на ту же премьеру он не опубликует.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>В этом есть суровая экономическая правда жизни – газеты продают то, что покупается, печатают то, что читается. Кто будет спорить? Хотя это утверждение можно и перевернуть: читатели берут то, что им предлагают. По большому счету, их мнения никто не спрашивает, считается, что априори тема культуры и искусства неинтересна. Привыкнув обходиться без этой информации, они ее и не требуют.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>С другой стороны, зачем нужны рецензии зрителям, которые в едином порыве, отбивая ладони, встают на последних тактах спектакля «Только для женщин»? Они получили удовольствие, искренне посмеялись там, где им было смешно, искренне восхитились там, где им показалось красиво, искренне попереживали там, где им стало трогательно. Им что, хочется узнать, чего стоит этот юмор и этот катарсис? Да боже упаси.

<#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Итак, мы приходим к печальному, а может, вовсе и не печальному выводу, что театральная критика<#two#>>  сегодня никому не нужна – ни зрителям, ни редакциям, ни самим театральным деятелям. А если никому не нужна, то откуда бы ей в таком случае взяться?


margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>Факт остается фактом: Новосибирск, который на сегодняшний день претендует на звание чуть ли не третьей театральной столицы России (по крайней мере, по количеству театров), не имеет ни одного специализированного театрального издания.<#two#>>  И понятие «театральная критика» для нашего города уже, увы, неактуально.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>Новосибирский театральный обозреватель Татьяна Шипилова, которая недавно выпустила в соавторстве с тележурналистом Татьяной Антоновой книгу о театре «Красный факел», при подготовке текста с удивлением обнаружила: в местных изданиях найти приличную рецензию на спектакль не так-то просто. Театральная критика Новосибирска постепенно вырождается в нечто среднее между анонсом и рекламным материалом, из которого очень трудно узнать, как на самом деле выглядит спектакль. Не говоря уже о качестве постановки. Таким образом, если события и дальше будут развиваться по тому же сценарию, для наших потомков новосибирская театральная жизнь станет одним большим белым пятном.<#two#>>  Но разве ж только в этом дело?<#two#>>  

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>- Театральная критика нужна, потому что она – раздражитель, - считает директор «Красного факела» Александр Кулябин (кстати, единственного театра в Новосибирске, позволяющего себе иметь собственное театральное издание «Театральный проспект» - Прим. авт.). - Для чего в крови есть адреналин, для того же нужна критика: чтобы театрам не жилось слишком спокойно. Но для такого большого театрального города, как Новосибирск, её крайне мало.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>Другое мнение у представителя нового поколения новосибирских театральных деятелей, главного режиссера юного «Первого театра» Павла Южакова.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>Он считает, что критики в Новосибирске есть, только вот статей интересных мало:

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>- Когда я ставлю спектакль, первым делом мне нужно понять автора.<#two#>>  Как это сделать, меня учили пять лет, - говорит Павел. -<#two#>>  Потом еще лет пять я пытался применить это на практике - не всегда получалось. Но если понял, пытаешься с автором «сотрудничать». Вот и критик должен понять и «посотрудничать» с теми, о ком он пишет. Но увы и ах! Нет общих методологий, слишком разному нас учили: я, например, считаю, что исходное событие в «Бесприданнице» – приезд Паратова, а критик Лариса Прокопьевна Шатина – утро в деревне. Пока журналисты и филологи не учатся вместе с режиссерами и артистами, критики в Новосибе не будет. Но всегда будут умные исключения, которые нет-нет, да выстрелят.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>А вот доктор филологических наук Юрий Шатин, напротив, уверен, что такое количество критиков, не считая Москвы и Санкт Петербурга, имеется только в Новосибирске и Омске:

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>-<#two#>>  В этой критике есть то, что сейчас и требуется, – разночтения, – улыбается Шатин. - <#two#>> То есть никто не стремится найти доказательство, но каждый стремится построить пространство своего мнения. Но на самом деле это, конечно, не критика. В Новосибирске есть театральная журналистика. А для того, чтобы была критика, нужны специальные издания. Как только будут специальные издания, так сразу и появится критика. Вот, скажем, газета, которая издается сейчас в «Красном факеле» – какая же это критика? Это обыкновенная театральная журналистка с элементами рекламы. Она для зрителя. Ведь 90 процентам зрителей все эти анализы не нужны – они нужны актерам, режиссерам - людям, которые связаны с театром. Поэтому пока нет пространства для критики –<#two#>>  не будет и критики.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#>>3<#two#>><#two#>> «Критика тоже должна защищаться…»

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#>>3<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>Не многие знают, что в Новосибирске было, как минимум, две (!) попытки создать специализированные театральные издания. Впрочем, обе эти попытки не выдержали испытание временем: журнал «Под маской» прекратил свое существование из-за проблем с финансированием. На хватило у Новосибирска денег и на газету «Авансцена», которая выходила с периодичностью раз в год и вышла всего восемь раз.<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>- Сколько театров в этом городе? Сколько антреприз? А любительских коллективов? - вздыхает Валерия Лендова, известный новосибирский театральный критик<#two#>>  и бывший редактор газеты «Авансцена». - Я не знаю, кем нужно быть, чтобы этого не понимать, чтобы об этом не думать. Чтобы каждый раз пенять то на кризис, то на то, что у творческих союзов денег нет…. Мы же пытались что-то сделать. Пытались ходить по инстанциям и объяснять эту ситуацию. Но в<#two#>>  департаменте культуры нам сказали: у кого из творческих союзов вы хотите отобрать 50 000? Мы сразу так испугались! И поняли, что ни у кого <#two#>> ничего отбирать не хотим. Но все-таки странно: люди отвечают за культуру и так мало о культуре, в общем-то, думают. Вы говорите, что писать некому? Почему же некому? Ведь есть университет, и есть педуниверситет. И уж гуманитарная культура здесь достаточно высокая.<#two#>>  На самом деле люди не пишут, потому что негде печататься. Ладно, пусть это будет не критика в чистом виде. Пусть это будет театральная журналистика. Но еще раз повторю - просто негде печататься. Вестники, сборники, краснофакельская газетка «Театральный проспект» практически рекламного содержания - вот, собственно, и все.<#two#>>  

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>Издавали газету «Авансцена». Издавали раз в год, к Новому году. У <#two#>> нормальной театральной газеты должна быть периодичность выхода не менее двух раз в год: к началу нового сезона и к подведению итогов сезона. Но даже этого Новосибирск не может себе позволить. И ситуация эта безнадежная – потому что застойное состояние именно в департаменте культуры, именно наверху. И туда уже никто<#two#>>  даже не обращается. Потому что холостой ход.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#>>3<#two#>>- Я так понимаю, сейчас такое же положение с театральными изданиями не только в Новосибирске?

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>- Почему же. Вот в Омске есть своя театральная пресса. И еще, в Омске каждый крупный театр (их там, правда, немного) имеет свои издания. Например, при Омской драме существует замечательный журнал «Письма из театра». Что-то вроде есть сейчас у «Красного факела». Но ведь это все реклама, а не театральная критика.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#>>3<#two#>>- А вам не кажется, что сами театры не особенно заинтересованы в появлении критики?

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>- Конечно же, театры не заинтересованы. Но это же не значит, что руководство города тоже должно быть не заинтересовано и идти на поводу у театров?<#two#>>  Потому что надо же вкус у людей как-то формировать? Очищать, просвещать?

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>Хорошо, что сейчас начали появляться книжки о театрах. Это знак, что ситуация готова измениться. Потому что сегодня мы видим книгу о «Красном факеле» Тани Антоновой и Татьяны Шипиловой, Елены Климовой - про «Старый дом»… Что-то выходило по оперному театру. Новосибирский журналист Сергей Самойленко занят написанием книги об истории ГДТ под руководством Сергея Афанасьева.<#two#>>  Это все прекрасно. Но это только часть той работы, которая должна быть. Которая должна проводиться, но, в общем, не проводится. К кому обращаться по этому вопросу за помощью? Скажут опять: ищите спонсоров.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>><#two#>>3<#two#>>-<#two#>>  Кстати, о тенденциях: в последнее время в новосибирских театрах появилась традиция «отлучать» неугодных журналистов от театра. «Волчий билет» в разное время получали такие журналисты, как Юлия Щеткова (после разгромных статей о премьерах в ГДТ и «Красном Факеле»), Сергей Самойленко, Яна Колесинская…<#two#>>  <#two#>> Как вы оцениваете такое отношение к критике со стороны театра?<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>- Это скорее столичная традиция – отлучать журналистов от какого-либо театра. Впрочем, я скорее отношусь с пониманием к этой традиции. Театр должен защищаться. С другой стороны, и критика тоже должна защищаться! Но чтобы критика защищалась, мы должны чувствовать себя коллективом. Чтобы у нас был свой<#two#>>  печатный орган. Тогда и мы будем защищаться, и театры будут защищаться, и всем будет хорошо. А в первую очередь, хорошо будет зрителю.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>3<#two#>><#two#>><#two#>>«<#two#>>X-NONE<#two#> style=<#two#><#two#>>Рецензий нам не надо…»

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>> 

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>3<#two#>><#two#>>- X-NONE<#two#> style=<#two#><#two#>>Первое, что я услышала, когда 20 лет назад пришла <#two#>>работать X-NONE<#two#> style=<#two#><#two#>>в <#two#>>отдел культуры газеты X-NONE<#two#> style=<#two#><#two#>>«Молодость Сибири»: «Рецензий нам не надо», <#two#>>-X-NONE<#two#> style=<#two#><#two#>> рассказывает новосибирский театральный обозреватель Нина Пашкова. - И за всю свою жизнь я не написала ни одной рецензии<#two#>>.<#two#>> <#two#>>Хотя о театре писала много… Последние годы, работая в «Российской газете», я ухитрялась уложить все, что хотелось сказать о спектакле, в 1500-1700 знаков. Ни в коем случае не больше. Таков был формат издания.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>А как иначе? Журналист выполняет заказ своего редактора, своего издателя, своей газеты. А редактор и издатель уверены, что культурная и, в частности, театральная тематика читателями не востребована. Что на спектакли ходит очень небольшой процент населения, и этот процент отнюдь не определяет тираж. Другое дело – политика, экономика, криминал, жизнь звезд. Это, считается, всем интересно. Любой редактор с радостью поставит информацию о том, что на премьере на примадонну свалилась декорация. Но рецензии на ту же премьеру он не опубликует.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>В этом есть суровая экономическая правда жизни – газеты продают то, что покупается, печатают то, что читается. Кто будет спорить? Хотя это утверждение можно и перевернуть: читатели берут то, что им предлагают. По большому счету, их мнения никто не спрашивает, считается, что априори тема культуры и искусства неинтересна. Привыкнув обходиться без этой информации, они ее и не требуют.

margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>С другой стороны, зачем нужны рецензии зрителям, которые в едином порыве, отбивая ладони, встают на последних тактах спектакля «Только для женщин»? Они получили удовольствие, искренне посмеялись там, где им было смешно, искренне восхитились там, где им показалось красиво, искренне попереживали там, где им стало трогательно. Им что, хочется узнать, чего стоит этот юмор и этот катарсис? Да боже упаси.

<#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Итак, мы приходим к печальному, а может, вовсе и не печальному выводу, что театральная критика<#two#>>  сегодня никому не нужна – ни зрителям, ни редакциям, ни самим театральным деятелям. А если никому не нужна, то откуда бы ей в таком случае взяться?


Читайте также